Правда о человеке, которая звучит очень тихо...

         
          (Из архива Ивиса де Люссиса)


          Меня не интересует, свободен ли человек вообще, я могу ощутить лишь свою 
          собственную свободу. У меня нет общих представлений о свободе, но есть лишь 
          несколько отчетливых идей.
          ...Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у него господин.
          ...Единственная доступная моему познанию свобода есть свобода ума и действия.


                Лауреат Нобелевской премии Альбер Камю.


...Вера! Вера!!! Здесь много о вере.
   Главное здесь - о вере и ради Веры...
   Моя Вера... Хочу, чтобы она стала сильной и светлой!


... Правда о человеке звучит очень тихо, почти неслышно.
Мы постоянно слышим правду о государстве, обществе, членах общества, мироздании, свободе слова, социальных - политических и экономических процессах, экологии и конкретных людях. Такой правды очень много. Она забивает все наше сознание, временами от нее тошнит и выташнивает, но мы без нее уже не можем жить. Мы включаем телевизоры, мы кучкуемся в курилках и бистро, в метро и школьных туалетах, на стадионах и в купе поездов, мы читаем газеты и слушаем радио, покупаем журналы и подслушиваем чужие разговоры, наконец, мы очень любим говорить сами…
Огромные глыбы правды о нас, о нашей истории, о будущем цивилизации, о тайнах науки. Очень много правды о лжи…
Да, говорим мы, показывая пальцем на тот или иной факт: вот это – ложь, и вот это все – тоже ложь!!! И мы скажем об этой лжи только правду!
О правде каждого из нас кто-то, возможно, тоже говорит как о лжи. И для него его правда – всегда только правда!
Чтобы не звучало, чтобы не показывалось, чтобы не писалось - это все и всегда обязательно чья-то правда. Правда политика, правда маленького человека, правда ребенка, правда старика, правда женщины, правда экономиста, правда чиновника, правда соотечественника, правда иноверца - это все правда!
Правда о нас, о наших предках, о нашей и их жизни, правда о жизни за рубежом и в следующем веке, тысячелетии, правда о жизни животных и элементарных частиц, правда о числах и молекулах, правда о ДНК и нуклеиновых кислотах, правда об убийствах, цинизме, равнодушии, морали и аморальности, надежде и беспомощности, правда о бухгалтерских балансах и маркетинговых исследованиях, правда о Боге и правда о Космосе - все это правда!
Она звучала, звучит и будет звучать до тех пор, пока жив ее источник - человек!
Правда человека всегда звучала, звучит и будет звучать очень громко!
...Очень тихо, почти неслышно звучит правда о самом человеке, хотя именно она весит неизмеримо больше всех других, вместе взятых правд.
...Очень немногие знают, что жизнь человека коротка, быстротечна и закончится очень скоро. Еще меньшее количество разумных людей об этом помнит всегда. Знать об этом и тем более постоянно об этом помнить мешает правда, которая ломится во все двери, просачивается в мельчайшие щели, которая заполняет собой все, на что натыкается взгляд человека.
В его сознании просто не остается места правде о нем самом, о том, что жизнь его коротка, быстротечна и пройдет очень скоро.
Но однажды он вспоминает о том, что кончается все, включая его личную, одну единственную – его персональную жизнь; однажды он задумывается, в чем же состоял смысл его жизни; и однажды он вновь, возможно, уже в последний раз начинает обманывать себя чужой правдой только потому, что другая правда - правда о человеке! - ему неизвестна.
Обманывая себя, человек может припомнить, что временами он слышал ее звучание, но оно было настолько тихо, настолько мимолетно, что всегда или почти всегда возникало ощущение о нереальности этого звучания. На фоне грохочущей другой правды - правды нашей жизни! - редкий человек желает вслушиваться в правду о себе самом, о том, что жизнь коротка, быстротечна и пройдет очень скоро!
... Угасающее или спящее сознание, ориентированное на правду мира, очень часто даже не пытается фиксировать сам факт наличия такой правды – правды о человеке!
Такое сознание однажды умирает, как умирают спиленные деревья, трава на осенних лугах, мошки в пламени лесного костра, молодые телята под ножом мясника, безусые мальчишки, цинично брошенные безумствующими политиками на кровоточащие поля сражений, или старики, понимающие последнее, - что их обманули.
... Но есть исключения! Ясноликие дети Вселенной, всегда одинокие и всегда чувствующие свою причастность к Великой тайне, именуемой Бытие, без отдыха и пауз вслушиваются в монотонный гул человеческой правды, напряженно, сосредоточенно и прилежно вычленяя в нем звуки правды о себе.
Мельчайшими и драгоценнейшими частицами они собирают эту правду на протяжении всей своей жизни, отсеивая случайное и к ней не относящееся.
Жизнь Ясноликих детей Вселенной трудна, но чиста, сильна и безупречна. Они проходят свой Путь с ясными лицами, оставляя за собой яркие и вечно светящиеся шлейфы космической энергии. Обычный человек называет их счастливыми.
Счастливыми не потому, что они нашли то, что другие называют счастьем, а потому что они – люди эпохи счастливых людей, сознающие это и гордящиеся своей причастностью к этой эпохе, общностью со своими собратьям!
Ясноликие дети Вселенной сегодня знают, что эпоха счастливых людей – это их время!
Они собирают правду о человеке для себя и для того, чтобы рассказывать о ней другим Ясноликим детям Вселенной, идущим сзади.
Голос их звонок, мелодичен и красив, но он тонет в многоголосье других правд, звучание которых подобно грохоту многих тысяч станков, одновременно и безостановочно работающих в замкнутом и темном помещении.
В этом шумном помещении – в нашей повседневной жизни! - нет надежды на тишину, равно как здесь нет никакой надежды на другую жизнь!
Отсутствие надежды на тишину - об этом тоже важно всегда знать и постоянно помнить, чтобы всегда знать и постоянно помнить о том, почему правда о человеке звучит очень тихо...
Почти неслышно !

