Влияние желтой прессы на общественное мнение

КУСОК ИЗ КУРСАКА

Сколько людей — столько мнений. Большинство не могут определиться с ответом. Желтая пресса, как глянцевый журнал – все читают, но никто в этом не признается. Я решила посмотреть, что люди думают о «желтой» прессе. Как выяснилось, большинство читателей и даже продавцов не знают где на самом деле «желтая», а где качественная пресса. Лица прохожих меня, честно говоря, пугали, перекошенные, они не знали что ответить, то ли соврать, то ли соврать по крупному, а может просто послать матом за глупый вопрос.
«Элтон Джон в прямом эфире послал "в жопу" главу австралийского правительства.- Аня Семенович продала свою грудь на аукционе за 20 тысяч баксов, покупателем выдающегося бюста 5-го размера стал известный московский олигарх...- Сергей Лазарев избавился от своего любовника: этот молодой человек, ранее работавший "мальчиком по вызову" для богатых геев, даже проживал с певцом в одной квартире. — Валерия разорилась. — "ВИА-Гра" выгнала Эдиту Пьеху. — Страх Алсу. — Киркоров сглазил Ароян. — Катина собралась в монастырь. — Буйнов боится потерять ребенка. — У Табакова до сих пор все работает. — Галкин проводит ночи с Аней Седоковой. — Юра Шатунов наконец женится. — Данилко решил зашиться. — Волочкова не пустила мать на свой концерт. — Сергей Чумаков погряз в долгах. — Витас стал китайским национальным героем. — Клон Билана ворует вещи. — Мисс "большая попа" довольна жизнью.»
Ну как, вам нравятся эти новости? Нет? Так почему вы их читаете? Скорее всего для того, чтобы прочитать, начать плеваться, сказать: "какая гадость, опять все придумали, вечно эти журналюги копаются в грязном белье". А слабо сразу это не читать? Конечно, слабо, потому что человек так устроен, что ему интересно, что и у кого происходит — ведь намного приятнее и интереснее копаться в чужой жизни, чем в своей, в чужом белье, чем посмотреть в свою корзину и наконец-то постирать. А когда речь еще идет и о публичных людях…
Мы не исправимы. Нас интересует все и вся из жизни публичных людей, причем не важно, что они думают при этом. Папарацци, в простонароде "папы", щелкают своих жертв в любое удобное для них время, при этом они испытывают двоякое чувство. В подтверждение моим словам, я помещаю в свою работу интервью с самым известным фотожурналистом Маратом Сайченко, не первый год работающим в популярной газете «Жизнь».

