Бесы и бесовщина

 Многие граждане заражены этим недугом, одни больше, другие меньше. Простейшие проявления бесовщины - вспышки гнева, выходящие за пределы нормы. Однако есть критическая стадия этого заболевания, которая перемещается за пределы сознания, в подсознание, в психику. И не излечивается – ни лекарствами, ни психотерапией. Фрейд здесь мог бы многое сказать. Из тысячи граждан десятка или двадцатка имеет тяжелую форму. Иногда они пишут: страшно их читать, иногда появляются на экране телевизора: страшно их слушать. Они «кучкуются», создают общества и политические партии. Достоевский назвал такого типа людей, такого типа политиков бесами. Это не научное понятие – бесы, но без него мы не можем обозначить крайнюю степень чувственной захваченности, соединяющую в себе элементы озлобленности, вседозволенности, пассионарности, фанатизма, безрассудной веры в некую мистическую силу. Бесовщина - воля, вырвавшаяся за пределы разума, в которой разрушительная энергия превалирует, доминирует.

Бесы раздувают революции, они участвуют в революциях и выступают в роли провокаторов: бросают в блюстителей порядка камни или стреляют. Что потом бывает – можем себе представить. Молодежь нередко поддается на их провокации и устраивает погромы. Во Франции это случается чаще, чем в других странах, потому что Франция – самая свободная страна в мире. Когда у нас левые, либералы, а также политические экстремисты объединяются в Марше протеста и кричат «Долой!» – и в этом я вижу  бесовское начало. Инициаторами акций антиглобалистов, я думаю, тоже являются бесы.  Бесовщина – опасная болезнь, как чума или холера. Из наших царей бесовщиной болел Иван Грозный.

Есть  бесы малообразованные, не очень умные – они создают религиозные секты и сводят там нормальных граждан с ума. Успешно работают. В отличие от них умные и образованные бесы создают свои политические "секты" – партии особого типа, революционные. А если они приходят к власти, то целый народ сводят с ума. Тоже успешно работают, потому что в психике каждого человека, более глубоко или менее глубоко, сидит некий пробесовской зародыш – желание примкнуть к чему-то темному, мистическому, великому, могущественному, безжалостному, беспощадному.  А в XX веке из бесов в России образовалась партия, которая перевернула страну вверх дном. Очень неглупые люди были наши вожди. И образованные. Но заражены были безумной идеей – создать общество абсолютной справедливости, покончить со злом эксплуатации раз и навсегда. Вот это "раз и навсегда" и говорит о том, что у них были проблемы со здоровьем.  За много столетий в Германии лишь раз бесы пришли к власти. Граждане, зараженные этим недугом, легко поддаются на броские лозунги: «Война – бог прогресса!», «Знамена вверх! В шеренгах плотно слитых, С.А. идут спокойны и тверды!», «Социализм или смерть!», «Мы на гибель  всем буржуям мировой пожар раздуем!» и пр.
В мире и сегодня сохранились бесовские режимы. Их называют революционными. Часто – народными.  6 февраля 2010 г. 


Рецензии