                * * *

... Каждый рабочий день Метро представляется мне живым чудищем. Утром оно хмуро, агрессивно, непредсказуемо. За масками лиц не видно чувств, не чувствуется сознания, не слышится ощущений. Работает один огромный автомат, все части которого запрограммированы на молчание, сопение или склоку. Все это привычно: привычны чужие хмурые лица, привычны агрессия и непредсказуемость.
Я тоже опасен, если не пытаюсь видеть этот био-метро-автомат, если не пытаюсь понять как он работает, если своевременно и сознательно не успел отказаться быть его частью. Опасен потому, что также, как и другие, способен на взрыв эмоций, ответное хамство, на готовность напасть на соседа.
... Уверен, здесь есть и другие - они читают газеты, учебники, книги. Здесь они присутствуют только частично, вернее, присутствуют только их тела; их сознание далеко - в грядущих заботах, зыбких надеждах или каких-то планах. Вот они входят в вагон, встают так, чтобы можно было читать, вот они выходят. А этот товарищ спит с открытыми глазами. А вон тот молодой человек с гремящими наушниками безуспешно пытается проснуться; ан нет, не получается, потому что в ином случае он бы осознал, что удовольствие получают от музыки, а не от грохота звуков.
... Сказать, что я люблю наблюдать за людьми в метро, значит сказать неправду. Скорее, так: будучи вынужден ездить в метро, я наблюдаю за людьми и размышляю о них, заведомо зная, что все видимое мною - это лишь оболочка. Что за начинка в каждой из них мне не ведомо.
Даже не пытаясь угадать у кого она какая ( все равно не угадать! ), произвольно наделяю людей тем или иным содержанием. Делаю, естественно, это молча, мысленно пробегая сначала по вагону, потом по всему составу, потом по всем составам сразу. Персоналий неисчислимое множество. В них ищу яркие и отчетливые человеческие типы.
Понимаю, что строгой системы не будет и все это на уровне теории, но жизнь подтверждает ее правоту очень и очень часто - почти всегда !
Вот, например, такой тип – тип человека религиозного.
…Эту девушку в черном платке я увидел в вагоне метро вечером, когда возвращался домой с работы. Она читала Евангелие и ехала, возможно, в церковь или из нее. Верующие люди - это еще не религиозные люди. Вера и религия - вещи хотя и стоящие рядом, однако далеко не идентичные.
Профессиональный религиозный деятель не обязательно связан со своей работой верой. Скорее, связующим звеном между его проповедями и Богом являются деньги, которые он получает, профессионально призывая свою аудиторию верить.
С другой стороны, верующий человек - это не обязательно человек, который посещает церковь или читает набожные книги. Опять же объектом веры у человека верующего может быть как Бог и загробный мир, так и идея Нирваны или Универсума, который управляет мирозданием и, может быть, в своей сути и есть само мироздание. Неприязнь между католиками и протестантами, как я ее понимаю, обусловлено совсем не тем, что у них различные религии, а именно тем, что объектом их поклонения являются разные боги, один из которых разрешает протестантам жить жизнью иной, нежели той, которой разрешает жить католикам их бог, запрещающий католикам жить так, как живут протестанты.
А еще можно верить в Президента, партию, внеземные цивилизации, апокалипсис и число 666. Можно вообще не верить ни во что, не понимая при этом того, что веришь в идею безверия, эту идею эксплуатируешь и ей поклоняешься, подсознательно веря, что только так – без веры! - и нужно жить.
… Искренне уважаю чувства верующих, их право на свою жизнь и свое видение жизни в той части, которая не мешает жить другим. Девиз “ бей иноверцев ” или - “ тот, кто не с нами, тот против нас ” не приемлю, понимая, что он – следствие религиозного догматизма и фанатизма, способ привлечения сторонников и последователей, фильтр для отсеивания нелояльных.
Именно по причине уважения ко всем приходящим в этот мир, понимания их проблем, достижений, достоинств и недостатков считаю неправильным звать за собой тех, кто уже идет по стезе веры в своего Бога.
Они имеют на это право!
Каждый имеет право на ту жизнь, которую он выбирает сознательно. Радуюсь, если ему в этой жизни действительно комфортно.
Говоря “за собой”, имею ввиду не свой атеизм, а тот участок своего жизненного пути, который много дальше моего прежнего понимания религии и Бога, данных ранее мне и даваемых ныне и в прошлом другим алчущим официальной церковью или ее прихожанами.
Сегодня мне ближе буддизм, нежели христианство.
Сегодня мне ближе дзен-буддизм, нежели будизм.
Сегодня мне ближе философия Камю, нежели дзен-буддизм,
Сегодня мне ближе Эрик Берн, нежели Камю.
Сегодня мне ближе…
Звать за собой христиан бессмысленно, потому что до буддизма необходимо дорасти. Буддизм старше христианства, я бы даже сказал, - мудрее его и практичнее. Но и он остался для меня теперь позади. Если же быть совсем точным, то и буддизм и христианство мирно сосуществуют во мне, занимая свои ниши. Есть у них и общее. Много общего. Это нужно увидеть. Чтобы увидеть, необходимо сравнивать основные их постулаты. Чтобы сравнивать, нужно иметь хотя бы чуть-чуть элементарной информации о них. Человек обычно не ищет эту информацию, довольствуясь той, которая у него уже есть, которую ему дали в готовом виде, пережеванную и порционно разложенную.
Не отсюда ли растут ноги фанатизма ?
Сегодня моя позиция по отношению к религии ни какая–то особенная; она просто моя – не плохая и не хорошая, ни для кого не вредная и ни для кого не полезная; она – другая, нежели была у меня же раньше, когда я верил и молился так же, как это делает большинство верующих сегодня.
Но Господь сказал мне: “Иди дальше !”, и я пошел.
