ЗаговОры - практика

ПРОТИВ ДУРОСТИ

   Ne mei inducas in tentationem - libera mei a baceolorum.
  (Не введи во искушенье - избави от дураков)
-----

  Встаю я вечерней зарёй; умываюсь холодной росой; утираюсь сырой землёй; облаками облекаюсь, туманом опоясываюсь. Пойду по дорогам и перепутьям, по крутым оврагам, буеракам, через тёмные леса, в некошены луга, по морю-океану до острова Буяна.

  А на острове Буяне стоит дуб, ни наг, ни одет.

  Под тем дубом лежит неподвижно бел-горюч камень Алатырь нерушимый, несокрушимый. Как он крепко лежит передо мною, так бы у неуча язык не поворотился дела пытать незнаемого, руки не подымались дела делать неведомого, а лежать бы им крепко, как лежит могуч-камень Алатырь.

  А вокруг того дуба чисто поле, а во чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Одолей ты мне глупость человеческую: чтобы руки вперёд слова не лезли, а слово поперёк мысли не бежало, а мысли прежде ведания не рождались.

  А над тем дубом ходит месяц ясный, с собой звёзды водит, за собой ночь уводит. Месяц, ты, месяц, сойди, невежество тёмное за собой уведи; защити мой кров и порог, моё тело, труд и дело - невежде глаза отведи.

  Слово моё верное: крепче сна, сильнее воды, выше горы, могучее богатыря. Будь по-моему!

*************

ОТ НЕГОДНОГО ОППОНЕНТА    

     Как родился я по вечерней заре, искупала меня матушка в серебре, туманом пеленала, звездами опоясывала.
     А как стал я добрый молодец, так пошёл, не спросясь, не благословясь - не дверьми, не воротами. Пошёл дымным окном да подвальным бревном, по крутым оврагам, буеракам, через тёмный лесище да к большому озерищу.

      А стоит посреди озерища столб медный - от земли до неба, а на том столбе - сундук булатный, семью замками запертый, а в сундуке том - грамота неписаная со словом заповедным. И как лежит то слово - не читанное, не сказанное - нерушимо, так лежал бы язык невежды - неучёного да всезнающего - на речи не поднявшись, на хулу не поворотившись.
 
     Находила туча грозная с буйными ветрами, нагоняла волны бело-серые от востока до запада на высокий столб. Как волнуется озеро без устали, так плескалось бы без покоя сомненье укоряющему да попрекающему, по писаному ключи к замкам подбирающему.
    
     Летел ворон чёрный, бросил перо сизое, закрутилось перо, завертелось, вихрем оборотилось, завело метель со снегами-морозами. Заморозило мне, добру молодцу, и гнев, и волненье, и душевное смятенье. Повела меня мысль ровнёхонько от берега к столбу медному, слову заветному. Поднял меня ворон на крыло, перед сундуком поставил, на ум-разум наставил. Отпер я, добрый молодец, пёрышком замки заговоренные, да не чтоб чужую грамоту взять - чтобы свою прибавить.

     А и будет так, моё слово верное: сильнее воды, выше горы, крепче горючего камня Алатыря, сильнее богатыря. А кто против скажет, будут его чары - ему не в чары, морочанье его - не в морочанье, узорчанье его - не в узорчанье.

===========================
     Во избежание домыслов: писалось во времена оны на защиту диссертации хорошему приятелю.

*************

     НА ЗАЩИТУ ОБОРОТНЯ

Как на море Окияне,
да на острове Буяне,
да стоит осины пень.
И над пнём тем месяц светит,
оборотня ночь приветит -
наведёт тень на плетень.
Возле пня там волк мохнатый
(на зубах - весь скот рогатый),
для него - и лес, и дол.

Месяц - рожки золотые,
растопи пули литые,
измочаль осины кол,
и ножи чтоб затупились,
у людей глаза закрылись,
и - неслышен, невидим -
тот, кто ходит в волчьей шкуре,
под луной и и ночью хмурой
был бы цел и невредим.

