Снятие порчи

Опубликовано в газете "Практическая магия", 2010, №2


Снятие порчи или Во что веришь, то и получишь

Задумывались ли вы когда-нибудь над фразой «два сапога — пара»? Вот и я не задумывалась, считая смысл более чем прозрачным, пока не увидела эти самые «два сапога» на древней писанице «Талкин ключ», расположенной вблизи Черного озера в Хакасии.
Писаница эта, к сожалению, уже почти вся пообсыпалась, тем не менее, многие изображения еще можно разглядеть и сфотографировать.
Так вот, в прошлом году, ранней весной, довелось мне сопровождать в поездке москвичей, охочих до сибирских достопримечательностей. Облазили мы гору, сфотографировали все наскальные рисунки, которые сохранились. Москвичей почти ничего не увидивило, кроме одного единственного фрагманта писаницы -  какие-то фигурки, похожие на два сапога, расположенные один выше другого. А рядом с «сапогами» —  чудище, заглатывающее не то лошадь, не то овцу. Причем,  чудище и «сапоги» соседствовали с изображением статного лучника.
 Засыпав вопросами гида по поводу этих самых «сапог»,  мы получили один единственный ответ — кружок с вертикальной линей, очевидно, является обозначением какого-то из хакасских родов. В результате, москвичи уехали к себе домой, благополучно забыв про загадочный фрагмент писаницы. Но лично мне эта наскальная выбивка долго не давала  покоя.

«Саша + Маша»
На протяжении месяца я  показывала фото фрагмента писаницы  всем своим знакомым, предлагая как-то истолковать изображение . И большинству виделись именно сапоги: нижний определяли, как мужской, поскольку его верхняя часть у многих зрителей вызывала ассоциацию с фаллосом. А верхий воспринимали, как женский, ассоциируя вертикально перечекнутый круг, расположенный под его «подошвой», с символическим изображением женских половых органов.
В конце концов, я условно назвала эту выбивку «Маша плюс Саша», посчитав ее древним признанием в любви, подобным нынешним надписям на заборах или асфальте под окнами «объекта обожания».  И, как впоследствии выяснилось, это мое предположение оказалось близким к истине... 

Шаман = лучник
Разгадка обнаружилась сама собою, причем, источником информации послужил энциклопедический словарь «Мифы народов мира». Дело в том, что увлекшись истолкованием русунков на традиционных шаманских бубнах, я последовательно выписывала из этой  книги всю информацию, касаемую изображения лука и стрелы.
Оказывется, у сибирских шаманов, алтайских и шорских, слово «шаман» этимологочески  связано со словом «стрелок», то есть, лучник. Когда-то в древности колотушкой для шаманского бубна служила стрела. Стрела ассоциировалась  и с мужчиной-воином, с мужской силой творения, с фаллосом. Соответственно на бубнах сибирских шаманов издревле распространено изображение антропоморфной стрелы в «космическом луке». А сам лук — это символ женского начала. Соответственно, заряженный лук это нечто вроде символа «иньян».
Естественно, что эта символика лука и стрелы перешла в свадебный обряд. К примеру, атрибутом богини-матери Умай, которой поклонялись сибирские народы,  как впрочем, и греческой Артемиды, являются лук и стрелы.
Лук и стрела у многих народов, в том числе, и сибирских, является неотъемлимой принадлежностью свадебного обряда, элементом костюма невесты.
 
«Сохни по мне, любимая, как я сохну по тебе!» 
Интересен так же способ сватовства при помощи стрелы. Напоминает русскую сказку о Лягушке -царевне, не правда ли?
Чтобы посвататься к приглянувшейся девушке хакасские и алтайские богатыри частенько стреляли в след,  то есть, в отпечаток сапога невесты на мягкой земле.  Причем, иногда такое сватовство бывало массовым, поскольку осуществлялось во время сезонных праздников, когда вместе собиралось несколько родов. Тут же и свадебки играли.
 Иногда, правда, бывало, что родители невесты или  старейшины ее рода не желали отдать девушку за того парня, которому она приглянулась.  Бывало, и  сама невеста артачилась. Тогда прибегали к «крайним мерам». След невесты, то есть земля с отпечатком ее сапога,   выкапывалась женихом или шаманом, к которому обратился жених, смешивалась с землей с могил предков жениха и расссыпалась вблизи жилища невесты. Таким способом жених заручался покровительством своего рода, своих предков в своем свотовстве, символически прося у них помощи, желая присоединить невесту к своему роду. 
Считалось, что в результате такой ворожбы девушка обязательно должна была почувствовать тягу, если не к жениху, то к его роду, начав «сохнуть» от любви. И как только она начинала «сохнуть», то есть, грустить по отвергнутому парню, ее родственники принимали ответные меры - «вынимали» след сапога жениха, смешивали с землей из захоронения своих предков и рассыпали эту землю вблизи жилища жениха, тем самым давая согласие на свадьбу и основание новой родовой ветви.  Отсюда и выражение : «два сапога ( вернее, два следа от сапог) — пара». Причем, делалось все это не тайно, а явно. И такое действие у некоторых народов было необходимым элементом «благородного» сватовства.
 Но иногда, когда благосостояние родов жениха и невесты слишком разнилось, жених прибегал к подобным действиям тайно, провоцируя невесту уговорить родных выдать ее замуж за того, по кому она сохнет..
Тем не менее, все  могло закончиться  и трагически, в духе Ромео и Джульетты. Иными словами, девушка и парень «сохли» друг по другу, пока не погибали или же до тех пор, когда в ситуацию, по просьбе родных, вмешивался какой-нибудь верховный шаман, наделенный большей властью, нежели родовые шаманы. Отсюда  - и страшные предания о «порче».
Короче, фрагмент писаницы «Талкин ключ», изображающий сапоги  - ни что иное, как драматическое повествование  о сватовстве бедного жениха к богатой  - «женский сапог украшен узорами» - невесте или, возможно, бедного родственника - к хозяйской дочке,  если считать кружок с вертикальной линией, обозначением рода, а не символическим изображением женских половых органов.
Очевидно, изначально история любви развивалась по трагическому сценарию, и жениху пришлось прибегнуть к помощи верховного шамана. Скорее всего, верховный шаман потребовал от него жертвенное животное, которую принес в дар духу земли — непонятное чудище, пожирающее не то овцу, не то лошадку. В результете, все закончилось к общему благополучию. Во всяком случае, мне очень хочется верить в хэппи-энд:)))