Пошел, оставив позади верующих и понимая, какая жутко великая стена в виде догм, бессмысленного поведения, предрассудков и страхов воздвигнута между каждым из них и Богом.
Тень от этой стены не дает им возможности видеть ни себя, ни стену, ни спрятанного за ней Бога.
Когда они говорят о Боге, о своей вере, мало кто из них понимает, что Бога нельзя путать с разговорами о нем, с мыслями о нем.
Бога можно либо носить в себе и знать о нем без слов и поклонов, либо, заперев его в себе как в тюрьме, отправиться в церковь, чтобы поклоняться собственным мыслям о Боге.
Посещение церкви, следование церковным заповедям, исполнение церковных ритуалов само по себе весьма полезно для человека в той его части, которая призвана привлечь внимание к содержательному образу Бога.
Но если не двигаться дальше после того, как обозначилось направление движения к Богу, если не выпустить его из тюрьмы своих жалких представлений о нем, значит по невежеству своему убить его в себе или же – содержать взаперти, регулярно следуя лишь одному – внешним ритуалам, приносящим душевное успокоение и мысли примерно такого типа: “Господь видит, как я молюсь, как много я молюсь, как я добросовестно молюсь, как искренне каюсь, как искренне подаю милостыню !”.
Не думаю, что этого ждал от своих последователей Иисус, который больше предпочитал для своих выступлений и проповедей чистое небо, нежели душные храмы. Да, конечно же, он называл их домами Отца своего и не терпел в них грязи и стяжательства. Но снова и снова он шел к людям, живущим за стенами этого Дома, и раз за разом пытался пробуждать в них Веру в Бога, зная, что ни Бог, ни Вера в него не нуждались и не нуждаются в стенах из камня, бревен или кирпича.
Храмы нужны, главным образом, их фактическим собственникам, потому что они часть их жизни, место их работы, а иногда и жизни.
А еще они важны для заблудших – здесь легко начинать искать свою заблудшую душу. Нельзя только привыкать искать ее здесь всю жизнь, иначе можно так никогда и не прийти к Богу, так всю жизнь и думать, что Бог – он внутри церкви, что он где-то живет в ней!
Бог же - в сердце, в душе человека!
И обретя потерянную душу или же разбудив в себе душу спящую, важно начать к Богу двигаться. Если это случиться, то рано или поздно ты обнаружишь, что ни церковь, ни Библия, ни горящие свечи, ни поклоны и ни молитвы не могут приблизить верующего к Богу, если он променяет Бога живого на эти символы церковной жизни.
До сих пор хожу в церковь. Иногда. Хорошо там молча быть в Боге. Без мыслей. Без забот. Без людей, стоящих вокруг. Знаю, иной верующий скажет, мол, неправильно это. Раньше и я так думал.
Сейчас у меня все по-другому - раньше я думал о Боге, сегодня старюсь им жить. Каждый день, каждый час, каждый миг.
Но это другой Бог!
Совсем не тот, что раньше был в церкви.
Мой Бог – живой! Сегодня он и в церкви со мной и вне церкви – со мной!
Потому что Он – Бог!
Бог, а не мои мысли о нем!
Сегодня он у меня в сердце, а не в голове, и это для меня - главнее главного!
Я – не религиозный человек, я – верующий!
… Искренне уважаю чувства верующих, их право на свою жизнь и свое видение жизни в той части, которая не мешает жить другим. Девиз “ бей иноверцев ” или - “ тот, кто не с нами, тот против нас ” не приемлю, понимая, что он – следствие религиозного догматизма и фанатизма, способ привлечения сторонников и последователей, что Бог – против убийств, нетерпимости, разрушений!
… Очень хотелось бы элементарного встречного понимания и взаимной терпимости. Шансов не очень много – слишком наивна или невежественна большая часть религиозных людей, считающих себя верующими.
Мало кто из них осознает, что войны на почве религиозных убеждений, - это очевидный итог их персональной инфантильности и коллективных заблуждений. Размахивая тезисами из церковных книг, как дубиной, они колошматят друг друга почем зря, проливая слезы над могилами близких и одновременно – произнося проклятия в адрес тех, кто также необразован и кто также на могилах своих близких произносит клятвы о беспощадной мести.
С учетом объективно присутствующей геометрической прогрессии в процессе воспроизводства народонаселения планеты, нет ни малейшей надежды на изменение вектора практически тотального процесса оглупления большей части ныне живущих в сторону личного самообразования, самосовершенствования, повышения эффективности своих отношений с окружающей средой, людьми, с самим собой и с Богом.
Чем больше населения, тем ожесточеннее становится борьба за место под солнцем, за кусок хлеба насущного, за глоток удовольствия в стремительной и мимолетной жизни. Здесь трудно сделать сознательный выбор Бога живого – куда надежнее рефлекс образа жизни, навязываемого окружающей средой, которая лихорадочно и истерично кричит: “Ко мне ! Живи мной, потому что только мы идем дорогой истины !!! ”.
А попав в религиозные ряды, почти невозможно отказаться от сделанного выбора не в пользу себя! Да и как откажешься, когда нас никто не учит сегодня думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы и сознательно возводить их до уровня жизненных раритетов в части, касающейся самого человека.
… Знаю, что вера в Бога мне очень помогла в моей жизни и очень помогает до настоящего времени. Не всегда эта вера была крепка, и не всегда я был с Богом в ладах. Были в жизни периоды абсолютного отрицания всего, что связано со словом “Бог ”. Но рано или поздно эти темные участки жизни оставались за спиной. Снова и снова приходило отчетливое и сильное ощущение своей причастности к Высшему, к Тайне, постижение которой не под силу человеческому уму.
Только по мере внутриличностного вызревания у меня стала появляться потребность в прояснении своих отношений с Богом, и чем богаче становился жизненный опыт, тем громче стал звучать вопрос: “ А что же есть Бог ?”.
