Воинская атрибутика русов. Рысья шапка
Почему? Сейчас увидим.
Попробуем просмотреть художественную литературу и всевозможные артикулы и инструкции – их контролировать сложнее.
Пушкин – наше всё. Даже если он выступает в роли переводчика.
Перевод начала поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод»:
* * *
Сто лет минуло, как тевтон
В крови неверных окупался;
Страной полночной правил он.
Уже прусак в оковы вдался,
Или сокрылся, и в Литву
Понёс изгнанную главу.
Между враждебными брегами
Струился Немен; на одном
Ещё над древними стенами
Сияли башни, и кругом
Шумели рощи вековые,
Духов пристанища святые.
Символ германца, на другом
Крест веры, в небо возносящий
Свои объятия грозящи,
Казалось, свыше захватить
Хотел всю область Палемона
И племя чуждого закона
К своей подошве привлачить.
С медвежьей кожей на плечах,
В косматой рысьей шапке, с пуком
Калёных стрел и с верным луком,
Литовцы юные, в толпах,
Со стороны одной бродили
И зорко недруга следили.
С другой, покрытый шишаком,
В броне закованный, верхом,
На страже немец, за врагами
Недвижно следуя глазами,
Пищаль, с молитвой, заряжал.
Всяк переправу охранял.
Ток Немена гостеприимный,
Свидетель их вражды взаимной,
Стал прагом вечности для них;
Сношений дружных глас утих,
И всяк, переступивший воды,
Лишён был жизни иль свободы.
Лишь хмель литовских берегов,
Немецкой тополью плененный,
Через реку, меж тростников,
Переправлялся дерзновенный,
Брегов противных достигал
И друга нежно обнимал.
Лишь соловьи дубрав и гор
По старине вражды не знали
И в остров, общий с давних пор,
Друг к другу в гости прилетали.
1828
Вот так выдавливались борусы (пруссы) и литва (не жмудь!) с Неманской Руси предками Миллера. Зачем ему напоминать об этом русским? Пруссы – немцы. Литва – жмудь! Вопрос закрыт. А Ломоносова за его поддержку существования Неманской Руси – казнить! А ведь могли…
Но торчат из стихов Мицкевича косматые рысьи шапки молодых воинов – литовцев юных…
И прав был А.С., когда писал:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор СЛАВЯН между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Не хуже владел вопросом и А.Толстой. Откроем «Князя Серебряного»:
«Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова.
- Гойда! Гойда! - кричал он, - колите скот, рубите мужиков, ловите
девок, жгите деревню! За мной, ребята! Никого не жалеть!»
Вот так. Не только метла и собачья голова опричников, но и рысья шапка – аксессуар русской царской гвардии.
Только ли русские вынесли из причерноморской степи этот атрибут воинского клана?
Пушкин, Капитанская дочка, глава 3:
«Как завижу, бывало, рысьи шапки, да как заслышу их визг, веришь ли, отец мой, сердце так и замрет! А теперь так привыкла, что и с места не тронусь ...»
А вот и свидетельство А.В.Потто, «Кавказская война», т.1. - ДОНСКИЕ ГУЛЕБЩИКИ
«Раннее осеннее солнце озарило окрестность. Старый князь, убедившись в невозможности одолеть засевших казаков, стал вне выстрелов и решился на переговоры. Сев на коня, он с несколькими стариками-аксакалами подъехал к возам, имея белый флаг на джериде, и громко стал вызывать старшого. На одном возу поднялся исполинского роста казак в малахае, в высокой рысьей шапке и с длинной винтовкой в руке. Молодежь узнала в нем грозного всадника и, невольно попятившись, схватилась за оружие. Казак, не обращая на это никакого внимания, звучным, как труба, голосом спросил: "Какого черта вы хотите от нас?.."»
Но только ли на окраинах осталась тяга к рысьим атрибутам?
Ссылаться на В. Пикуля, вроде бы несолидно, но с источниками он работать умел:
«Ее сопровождали незамужние дочери – Анна и Екатерина Ягеллонки. Спины лошадей, потные, были накрыты шкурами леопардов. ...»
«…барсы, т. е. барсовый мехъ, подбитый краснымъ ратиномъ и обшитый, вокругъ, серебрянымъ галуномъ, съ серебряными же, по краямъ лапъ, когтями. Барсы сіи носили головою внизъ, закидывая правую, переднюю, лапу за левое плечо, а правую, заднюю, занося подъ правую руку и потомъ зацепляя обе ихъ, когтями, за круглый, серебряный медаліонъ, украшенный золотымъ Императорскимъ вензелемъ, подъ золотою же короною. Въ такомъ виде остальныя две лапы барса оставались висящими, а хвостъ закидывался за правую, заднюю, лапу…»
Положен офицерам лейб-гусар вместо ментика при парадной форме (возможно, сосуществовали параллельно), формально отменен около 1815 г.
"Барсов" носил один из фридриховских прусских гусарских полков. Предполагают, что наша форма – заложенное еще Павлом копирование пруссов, но, как мы видим, традиции гораздо глубже, да и барсовые вальтрапы были принадлежностью конной гвардии еще при Екатерине II.
С Пруссией мы тогда воевали, и такое копирование не было бы понято армией.
Как видно из примеров, традиция воинства иметь в форме «кошачьи» аксессуары (барс, а за неимением – рысь) держалась очень долго.
Область её распространения – Причерноморская Русь (Рускалань), включая часть степняков, Русь-Россия, места расселения на побережье Балтики ушедших из Рускалани на север борусов – Боруссия (Пруссия), Литва.
***
Офицер Лейб-гвардии Гусарского полка П.П.Лачинов в парадной форме 1807 - 1814 гг. Художник Л.Ризенер
Свидетельство о публикации №210020400887