Амурская ойкумена

               

   Амур со всей его обширной округой,  называемой амурским бассейном, - одна из удивительнейших рек планеты. И дело не в его длине, полноводности или водной площади. Даже не в том, что ему выпало стать и служить протяженнейшей, в несколько тысяч километров, границей двух крупнейших стран мира – России и Китая. И даже не в такой оригинальности: как подсчитали специалисты, ежегодно в своих наносах Амур перекачивает не менее 8 тонн золота – весьма удачливый золотодобытчик!
   Куда важнее то, что Амур – собиратель самых разнообразных и неповторимых земель. Нанизывает Уссурийскую тайгу, долины и пашни Маньчжурии, полупустыни Монголии, забайкальские степи, горные гряды Южной Якутии и вечную мерзлоту северо-запада Хабаровского края.
   А с недавних для него исторических пор – и  разнообразие человеческих селений, прорастающих по его собственным и притоков берегам столетие за столетием.
   С конца минувшего ХХ века мы все тревожнее и настойчивее говорим о его бедах.

                Угадай-ка!
   Картинка первая.
   Загадка не для слабонервных.
   «Во время этой прогулки я имел случай убедиться, как обилен Амур рыбою, и убил из ружья несколько осетров; огромные калуги беспрестанно выскакивали из воды и снова скрывались, взмахнув своим широким хвостом; у наших ног, между каменьями, плавали осетры и множество различной рыбы  играло на солнце, беспрестанно всплескивая воду и оставляя на поверхности реки быстро расходившиеся круги…»
   Итак: кто, когда и  где видел все это и описал?
   Вы угадали – явно не наш современник и  явно давно. Правда, не слишком. Это был первый из русских и вообще европейских ученых,  Р.Маак, кто в 1855 году проплыл по Амуру, проведя его общее обследование. А вот – где? Ни за что не признаете. Июльским вечером исследователь отправился к нанайскому стойбищу близ утеса Быри. На месте этого стойбища ныне стадион им. В.И. Ленина. А шел он, судя по приметам,  по  берегу  у подножья Казачки, где сегодня находится речной грузовой порт.
   Продолжим. Картинка вторая. Вопрос тот же.
   «В реке водится калуга до 2 пудов, осетр до 1 пуда, ленок до 15 фунтов, сиг, щука – до 30 фунтов, сом  до 10 фунтов, касатка мелкая, налим до 8 фунтов, угорь до 15 фунтов, карась, таймень до 2  пудов…»
   Даже самые бывалые хабаровские рыбаки не поверят: верховья Тунгуски, запись в путевом дневнике В.К. Арсеньева за ноябрь 1917 года. Кстати, не так уж и далеко от места, описанного  Р.Мааком.
   Третья картинка, не нуждающаяся в разгадке, - из памяти автора этой статьи, кто летом 1960-го года, стоя на носу городского дебаркадера, наблюдал, как в пронизанной солнцем синеве воды на глубине в полтора-два метра к крючку подбирался любопытный конек. И у кого перед глазами повсюду по городскому берегу, у самой кромки воды, носились юркие стайки мальков.
   И это все значит, что тяжелая болезнь загрязнения навалилась на Амур в последние десятилетия минувшего века.