…Смотрю на мир, общаюсь с людьми, читаю книги, слушаю радио, время от времени сажусь перед телеэкраном – и убеждаюсь, что отчетливого толкования Бога нет ни у кого. Словно маленькие дети–фантазеры религиозные и верующие люди пытаются говорить о нем. Их многоголосые и разноречивые суждения в общем хоре подобны некоему неясному “ Бу-бы-Бог - бу-бы-Бог – бу – бы - Бог”. И в этом “ Бу-бы” слиты и Бог, и церковь, и вера, и религия, и заповеди, и конфессии, и грех, и вина, и санкции непокорным – поди, разберись что к чему, почему и зачем?
И человек начинает все упрощать; упрощать до уровня ритуала, до уровня рефлекса, до уровня поклона и крестного знамения, до милостыни и до десятины, о которой так часто напоминают ему церковные отцы.
Как-то все это – не убедительно!
А чем хуже каннибалы в Африке ?
Или коммунисты, строившие или строящие ценой человеческих жизней Коммунизм?
И чем лучше те, кто во имя Бога или Аллаха убивает тех, кто иначе молится, имеет других святых?
Где та грань, та мерка, которая абсолютно определенно отделит Бога истинного от лже - Бога ?
Ну конечно же, такая мерка – это сам Человек, его Вера!
Человек как существо биосоциальное, понимающее и сознающее тот факт, что Бог (читай - Природа, Абсолют, Аллах, Сущее и т.д.) создал нас всех разными совсем не случайно, и задача каждого в этой жизни состоит не в том, чтобы доказывать друг другу, чей бог лучше, а в том, чтобы научиться понимать и уважать религию соседа, приучить себя считаться с его взглядами и убеждениями, не мешать ему назойливостью собственного понимания Бога и не быть жертвой его личных иллюзий.
Не просто это!
Особенно не просто, если ты был взращен в обстановке постоянного запугивания, когда тебе с детства внушалось, что ты грешен от рождения и что виновен уже тем, что родился.
Добавьте к этому систематические гипнотические сеансы, в ходе которых в вашем подсознании постоянно активизировали и продолжают активизировать центры страха перед неизбежным наказанием за нарушение религиозных догм и даже незначительные повороты головы в сторону других религий.
… Отец Алексий до сего дня не обнялся с Папой римским, а Далай – лама до недавнего времени считался католической церковью вообще идеологическим лидером учения о материализме, признаки которого приписывались католичеством буддизму. Католики и протестанты не на жизнь, а на смерть бьются друг с другом в Англии, как плохие и хорошие школьники, при этом никто из них не хочет признавать себя плохими. А несчастный поэт Рушди, к его большому несчастью, до скончания дней своих теперь будет прятаться от ортодоксальных исламистов.
Сегодня я убежден, что церквям и религиям, придуманным богам и заматеревшим конфессиям, возглавляемым прагматичными лидерами, не нужны заблудшие души – им нужна паства, которая их материально питает, над которой они имеют власть, так нужную политикам для решения вопросов управления народными массами.
Размышления на темы Бога, веры, религий и их институтов можно продолжать до посинения и всю жизнь. Разговоры можно наполнять фактологическим и/или экспрессивно – эмоциональным содержанием.
Некоторые вступают в эти разговоры и быстро насыщаются, некоторые насыщаются долго или не насыщаются никогда. Меру здесь предписать нельзя – все исключительно индивидуально. Для некоторых такие разговоры становятся профессией. Есть и те, кто в эти разговоры просто не вмешается, никогда их не начинает и не принимает предложений их начать.
Не все из последних обязательно атеисты…
Я тоже не буду размышлять на темы о многообразии и особенностях религий, роли и задачи церквей, содержании и месте в жизни общества ныне существующих конфессий, равно как не буду даже пытаться анализировать или характеризовать цели, способы и эффективность деятельности религиозных лидеров. Нет никакой практической нужды и в том, чтобы пытаться оценивать отношение к той или иной религии, ее духовным отцам и традиционно считающимся святынями историческим памятникам. Здесь есть, наверное, примеры достойных позиций и позиций очень сомнительных в их содержательном аспекте и о них, конечно же, очень важно знать.
Но принципиально важнее этого понимать себя, свое отношение к Богу, свою Веру в него и свое отношение ко всей прочей атрибутике, связанной со словом “ Бог ”.
Характер и содержание своих отношений с Богом каждый определяет для себя самостоятельно и никто не может сказать, что этот человек более верующий, нежели какой-то другой.
Оценить можно только степень и качество набожности, потому что религиозные, равно как и верующие люди по разному молятся – одни чаще, другие реже, одни искренне, другие по привычке, одни долго, прилежно и усердно, другие – коротко и мимоходом.
Но снова – о Боге !
Ни о церкви и ее служителях, которые смущают умы не столько самими религиозными идеями, сколько их вольным и не всегда бескорыстным толкованием.
Ни о религиях – своеобразных философских учениях, способах мировосприятия и социального бытия.
Ни о конфессиях и ее лидерах – уникальных инструментах официальных политиков церкви, которые всегда хотят стоять между верующими и Богом, потому что стоять здесь совсем не плохо и главное – тепло и сытно!
Все это имеет смысл лишь на стадии поиска Бога и – не более !
Именно – о Боге!
…Однажды – или никогда !!! – человек, как сказано было об этом выше, вдруг понимает, что для того, чтобы общаться с Богом ему не нужны ни церковь, ни священники, ни догмы, ни ритуалы, ни те, кто считает себя на Земле первыми после Бога.
Однажды он понимает, что Иисус совсем не случайно и, может быть, именно для него произнес историческую фразу: “Отец - во мне, а я – в Отце !!!”.
И если такое понимание случается, то приходит прозрение.
