Русское Солнце. Глава 30. Планы Ольги

Межемир стоял перед княгиней Ольгой. Он передавал послание боярской Думы.  Послание было не из приятных.
- Что еще они придумали?! – возмущалась Ольга, - Нам сейчас военный поход не осилить. Особенно на Царьград.
- Это необходимо, - спокойно отвечал боярин.- Если пресветлая княгиня обратила внимание, то походом на Царьград начиналось правление каждого князя. Без этого похода Византия не признает князем Святослава, а народ потребует избрать новый княжеский род. Поход просто необходим.
- Со своим народом мы как-нибудь разберемся, а вот почему Византия нас не признает?
- Посмотрите на любой договор Руси и Византии, каждый заключается с определенным князем и действителен при жизни князя. Если князь сменился, то все договора с Византией теряют свою силу.
- Вели принести мне договора Игоря и пришли чтеца. А после я дам ответ Думе. Иди.

Княгиня отвернулась к окну, показывая, что разговор окончен. Из ее окна было видно скаковое поле, где Святослав осваивал науку езды верхом под руководством своего дядьки Паты. Зрелище так ее увлекло, что вошедший чтец с договором возился минут пятнадцать, чтобы княгиня обратила на него внимание.

Ольга очень внимательно слушала договора, иногда просила объяснить человеческим языком, что там у греков писано. Договора были и в самом деле серьезными. Такими привилегиями нельзя пренебречь. Видимо, поход, действительно, неизбежен.
- Расскажи мне про византийского царя, - неожиданно попросила она чтеца.

Тот поперхнулся на полуслове. И ответил, что не знает о нем почти ничего. Он недавно пришел на княжью службу. А вот его предшественник может многое рассказать, так как еще с   Олегом, а потом и с Игорем был в Византии и на приеме у этого царя.
- Игорь не был принят царем, - машинально поправила Ольга чтеца. – Пусть этот твой предшественник сегодня же ко мне придет.

Ивор появился очень быстро. Это был дряхлый старец. Княгиня почувствовала укол совести. Легче ей самой к нему съездить было, чем такой развалине в Детинец добираться.  Старик знал о Царьграде и его правителе очень много. Если бы Ольга его иногда не останавливала, он бы рассказывал до утра. Княгиня решилась спросить его в лоб.
- Мне нужно, чтоб Роман подписал договор с Святославом и я не хочу начинать битву с греками. Посоветуй, мудрый человек, что мне делать, какая слабость есть у царя?
- Родственники, - почти не задумываясь, выдал старик. - Стань ему роднёй.
- Роднёй? Женой что ли? Нет, исключено. А если просватать за Святослава его дочь?
- Может принять сватовство, а может и нет, – возразил старик. - Посмеется, оскорбит… Придется воевать.
- Эх, почему моя мать не вышла замуж за византийского царя?! – пошутила княгиня. - Была б я его дочерью.
- Дочерью? А это мысль! – обрадовался старик. Ольга недоверчиво посмотрела на него, требуя объяснений.
- Роман помешан на мысли, привлечь в свою веру дикие народы, тех, у кого и своих богов достаточно. Представляешь, княгинюшка, как он обрадуется, крестив тебя и твоего сына. Ведь через вас его вера придет и к вашему народу. Его Бог наградит его за это! Стань ему крестной дочерью.
   
Княгиня нахмурилась.
- А как же наши боги отнесутся к этому?
- А им и не нужно ничего знать. В Цареграде ты будешь царевой дочерью, а здесь – Перуновой внучкой. Одно другому не мешает.
- Как это?
- Знаешь, княгинюшка, что почти все купцы, что часто бывают в Греках, крестились. Там они под защитой Христа, а здесь – Перуна. Ласковое теля двух маток сосет. Не нами это придумано.
   
Прошло еще несколько часов, пока княгиня не разобралась в миссионерских планах византийского царя и в христианских основах. Старик и по этой теме имел что сказать. Просто кладезь знаний. Идея стать крестной дочерью царя – представлялась Ольге реальным выходом из сложившейся ситуации. Единственное, что ее смущало, это имела ли она право крестить и Святослава? Перун дал ему свой меч. А за переход к другим богам сын может заплатить очень жесткую  плату. Вдруг меч перестанет ему служить?. Ольга велела срочно собрать свою малую Думу.
   
А через некоторое время по Киеву разнеслась весть – княгиня Ольга идет походом на Византию. Всем было очень любопытно, кто же возглавит этот поход? Не бабье это дело воеводою быть, да и позорно мужчинам-воинам  под началом бабы ходить, пусть и княгини киевской… Ольга это знала, поэтому велела позвать к себе Свенальда.
   
После возвращения из Древлян Дикий Варяг, как прозвала его когда-то Дана, стал творить бесчинства. Будто стержень добра и зла в нем подломился. Стоило только кому-то сказать плохое слово об Игоре и его варягах, он забивал того до смерти. Свою жену Айну повадился бить до полусмерти. С простой бабой пусть бы бил, никто слова бы не сказал, но Айна была дочерью печенежского хана, пусть и не любимой, но дочерью. А конфликты с печенегами сейчас Киеву совсем были ни к чему. Ольга велела взять Свенальда под стражу и, пока не одумается, держать в остроге. Теперь пришло его время.
   
Свенальд был очень сердит. Хоть провел он в остроге не много времени и условия, в которых он содержался, были на порядок лучше обычных, но обида осталась. Он даже забылся до того, что стал выговаривать княгине, будто девочке, да еще и на варяжском языке. Варяжский язык Ольга знала, обиду его могла понять, поэтому некоторое время она дала ему выговориться. Даже остановила Межемира, который хотел прервать поток обиды.

- Высказался? – сурово спросила она варяга по-русски, когда поток стал ослабевать. – А теперь послушай меня. Ты вел себя как горячий мальчишка, которому дали тятин меч. Мужская месть ведется не так.
- Женщина будет меня поучать? – нахмурился Свенальд, переходя на русский.
- Перед тобой княгиня! – возмутился Межемир. А Ольга  добавила:
- И эта княгиня сейчас будет решать твою судьбу. У тебя два пути. У нас с тобой один враг. Помогая мне в моей мести, ты отомстишь и сам. Или ты покинешь Русь навсегда.
- Я не покину Русь, пока не отомщу. Чего ты ждешь от меня?
- Мне нужен воевода. Мы со Святославом идем походом на Греки…
- Как? Это же безумие…
- Конечно, безумие оставлять Киев без охраны, да еще и в смутное время. Мне нужен человек, который убережет город, пока сын Игоря в Византию идет. Ты свою верность Игорю доказал. Теперь докажи свою верность его сыну.
- Убережет от кого?
- От древлян – раз. Если Мал прознает, что город без князя, он попробует его взять. От печенегов – два. Айну ты должен носить на руках. Пока она в Киеве, твой тесть сюда не сунется. От варягов – три. Отомстить, не разобравшись, не ты один хочешь. А для некоторых, что Киев, что Коростень – одно и тоже. И от смуты – четыре. Киеву нужна крепкая рука. Ни грабежей, ни погромов больше не должно быть. Народу нужен закон и те, кто за законом смотрит. Я считаю, что лучше тебя с этим никто не справится. Итак, готов ты служить сыну Игоря?
- Да, княгиня.
- Готов отложить свою месть на следующий год?
- Да, княгиня.
- Готов возглавить дружины полянские?
- Да, княгиня.


Рецензии