Real-politik и политический романтизм


Предвыборный марафон «Март-2010» выходит на старт, заканчивается процедура регистрации кандидатов в депутаты муниципальных парламентов. Пока его участники присматриваются друг к другу в преддверии грядущих политических битв,  самое время поразмыслить о характере той дистанции, которую им предстоит преодолеть.

«Разбор полетов», проведенный президентом Д. Медведевым после прошлогодних выборов 11 октября,  показывает, что Кремль вряд ли устроит победа «Единой России» любой ценой. Ему нужны выборы без скандалов, как можно более легитимные, чтобы не допустить обесценивания итогов голосования. Желание вполне объяснимое, учитывая большое стартовое преимущество партии власти в регионах. 

То есть  можно ожидать  значительно большей прозрачности выборного процесса, и реальной помощи в этом из Москвы. Оппозиционные партии могут с большой пользой для себя воспользоваться этой ситуацией, если проявят активность на избирательных участках, будут своевременно опротестовать нарушения избирательного законодательства. Этим они, с другой стороны,  не будут вводить «во искушение» партию власти.

Впрочем, наши единороссы в любом случае вряд ли  удержат все свои завоевания – слишком уж они обширны. Самый серьезный претендент на их утраты, очевидно, эсэры. Они располагают для этого и финансовыми, и медийными ресурсами, и, что может быть самое главное, достаточно сильным составом участников избирательной кампании. В каком-то смысле они обречены на успех. Вопрос в том, насколько он будет велик.

Аутсайдеры этих выборов – коммунисты и либерал-демократы, вряд ли это требует доказательств. Они и сами это понимают, и  уже пустились «во все тяжкие». В списках кандидатов на депутатские мандаты от КПРФ в регионах замечено много бизнесменов, никакого отношения к коммунистической идеологии не имеющих. Можно сказать, что это всего лишь политика, ничего личного. Тем более что коммунисты всегда охотно принимали денежную помощь, начиная с фабриканта Саввы Морозова. Отличие в том, что раньше они пользовали бизнес в своих целях, а сегодня бизнес пользует их. Так историческая драма повторяется  в виде фарса. Возможно, здесь коммунисты просто берут пример с либеральных демократов Жириновского, которые  уже давно разрабатывают эту стезю.

Каковы будут итоги мартовского голосования – определит предвыборная борьба. Заметим только, что наша «молодая демократия» не так уж и молода – совершеннолетие можно отмечать. А значит на откровенной мякине провести избирателей будет уже труднее. Различные избирательные ресурсы, включая административный,  решают, конечно, многое, но далеко не все.

Многое  зависит и от того, насколько оппозиционные партии сумеют использовать оппозиционный ресурс:  эффект новизны, возможности для критики партии власти. Но именно для критики, а не критиканства и радикальных призывов, на чем до последнего времени «горела» наша оппозиция.  Думается, победителями избирательной кампании, в большинстве, станут те кандидаты, и стоящие за ними команды, которые проявят больше ума.
 
Все вышесказанное – это то, что модно называть в последнее время real-politik с легкой руки президента Б. Обамы, когда он развернул политику США в сторону политических реалий, отказавшись от размещения ПРО в Европе и, таким образом, от продолжения жесткой конфронтации с Россией. Другими словами, он отказался от  романтизма в политике. 
 
Но в России такой политический романтизм живет и здравствует, может быть, как продолжение старинной, еще с дореволюционных времен, интеллигентской, отдающей нигилизмом, традиции  критики  всего на свете «во имя благородных вечных истин».
И в столкновении с прозой жизни он, как и раньше, рождает примитивную политическую дихотомию: «кто не с нами, тот против нас». Непримиримую и к далекой от их розовых иллюзий действительности. Некоторые считают ее единственной «адекватной» политикой, в которой, тем не менее, основным средством достижения целей являются разного рода политические провокации.

Эта общая романтическая черта разнородной нашей «настоящей» - непримиримой оппозиции сближает в критическом запале и коммунистов, и либералов, и бывших диссидентов.  Тем не менее объединить такую оппозицию невозможно, как невозможно запрячь в телегу коня и трепетную лань. Вот и на этот раз наши «непримиримые» романтики остались в гордом одиночестве, и испытывают свою судьбу каждый на свой страх и риск.

Удивительно здесь, пожалуй,  другое -  что  эту абсурдную «объединительную» идею с завидной постоянностью вытаскивают на свет божий. Хотя  у самих романтиков она никогда не вызывала энтузиазма, а прагматики вообще бегут от нее, как от прокаженной. Ведь что произойдет в случае «непримиримого» успеха? Скандал и развал оппозиции на следующий же день.
 
Поэтому, можно надеяться, романтические иллюзии  разобьются, в конце концов, о грубую демократическую действительность. Реальная же политика возьмет свое. Рано или поздно, так или иначе.  Но лучше все-таки раньше, чем мы наделаем обычные свои глупости с единственным оправданием, что «хотели-то как лучше».



Рецензии