У Человека остаются только три вещи: он сам, мир вокруг и Бог над ними.
И чтобы идти к Богу, нет нужды идти к нему через мир, который как ненужный свидетель всегда лишь будет мешать их духовному общению. Мешать хотя бы тем, что будет рассказывать о Боге, о том, какой он, и соответствуют ли твои представления о нем общепризнанным и стандартным.
“Бог – это любовь!” – говорят они!
«Бог – это рай!»
Или - “Бог – это дух!”.
А еще они могут сказать, что Бог создал человека по собственному образу и подобию, и следовательно Бог подобен человеку !
А христиане не преминут упомянуть Святую Троицу и заявить, что Бог – это Бог-отец, Бог – сын и Бог – святой дух !
А буддисты скажут, что Бог – это нирвана. Придя в нирвану, ты придешь к Богу. Они называют его Буддой. Будда – это не только царский сын Шакьямуни. Будда - это состояние. Божественное состояние !
А у йогов Бог вообще нечто сложное и многоуровневое.
Бог исламистов суров, агрессивен и бескомпромиссен.
Бог протестантов – прагматичен и деловит.
Бог католиков не приемлет богатства в качестве одного из жизненных приоритетов.
Так какой же он Бог на самом деле ?
Бог – непознаваем!
Он непознаваем принципиально!!
И не надо пыжиться, не надо выгибаться и лицемерить, глубокомысленно пытаясь рисовать его портреты другим.
Бог не поддается характеристикам.
Бог познается не умом, а сердцем!
Язык сердца непереводим на язык разума. Это – разная лексика, разные правила, стили, экспрессия; разные принципы формирования сюжета и композиции.
…Сделаю еще одно отступление - поразмышляю о Вере.
Для всех верующих очевидно, что Бог и Вера – понятия почти неразделимы. Их потому и называют верующими, что они в Бога веруют. А еще верят во все или почти во все, что связано с образом Бога.
Но Вера – это не только и не столько Бог.
Вера – это прежде всего сам человек.
Он верит в то, что Коммунизм построить можно.
Он верит в то, что Коммунизм построить нельзя.
Он верит в то, что болезнь отступит !
Он верит в то, что будет болен всегда.
Он, человек, верит в то, что однажды счастье постучится в его двери.
И он же верит в то, что всю жизнь ему суждено быть маленьким, слабым и несчастным рядом с сильными, уверенными и счастливыми людьми.
Человек верит в то, что в его беде ему поможет Президент или отец Алексий.
Он верит, что его ситуация – это совсем не беда, а элемент и проявление великой тайны, именуемой Жизнью.
Он, человек, верит в несчастье, приносимое черной кошкой.
Он верит в талисман на шее или руке, приносящий удачу.
Что же есть “вера” и как она взаимосвязана с Богом ?
Уже было сказано, что Бога нельзя вычислить умом – ум слишком мал и более того - ничтожен для этого!
Все, на что максимально способен ум, - это признать собственную немощь и ограниченность перед лицом Великой Тайны!
И если ум сделал это, он тем самым сделал самое великое из того, что способен сделать в принципе.
Если - нет, то можно говорить о его болезни, недоразвитости или инфантильности.
Более того, выполнивший свое предназначение ум не может и не должен быть поднимаем на недосягаемую высоту под предлогом его феноменальности. Феноменально сознание, но не ум!
Сознание, разум больше, чем ум, рассудок!
Ум считает, рассуждает, сопоставляет, трогает, щупает, перебирает, путает, распутывает, представляет, создает и разрушает!
У него - все предметно, потому что все имеет свой символ, свой знак, свой образ. У сознания все иначе – оно понимает без слов; оно больше чувствует, чем думает; оно больше воспринимает и понимает, чем сравнивает и анализирует.
Сознание глубоко, ум – рядом!
Именно оно, сознание, а не ум, стоит рядом с Богом.
Когда человек реально начинает Путь к Богу, он выбрасывает Ум, выключает его или берет его работу под контроль своего Сознания.
Если этого не случается, ему никогда не придти к Богу, даже если он искренне будет молиться и регулярно читать религиозную литературу.
Вообще, ум – это и есть дьявол, сатана, нечистый, потому что все соблазны, коварные замыслы и вредные желания живут в нем.
Он холит и лелеет всякого рода глупости и гадости, и лишь развитое сознание может осознать не всегда полезную составляющую ума.
Безусловно, в повседневной жизни ум нужен и полезен в тех случаях, когда он служит созиданию.
Если он деструктивен, все так или иначе начинает идти прахом. “ Бес попутал!” – так говорят в народе.
Вот почему принципиально важно и необходимо понять следующую истину: там где присутствует ум, там нет Бога.
Вот почему рано или поздно не осознавший эту истину человек в конце своего религиозного Пути будет также далек от Бога, как и в его начале.
Говоря же про сердце, я имею ввиду восприятие Бога всей своей духовной сущностью.
Это своеобразное созвучие человека и Вселенной, в котором ему открывается нечто абсолютно не свойственное и не характерное для повседневной материальной жизни. Здесь корни правды о самом человеке!
Разум помогает верующему на этом пути, потому что он осознает им свои чувства и ощущения без каких-либо попыток их анализа.
Более того, на этом пути сознание помогает человеку не просто осознавать те или иные свои состояния, так сказать, пост – фактум, но и сознавать их непосредственно в момент их актуализации или предстоящей актуализации, т.е. грядущему проявлению.
Нужно отдавать себе отчет, что сознавание возможно лишь при выключенном уме. Не выключенный ум будет предлагать вашему сознанию все, что угодно, но только не само бытие, данное каждому в его ощущениях.
Вот почему нельзя прийти к Богу рационально, т.е. с помощью ума.
Ум помогает в одном – осмысливает накопленную информацию, которой должно быть достаточно для выводов о бесполезности и даже вредности самого ума на пути к Богу.
