Какая она, эта зима? Т. Морозова Сказка для младши

   

           (Пьеса - сказка для младшх школьников)
 
 
                Картина 1
 
Заяц.          Ёжик! Ёжик!
Ежик.          Ну, чего тебе?
Заяц.          Мне скучно! Давай поиграем?
Ёжик.          Некогда мне. Я спать ложусь.
Заяц.          Так утро! Вставать пора!
Ёжик.          А, мне всё равно – утро или ночь… Я к спячке готовлюсь.
Заяц.          К какой спячке?
Ёжик.          К обычной. Вот, листья с деревьев опали?
Заяц.          И, что?
Ёжик.          Зима приближается. Слышишь, она уже совсем близко.
Заяц.          Ничего не слышу. Ёжик, а эта Зима такая страшная, что её даже деревья боятся?
Ёжик.          Не знаю. Я её никогда не видел. Когда она приходит, я сплю. А, когда просыпаюсь, она уже уходит.
Заяц.          Что, так всё время и спишь?
Ёжик.          Ёжикам зимой положено спать.
Заяц.          А, зайцам?
Ёжик.          Про зайцев я ничего не знаю. Я Ёжик, а не заяц.
Заяц.          А, кто знает?
Ёжик.          Может, Белки?
Заяц.          Давай, у них спросим? Белки! Белки!
 
Появляются белки
 
Белка.         Ну, и чего так кричать? Думаешь, я глухая? Чего надо? Если орехов – не дам! Я на зиму запасы делаю.
Заяц.           Зима орехи ест? Вот, ёжик, а ты боялся!
1 Белка.        Зима не ест орехи. А, я ем. А, запасы делаю, потому что зимой орехи не растут.
2 белка.       Зима долгая, значит, и запасаться надо надолго. Иначе, с голоду можно пропасть.
1 белка.       А, хотите орешков, – сами собирайте.
Ежик.          Не нужны нам ваши орехи. Мы спросить хотели…
Белка.         Хотели, так спрашивайте. Только побыстрее, а то бурундуки всё растащат.
Заяц.           Ёжик говорит, зима приближается…
Белка.         Уже совсем близко.
Ёжик.          Я же говорил.
Заяц.          Ну, так вот, он всю зиму спать собирается. Ежикам, говорит, положено. Может, и зайцам положено?
1 Белка.      (Белке – подруге) Слышишь, подруга, ты когда-нибудь слышала, чтобы зайцы в спячку впадали?
2 Белка.      Ой, умора! Ты ещё нору себе выкопай. Или берлогу. И лапу, как медведь, всю зиму соси!
1 Белка.      Зайцы зимой не спят! Посмотри на свою шубку!
Заяц.          А, что с моей шубкой?
2 белка.       Что-что! Она белая! Побежали, подружка!
Заяц.          Подождите! И что, что шубка белая?
1 белка.       Так, это, чтобы тебя на снегу не было видно.
Ёжик.          На чём?
1 белка.       На снегу! Ну, снег… знаешь, что это?
Ёжик.          Не знаю!
2 белка.       Это такие белые, холодные цветы, которые падают с неба. А, лизнёшь, они превращаются в воду.
1 белка.       Всё! Некогда нам! Попрыгали!
Заяц.          Цветы превращаются в воду! Разве такое бывает? Белки над нами подшутили.
Ёжик.          Знаешь, Заяц, я пока не лягу спать. Надо же увидеть зиму.
Заяц.          Вместе будем смотреть. Вот здесь сядем, и будем ждать, когда она придёт.

Сидят, ждут
 
Заяц.          Знаешь, ёжик, мне немного страшно…
 Ёжик.         И мне тоже… Как думаешь, долго нам ждать?
Заяц.          Не знаю. Только мне уже надоело сидеть.
Сорока.        Идёт! Идёт! Чего сидите? Он уже идёт!
Заяц.          Кто идёт? Волк? Где? (Мечется по полянке)
Сорока.        Волк? Какой волк? Ой, батюшки, волк идёт! Спасайтесь, кто может!
 
Все прячутся. Ёжик высовывает нос из своей норки.
 
