Удивительное заполярье!

     После окончания гидрометеорологического техникума, я получила распределение на работу в заполярье на аэрологическую станцию на берегу Белого моря. К работе привыкла,
нельзя было допускать опозданий или срывов выпуска радиозонда, т.к. все северные аэро-
порты в том числе и военные пользовались данными подъема радиозонда на высоту-пока не
лопается шар. Были иногда срывы, но как правило по условиям погоды, например- штормовой
ветер, шар наполняется водородом, но выпустить его не удается, т.к. большая скорость
ветра пригибает зонд к земле и резиновая оболочка шара лопается - бывает, только и до-
бывается водород на весь период выпуска и все бесполезно, но как-то умудрялись во время
штормового ветра наполнить шар-неполностью, чтобы он долетел хотя бы на высоту 5 км. и
легче выносить такой шар на улицу-на ветер, а бывали случаи-даже на эту высоту шар не-
возможно вынести на улицу - сразу же прибивает к земле... и хлоп...
     В заполярье световой день длится полгода - солнце все время над горизонтом, даже в
ночное время солнце стоит над горизонтом на высоте в рост человека. А температура воздуха
в ночное время выше дневной на несколько градусов.

     Кругом на весь горизонт карликовые кусты, кусты, кусты - все утопает в зелени, но я
уходила в тундру только на видимость нашей аэрологической станции. Уходить далеко не
решалась, т.к. не было ориентиров на местности. Впрочем юноши зимой уходили за куропат-
ками, при перелете птиц также охотники уходили в тундру, но как они ориентировались - не
знаю. Летом можно было собирать морошку - самая вкусная ягода заполярья! В ней содержит-
ся самое большое содержание витамина С и даже при разведении в 30 частей количество ви-
тамина не уменьшается и к весне также не уменьшается.

     Заполярный день невозможно даже и сравнивать с белыми ночами Ленинграда. Белые  ночи
на Неве - это пародия на белый день заполярья. Однажды я ушла в тундру за морошкой -
вижу - пора возвращаться, поворачиваюсь лицом к станции и обомлела: в небосводе висит
огромная радуга, причем погода ясная и мне не хотелось, чтоб радуга от меня убегала,
когда входит человек в ее фокусное расстояние, поэтому я старалась идти медленно, еле-
еле переставляя шаги и все время любовалась этим величием природы, но настало время,
когда я оказалась под радугой и повернув голову влево - смотрела и созерцала радугу
слева, а повернув голову вправо - я оглядывала радугу справо. Очень было жалко, что не
было фотоаппарата все это заснять на фотопленку. Красота неописуемая, а духовное состо-
яние и того выше - кажется взлетел бы на радугу, сел бы на нее, но такое невозможно...
ведь я шла еле-еле передвигая ноги, чтоб не вызвать ощущения движения...  потом я пошла
прямо к станции и радуга уже оказалась сзади, когда она исчезла - не знаю.

    Мой день рождения летом - все занялись приготовлением застолья, а я одна проводила
выпуск вместе с газогенераторщиком - крутилась над лентой самописца как юла - ведь
лента движется с одной скоростью и надо успеть провести обработку поступающих сведе-
ний с радиозонда, но я все успела - правда рабочее место не убрала и кое-что не ленте
не обработала, но свдку успела вовремя дать. Куда исчезли наши юноши - не знаю, на
выпуске была одна, т.к. все были заняты.

    После выпуска прибегаю в комнаты общежития и глазам своим не верю - везде яркие
цветы - в банках, в ведрах, в тазах, в корытах и даже на полу ...  как могли расцвести
всеми яркими красками радуги эти заполярные цветы? Спрашиваю - кто ходил в тундру за
цветами? - ведь знаю - на близком расстоянии от домов таких цветов нет. Отвечают - наши
уноши и тогда я поняла-почему я одна была на выпуске...
   
    После длительной зимы весной. когда температура воздуха не ниже 5 градусов - многие
загорают и загар их не уступает южному. Загарают в купальных костюмах на лыжах, я тоже
пробовала некоторое время - мчишься на лыжах куда глаза глядят - ветра нет, солнце
светит ярко и кажется-сейчас от тепла растает весь снег,  но такая погода стоит где-то
один месяц, а потом уж начинает оседать снег...

    Заполярная ночь длится также полгода с той разницей, что солнце никогда не показыва-
ется над горизонтом - оно всегда за горизонтом и днем видимость густых сумерок - правда
иногда это надоедает и хочется видеть и ощутить солнечные лучи. Но при том если выйдешь
ночью на улицу - колышется весь небосвод с огромной скоростью.Иногда полярные сияния
яркие разных цветов, а иногда однотонные - то белые, то серые... Смотришь на это чудо
и кажется - вот-вот и ты сольешься с полярным сиянием, начинаешь понимать и ощущать
всю безбрежность и бездонность сил природы, а ты всго-то маленькое никчемное существо...
Когда первый раз нас разбудили посмотреть полярное сияние - мы, девушки, выбежали в
ночных сорочках на улицу, стояли как вкопанные и даже не чувствовали холод зимы...

    У меня самые лучшие воспоминания о заполярье, если бы можно было бы вернуться об-
ратно-не раздумывала бы, да нет денег на дорогу... Предлагаю посетить эти чудные
места нашей необъятной страны... правда  не все могут расстаться с городским кофортом
уютом т удобством.


Рецензии