*************

     ДЕВУШКЕ, НА УДАЧНОЕ СВИДАНИЕ :)

Девица-странница
пусть не обманется.
(что ж тоска лютая
сердце окутала -
гнать её к лешему)
с друга сердешного
любовью встретится,
счастьем приветится.

*************

     НОВОГОДНЕЕ

Пусть жизнь будет пестра -
у жаркого костра
двенадцать братьев враз
пусть станут подле нас:
вот солнца жёлтый луч -
весны идущей ключ
и звонкая капель,
подснежников метель
и неба синева,
зелёная трава,
деревьев клейкий лист
и птиц весёлый свист,
поёт вновь соловей
в саду между ветвей;
вот тень от светлых туч,
в жару прохладный ключ,
волны весёлый бег,
песком усыпан брег;
вот ягодник в лесу -
и осень на носу,
несут грибы домой,
укрытые листвой;
вот снег, как в первый раз,
опять засыпал нас;
прошло лишь пять минут,
а мы уж снова тут,
у яркого костра.
Пусть будет жизнь пестра!

==============================================
Один из самых интересных источников:
И.П.Сахаров, "Сказания русского народа"
http://bibliotekar.ru/rusSaharov/index.htm


Рецензии
Понравилось. Складненько.
Особенно - против негодного оппонента. Только вот с заговором против дураков у меня неувязочка вышла: это выходит я сама против себя заговаривалась? И выходит, что у дураков никаких шансов поумнеть нет? Ведь, не приложив к чему то руки - ничему и не научишься, а не расспрашивая (пытая) - не узнаешь. "...так бы у неуча язык не поворотился дела пытать незнаемого, руки не подымались дела делать неведомого, а лежать бы им крепко, как лежит могуч-камень Алатырь."
Ох,как трудно на Свете блондинкой жить. Вздыхаю тяжко.

Пишу Непонятно Что Жукова   12.02.2013 13:28     Заявить о нарушении
Ну, давайте я позанудничаю, тем более, что обед.
"дела пытать незнаемого, делать неведомого" - искать работы, в которой ничего не смыслишь, приниматься за дело, о котором ничего не знаешь.
Я вот вредный и думаю, что прямо мастерами не рождаются, а тем более - не назначаются; а сначала нужно поучиться, потом подмастерьем поработать, а тогда, голову и руки приноровив, и мастером становишься.
А когда человек, ни бельмеса в деле не смыслящий, да за него хватается - так сплошные горе и беда.
Так что я не против научения, - я против того, чтобы, не учась, лезли делать то, чем навредить можно. Вот тогда дурость и получается.

Сумрачник   12.02.2013 16:09   Заявить о нарушении
Кажись, эпидемия занудства началась. Я тоже сегодня зануда. Я, конечно, в заговорах не смыслю, старо-славянский?? тоже не знаю, но:
Значение слова Пытать по Ефремовой:
Пытать - 1. перех. Подвергать пытке; истязать. // перен. разг. Настойчиво спрашивать, расспрашивать о ком-л., чем-л.
2. перен. устар. перех. Проверять чьи-л. качества, свойства, пригодность к чему; испытывать.

Значение слова Пытать по Ожегову:
Пытать - Подвергать пытке N1Пытать Расспрашивать, стараясь узнать что-нибудь.
Допустим: в Ваш текст подставим 2-ой вариант по сл-рю Ефремовой. Но тоже получается бессмыслица. А в остальном я с Вами согласна.
:)))))))))))))))))))))))))))))))))))

Пишу Непонятно Что Жукова   12.02.2013 17:18   Заявить о нарушении
Если помните, приходит Иван-царевич к бабе Яге, а она его и спрашивает: "А что, добрый молодец, дела пытаешь, али от дела лытаешь?"
То есть, спрашиваешь работу (ищешь) - или от неё отлыниваешь?

