Искусство глазами художников
У фотографии нет прошлого и будущего, она всегда в настоящем времени, Время портрета - динамично, его настоящее всегда полно памяти о предшествующем и предсказанием будущего, Портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения и мистического отражения реальности, о и овладеть ею. Глубина и техника письма всегда ценились в искусстве портрета. В котором не должно быть ни показной ловкости кисти, ни блестящего трюкачества. Искусство воспитывает зрителей, их вкус, поднимает уровень требований к художнику и этим обратным путем снова воспитывает художника. Это обязывает художника, достойного этого высокого и обязывающего звания, неустанно искать, творить не только в области новых тем, но и новых средств их решения. Это обязывает прежде всего избегать шаблона, штампа, как бы ни был он проверен. Художник-профессионал тем и отличается от дилетанта, что он должен хорошо знать и понимать сложности реалистического изображения, закономерности зрительного восприятия действительности и уметь творчески их использовать в работе. Такие научно-теоретические дисциплины, как философия, психология, анатомия, перспектива помогают художнику глубже понять явления действительности и изобразительного искусства. В розвитиии технических навыков большую пользу может принести копирование рисунка. Изучая технику художник обогащается новыми приемами работы расширяет творческие способности. Техника рисунка - это средство художественного выражения мысли. Как в литературе писатель словами выражает свои мысли, так и в рисунке художник каждым штрихом, линией, пятном передает зрителю свое суждение о форме предмета. Работа руки -это работа ума художника. Технический прием не что иное, как передатчик мысли художника. Штрих, линия. пятно не что иное, как средство выражения мысли художника. Техника, -говорил П.Чистяков, -это язык художника, развивайте ее неустанно до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную Вами красоту. Техническая виртуозность в руках одаренного художника-залог его успеха, высокого мастерства. Поэтому, обучаясь рисованию с натуры, необходимо обучаться и художественному мастерству в особенности в специальной художественной школе. Портрет способен создать в доме сказочный уют и придать прекрасное ощущение колорита интерьера и индивидуальность хозяина. Портрет карандашом с фотографии очень трудоемкий процесс и требует от художника знаний и использование техники рисования, которой нельзя научиться, она вырабатывается при большой практике рисования. Только тогда художник сможет нарисовать портрет с фотографии. Основными терминами в живописи и, следовательно, имеющими прямое отношение к колориту являются: Цвет, тон, локальный тон, общий тон, рефлекс. Цветом следует называть
(в практике художника) ту специфическую окраску предмета или какой-нибудь его части, которую можно соотнести с одним из его цветов спектра или его помеси с другим. Тон-количество света, заключенное в данном цвете. Таким образом, можно говорить и о тоне цвета. Иногда говорят и пишут: "небо было красного тона," "картина написана в лиловом тоне"...
