Она и он в отсутствии времени года

                ПСИХОФИЛОСОФИЯ ДУШИ

                Часть 1. Дневник Андрея.

                Как молоко - с оставленной плиты,
                Как поезда - с осипшего вокзала -
                Так ворвалась в моё мгновенье ты -
                И вдруг - на вечность - времени не стало.

Я встретил тебя в своё любимое время года, когда уходишь из прошлых жизней - и воскресаешь вновь; когда в северном полушарии Земли природа, словно модель на подиуме, с царской щедростью меняет свои пестрые туалеты на другие, не менее расфранчённые. А в это время в северном полушарии человеческого мозга происходят столь же интересные и значимые события.

Любимая, ты явилась мне как вдохновительница жизни в её высоком смысле, как проводница её настоящести, медиум её сакральной энергетики. Мне импонирует, когда жизнь требует от меня максимум души, таланта, самоотдачи. Когда появляется многогранность, настоянная на поисках своей скрытой сущности. Когда вечером на берегу Днепра ты вдруг запела, мне показалось, что это моя душа поёт твоим голосом о своих глубинах. И к чему мне теперь моя хвалёная самодостаточность, эта застывшая в базальте времени андрогинность, лишённая порыва к своему женскому полюсу? Я жаждал центростремительного движения от одиночества - к союзу. Купание прибрежных фонарей в ночном Днепре  омыло мою душу, осветило её изнутри…

Сократ, как известно, был большим шутником, и на вопрос молодого человека, жениться ему или не жениться, ответил, что при любом выборе ему придётся впоследствии раскаиваться. Мог ли он сказать что-нибудь другое, если жена Ксантиппа, застав его за размышлениями о сущности мира, постоянно выгоняла его на улицу? Так что почаще выгоняй меня из дому, любимая, тогда я тоже наверняка стану великим философом!

Боккаччо, в отличие от Сократа, высказался о моменте выбора "женщины, религии, дороги" в том духе, что лучше делать и каяться, чем не делать и каяться. Но ты ведь знаешь, что ещё лучше делать - и не каяться! Потому что выбора не существует. Есть встречи и "невстречи", как выразилась однажды Цветаева. Как здорово, что  ты - моя встреча!.. Ты - моё время года, моя тетрадь раскрыта на тебе. Время года куда-то испарилось - осталась только ты.

                Плавником только зеркало тронь я,
                Тростником проведи по глазам -
                Зазеркалье моё, за-иконье
                Расчехлит свой запретный Сезам…

Как светится душа, когда не надо "прогибаться" друг под друга, компромиссничать, наступать на горло собственной песне! Дополнять друг друга, когда ты одновременно и сказуемое, и подлежащее, и дополнение. Обстоятельства - преходящи. Музыка вечна! Музыка - медиум мира. Мне не хочется тебя будить, когда ты спишь! Жизнь есть сон, в том странном смысле, что без сна не будет новой насыщенной жизни. Сон - ангел-хранитель всех неспящих.

Правда, сон ещё и питается жизнью, вампирит её сокровенные мгновения. Но куда убежишь от "насилия" того, что стоит над нами? Земное притяжение действует порой даже на птиц, и тогда они долго не могут взлететь - как будто ночью кто-то им подрезал крылья. Всё живое на земле требует периодической подзарядки батареек, как эти лунные зайчики Duracell. Пожалуй, до утра нам ещё хватит друг друга и нашего мира. А потом - всё равно придётся воткнуть себя в космическую розетку сна.

                Лишь Рыжий Ангел за окном
                Стекло царапает крылом…

Ты ли это, мой ангел? Я ловлю твоё ровное дыхание и не до конца понимаю, что ты можешь быть одновременно и со мной, и где-то в другом месте, по ту сторону сна. Пожалуй, самое сложное в человеческих чувствах и взаимных симпатиях - добиться в них развития со знаком плюс, нарастающего крещендо взаимности. Самое опасное в отношениях - "найдя" человека, перестать его искать. Мы хотим, чтобы нас "искали" постоянно. Собственно, поиск передислоцируется с самого человека на его внутренний мир.