                Дела нынешние
   В феврале этого года специалисты института Экологии и водных проблем  Дальневосточного отделения российской академии наук, в чьей обязанности – из года в год брать пробы воды, едва не шарахнулись от пробуренной лунки:
пахнуло так, как не водилось даже за былыми хабаровскими сточными речушками Чердымовкой и Плюснинкой. Между тем  пробу  брали на быстрой и глубокой протоке Пемзенской, куда городские стоки вообще не попадают и попасть не могут. Это выше Хабаровска по течению. Попробовать  такую воду, как заведено  учеными, на  вкус никто из них не решился. Риск здоровьем.
   По существу Амур уже всерьез  отравлен.
    В порядке вещей, что качество воды в основном русле характеризуется  от категории «загрязненная» до «грязная» и «очень грязная», в зависимости от участков и возможности Амура  самому бороться  с отравленными вливаниями. В официальных сводках по Амуру тут и там натыкаешься на цифры превышения ПДК: по концентрации железа – 6-13, меди – 9-21, цинка – 3,7-5, нефтепродукты – 10 и т.д  и т.п. Из 393,45 миллионов кубических метров стоков в Амур  220,48 – загрязненные.
   Предельно допустимая концентрация означает не только появившуюся опасность для здоровья людей. Это и сигнал о начале  нанесения  очередного
экономического ущерба целым территориям со всем их укладом и наличием производства. Ибо всюду используется вода. И очень немаловажно – какая.
   Да,  есть у нас худо ли бедно развитая экологическая нормативная база, есть природоохранная прокуратура, есть штрафы, санкции, отчеты о суммах, есть и как бы понимание того, что ранить Амур – ранить и самих себя, включая экономику, где потребуются повышенные расходы но компенсацию тех или иных неизбежных потерь. Нет  главного – отчетливого и действующего соображения, что тебе же дешевле обойдется эти потери не наносить, предупреждать. Ибо сэкономишь на природе впрямую рубль – потеряешь вскоре  косвенно  сто.  Кошельку ведь  что прямой, что косвенный расход – все пустота.
   Еще хуже – и нет до сих пор ни у кого бесспорной методики  определения нанесенных через отравление Амура  экономических потерь. А потери-то не просто есть - растут с каждым годом!
   И совсем тяжело, что Амур – трансграничная река. И зарубежные соседи, степень сотрудничества с ними и их встречного понимания - из явно решающих факторов.    
   По мнению заместителя директора по науке вышеназванного института, доктора географических наук А.Н. Махинова,  особую роль в загрязнении реки  имеет «превращение ее в огромную сточную канаву Северо-Восточного Китая. По убеждению ученого, «быстрое развитие промышленности и сельского хозяйства в провинциях Хэйлунцзян и Цзилинь уже сейчас является серьезной угрозой экологическому благополучию всего Амура и особенно его низовьев» («Восток России». 1999 г., №1).

                Вопрос вопросов
   Он известен каждому: что делать?
   Первый ответ прост и доступен каждому: не мириться с таким  тяжелым положением дел.
   Еще в конце 80-ых годов, когда по всей стране формировались государственные экологические органы, в Хабаровске появился общественный Комитет по защите Амура. Под крылом Общества охраны природы и под руководством тогда еще кандидата биологических наук  Б.А. Воронова. Довольно внушительное, серьезное по своему научно-организационному потенциалу и запалу энтузиазма объединение всех заинтересованных сил.
   Сегодня можно сколько угодно иронизировать над задором и планами этого  Комитета, но свою историческую задачу он выполнил: точно определил основные  «болезни» Амура  и  очертил контуры важнейших проблем, которые нужно решать. На этом его возможности и кончались. Письма, обращения, призывы, заявления Комитета успешно складывались адресатами в долгий ящик.
   Между тем в водовороте бесконечных перемен, перетрясок и переустройств в высшей государственной власти России  однажды  сгинула  и последняя его опора – цельная служба, система Госкомэкологии.  Так, в самом же начале ХХ1 века амурская ойкумена  оказалась по существу предоставлена самой себе:  хочешь чистого Амура – умей  крутиться!