Ёжик.          Никакого волка не вижу. Сорока, ты видишь?
Сорока.        И я ничего не вижу.
Ёжик.          Вылезай, заяц.
Заяц.          Точно, волка нет?
Сорока.        Да нет, трусишка! С чего ты вообще решил, что волк идёт?
Заяц.          Так, ты же сказала!
Сорока.        Я? Не говорила я!
Заяц.          Нет, сказала!
Сорока.        А, вот и не говорила!
Заяц.          Сказала! Сказала! Сказала! Прилетела и раскричалась: Идёт! Идёт!
Сорока.        Так, я про снег говорила! А, ты – волк! Волк!
Ёжик.          Снег? Где он?
Сорока.        Да, вот же: одна снежинка… Ещё одна… И не сосчитать.
Ёжик.          Это и есть снег? (Ловит снежинки) Ой! Смотрите, я ловлю, а они сразу в капли превращаются.
Сорока.        Это замёрзший дождь, вот это что!
 
Ёжик.          Так, это и есть Зима?
Сорока.        Зима – это когда снег упадёт и не растает… И вся земля будет белой, как шубка у зайца. И когда ручей станет твёрдым.
Ёжик.          Вода станет твёрдой?
Сорока.        Такой твёрдой, что даже клювом не пробить.
Ежик.          Какая странная эта зима…
Заяц.          А,если снег упадёт и не растает, где же тогда травку брать? Что я буду есть?
1 Белка.       Орехи собирай! Как мы!
2 белка.       Или грибы, как ёжик. Ёжик, ты запасы сделал?
Ёжик.          Конечно, сделал!
Заяц.          А, я? Теперь я умру от голода? Мне же никто не сказал, что зима идёт! (плачет)
Сорока.        Да, ты не плачь, заяц! Вот ещё, плакать! Сюда слушай! Я в деревню летала, всё видела… Там на зиму припасены целые горы сухой травы.
Заяц.          Для меня?
Сорока.        Почему, для тебя? Там и без тебя есть, кому травку-то кушать. Я про другое говорю. Пока снег землю не укрыл, ты себе травки-то собери… Про запас.
Заяц.          А… Я сейчас! (Убегает, начинает собирать траву)
 
                2 картина.
 
Ёжик           Заяц, заяц, ты где?
Заяц.          (Появляется с охапкой травы) Вот он - я. Смотри, ёжик, сколько я травы собрал. Как думаешь, на зиму хватит?
Ёжик.          Знаешь, заяц, мне кажется, здесь не хватит на зиму. Даже на пол зимы не хватит.
Сорока.        Даже на четверть зимы не хватит! Надо ещё собирать… Не ленись, заяц…Торопись, заяц… Зима всё ближе.
Заяц.          Ладно, пойду ещё травы принесу.
Ёжик.          Я с тобой. Посмотрю, не осталось ли где грибов…
Сорока.        Видела! Видела я семейство грибов. Крррасивые! Один к одному! Полетели, покажу…
Ежик.          Сорока, я не умею летать. Ты лети, а мы по земле пойдём.
Сорока.        Ёжик не умеет летать! Ой, насмешил!
 
Уходят. На поляну выходит лось. Он съедает траву, которую собрал заяц, затем уходит. Возвращаются ежик с грибами и заяц с охапкой травы.
 
