Попутчики

        (Из «Записок Белой Вороны», 8-06)

    Обычный человек живет в интересах, которые он уже имеет, и они становятся его привычками. Огромная, разнообразная жизнь все больше суживается - мы становимся результатом своих привычек задолго до того, как осознаем это. То, что мы называем новыми переживаниями, на самом деле оказывается той же самой мелодией, она уже есть в нас, потому что исходит из особенностей нашего внутреннего устройства. Лучшим доказательством сказанного служат наши протестующие реакции на желания, интересы и способы жизни тех, кто нас окружает – на наших Попутчиков.

      Попутчики – это не те, кого выбрали мы, а те, кого предложила нам жизнь, помогая нам через шероховатости в наших отношениях с ними разобраться в себе и, по возможности, измениться в правильном направлении.

   В последние годы одним из моих Попутчиков стала Майя. О ее личной жизни я знаю довольно мало. Судя по всему, живется ей трудно: тяжелый характер мужа, взрослый, но психически неполноценный сын. Майя чувствует неправильность своей жизни, но о причинах этой неправильности она не говорит и почти никогда не жалуется, что, вероятно, разумно. Пару раз я все же была свидетелем ее слез.

   Почему мы, женщины, так эмоциональны? У большинства из нас глаза все время на мокром месте. Разжалобить женщину ничего не стоит, не только собственным горем, но и просто  чем-то добрым - хорошим фильмом, сердечно исполненной песней или красивым поступком. Этот пустяшный и милый, женский недостаток – тот самый «вечно теряемый зонтик», с которого Г.И.Гурджиев когда-то предлагал своему рассеянному ученику начать работу над собой. Стремясь стать совершеннее, мы все любим ставить перед собой великие цели и охотно беремся за то, что и так дается нам легко, но даже не пытаемся штурмовать то, к чему уже привыкли в себе и полюбили. Мы с удовольствием закрываем глаза на наши маленькие, доставляющие нам удовольствие слабости, бесцельно пожирающие нашу энергию или здоровье.

   Кто такая Майя? Когда-то она была моей постоянной клиенткой в Центре, где я работала астрологом, и, часто заказывая мне гороскопы для себя и знакомых, хвалила их. Мои объяснения Майя всегда слушала очень внимательно и не задавала никаких вопросов, отчего оставляла во мне впечатление, что все, о чем я ей говорила на приеме, включая и достаточно тонкие, не имеющие материального объяснения вещи, ей понятно. Такое случается с людьми, которые имеют особую одаренность к религиозному или философскому мышлению. Они, как будто бы, уже когда-то стояли на этом Пути: им почти ничего не надо пояснять, они - «вспоминают». Может быть, именно это «ощущение» помогло нашему сближению?

    Вскоре мы подружились, и с ее стороны начались «несоизмеримые» дары. «Несоизмеримый  дар» - это  дар без повода и не по заслугам. Такой дар всегда создает во мне проблему: тебе дают больше того, чем ты заслуживаешь, и больше, того, чем  ты сам можешь отдать человеку. Подобный дар связывает. Берущий «несоизмеримо» рано или поздно начнет что-то терять, а дающий - приобретает проблему «воровства», потому что крадет у берущего его свободу. Майя, конечно, понятия не имела об этих особых штучках, она всего лишь хотела, как лучше.
 
   Очень часто наши отношения с Попутчиками построены на огромном незнании другого человека. Это незнание жизни другого - его представлений, интересов и привычек - мы бессознательно заполняем своим собственными представлениями и интересами и вскоре попадаем впросак. Мы судим о человеке по себе и с трудом ориентируемся в потемках чужой души.

     Несмотря на редкость наших встреч, Майя уже успела меня озадачить. Ей, заявила она, нравится все, что я пишу, что, на мой взгляд, невозможно: любые два человека всегда по-разному реагируют и относятся к одному и тому же. А потом я случайно обнаружила, что понравившееся ей, на тот момент еще не было ею прочитано!

   Желание сделать человеку приятное довольно часто перевешивает в людях нечто более важное меня – правдивость. После этого открытия во мне поселилось сомнение: если часть того, что было сказано Майей - неправда, то грош цена и всему остальному! Я всегда немного боюсь интеллигентных и хорошо воспитанных людей –остерегаясь огорчить, они многое замалчивают и перестают вызывать у меня доверие.