Так что же есть Бог ? – Чувствуете? - Вот он вопрос ума, обращенный к самому себе, т.е. к уму, на который он, т.е. ум, сам же немедленно готов начать искать ответ, убеждая ваше сознание в том, что это возможно.
К счастью, сознание больше и мудрее, чем ум!
Сознание – это часть человеческого «Я», которую можно назвать “Я - понимающее”!
Оно включает ту его часть, которая скажет, что Бога умом понять невозможно, что уму необходимо выключиться и приступить к мировосприятию и мироощущению непосредственно органами чувства и самим сознанием, через сознавание процессов восприятия и тех состояний, которые он порождает.
ЭТО я называю восприятие Бога сердцем и душой, что в принципе, на мой взгляд, одно и то же.
Поэтому взрослому человеку полезнее отказаться как от желания задавать вопрос “Что есть Бог?”, так и искать рациональный и очевидный ответ на него.
Для начала важно сказать себе другое, а именно: “ Бог – есть ! Я хочу идти к нему и найти его !!”.
Это –трудно!
Вам будет мешать ум – вот уж настоящий сатана, бес, соблазнитель, искуситель, нечистый, дьявол !
Он постоянно будет пытаться искать для Бога определение, одежду, интерьер, образ, имидж и т.д.
Некоторые его находки будут очень соблазнительны, волнующи и прекрасны.
Не верьте ему – это не Бог !
Бога нельзя запечатать как салат в хрустальную вазу.
Даже если его вид будет неповторим, это все равно будет салат в хрустальном блюде, а не Бог.
Ум никогда не приведет вас к Богу!
Я повторюсь - все, что полезного может сделать для вас ваш ум, это, во-первых, указать путь к Богу, а во-вторых, признаться в своей немощи перед лицом Всевышнего.
Итак, для начала важно просто сказать себе, что Бог – есть и что Вы хотите идти к нему и найти его !!
Но сказать так, значит сделать всего лишь полшага из первого шага к Богу.
Чтобы состоялся первый полный шаг к нему, человек должен поверить в Бога. Это еще более трудная задача, нежели согласиться на словах двигаться к Богу.
И чем образованней человек, тем труднее ему с тем, что называется верой.
Но Вера и Бог на стадии начала движения к Богу категории абсолютно неразделимые. Нельзя сделать первый полный шаг без веры в Бога. На этапе начала движения это, по сути, слова синонимы.
Было время, когда я так и говорил себе: “Мой Бог – это моя Вера! Моя Вера – это мой Бог!!!”.
Вторая часть фразы успокаивала ум и нейтрализовала все его попытки давать иное толкование образу и содержанию Бога.
Но ТРУДНО верить в то, что не имеет контуров.
Как можно верить в Бога, когда мы не только не пытаемся его идентифицировать, но и считаем это вредным?
Я помогу вам следующим доводом.
Давайте просто подумаем о том, что безграничность Вселенной – не самое главное в содержании Бытия.
Давайте предположим, что есть нечто еще более значимое, величественное и таинственное. Просто предположим. Всего на одно мгновение!
Сделали это?
Ну вот и все!
Это случилось – вы признали наличие Тайны, находящейся за границами бытия!!!
Но если есть тайна бытия, разве этого недостаточно, чтобы поверить в то, что Бог возможен?
Разве нельзя назвать эту Тайну Богом?
Бог и есть эта Тайна !!!
Понимаете ?
Чтобы признать наличие тайны, не нужны ни ум, ни факты.
Только – Вера !
Вера обычного верующего – обычно пассивна, а потому мертва!
Вера – незаменимый инструмент на начальной стадии движения к Богу живому, потому что она вне ума !!!
Вера – всегда иррациональна !!!
Вера - это наше желание, это наша устремленность!
Вера – это предвосхищение состояния !
Вера – это приближение желаемого, его подтаскивание к себе для того, чтобы однажды оно стало явным, чтобы однажды состоялась актуализация ожидаемого.
В Евангелие сказано: “ Вера без дела мертва !”.
Я уточню: вера мертва без внутреннего напряжения.
Активно верить и думать, что ты веришь, - диаметрально различные вещи, потому что в основе первого – напряжение, в основе второго – пассивность.
Итак, - Вера !
Нельзя двигаться к тому, во что не веришь.
Знания, а точнее – многознание, эрудиция, образованность, разрушительны для любой веры, потому что основаны на работе ума.
Вера живет в сердце!
Даже если вы очень умны и образованы, разрешите себе иногда верить в не очень очевидные вещи.
Поверьте, здесь очень много интересного.
Маленький пример – талантливая актерская игра. Чем больше веры в чужой образ, тем естественнее поведение актера, тем больше чувств, тем больше искренности, эмоций, чувств и жизни.
Ум не делает человека талантливым, ум только помогает начать развивать талант.
Развивают же талант и/или способности - вера и труд.
Механический труд не развивает таланта; автоматический труд, труд по привычке даже если он упорный в лучшем случае помогает быть эффективным и результативным, но не талантливым.
Вера без напряжения – тоже никуда не ведет!
Вера без напряжения – это как остывающая вода: еще и не теплая, но и чай уже не заваришь.
И лишь труд, помноженный на веру, позволяет распустится таланту, заложенному в человеческих генах.
Учитесь верить, верить наивно, иррационально, просто знать, что это так и никак иначе, просто жить этим – и придет миг, когда Вы увидите, что все именно так, как было в вашей вере. Ваша вера привела вас к этому.
Верьте и делайте!
Человек должен верить, если не хочет остановиться!
Верьте в Бога и идите к нему ! И вы – дойдете !!!
Наверное, мои призывы верить не очень убедительны, но я знаю, что вы поймете их, потому что я верю в это !
Главный вывод таков.
Чтобы быть с Богом, нужно обратить к нему свой внутренний взор.
Пока этого не случилось, вы будете во власти внешнего мира и собственных заблуждений. Только Бог помогает прозрению, личностному вызреванию и духовно-телесному совершенствованию.
Церковь и все, что с ней связано, условия для движения к Богу важные, но совсем не обязательные.
В любом случае не дайте ей себя обмануть, иначе к Богу вам не дойти!