Ежик.          Какие замечательные грибы! Спасибо сороке!
Заяц.          А, где моя трава? Ежик, здесь ведь была трава?
Ёжик.          Была!
Заяц.          А, теперь её нет?
Ёжик.          Знаешь, заяц, мне кажется, что её нет.
Заяц.          А, где же она?
Сорока.        Говорила, покажу, где есть грибы, и показала! Эй, чего это с вами?
Ёжик.          Сорока, здесь ведь была трава?
Сорока.        Как же, была… Сама видела?
Заяц.          Так, где же она?
Сорока.        Я не брала! К чему мне ваша трава сдалась. Я траву не ем! И вообще, меня здесь не было. Это, наверное, белки взяли! Белки у зайца траву украли! Всем расскажу! Белки у зайца траву украли!
1 белка.       Чего мы украли у зайца?
Сорока.        Траву! Траву украли! Он, бедолага, целый день собирал, спины не разгибал, а вы раз и украли!
2 белка.       Я вот тебе сейчас перья из хвоста выдеру! Посмотрим, как без хвоста полетишь!
Сорока.        Ой, ой, ой! Напугала! По деревьям ты хорошо бегаешь. Но белки не летают.        Так же, как и ёжики!
1 белка.       Ёжик, что здесь случилось?
Ёжик.          Заяц траву собирал… На зиму… А, кто-то его запасы украл.
Сорока.        Белки и украли. Больше некому!
2 белка.       Вместо того чтобы болтать, сначала подумала бы. Нам-то трава зачем?
Сорока.        Ну, не знаю… И кто же тогда взял?
1 белка.       Кто угодно мог взять! Я, вон, свои припасы просто так не оставляю. В дупло прячу!
Ёжик.          А, я в своём гнёздышке – под пеньком.
Сорока.        Вот что, заяц, тебе надо место укромное найти, и там траву спрятать.
1 белка.       Я знаю такое место! Под упавшим деревом.
2 белка.       Смотри! Раз, и меня нет! Здесь много травы можно спрятать.
Сорока.        Хоррошее место! Здесь и сам заяц спрятаться может. А, что? Раз, и нет!
Заяц.          (Кидает траву в яму) Она такая большая… Где я столько травы возьму?
1 Белка.       А, ты не ленись!
2 белка.       Сегодня потрудишься, завтра сытым будешь.
Ежик.          Знаешь, заяц, эти грибы… тоже возьми. Я уже сделал припасы.
Заяц.          Спасибо, ёжик. Спасибо, белки.    Пойду траву собирать. Теперь и я вижу, что зима близко.
 
 
                Картина 3.
 
Ёжик вылезает из своего домика, идёт к дереву зайца.
 
Ёжик.          Заяц! Заяц, ты где?
Сорока.        Бр! Холодища какая! Чего не спишь? Лежал бы себе в тёплом гнёздышке…
Ёжик.          Не спится. Лежу, ворочаюсь с бока на бок. Всё думаю, как там заяц…
Сорока.        Что с ним сделается? Он травку собирает…
Ёжик.          А, ещё и половины не набрал.
Сорока.        Большая яма попалась. Вместительная.
 
Появляется заяц с маленькой охапкой травы

Сорока.        Так, ты яму никогда не наполнишь. Я в клюве больше принесу.
Заяц.          Нет больше травы. На полянке кончилась. А, в ельнике только сухие иголки.
Ёжик.          Если бы ты летать умел, как сорока… Смотри, сколько сухой травы на том берегу ручья!
Сорока.        Ишь, чего придумал… Зайцы не летают! Как и Ёжики.
Ёжик.          Да, я просто так сказал!
Сорока.        Просто – не просто… кому даны крылья, тот летает. Кому не даны, – по земле пешком ходит.
Заяц.          А, если переплыть?
Сорока.        С ума сошёл? Заяц сошёл с ума! Он хочет через ручей переплыть!
Ёжик.          Ой! И без воды вон как холодно. А вода, наверное, совсем – совсем холодная. Смотри, какая она белая стала.
Сорока.        Где, белая?
Ёжик.          Да, вот же!
Сорока.        (Спрыгивает в ручей, вода покрыта льдом) А? Что я говорила? Твёрдая!
Ёжик.          Сорока, вылезай оттуда! Утонешь!
Сорока.        Вода стала твёрдая! Это значит, зима пришла! Вот, смотрите! (колотит по льду клювом, лёд проламывается и сорока оказывается в воде) Ой! Что это! Ой, тону! Спасите! Помогите!
Заяц.          (Бросается на лёд) Сейчас! Я тебя вытащу! (Проваливается рядом) Я тебя держу!
Сорока.        Держит он меня! Вместе и утонем! Карраул! Я же не водоплавающая!
Ёжик.          (Мечется на берегу) Сейчас… Я сейчас… Белки, белки! На помощь! (Хватает ветку) Заяц, держись за ветку!
Заяц.          Я не могу… Сорока очень тяжёлая!
Сорока.        Сам ты тяжёлый! Это я тебя не могу держать! Прощай, ёжик! И вы, белки, прощайте! И ты, заяц, прощай!      
Ёжик.          Ну, пожалуйста, хватайся!
1 Белка.       Хватит болтать, лучше клювом за ветку зацепись! Заяц, и ты держись. Мы вас сейчас вытащим! (Белки вытаскивают зайца и сороку из воды)
 