Во всех этих случаях слово тон взято ошибочно, и на месте было бы только слово цвет. Ошибочно пишут: "Портрет решен в теплом тоне," так как по точному смыслу тон не бывает ни теплым, ни холодным; теплым или холодным может быть только цвет. Рефлекс-это цветовое отражение предмета, окрашивающее тень соседнего предмета. Валер- в точном понимании, ценность. Живописным будет такое решение художником своей картины, когда все формы даны в динамике их взаимодействия (чему способствует и мазок и вся техника письма), когда ни один элемент изображения не статичен, независимо от того, двигающийся ли это персонаж или кусок стены. Все живет и движется явной или сокровенной жизнью в "сквозном"пластическом единстве. Этому служит и мазок, и фактурные приемы, и богатство светотеневых пространственных отношений, обусловленных композицией. Живописность как особое качество художника вполне может быть установлена и воспринята нами даже по работе художника одним тоном, так называемой гризайлью, если есть у него это качество живописности. Однотонное фото дает уже представление о живописности того или иного произведения. Колоризм - это не только гармоничность, красота цветовых сочетаний у художника в данной вещи, это способность, потребность вечно обновлять, искать эти сочетания, с изменением темы давать новые решения в пределах все того же реалистического мировосприятия. Колоризм - это видение мира, зарождение образа прежде всего в цветовой завязи, всегда новой, неотделимо возникающей с новой темой. Даже цветная репродукция столь же мало может дать материала для суждения о картине колориста, как стертая грамм пластинка о голосе живого Шаляпина. Нигде не прекращающийся поток живой формы, связанной тончайшей световой композицией, создает незабываемое впечатление волнующей жизненности, одухотворенности. Живопись "принципиальных декоратистов" не может возвыситься до подлинной красоты, вдохнуть в холсты трепет жизни, взволновать зрителя. Все это"пустопорожние" цвета, колера, не идущие вглубь, не могущие заставить вас забыть о закрашенном холсте.. И когда поступают звонки о той радости, которую ты даришь людям и их чувства благодарности, тебе становится приятно что твое творчество наделяет людей любовью и добротой, делает их лучше, воспитывает у них правильный вкус к живописи и ты понимаешь насколько ты нужен. Если художник не будет постоянно обогащать себя новыми знаниями и навыками, он остановится в своем развитии. Те знания и навыки, которые он получил при рисовании гипсовой и живой головы, еще недостаточны, чтобы успешно решать задачи портрета по фотографии. Некоторые считают, что и без знаний талантливый художник может точно скопировать натуру, или фотографию, что и требуется, по их мнению, для портрета. Эти рисовальщики думают, что если они фотографической точностью скопируют с фото или натуры все мелкие детали, то добьются портретного сходства. Однако такая точность может исказить действительность. Очень хорошо о фотографии сказал Ф.Достоевский: "...фотографические снимки чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк - нежным". Главное требование, предъявляемое к портрету - это передача индивидуального сходства, индивидуальной характеристики портретируемого. Очень хорошо об этом рассказал Б.Иогансон, вспоминая свои впечатления от портрета Морозова, выполненного В.Серовым: "В способности Серова, этого совершенно исключительного мастера портрета, давать острейшую характеристику портретируемого, я убедился лично. На одной из выставок Союза русских художников был выставлен портрет Морозова, коллекционера западной живописи. Он был изображен на фоне матисовского натюрморта. Портрет поражал какой-то исключительной жизненностью и, вероятно, был очень похож... И вдруг я увидел в зале выставки идущего навстречу самого Морозова. Я был потрясен тем обстоятельством, что это было не только похоже, но это было гораздо больше чем похоже! Парадоксально выражаясь, Морозов был гораздо больше"похож" у Серова, чем в натуре. Мастер сумел найти то, что выражает подлинную сущность человека. Вот это, я считаю, и есть реализм. И мне кажется, я убедился, что Серов ничего не преувеличивал, он только подчеркнул самое типичное, самое характерное во всем облике этого человека". Психологическая и социальная конкретность образа сегодня является необходимым критерием реалистического портрета с фото, так и с натуры. Для усиления психологической выразительности портрета художнику иногда необходимо передать характерные жесты рук, направление взгляда и даже костюм портретируемого. Главная цель карандашного портрета с фотографии -сохранить образ, и заслуга художника состоит в том, что он не только это делает для себя -повышая свой уровень, друзей и знакомых, но и дает ценный материал для