Антипорча или Свекровь против тещи
История с мифологической расшифровкой фрагмента писаницы «Талкин ключ» лично для меня получила неожиданнное продолжение.
Однажды в междугороднем автобусе я случайно разговорилась с пожилой женщиной, сидевшей на соседнем кресле. Не помню почему, но речь зашла о феномене порчи. Моя собеседница утверждала, что на ее дочь была «наведена порча».  И виновницей порчи она  считала  мать бывшего дочериного мужа.
- А с чего вы взяли, что это именно порча, в которой виновна бывшая свекровь? - осторожно поинтересовалась я, зная по отыту, что те явления, которые в быту иногда считаются свидетельствами или же признаками порчи, в действительности, зиждятся не на каких-реальных действиях «врагов», а на личных страхах и предубеждениях людей.
- Понимаете, - вздохнула женщина, - с месяц назад я обнаружила под входной дверью квартиры рассыпанную кладбищенскую землю...
- Но почему вы вдруг решили, что это кладбищенская земля? - изумилась я. - Возможно, ваша дочь цветы пересаживала  и просыпала землю, занося ее в дом.  Или ЖЭКовская убощица вместо того, чтобы вымыть полы, просто прошлась по лестничной клетке веничком и случайно намела грязи под вашу дверь?
- Да нет же! - возмутилась пожилая дама. - Это именно порча! Бывшая дочкина свекровь сама мне во всем призналась. Я ее под дверью «застукала», когда она землю сыпала. Видите ли, сын ее после развода с моей дочкой уже год ни с какой другой женщиной сойтись не может. Все мою ласточку вспоминает, деньги на отдельную квартиру копит и с матерью своей ругается нещадно, хотя раньше во всем ее слушался. Ну та, понятное дело, решила, что моя дочка ее сынка приворожила! И захотела сынка своего от моей дочки освободить. Говорит, видела по телевизору передачу, в которой рассказывалось, как на царя Петра I порчу «навели» через его след, «вынутый из земли», смешанный с кладбищенской земдей. Ну и вздумалось ей нечто подобное самой проделать: землю со следа моей дочки она  с кладбищенской землей смешала и нам под дверь насыпала. Теперь вот доченька моя сохнет. Прежний муж ей чуть ли не каждую ночь снится. Меня в разводе с ним вдруг попрекать стала.  Ну да я тоже не лыком шита: то же самое со следом бывшего дочереного муженька проделала... Как думаете, чего мне теперь ждать?
- Свадьбы, - уверенно заявила я.
- Дочка моя скоро нового жениха встретит?
- Нет. С бывшим мужем сойдется! Вот только вы, мамаши, больше детям своим не мешайте! История Ромео и Джульетты только для театра и хороша, а в жизни ее разыгрывать не стоит! - рассмеялась я  и рассказала о том, что «порча с помощью  вынутого из земли следа» раньше была элементом сватовства, одобренного предками.
 - То есть, получается, что бывшая дочкина свекровь, сама того не зная, вместо порчи счастье наворожила? - с минуту подумав, хмыкнула дама.
 Я кивнула.
 - Можете ли вы мне дать гарантии, что моя дочь со своим бывшим мужем сойдется, и будут они жить счастливо?
 - Не могу дать гарантий,  - честно призналась я, -  но могу дать номер своего сотового. Если дело через месяц закончится свадьбой — вы, пожалуйста, мне позвоните. Ну, а если свадьбы не случится — тоже позвоните. Попробуем отрегулировать ситуацию психологическими методами.
 Меньше, чем через месяц мне позвонили и радостно сообщили, что между ранее разведенными заключен повторный брак, и новобрачные сняли квартиру, разом отсодинившись от свекрови и тещи...
Короче, во что веришь, то и получишь! Посему верьте в лучшее и будьте счастливы!


Рецензии
Вы-Гений!
я верю в ваши способности!

Виктор Хажилов   04.02.2010 20:50     Заявить о нарушении
Спасибо:))) Рада, если мои статьи помогают.
С уважением,
Ди

Диана Самарина   05.02.2010 04:37   Заявить о нарушении