1 белка.       Ёжик, у тебя одеяло есть?
Ёжик.          Есть!
2 белка.       Так, неси сюда! Иначе, они простудятся и заболеют.
Ёжик.          Сейчас… (Убегает и быстро возвращается)  Вот, одеяло!
Сорока.        Вода оччень холодная! Но н-н-не крепкая. Н-н-не пришла ещё з-зима.
Ёжик.          Заяц, ты как?
Заяц.          Х-холодно!
1 белка.       Так, не пойдёт! Вылезай, заяц!
Ёжик.          Ему же холодно!
2 белка.       И будет ещё холоднее, пока шубка не высохнет.
1 белка.       Вылезай и беги!
Заяц.          К-куда б-бежать?
2 белка.       Куда угодно. Бегай пока не согреешься.
1 белка.       Сорока, и ты тоже побегай!
Сорока.        (В одеяле) Глупые вы, белки. Где это видано, чтобы сороки по земле бегали?
2 белка.       Ну, как хочешь! (Подруге) Интересно, мокрые сороки летать умеют?
1 белка.       Если только вниз.
 
                Белки смеются и убегают. Заяц бегает кругами
.
Сорока.        (Передразнивает ) Ха-ха-ха! Балаболки! Заяц, у меня от тебя голова кружится!
Заяц.          Я сохну!
Ёжик.          Ты, как, согрелся?
Заяц.          Даже жарко стало. Спасибо белкам.
 
                Белки возвращаются.
 
1 Белка.       Сорока, заяц, бегите!
 Сорока.       Отстаньте, мне и так хорошо!
2 белка.       Глупая! Лиса идёт!
Сорока.        Ой! Ай!
1 Белка.       Ну, же, взлетай!
2 белка.       Быстрее, лиса уже близко!
 
         Сорока пытается взлететь, но у неё ничего не получается.
 
Сорока.        Ой, пропала, совсем пропала!
Ежик.          Сорока, лезь ко мне в нору.
 
         Сорока залезает в домик ёжика, но хвост не помещается
 
1 белка.       Хвост видно!
Ёжик.          Не помещается!
Заяц.          Ты, ёжик, прикрой сороку, а я лису отвлеку!
2 белка.       Пропадёшь!
 
                Появляется лиса, принюхивается
.
1 белка.       Эй, рыжая, ты зачем сюда явилась?
2 белка.       Это наша поляна!  Уходи отсюда!
Лиса.          А, вы меня прогоните! Спускайтесь и прогоните!
1 белка.       Ишь, чего придумала?
Лиса.          Тогда помалкивайте! Где хочу, там и хожу.
               
Поворачивается и видит зайца.
 
 
Лиса.          Ой-ёй-ёй! А, кто это у нас здесь такой беленький? А, кто это у нас такой вкусненький?
Заяц.          Я совсем не вкусный!
Лиса.          Да, ну? А, мы сейчас попробуем!
Заяц.          Не подходи! Меня нельзя есть! Я только что мухоморов наелся! Съешь меня и отравишься!
Лиса.          Ничего, я рискну!
1 белка.       Отстань от него! Слышишь?
Лиса.          Слышу, не глухая!
2 белка.       Не трогай зайца! Не то…
Лиса.          И что будет?
1 белка.       А, вот, что! (Кидает в неё шишкой)
Лиса.          Ой, как страшно! (Зайцу) Иди сюда, косой!
Заяц.          Не пойду!
Лиса.          Тогда, я сама подойду… (Направляется к зайцу)
1 белка.       Беги, заяц!
2 белка.       Отстань от него, ты, рыжая!
 
Заяц мечется по полянке, лиса его преследует. Заяц прыгает в ручей и перебегает его, лиса кидается за ним и проваливается.
 