* * *

… Пока же вернемся к девушке. Вот она поправила платок, выпрямила спину, перевернула страницу. Взгляд ее сосредоточен и спокоен - она в своем мире; мире религиозных людей.
Религии возникли не вчера, они достаточно хорошо изучены, множество религиозных книг рассказывают нам о пророках и пророчествах, предлагая строго определенные варианты мировосприятия, образа жизни и поведения.
У животных нет религий. Корова Индии в отличие от коровы Европы свята только потому, что ее наделила святостью религия индийцев.
Любая религия - это мировоззрение ее приверженцев, которые постоянно ощущают конкуренцию со стороны таких же живых людей, как и они, но исповедующих другие идеи, по-иному воспринимающих мир, имеющих другое мировоззрение.
Материализм - тоже религия! Но кто задумывался об этом? Принято считать, что материализм противостоит религиям, но это не так, потому что в основе любой религии лежит, как уже было отмечено, строго определенное мировосприятие. Материализм - это не политическая теория, не научная сказка, не сказочная догма; материализм - это тоже строго определенное мировосприятие, в основе которого лежат свои представление о мироздании, протекающих в нем процессах, закономерностях и возможных моделях поведения в нем как социума в целом, так и его отдельных представителей.
... Девушка подняла голову, опустила Евангелие на колени и о чем - то задумалась. Рядом подросток читает Стивена Кинга. Мужчина около меня читает какую-то газету. Я рядом с ними думаю о своем, а именно - осмысливаю тот факт, что при желании можно имитировать поездку в лже-метро, т.е. на большом тренажере.
Установить, например, на нем специальные покачивающие вагон приспособления, которые обеспечат вздрагивание вагона и его вибрацию в определенном режиме, сделать шумовые установки, способные воспроизводить шум, гул, визг, скрежет, их необходимый уровень, ритм и тональность.
И, пожалуйста, - езжайте! Станция "Кудесница"! Осторожно, двери закрываются! Следующая станция - " Сюрприз" ! Двери закрылись, вагон вздрогнул и тронулся, движение, шум, стремительность и известность, вот замедление, свет, платформы... Но что это ? - Все та же станция " Кудесница" !!! Если повторить опыт раз десять, есть основания считать, что неподготовленное сознание может не выдержать! – Нестандартная ситуация – настраивают на ожидание нового, а каждый раз получаешь один и тот же фрагмент, хотя понимаешь, что так быть не может!
В обычной, привычной жизни не может, потому что у подсознания есть память, опыт, которые знают КАК ДОЛЖНО БЫТЬ и которые не готовы к тому, ЧТО ЕСТЬ В ЭКСПЕРЕМЕНТЕ!
Нестандартные ситуации - поведению в них нас никто никогда специально не учит. Есть исключения - космонавты, спасатели, бойцы спецподразделений. У них другое мировосприятие, другой способ оценки ситуации. Они ему учатся, потому что их этому методично и планово обучают. Обучают, вырабатывая навык поведения, адекватного тому, что называют " нестандартная ситуация".
Точно также обучают специальному мировосприятию свою паству священнослужители - апостолы религий, внедряя в сознание индивида строго определенные критерии мировосприятия, образа жизни и поведения.
Разница в том, что бойцов спецподразделений натаскивают на умение реагировать на новую информацию, расширяющую его опыт и знание, а религиозного человека – на старую, погружая его в неё все глубже и глубже.
Подсознанию абсолютно все равно, что «глотать» - абы кормили!
Пока человек не понимает этого, он – раб, он – зомби!!!
…Пожалуй, почти каждый из взрослых сталкивался в жизни с теми, кто именует себя свидетелями Иеговы. Разговаривать с ними очень тяжело, потому что они не слышат никого и ничего, кроме себя. Разговор на темы, лежащие вне их интересов и за пределами поставленных руководством их конфессий задач, с ними невозможен.
Они предлагают рецепты счастья, которые часто очень легко приобретаются людьми, не понимающими, что происходит, и не контролирующими ни себя, ни ситуацию. В результате власть над ними обретают носители и распространители идей свидетелей Иеговы.
Такие же рецепты предлагает любая другая секта, любая другая религия, любая другая теория, любая другая идеология...
Религиозная правда очень разнообразна и многоцветна, но не оригинальна, потому что банальна, примитивна и скучна – она хочет жить только своей жизнью. Вся остальная – неправильная, греховная, светская и т.д.
… Пытаюсь заглянуть в сознание девушки и вижу там строго определенные вещи: "Бог", " Любовь", " можно" , " нельзя", " грех", " наказание". А еще, как однажды сказал мне кто-то из верующих, знание о том, что неведение не будет служить оправданием на том свете того, что человек в этой жизни не верил.
За этим утверждением тогда я услышал скрытую угрозу: если ты не с нами, то ты против нас, и за это будешь наказан! У конкуренции на религиозном рынке те же законы, что и на обычном – нарушил правила, закон – заплати и расплатись!
Очень показательны в этом плане церковные индульгенции…
Религиозное мышление - это всегда зауженное и жестко ориентированное мышление.
Я вижу этих людей! Я их узнаю!!! Понимаю и… не мешаю им!
Когда жизнь сводит меня с ними, я никогда не критикую их религиозную правду.
Я начинаю говорить на их языке. Чаще слушаю, чем говорю. Им это нравится. Разговоры о Боге, вере, загробной жизни - это их всегда эмоционально поддерживает, дает возможность считать, что все так и есть в этой жизни.
Такая позиция называется позицией уважения чувств верующих.
Термин " верующие", который я использую, следует считать синонимом термина "религиозный человек", "религиозное сознание".
Есть другие верующие…