потомков. Художник должен понять, что создаваемые им портреты карандашом или маслом, должны быть не только схожими с оригиналами, но и отвечать высоким требованиям художественного исполнения. Своеобразие творческого решения портрета состоит в том, что художник отбирает наиболее важное в портретируемом, дает свою оценку, привлекает дополнительное для более полного раскрытия образа-предметы быта, одежду и так далее. Используя в рисунке портрета аксессуары, надо все время следить, чтобы моделировка формы и передача материальности их не отвлекали зрителя от главного в портрете. Будет плохо, если художник хорошо прорисует воротничок рубашки, кружево на блузке портретируемой, а форму головы и деталей лица не промоделирует в должной мере и оставит все в наброске а состояния–портрета не будет, будет портрет костюма, а не человека. Аксессуары в портрете должны быть небольшим дополнением к характеристике образа, но самостоятельного значения они иметь не должны. В условиях нашего времени определенным . образом возникает потребность в создании художественных портретов, посредством использования в качестве модели обычного или же цифрового фотоизображения. Портрет по фото занимает большое место в деятельности современных художников. Это объясняется тем, что неторопливый ритм жизни сменился на более быстрый и рационализированный. В постоянной занятости и торопливости охватом Мыслим ли художник без вкуса? Обычно люди, непричастные к искусству, глубоко убеждены, что вкус является неотъемлемым признаком художника, и готовы считать его как бы эстетическим эталоном. Про свои же вкусы говорят: "О вкусах не спорят." Речь в последнем случае идет о так называемых"вкусах"как явных пристрастиях, и безотчетных. Но есть "вкусы" , и есть просто вкус. И спор идет не между ними. Для художника ясно, что вкусу противостоит безвкусица и спор между ними не только возможен, но и неизбежен. И борьба идет не столько между безвкусицей вне искусства и вкусом художника, но главным образом с безвкусицей в самом искусстве. Значит, на вопрос, мыслим ли художник без вкуса, можно ответить утвердительно. Их бывает достаточно в любом искусстве, в любой общественной формации, в самых разных творческих течениях. Именно им присуще приукрашивание, явлений природы, жизни, нагромождение"красот,"приводящее к пошлости и утрате всего живого, в портрете особенно. У истинного художника вкус-это не коллекционирование красот и не безотчетное предпочтение чего-либо, а строгий и точный отбор в теме, композиции, пластике, колорите, вырабатывающийся годами на опыте работы, на мастерстве предшественников, контролирующий все его творчество, определяющий его лицо и чуждый погоне за дешевым успехом. Это верно для большинства художников. Конечно, бывают художники, ничем не погрешившие против вкуса, обладавшие им, и все же не создавшие ничего значительного, не проложившие своей борозды в искусстве. Это объясняется иногда малым темпераментом, отсутствием творческой смелости, яркого своеобразия личности. И, наконец, были художники большого дарования, пролагатели новых путей и тем не менее во многих своих работах нарушавшие элементарные требования вкуса в форме и содержании своих работ. Таков был, например, Г.Курбе, один из сильнейших живописцев прошлого. Говоря о его работах, Делакруа переходил от восторга к недоумению и негодованию. Таков был у нас один из лучших и органичных живописцев, И.И.Машков, когда он отходил от привычной всесторонние творчески исследованной им сферы натюрморта. Бывает, что вкус изменяет художнику в какой- либо период его жизни- большей частью в связи с общим старческим ослаблением творчества. Таким образом, вкус, хотя и не может быть единственным непогрешимым и окончательным признаком художника вообще, является одним из необходимых качеств живописца, далеко не безразличным в его ремесле, и чем выше вкус, тем, конечно, чувства и идеи, руководящие художником, получат наиболее полное, непреходящее эстетическое выражение. К счастью, художников, являющих высочайшие образцы мастерства, глубины содержания, непогрешимого вкуса и не с чем несравнимого своеобразия, таких художников в мировом искусстве столько, что их нельзя охватить даже беглым перечнем. Рафаэль, Тициан, Греко, Кипренский, Рокотов, Суриков и много, много других - все это неумирающее наследие для нас. Искусство одно из действенных средств воспитания народа. Сила его воздействия на чувства и умы людей огромна. Еще И.Крамской писал: Только чувство общественности дает силу художнику и удесятеряет его силы; только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами. И только такие картины будут составлять гордость племени и современников, и потомков. vladislav745p@mail.ru
сайт www.v-protasov.ru
Свидетельство о публикации №210020600864