Сказ про Баайгал-море 3
продолжение
начало
http://www.proza.ru/2010/02/06/24
http://www.proza.ru/2010/02/06/336
Пишется в соавторстве
Хейти
http://www.stihi.ru/avtor/heity
Дочь Ньерда
http://www.stihi.ru/avtor/ilgaptichka
Вайти
http://www.stihi.ru/avtor/avaus
Тереза Славович
http://www.stihi.ru/avtor/tereza
ВТОРОЙ МИР
***
Дочь Ньерда:
...По краям Предвечной Бездны,
Черной Бездны Гинунгагап,
Испокон два первых Мира
Веткой Ясеня играли:
Муспельхейма южный пламень,
Снежный север Нифльхейма.
Но случилось так однажды –
Искры жаркие упали
На бескрайние торосы
Ледяного океана.
И от этого союза
Жизнь взяла свое начало...
Под копытами Буяна –
Раскаленная дорога.
Камни лопаются с треском,
Сушит шкуру туши Турса
Лак лавиной алой лавы –
Близко пекло Муспельхейма.
Но никто с начала мира
Не ходил туда ни разу –
Ни богов, ни человека
Не касалось это пламя.
Ни одна душа живая
Не проникла за ворота –
Чёрный Сурт стоит на страже,
Предводитель великанов...
Упирается дорога
В пласт текучего металла.
Сквозь клубы густого дыма
Виден темный и суровый
Лик обугленного Сурта...
***
- Что вам угодно, посланцы Митгарда?
Видимо, племя людей измельчало –
Женщины ходят, переча Природе,
По лабиринту миров Иггдрасиля.
Где ваши воины, скальды и барды?
В пламени диком – мужское начало.
Милые, вы не в своем огороде!
С пламенем справиться в вашей ли силе?
- Выслушай, Чёрный, не гневайся прежде,
Чем прозвучит объяснение наше –
Некогда ждать появленья Гэсэра,
Гибнет до срока Великое Древо!
Вот потому-то в последней надежде
От Байгаала – лазоревой чаши
К Пламени силой отеческой веры
С вестью отправились воины-девы.
Смилуйся, Чёрный, припомни, - не мы ли
У очага говорили с тобою,
Пели тебе за нехитрой работой,
Верить рукам приучали веками,
Щедрыми жертвами сытно кормили?
Ты бунтовал, не сдавался без боя.
Мы ж до седьмого кровавого пота
Искры Любви из камней высекали...
Нет без тебя человеческой жизни.
Ты освещал начинанье любое.
Так помоги, не оставь без ответа,
Не отсылай, не гони с пол-дороги!..
- Дочери Ивы глядят с укоризной.
Но откажу им с душевною болью:
Дверь приоткрою – ослепнут от света,
Взгляд от него отводили и боги...
Стало свирепым Исконное Пламя,
Сдерживать ярость его все труднее.
Страшен неистовый нрав Великанов,
Будто внезапно лишились рассудка,
Будто отравлены злыми делами,
Междоусобицы брагою пьяной.
Если в Митгарде сердца каменеют,
Это плохие для Ясеня шутки...
...Полно кручиниться, Дочери Ивы.
Я помогу и советом, и делом.
Нужен огонь для кузнечного горна?
Вот уголек – негасимая искра.
В сердце храните его терпеливо,
Он покорится достойным и смелым.
- Низкий поклон тебе, Пламенный Чёрный!..
***
...Резвый Буян развернулся и быстро
К Лесу помчался тропинкой неторной.
Не миновать ему Леса Мюрквида.
Так указал направление девам
Огненный меч – раскаленное жало.
Скрылся вдали опечаленный Чёрный.
Алых ворот Муспельхейма не видно.
Очередное исполнено дело.
Но впереди испытаний немало...
***
Хейти:
...Радуйся, сын Земли,
Пой, Сахалан-хатун!
Дева орёт вдали,
Словно медведь-пестун:
Нянчит она огонь,
Что освятит очаг.
Белый у девы конь,
Красный у девы флаг!
Просто - из лавовой речки шеломом!
Сложно сберечь и добраться до дома.
...
Ты сохрани его, добрая дева. Не отпускай Хиросимами гнева, пестуй - но строжь, словно слог гэсэршина*, лаской корми (коль достоин мужчина!)))), меч не разбей на дурные монеты и донеси - первозданностью света, искоркой малой - и дружеской силой Пламень, что Солнце под сердцем носило.
Ты воспитай его - доблестным стражем. Как домотаешь дорожную пряжу, песня девятая будет со стаей - Красный Подарок отдай Сагадаю*.
Вон, Санхалан* опечалена, вижу: меркнет очаг, подзатоптанный Рыжим* (Рыжий-то Рыжий - а служит он Чёрным).
Искрой из самого древнего горна дай отогреться Хранителю Рода!
...
Над Баайгалом опять непогода - Змей распоясался, крепнет, звереет!
Ну же, Буянка! Давай порезвее!
*гэсэршин - бурятский сказитель.
* Сагадай, Санхалан.
Сахядай-нойон, Сахада-нойон, Сагада-нойон, Сагадай-убугун («старец Сагадай»), Гали; эжен Сахядай убген («владыка огня старец Сахядай»), в бурятской мифологии божество огня, покровительствующее семье, деторождению, домашнему очагу; предок всех многочисленных и безымянных духов огня, обитающих в каждом очаге. Вместе со своей женой Санхалан-хатун (Сахала, Сахали, Санхурун, Занхалан) С.-н. является почитаемым онгоном — иконическим «вместилищем» духа родового огня и одновременно его конкретной персонификацией; его представляли человеком красного цвета.
* меркнет очаг, подзатоптанный Рыжим - у авторов от 120 до 160В в сети(((.
***
Тереза Славович:
Делу - время.
Пламя плещет,
В черном хворосте танцуя.
Ветер по щекам отхлещет
Самым страстным поцелуем.
Пьяной страстью пораженный,
Прокаженный светлым чуством,
Враг протягивает ноги
На кровати у Прокруста.
Бить поклоны пред пожаром,
Поклоняясь искрам в небе,
Станешь молодым и Старым.
Разродится поле хлебом
После выжженного леса,
И откроются ворота,
Алым знаменем сверкая.
Замок сложится по нотам!
Ноты станут кирпичами,
Ноты станут Новым миром.
Утоли Мои печали
В царстве Северной Пальмиры...
***
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №210020701110