                Край преткновения
   Основной напор из половодья всех этих переменных ПДК пришелся на Хабаровский край. С неизбежностью   призадуматься над тем, чему же быть дальше.
   В принципе,  -  объективно, коль на долю края приходится практически половина российской части амурского  бассейна.  Но есть тут и весьма обидная субъективность: огромный объем загрязнений  поступают в край «готовенькими»  от соседей, включая Китай и Монголию. И тут  борись, не борись за чистоту воды в собственных пределах – прока заведомо мало.
   С 1992 года администрация Хабаровского края в одностороннем порядке, по собственной инициативе искала пути и возможности выведения Амура из  кризисного состояния. Ежегодно на это выделялись бюджетные средства, которые только в 2002 году составили 1 миллион рублей.
   Не менее  важным шагом стало и сформирование  с управлением охраны окружающей среды провинции Хэйлунцзян общей международной рабочей группы по исследованию проблем Амура. И наконец в феврале этого года по инициативе хабаровчан  же был подписан трехсторонний  Протокол об осуществлении  совместного мониторинга вод рек Амура и Уссури между Хабаровским краем, Еврейской автономной областью и Народным правительством провинции Хэйлунцзян. Лед тронулся!
   
                Возвращение на круги своя
   Сегодня  руководство Хабаровского края выступило с дельным предложением – объединить все разрозненные силы и заинтересованные стороны,  от  органов «субъектной» государственной власти до научных и общественных организаций,  всего амурского бассейна под одной крышей, в рамках гибкой и слаженно действующей структуры.
   О рождении таковой было заявлено в конце марта на прошедшем в Хабаровске собрании представителей  тех, кто поддержал идею.
   Полное именование – Координационный Комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур, который возглавил заместитель председателя Правительства Хабаровского края С.А.Зражевский.
   Созданный при Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток  и Забайкалье» Координационный Комитет в качестве первого же шага Рассмотрел проект Плана действий по стабилизации экологической ситуации и обеспечению устойчивого развития регионов бассейна Амура.
      План весьма обширен. В основной части он  охватывает время до 2010 года, но предусматривает и более отдаленные перспективы. В качестве важнейших направлений деятельности Координационного Комитета он определяет систему действий по снижению загрязнения Амура, по сохранению  его биоразнообразия, по совершенствованию и расширению рационального природопользования и по стабилизации жизнедеятельности населения в бассейне Амура. В переводе на обычный русский язык – действия по  возвращению Амура к его доброму и славному прошлому.
   План, стоит заметить, закладывает и основные источники финансирования этих действий. По предварительным расчетам, на первом этапе, до 2005 года, затраты составят около 750 тысяч долларов, а на втором, до 2010-го, уже около 18 миллионов.
   Одной из своих важнейших целей Комитет  считает подготовку и подписание международной Конвенции о правилах природопользования в бассейне Амура, а также – разработку и пробивание проекта федерального Закона «Об охране и рациональном природопользовании реки Амур».
   Полное отличие нового Комитета от своего предшественника – в его руководство входят прежде всего государственные руководители, вице-губернаторы амурских территорий. Но главную подпитку идеями, проектами, предложениями Комитет будет получать от Научно-общественного Совета,      создаваемого при нем же.
   И это уже не просто страж, а и  работник Амура. Хватило бы только воли и настойчивости у его членов.
   Честно говоря, ношу на себя Координационный Комитет взвалил  наитяжелейшую. И поддержка Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» - немаловажное условие. Но и такое испытанное подспорье, как самое заинтересованное  участие в его работе населения всех «бассейновых» территорий, до крайности необходимо. А иначе спасение амурской вселенной – слишком долгий путь.
         
                Информация для вставок:

   Амур (монг. Хара-Мурэн. кит. Хэйлунцзян) – образуется слиянием рек Шилки и Аргуни. Длина 2824 км (от истока Аргуни – 4440 км). Судоходен на всем протяжении. Основные притоки: левобережные – Зея,  Бурея,  Амгунь, правобережные – Сунгари, Уссури. В сутки по Амуру проходит 41 тысяча тонн наносов. Ледостав с ноября по апрель. Половодье с июля по сентябрь, образуется дождевыми паводками. Средний расход воды у села Богородское 10300 кубометров в секунду (максимальный – 36000 кубометров в секунду).
                Географический энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1989 г.

 


    Амурский бассейн охватывает территории Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Читинской и Еврейской автономной  областей, Агинского Бурятского округа, а также – северо-запада Монголии и китайских провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Внутренняя Моголия

Юрий Ефименко


Рецензии