Литература и проза. ру

Я открываю сайт http://5pages.net/2007/12/10/sovremennaja-literatura/  в надежде получить представление о состоянии современной литературы, в частности в России.
Первая же фраза меня убивает:
«Я придерживаюсь мнения, что в России в настоящий момент нет литературы как таковой. Есть ширпотреб, есть спрос на развлечения, и поэтому большинство авторов создают развлечение в форме книг, это и есть современная “литература”. Но при этом, есть литература актуальная; та самая классика – русская, советская и эмигрантская литература».
Оставим в покое парадокс «литературы нет как таковой… но есть литература актуальная», и задумаемся о предмете обсуждения.
Тезис этот уже на слуху. В редких литературных программах на радио и телевидении «мэтры» глубокомысленно изрекают то же самое.
Расшифровать изречения можно следующим образом: сотни тысяч авторов что-то пишут, несколько миллионов читателей читают написанное, но все что написано – написано плохо, не актуально, «не литературно» и не может считаться литературой в высоком смысле, т.е. – в том смысле, что никто из авторов «не переплюнул» Гоголя и Пушкина.
Любой, кто утверждает, что «литературы» нет, должен хотя бы бегло прочесть то, что есть. Разумеется, это невозможно. Тогда возникает вопрос – что является критерием, по которому написанное произведение можно отнести к «литературе»? К тому высокому писательству, которому суждено если не пережить своё время, то хотя бы претендовать на оригинальный язык, литературно-грамотный слог и мастерское владение сюжетом.
Спрос? Конечно, не он, так как основная масса читателей во все времена стремилась прочесть в лучшем случае бестселлер, а в общем случае то, что написано примитивным языком с банальным сюжетом.
Оценка литературными критиками-профессионалами? Так, уже теплее. При условии, что эти профи доберутся до талантливого автора. Я уже не говорю – при его жизни, а в принципе – доберутся.
Это станет возможным тогда, когда писательство, благодаря Интернету приобретшее все признаки массовой культуры, пройдя стадию интерактивности, выбросит «нагора» ценную породу – ту самую «литературу», которая, конечно же - есть (земля полна талантами).
Возможно, это уже происходит сейчас, но оценить это достижение человеческого интеллекта просто некому.

Попытаюсь «разжевать» последний пассаж, который, я это понимаю, выглядит гипотетически.
Сначала, об интерактивности  литературы (я буду всё же пользоваться этим термином, про который говорят, что его нет, – хотя бы в смысле «техническая литература», в смысле, оспорить который никак невозможно).
Википедия так определяет интерактивность:
«Интерактивность – имманентное свойство объекта, материализующее накопление последствий обращения системной инерции причинно-следственного континуума (линейных, реактивных, диалоговых) отражений в интернальный локус факторизации (информацию) экстраверсного позиционирования трансляции его сущностных характеристик.»
Если кого смущает обилие функциональных терминов, переведу на понятный всем язык: благодаря Интернету происходит взаимное влияние его участников на формирование какого - то значимого понятия.
Правда, здесь же Википедия даёт оговорку:
«Так же не является интерактивностью способность людей общаться в форумах и создавать сообщества».
Пусть эта оговорка нас не смущает. Речь у нас идет о том, что одновременное появление авторов, читателей и критиков позволяет включить такие обратные связи, которые только и в состоянии выделить квинтэссенцию – литературные таланты не через века, а в обозримый промежуток времени.
Произойдет это не сразу. Системе еще предстоит адаптироваться к принципиально новым условиям.
Пока что в Интернете мы видим появление литературных и окололитературных порталов, блогов отдельных писателей (или претендентов на это звание), а также таких массовых сайтов, как ПРОЗА.РУ и СТИХИ.РУ.
Каждый, наверное, со мной согласится: не за горами то время, когда в руках большинства читателей будет книга не бумажная, а электронная, которую он, читатель, сможет, заглянув в преамбулу, в отдельные абзацы, выбрать для чтения, или исключить. Многие из электронных книг будут содержать анимацию, иллюстрации, а также отзывы критиков, известных писателей и активных читателей. Появится чтение таких электронных книг в режиме он-лайн. Последнее позволит проводить статистический мониторинг.

В этот переходной период вряд ли стоит ломать копья по поводу «литературных роботов», меркантильных издателей и пр. Разумеется, то, что в этом плане было, то и будет, от жизни никуда не деться. И рынок по-прежнему будет диктовать свои условия, и ставить свои барьеры. Но каждый читатель не только найдет своего писателя, но и выставит ему оценку самим фактом своего участия – чтением.
Пишем.
Читаем.
Критикуем.
Хвалим, поддерживаем.
Общаемся он-лайн.
А что еще остается? Дезертировать? К этому я не призываю, но если кто-то примет такое решение, оно не будет ошибкой. Значит – не судьба!


Рецензии
Станислав, эта тема была и есть актуальна. Я не думаю, что книга исчезнет, а останется электронный вариант. Они будут существовать параллельно. Наверное я не современный человек, но мне нравиться все настоящее. Книгу можно подержать в руках, сделать заметки на полях или оставить закладку. По поводу "Прозы". Здесь есть немало интересных писателей, но их нужно найти. В основной своей массе народ не так много читает. Все ограничивается мелкими перебежками от автора к автору. Длинные произведения читают редко. В большенстве своем миниатюры. Чтобы тебя "открыли" и оценили нужно хорошо постараться. И одного желания здесь мало. Как правило нужны еще деньги для рекламы и пиара. Сейчас такой огромный выбор литературного материала, что в нем можно просто увязнуть и так ничего и не найти. Это как телевизор с пультом. Вы наверное обращали внимание, как кто-нибудь сидит и "щелкает" каналы, не в состоянии остановиться на чем-нибудь конкретном. Это та же самая проблема. Прыгая от автора к автору, читатель не может остановиться на чем-то из-за переизбытка информации. Это как наркотик. Постоянно нужна подпитка и более сильная доза для эмоций. С книгами было проще:)))
С уважением,

Елена Роговая   23.09.2013 11:16     Заявить о нарушении
Елена, бумажное поле страницы и матовый экран планшетки объединяет возможность уснуть с тем и тем, не травмируя свой нос. Разъединяет же их привычка, некий мистический ореол бумажного издания, милый сердцам старшего поколения и совершенно непонятный для молодых людей, выросших у экрана ноутбука. Что до народа, то он никогда не был читающим, даже в то время, когда его таковым провозглашали советские СМИ. Читает книги
интеллигенция и то - значительная её часть в юношеские, студенческие годы. С началом трудовой биографии чтение худлитературы почти прекращается.
Сейчас можете провести тайный мониторинг и убедитесь: из ста тысяч пишущих на прозе.ру 90% не читали Чехова и Голсуорси, а что до материка американской литературы - он "терра инкогнита" для 99% русскоговорящих читателей.
Но так во всех странах, и не стоит ламать копья или бить себя в грудь, что де только мы вот такие...
Я писал в статье о таком замечательном поле чтения, как Интернет, которое предоставляет немыслимую прежде обратную связь "автор-читатель".
Могу любому автору прозы.ру дать совет: у вас есть читатели! ликуйте, даже если их у вас какой-то десяток. Любой писатель прошлого мог похвалиться тиражом, но не количеством истинно читающих.
Так возликуем и будем писать, зная, что есть кому прочесть твоё сокровенное и есть кому уйти от тебя негодуя, но всё-же причастившись...
С улыбкой!
Ваш!

Станислав Бук   23.09.2013 13:05   Заявить о нарушении
Каждому писателю по своему читателю!!!!
С улыбкой,

Елена Роговая   23.09.2013 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.