   Второй мой Попутчик, постоянно одаривающий меня опытом трудного постижения потемок чужой души – Олег. У нас с сним масса общих интересов. Наша переписка с ним длится вот уже несколько лет, но желанной гармонии душ все не происходит. Несмотря на великое множество его пространных и доверительных писем, через паутину его недомолвок и полуправд о себе я не могу пробиться к нему – подлинному. Все написанное им о себе - «правда», только эта правда подобна подробному описанию кисточки слоновьего хвоста взамен его личного  впечатления о слоне. Это удивительное умение Олега прятаться в мелочах распространяется на все, что от него исходит. Я кажусь ему слишком прямолинейной и резкой, он мне – неконкретным и путанным. Мы различны по темпераменту, характеру и способу реагирования, хотя и занимаемся, и любим одно и то же. Дже личные судьбы у нас схожи! А проблема вовсе не в том, что мы разные. Постоянно забывая об этой разности, мы оба всегда ждем от другого знакомой, привычной нам и понятной реакции и поведения – таких же, как собственные! 

   Третий Попутчик – Таня. Мы давно уже не работаем вместе, но наше взаимное общение продолжается, поддерживаясь не только на общих воспоминаниях прошлого. Таня тоже из тех, кого я называю интеллигентными людьми. Она не конфликтна, не вздорна и умеет промолчать, не выпячивая своих интересов. Она занимает в жизни столько места, сколько нужно для размещения ее тела – не пытаясь захватить больше, чтобы не ущемить интересов других. Таких мало. При этом она одна из немногих, кто никогда не будет хвалить то, чего не знает или что ей не нравится. И четко выразит свою позицию, если ее об этом спросишь.

    Казалось бы, вот оно – то, что я ищу в людях, вот человек из «моей стаи»! Оказывается, и этого тоже мало. О себе и своей жизни, видимо, не слишком счастливой Таня никогда не рассказывает. У нее нет ни малейшей потребности в самоанализе, исповедании и в поиске причин чего-либо не только перед любыми другими, но и перед самой собой. Как испуганный зверек, она бежит от всего, что может ее огорчить, утомить или заставить всерьез задуматься. Таня любит разглядывать произведения искусства, слушать духовную музыку, смотреть гармоничные и умиротворяющие фильмы, путешествовать по миру с осмотром достопримечательностей, любит красиво обставлять свою квартиру, выращивать на клумбе цветы и рукодельничать, слушать радио и читать книги, в которых описываются судьбы неординарных людей. Казалось бы, что в этом плохого? Да ничего, кроме ее пассивного желания брать от жизни только «мягкое и сладкое», всячески избегая любого «жесткого и горького». От этой разности наших целей, я очень быстро начинаю с ней скучать и  на какое-то время исчезаю с ее горизонта. 

  Мы все склонны  ждать от людей того, чего они принципиально не могут дать. Майя, Олег и Таня не становятся мне менее дороги от понимания, что они не могут быть похожими на меня, а я - на них. Внутренние миры людей удивительно разнообразны и практически не имеют общих дверей. У каждого человека свои задачи в этом мире и свои возможности для их исполнения. Мы не можем быть одинаковыми только  потому, что мы – люди.

   


Рецензии
Очень интересное произведение!
Вы абсолютно правы насчёт того, что нас окружают попутчики. И, разумеется, что нет одинаковых людей, но это не мешает общаться, и зачастую интереснее с тем, с кем у тебя не больше, а меньше точек соприкосновения. Могу добавить, что иногда более похожие и даже близкие по родству люди ссорятся чаще, т.к. у них "шипы на одном уровне".
Прочитал с удовольствием.
Удачи Вам!

Семён Лившиц   19.02.2013 23:14     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Семен! К сожалению, редко бываю на прозе, разве только чтобы опубликовать накопившиеся "записки". Не успеваю читать других и общаться - не обижайтесь. В основном обретаюсь на СТИХИ.РУ.

Тем не менее, как-нибудь зайду почитать вас. С уважением!

Алкора   20.02.2013 16:47   Заявить о нарушении
Зашла. Что-то мне мешает читать произведения сознательных эмигрантов. Вы свой выбор уже сделали, так стоит ли теперь за русскоязычный сайт цепляться?
Простите за прямоту. Всех вам благ на новой родине.

Алкора   20.02.2013 16:57   Заявить о нарушении
Вы, Алла, в своём произведении подробно разбираете характеры трёх своих знакомых. Что же касается лично Вас - могу заметить, что Вы ОЧЕНЬ категоричны, что зачастую бывает у школьных и институтских отличников, которые привыкли, что их точка зрения - всегда верная и единственно возможная, тем самым ограничивая себя искусственными рамками.
Всех Вам благ!

Семён Лившиц   20.02.2013 17:40   Заявить о нарушении
Я не утверждаю (нигде), что моя точка зрения правильная и единственная (скорее рефлексией и сомнениями страдаю), но всегда пишу, как чувствую в настоящий момент - нравится это кому-то или нет. Это не категоричность. Это глупость.

Алкора   20.02.2013 18:30   Заявить о нарушении
Писать то, что чувствуешь в настоящий момент - не глупость. Глупость - советовать другому человеку, за какие сайты ему не "цепляться" (если уж напрямоту - термин не вполне адекватный).

Семён Лившиц   21.02.2013 18:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.