— Марат, ну как тебе не стыдно подкарауливать людей в неблагоприятные моменты их жизни?
— Стыдно, конечно… Переживаю иногда месяцами — не поверишь! Хотя чувство от проделанной работы испытываю двоякое. С одной стороны — раскаяние за содеянное, с другой, если получается хороший кадр, — гордость за профессионально выполненное задание. Обывателю интересны «жареные» новости, ну что тут поделаешь? Мы идем на поводу у вкусов толпы, и это наш хлеб. Конечно, выработать привычку к такой профессии чертовски сложно. Поэтому, признаюсь честно, я переживаю, бывает и грустно, и больно. Самое болезненное — сталкиваться лицом к лицу со своими жертвами или их родственниками. Оправдание у меня и у моих коллег при этом одно: фотография — правдивый документ, отражающий реальное положение вещей. Мы доносим до людей факты, скрываемые от общества, и эта информация иногда помогает героям наших фоторепортажей пережить удары судьбы. Жанр папарацци появился с приходом новых капиталистических отношений, и это, на мой взгляд, очевидное проявление демократии. Если какие-то факты скрывают от народа, то задача прессы — довести их до сведения общественности, даже если персонажи выглядят весьма неприглядно. Например, я сфотографировал Вицина за два дня до его смерти. Великий актер лежал в обычной городской больнице, в нечеловеческих условиях... Газета «Жизнь» первая написала о том, что народный артист Георгий Вицин умирает в обычной московской больнице в нищете и забвении — об этом узнали люди и стали предлагать актеру свою помощь.
— Как происходит на практике «отстрел мишени» для репортажа?
— Если это пациент, который находится в беспомощном состоянии, то я забегаю в палату во время отсутствия персонала, отщелкиваю несколько кадров и убегаю. А бывает наоборот: выжидаю в укрытии поблизости от того места, где должно появиться интересующее меня лицо. Так вот, если ситуация позволяет снимать издалека, я предпочитаю второй вариант, чтобы мое присутствие не вносило коррективы в поведение объекта фотосъемки. Когда выслеживаемые персоны меня не видят, они ведут себя естественно. Именно это и требуется для хорошей репортажной фотографии.
— Требуются какие-то «джеймсбондовские» уловки для того, чтобы попасть в хорошо охраняемое место?
— Существует много способов обойти охранников. В нашем рабочем реквизите имеются медицинские халаты, одежда хирургов, военное обмундирование и даже форма пожарников. Журналистское удостоверение — не самый сильный козырь и предъявляется в последнюю очередь, хотя иногда и это срабатывает. Не так давно я снял в дипломатической больнице Никиту Михалкова. Для этого мы официально представились сотрудниками издания, вручили букет и пожелали артисту скорейшего выздоровления. При этом я из-под полы отщелкал несколько кадров. У нас вообще такая схема работы в газете: фотограф делает материал в паре с корреспондентом, и оба несут моральную ответственность за содеянное, сообща переживая все стадии создания материала.
— Словом, приходится разыгрывать целый спектакль: быстро оценивать ситуацию, на ходу придумывать схему действий, входить в роль и виртуозно ее исполнять. Задуманное всегда удается?
— Как правило, да. Главное — сохранять хладнокровие в любых ситуациях и опережать персонал вопросами, чтобы те не успели взять ситуацию в свои руки. Чтобы сделать репортаж о разделении сиамских близнецов Зиты и Гиты, мне почти сутки пришлось простоять около операционной в полном облачении хирурга (зеленый костюм, бахилы, шапочка, марлевая повязка до глаз). И все для того, чтобы сделать три кадра. Фотоаппарат в таких случаях я прячу в пакете. Персонал реагировал на съемку, разумеется, с возмущением. Но врачи и медсестры были заняты делом — они везли на каталке пациенток, поэтому некому было устраивать со мной физические разборки. Впрочем, кто-то успел все же добежать до телефона и вызвать охрану, но я уже в это время был на улице…
— Бывает, что на добывание одного ценного кадра уходит несколько дней?
— Конечно, иногда мы вынуждены часами и даже сутками выжидать какую-нибудь известную личность около ее дома, сидя в редакционной машине с тонированными стеклами. Часто приходится «пасти» Пугачеву. Алла Борисовна — персона в народе весьма популярная, поэтому все события, происходящие в жизни певицы, людям всегда интересны.
Вообще, тот факт, что артисты могут так же, как обычные граждане, болеть, напиваться, устраивать скандалы, приближает известных людей к их поклонникам — так «звезды» становятся ближе. Со всеми иностранными знаменитостями у нас отработана традиционная программа: встреча в аэропорту, эскорт в гостиницу, дежурство в вестибюле отеля, затем — сопровождение звезды по разным увеселительным и деловым маршрутам. Так делают не только корреспонденты газеты «Жизнь», но и журналисты других таблоидов.
— Какие меры безопасности ты применяешь для сохранения материала?
— Я всегда ношу с собой две флэшки. Как только отсниму материал, сразу вынимаю карту памяти и вставляю другую. Охрана на выходе может потребовать отдать флэш-карту. Тогда я разыгрываю целый спектакль с просьбами не отнимать карту, изображаю крайнее сожаление, потом все же ее отдаю… Пустую, разумеется. А фотоснимки остаются при мне.
Еще можно спрятать в кармане маленькую «мыльницу», чтобы прикинуться обычным фотолюбителем, проходящим зевакой, который случайно оказался на месте события и решил его сфотографировать «для себя». [5]