Лиса.          Ай!
1 белка.       Попалась!
2 белка.       Так тебе и надо!
Ежик.          Смотрите, она плывёт! Сейчас выберется из воды!
1 белка.       Беги! Беги!
 
Заяц мечется, потом перебегает по льду. Лиса остаётся на другом берегу.
 
Ёжик.          Ура!
1 белка.       Ну, что? Съела?
Лиса.          Погодите! Вот я высохну и вернусь! Посмотрим тогда! (Уходит)
Заяц.          Она вернётся.
1 Белка.       Вот что, заяц, тебе надо свою ямку ветками укрыть.
2 белка.       Там ты сможешь прятаться и от лисы, и от волка.
Заяц.          Я, наверное, не смогу.
Ёжик.          А, мы тебе поможем. (К белкам) Поможем?
1 белка.       Да, ладно… чего уж там…
2 белка.       Не пропадать же зайцу?
Сорока.        Я тоже помогу! Я уже совсем высохла!
1 белка.       А, высохла, тогда следить будешь, чтобы лиса опять не появилась.
Сорока.        С её-то шубой! Ещё когда высохнет!
2 белка.       Ты, сорока, не умничай, а следи…
Сорока.        Да ладно, чего пристали… Уже лечу.

Взлетает и усаживается на ветку.

1 белка.       Заяц, собирай ветки.
Заяц.          Ага… (Бегает, собирает маленькие веточки)
Сорока.        Да, не такие! Побольше хватай!
Заяц.          Такие?
Сорока.        Вот, бестолковый заяц! Больше надо! Чтобы в яму не провалились.
1 белка.       (Тащит большую ветку) Сорока, ты лучше за лесом следи!
Сорока.        А, я что делаю?
2 белка.       Сначала положим большие ветки, а на них поменьше. Получится крыша.
Ёжик.          Вот, большая ветка!
Заяц.          Я тоже принёс!
1 белка.       Укладывайте поровнее.
Сорока.        Эй, а заяц куда залезать будет?
1 белка.       Вот, сюда.
Ёжик.          Дырка совсем маленькая.
2 белка.       Много ты понимаешь! Это тебе с твоими колючками не пролезть. А зайцу в самый раз.     (Зайцу) Ну-ка, попробуй!
Заяц.          (Лезет в дырку) Ой!
Ёжик.          Заяц, как ты там?
Заяц.          Упал.
Сорока.        Ну, вот! Упал и ушибся!
Заяц.          Нет, не ушибся. Здесь мягко. И тепло.
1 белка.       Погоди, ещё листьями всё забросаем… Как в дупле жить будешь.
2 белка.       А, лиса в такую маленькую дырочку никогда не пролезет.
1 белка.       Листья собирайте.

Все собирают ветки, листья и укладывают на домик зайца.

Сорока.        Вот, заяц, теперь у тебя есть дом. К-р-расивый домик получился.
Заяц.          Это мой дом?
Сорока.        А то, чей же?
Заяц.          Ёжик, у меня теперь есть свой домик! Спасибо вам всем!
1 белка.       Теперь тебе никакая зима не страшна.
Сорока.        Ёжик, ты чего зеваешь?
Ёжик.          Не знаю. Спать хочется.
1 белка.       Ему давно, уже, спать полагается.
2 белка.       Все ежи уже улеглись.
Ёжик.          Я хотел на зиму посмотреть. (Зевает)
Сорока.        (Зевает)Ты, ёжик, укладывайся побыстрее. А то нам всем зевать захочется. А, сорокам зевать нельзя. Ой, батюшки… Лиса! Лиса вернулась! Глядите, ещё заяц!

Появляется лиса. В лапах у неё совсем маленький зайчишка, он связан.