Тип второй – человек, решивший верить!
Думаю, что это очень мудрые люди, ибо они верят не потому, что их к этому призывает религиозная догма. Они верят потому, что знают: человек тем и отличается от животного, что способен сознательно верить!
Дельфины - умнейшие животные. Наука утверждает, что они способны думать, принимать решение, обмениваться информацией. Я это к тому, что разум - это еще не критерий, с помощью которого человек занимает в животном мире особое место.
Способность верить, потому что человек осмысленно решил это сделать (сознательно уверовать!), - вот что делает человека человеком, отделяя его от животных!
Человек, решивший верить, - это сознательно верящий человек!
Я намеренно делаю акцент на выражении " сознательно верящий" и вот почему.
К сожалению, мир переполнен больными людьми, вера которых в темные силы зла, создает проблемы для конкретных людей, угрозу невинным наивным жертвам, которые зачастую даже не подозревают о том, что фанатики, которых показывают по телевизору, реально существующие люди.
Это они разрушают кладбища, оскверняя могилы; это они пишут книги о Князе тьмы; это они селят в слабых умах идеи и образы, которые однажды оформляются в стройные теории и служат мотивом того или иного деструктивного поведения.
Сознательно верующий человек - это человек, знающий правду о человеке.
Зная правду о человеке, он сознательно выбирает свою веру.
Это не религиозная вера и не вера в абстракцию; это вера на уровне абсолютного знания!
Сознательно верующий человек знает, что он дитя Природы. Сознательно верующий человек знает, что Природа принципиально непознаваема. Сознательно верующий человек знает, что он орудие в руках этой Природы. Поэтому он верит только в Тайну.
Кроме этой тайны, у него ничего в этой жизни, во чтобы он мог сознательно верить, нет.
Он не может сознательно верить даже в Бога, потому что ни одна религия никогда и никому не рассказала, а какой он, Бог, в действительности!
Все на уровне образов и намеков, обещаний, внушений, заблуждений, индивидуальных мнений.
Вера религиозного человека примитивна - он верит, как верит ребенок, потому что его так или иначе люди или ситуация убедили в необходимости верить и научили этому!
Его внутренняя потребность найти объяснение необъяснимому удовлетворяется именно в его вере в объект его верования и поклонения, будь то Бог или любой образ, связанный с ним.
Сознательно верующий человек верит в Тайну.
Эта Тайна не подлежит объяснению - она просто есть; это она лежит в основе Бытия и это она творит то, что мы называем злом или добром.
Эта Тайна - Мать цивилизации, и она же - ее палач !
Тайна бытия заставляет каждое мгновение стонать от сладострастия миллионы живых существ.
И она же заставляет те же существа уничтожать себе подобных.
Когда мы говорим - это инстинкты, мы ничего не говорим.
Нельзя объяснять свет отсутствием тьмы и наоборот.
Нельзя объяснять процессы словами, имеющими ограниченный и конкретный смысл.
Да, инстинкты - инстинкт удовольствия, выживания, инстинкт самосохранения!
Но что стоит за этим объяснением ?
Ничего, кроме нескольких изначальных обстоятельств - причин и нескольких их следствий.
Две яйцеклетки - мужская и женская! Они - начало новой жизни! А что стоит за жизнью самих клеток и их составляющих - материя, антиматерия или дух ?
За ними стоит Тайна !
Сознательно верующий человек знает о НЕЙ!
Он никогда не будет обманывать себя чужими идеями!
И именно об этой тайне по большому счету рассказывают пророки всех времен и народов. Они призывают увидеть именно ее, но сознание обывателя, сознание маленького и невежественного человека, сознание человека образованного, но обремененного другими правдами, не способны воспринять эту простую истину.
В свое время Ницше пытался низвергнуть Христа, заявив о том, что его правда - правда слабого еврея! - не годится для свободного и сильного человека, для - Сверхчеловека!
Его голос звенел, заставляя стыть кровь слабонервных, но разве ведал несчастный философ, что его правда в отличии от правды Иисуса была гораздо менее жизнеспособна потому, что он лишал человечество возможности знать о Тайне.
Все у него было просто и ясно, все было «здесь и сейчас», все решал Сверхчеловек, созданный больным воображением философа!
Иисус дает надежду на Тайну, называя ее Отцом. “Отец во мне, а я - в Отце!” - говорит он. Мало кто из религиозных людей слышит это.
О Тайне говорит и Будда.
О Тайне пишут все Ясноликие дети Вселенной – так я называю тех, кто стал счастливым, потому что научился видеть себя, слышать правду о человеке!
Они верят сознательно, потому что знают о Тайне именно на уровне личной веры. Эту веру важно еще смочь и суметь найти в себе. Это очень трудно, потому что слабая вера долго не живет, а сильная вера нуждается в постоянном внимании и укреплении.
У немногих это внимание постоянно, уверено и правильно.
Очень много вокруг фанатиков, скептиков, догматиков, невежд и больных – самоуверенных и не очень, здоровых и больных, думающих, действующих или живущих жизнью протоплазмы. Многие из них обречены на вечное незнание правды о человеке.
Их вера - это правда, рожденная обстоятельствами и детским воображением.
Они – не вольны выбирать свою веру.
Они только считают, что верят сознательно. Фактически они верят по принуждению.
Это принуждение обусловлено умом и жизненными обстоятельствами.
Просто верующие, верующие религиозные люди и сознательно верующий человек - это совсем разные типы мировосприятия и взаимоотношений с собой и миром!
Только тот, кто верит сознательно, имеет возможность слышать себя, а через себя и того, кого я называю Тайной или Богом!
Бог, венчающий религии, - не мой Бог! Он слишком очевиден, в Нем нет тайны! Его захватали так, что уже не отмыть!
Пока нет Тайны, нет Человека! Чтобы Человек обрел Тайну, ему важно слушать правду о человеке!
Но правду о человеке слышит только тот, кто слушает себя!
И слушает внимательно, напряженно, всегда!!
Ибо правда о человеке звучит очень тихо …

                * * *

Зачем я об этом?
Мне представляется, что только слышащий правду о человеке имеет шанс ступить на путь, который я называю Путь счастья…
Идти по этому Пути до конца может только свободный человек.

            ...Единственная доступная моему познанию свобода есть свобода ума 
               и действия.

               Я помню об этом, Альбер!
               Спасибо тебе!!!


Рецензии