Мы хотим быть чуткими – и бесконечно раним друг друга, - может быть, потому, что в чуткости засыпает острота жизненных переживаний, иссякает полнокровие жизни.
Любимая, очень больно… У меня от тебя нет защиты. Конечно, лучшая защита - нападение, но нападать ещё больнее. Всё так странно, как будто кончилась речь, оборвалась на полувздохе-полуслове, и всё, что впредь будет сказано, неминуемо обернётся против тебя. Точнее, против нас обоих. Лучше остановиться и застыть статуей. Но в этом нет жизни. В жизни даже ожидание есть движение.

В сущности, мало кто понимает, что и возникновение чувства, которое люди называют любовью, и его распад - явления в высшей степени стихийные. Иногда просто спинным мозгом ощущаешь, что всё начинает происходить помимо твоей воли, и ты - только пешка в невидимой игре космических сил. Сам ты можешь только катализировать этот процесс, ведущий либо к триумфу, либо - к полному фиаско. Но противодействовать организованному против тебя потоку - всё равно, что пытаться пассами воскресить мёртвого.

                Нам бы всё сохранить, не сорваться из сказки,
                Рыжий ангел усталый, ударник труда…
                В складках губ безответная прячется ласка,
                И в глазах одинокая стынет звезда.

Она - ион в отсутствии времени года. Иногда - положительный. Иногда - отрицательный. Она - всегда разная. Но это не имеет никакого отношения к проблемам человеческой морали. Никому из смертных ещё не удавалось "законсервировать" отношения между мужчиной и женщиной, как, впрочем, и между людьми вообще. Наверное, это и называется жизнью. Жизнью в отсутствии времени года.

                ЧАСТЬ 2. Любить втроём.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Не сразу понял Андрей, что его возлюбленная, Татьяна, любила использовать влечение к ней как личности или как к женщине, в своих корыстных целях. Ей, оказывается, был не столько нужен он сам, сколько его свободная квартира, чтобы "бросить там свои кости". Правда, она заранее "предупреждала" Андрея, что в быту она человек непростой и что в этом городе у неё был любовник, который и сейчас будто бы не прочь её заполучить. Но что такое все эти предупреждения, когда сердце до краёв заполнено любовью! Женщина ведь и сама "не знает", чем всё это закончится! Просто она выбирает самый подходящий, со стратегической точки зрения, вариант. То есть она, конечно, знает больше, но и сама втайне надеется на чудо: а вдруг именно этому мужчине окажется по силам то, что не удавалось веренице других? Зато потом, когда всё рушится, это даёт ей моральное право воскликнуть: "Ты удивлён? А ведь я тебя предупреждала!" Не слишком удивлюсь, если у нашей героини слова её "предупреждения" ещё и "случайно" сохранены… Например, в архивах асек или ещё где-нибудь в тайных дневниках. Для пущей убедительности, что она здесь ни при чём.

Андрей вдруг вспомнил, что к подобной уловке прибегала и его прежняя возлюбленная. Она в самом начале предупредила его, что пылко любит, но что такого рода любовь, как правило, проходит у неё примерно через год. Или спустя два - как повезёт. Она говорила, что любовь у неё по самой своей природе циклична: время истекло - и финита. Меняются только мужчины, живые воплощения этой любви. Не будет большим преувеличением сказать, что она любила не мужчин, а свою любовь. Есть физическая потребность в любви, а есть - духовная. Конечно, духовная физической никогда не брезгует, но, если для насыщения физической любви порой достаточно одной ночи, то духовная оперирует более крупными временными отрезками - месяцами, годами.

В общем, все эти странные женщины исподволь готовили свою "невиновность" в  снежном таянье собственных чувств. Был ли это простой инстинкт самосохранения? Да, в том смысле, что помогал им сохранить достоинство в собственных глазах. Вообще, при наличии нескольких равноценных вариантов, трудно оставаться бескорыстной, особенно если такое качество изначально не заложено в характере героини. Хотя бескорыстие, конечно, тоже встречается. Я знал одну женщину, которая при расставании с любимым человеком возвратила ему всё, что он на неё потратил, до последней копейки. Хотя, конечно, в подобной скрупулёзности тоже была своя корысть - только не материальная, а духовная. Чтобы не накапливать "долги" в прошлых и будущих реинкарнациях и чувствовать себя свободной.


Рецензии