1 белка.       Ты, рыжая, зачем маленького обижаешь?
Лиса.          А, вы заступитесь!
Зайчишка.      Ой-ой! Пусти! Мне больно!
Лиса.          Не трепыхайся, а то укушу!
Зайчишка.      Не надо!
Лиса.          Всё равно я тебя съем, так что не ной. Сейчас вот с этим зайцем разберусь… А, ты пока тут посиди. (Зайцу) Ну, Косой!
Заяц.          Что?
Лиса.          Я говорила, что вернусь?
Заяц.          Г-говорила!
Лиса.          Ну, так вот она я! Будет у меня сегодня отличный обед – первое и второе! Ха - ха – ха!
Заяц.          Ты поймай сначала!
Сорока.        Поймай сначала, а потом хвастай!
Лиса.          Смотри-ка, как расхрабрился. Ну, держись!
Заяц.          (Пятясь от лисы) Ежик, помоги ему! (Убегает, лиса за ним)
Ёжик.          Я сейчас. (Пытается развязать зайчишку)
1 белка.       Скорей!
Сорока.        Чего - возишься! Торопись же!
Ёжик.          Не получается! А, вот!
Сорока.        Быстрее, копуша!
1 белка.       Сюда! В норку его!
Зайчишка.      Куда вы меня толкаете? Мама!
2 белка.       Да, лезь же!
Сорока.        Уходи, Ёжик!

Выбегает заяц и ныряет в свой домик. Следом выбегает лиса, но не видит ни зайца, ни зайчишки.

Лиса.          Заяц, ты спрятался? Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать! Заяц, ты где? Всё равно найду! Выходи, хуже будет! Сорока, заяц где?
Сорока.        Ничего не видела, ничего не знаю!
1 белка.       Убежал он! Вместе они убежали.
2 белка.       Беги, может, догонишь…
1 белка.       …ветра в поле…
Лиса.          Вы меня обманываете! Здесь они где-то! (Заглядывает в домик Ёжика, колется о его колючки) Ай! Ежей развелось! По лесу не пройти.
Сорока.        А, нечего по чужим домам шариться. Шла бы ты отсюда!
Лиса.          Ну, нет! Пока зайца не найду… Здесь у нас что? Попался! Заяц, вылезай! Чую, что ты там. И зайчишка тоже. Вылезайте!
Заяц.          Не вылезу!
Лиса.          Я ведь вас достану…(пытается влезть в домик, у неё ничего не получается)
Сорока.        Худеть тебе надо, вот что я скажу!
Лиса.          А, вы все заодно! Ничего, я здесь посижу, подожду. Проголодаются, сами вылезут.

Сорока.        И не надейся!
1 белка.       Заяц весь месяц траву собирал, запасы делал.
2 белка.       И мы ему грибов, орешков да ягод подбрасывали.
1 белка.       Ждать тебе как раз до весны!
Лиса.          Врёте!
Заяц.          (Высовывается, показывает траву) Можем и с тобой травой поделиться.

Лиса пытается схватить зайца, но хватает только траву.

Сорока.        Хорошая травка, зря отказываешься!
Лиса.          (Сороке) Ох, достала бы я тебя!
Сорока.        За чем дело стало? Крылья отрасти, вместе полетаем!
Лиса.          Ладно… Я ещё приду! Тогда посмотрим!
Сорока.        А, приходи! А, то мы здесь всё скучаем! (лиса уходит)
Вылезай, заяц! Ушла лиса.
Заяц.          Ушла?
1 белка.       Больше она не вернётся!
2 белка.       Поняла, что зря время теряет.
Заяц.          (Зайчишке) Лезь сюда! Не бойся! Это мои друзья! Они мне помогли домик построить.     Теперь нам никакая зима не страшна.
Зайчишка.      Зима? А что это такое – зима?
Сорока.        Вот же она! Снег падает и вода твёрдая стала.
Ёжик.          Теперь, могу лечь спать. До свиданья, белки! Вы очень хорошие!
1 белка.       Спокойного сна, ёжик! Пока, зайчишки! (Убегают)
Ёжик.          До свиданья, сорока!
Сорока.        Весной увидимся.(Улетает)
Ёжик.          До свиданья, заяц! Позаботься о зайчишке.
Заяц.          Конечно! Вдвоём веселей. Мы наперегонки бегать будем. (Зайчишке) Верно?
Зайчишка.      Ага!

Ёжик уходит к себе в норку.

Заяц.          Ты, ёжик, спи. Я потом тебе расскажу, какая она эта зима.


Рецензии