Как видно из выше написанного, герой не каменный, но ему тоже хочется кушать.
Я решила поговорить со своими знакомыми, как на них повлияла желтая пресса. Ответ моей подруги, как мне показалось, был ироничен, но как выяснилось, мое предположение было ошибочным…
«Газета должна быть правильная, желтая! С множеством сплетен и сенсаций. Вот это я понимаю — пресса!!!!!! Читай и наслаждайся.
Читатели желтой прессы — это все те же люди. Люди, которые интересуются происходящим вокруг них. Люди, которых, может быть, в меньшей мере интересует внешняя политика государства, а в большей — личная жизнь своих кумиров и просто публичных людей. А желтая пресса в своих изданиях старается ответить на все эти и другие, интересующие читателей вопросы». Кратко и понятно.
Вторая подруга была еще более немногословна:
«Против! А все потому, что я не знакома со всей ее "красотой", т.к. это занятие считаю (буду продолжать считать) ниже своего достоинства». Вот так мнения разделились…
Мне стало интересно, почему моя вторая подруга так категорична и я решила покопаться немного в символике желтого цвета, и выяснила, что в истории Западной цивилизации, к которой мы тоже относимся, он ассоциируется с предательством, ревностью, трусостью, ложью. Во Франции желтый цвет считался цветом рогоносцев. Трусов часто называли "желтопузыми", т.к. бытовало мнение, что печень труса лишена крови, которая придает человеку храбрость. В дореволюционной России проституткам выдавался "желтый билет". А в Китае до сих пор порнографическая продукция называется желтой. По этим фактам сразу можно понять, какого рода информацию предлагают яркие газетенки, считающие своим долгом предоставить обывателю достаточное количество чужого "грязного белья", чтоб было в чем копаться...
Сейчас открыв любой «желтый» журнал мы можем увидеть, что все сплетни вынесены в отдельные рубрики к ним присоединены горячие фотографии, одним словом «жаренные» новости, сенсация. По опросам, общественность больше всего привлекает в «желтых» изданиях обыденность звезд, при которой читатель чувствует себя на ровне и может использовать, сравнить поворот в жизни звезды и в своей собственной. Плюс ко всему тема криминала. Многие считают, что то, что они читают, есть правдивым. Это далеко не так… Лживые сенсации уже давно принято называть "газетными утками". У этого понятия тоже есть своя история.
"Доннэ да канар" — "пустить утку", или просто "канар" называют французы всякое неправдоподобное известие. Как давно и по какому поводу появились эти слова? Языковеды склонны считать, что именно французы являются авторами этой "утки", которая затем, облетев полсвета, прижилась и в русском языке.
Однако у сторонников такого мнения имеются серьезные оппоненты — немцы. И к их доводам нельзя не прислушаться. Вот что они говорят: "Выдумал" "утку" их соотечественник, видное духовное лицо Мартин Лютер (XV-XVI века). Он в одном из своих выступлений вместо слова "легенда" будто бы употребил "люгенда" ("люге" — "ложь"), намекая этим на ложь, к которой прибегают его противники. Позже это слово превратилось якобы в "люг энте" (что буквально означает "лживая утка"), а затем и просто в "утку" с уже известным нам образным значением.
В общем, имеется немало и других объяснений, но приведем еще одно, самое интересное, а возможно, и самое правдоподобное.
В одной из газет более чем столетней давности рассказывалось, что известный бельгийский юморист Корнелиссен вздумал поиздеваться над легковерием публики и напечатал в журнале такую заметку:

"Прожорливость уток известна, но она наиболее явствует из следующего случая. Один ученый купил 20 уток и тотчас приказал изрубить одну из них, с перьями и костями, в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц.
Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой, потом с третьей, четвертой и так далее, пока осталась только одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг".
Журнал напечатал этот бред, другие перепечатали, и несколько дней все только и говорили, что о прожорливости уток. Только после того, как автор сам раскрыл секрет "научного опыта", стало ясно, что случилось. С этих пор всякая ложь в печати стала именоваться "уткой".
А спустя много лет одна из американских газет снова напечатала всеми забытую выдумку Корнелиссена, и снова нашлись чудаки, которые поверили этой старой прожорливой газетной утке. Думаю, что после такого небольшого ликбеза, читатель по-другому будет относиться к подобной прессе и ко всему тому, что она "выдает в эфир". Читайте "желтые" СМИ между строк, а еще лучше, если справитесь, вообще не читайте! И если мы устоим перед соблазнами и нам будет абсолютно все равно кто, где, когда и с кем, перестанем углубляться в чужие жизни и страсти, а обратим внимание на свою собственную жизнь и все, что в ней происходит, то наш мир приобретет яркие, насыщенные цвета и оттенки, а не только желтый! [6]


Рецензии