Сумрачник   12.02.2013 17:48   Заявить о нарушении
Спасибо за информацию. Что-то я сказок давненько не читала.

Пишу Непонятно Что Жукова   12.02.2013 18:15   Заявить о нарушении
По поводу "Не молю", если можно?

"Подари" - слогов слишком много, а если "Дай"?

И второе четверостишие. Вряд ли то, что упоминается во второй строчке, будут из закромов и от души, согласно первой строчки, персонально просителю отрывать. Оно, вроде бы, общественное. Ну, например,
"Чтобы радостью я встречала"
Логичнее, заодно и рифмоваться будет :).

Сумрачник   12.02.2013 18:35   Заявить о нарушении
Не можно, а очень НУЖНО. Я хоть и хений:)))))))))))))), но по поводу стихосложения читала у Пушкина 100 лет назад только 2 слова: ямб и хорей, а что они означают понятия не имею.
"Дай" было у меня в 1-ом варианте, но потом почему то мне не понравилось. Не легло на душу.
"Чтобы радостью я встречала" - Подумаю, может и исправлю. Как у Вас правильнее, но мне хотелось подчеркнуть, что - именно мне. Можно же пройти и не увидеть росу и тогда она как бы не будет существовать для меня.
СПАСИБО!!!

Пишу Непонятно Что Жукова   12.02.2013 19:06   Заявить о нарушении
Хотите поиграть? :)

В стихотворении должны быть: а) смысл, б) ритм, в) рифма.
Смысл - это вотчина автора :); рифмы может не быть вообще (белый стих, верлибр); ритм, хотя бы интонационный, логический, присутствует всегда.

Можно писать вообще без рифмы, можно рифмовать какие-нибудь третью с седьмой и шестую с десятой строки, а остальное не рифмовать вообще - и так выдержать все стихотворение - и это будет творчество. Но если правильно рифмовать всё стихотворение, а потом вдруг две строки оставить нерифмованными - это ошибка.

Можно писать каким-нибудь сложным составным ломаным ритмом - и это, снова-таки, будет творчество. Но если ритмически выдержать всё стихотворение, а в одной строке ритм поломать - это ошибка.

Ваше стихотворение хитро написано (ударные слоги выделены). Это как бы анапест, но не совсем :).

Не молЮ, не прошУ - у БОга
То, что мОжно купИть-продАть.
Мне от ГОспода нАдо мнОго.
ПодарИ мне, ГОсподи, благодАть.

ОторвИ от щедрОт НебЕсных
БриллиАнты росЫ, рассвЕт.
СокрушИ, утолИ печАли
И избАвь, сохранИ от бЕд.

Давайте теперь думать.
То, что я сразу предложил:
"Дай мне, ГОсподи, благодАть" - не ложится на общий ритм стиха. Но возможен вариант
"ПодарИ мне, ГоспОдь, благодАть."

Играем дальше :).
Во втором четверостишии первая и третья строчки не рифмуются никак, совсем и даже приблизительно. Нехорошо :).
Четвёртая - раз у Вас в первом четверостишии последняя строка "неправильная" - просится и во втором такая же "неправильная". Допустим, (не падайте в обморок - просто то, что по ходу в голову пришло :)
"ИзбавИ, сохранИ мя от бЕд."

Вот. Информация к размышлению :))).

Сумрачник   12.02.2013 21:43   Заявить о нарушении
Ни фика себе... Я вообще как то не думала ни про ритм, ни про слоги...
Блондинка:))))))
И сейчас уже не соображаю. Поздно. Одно только могу пока сказать: "ИзбавИ, сохранИ мя от бЕд." для меня звучит как то коряво что ли. Режет слух то ли потому, что непривычно, то ли ещё почему.
Ну и задачку Вы мне задали:)))))))))))))))))))))
Мне в жизть не решить.

Пишу Непонятно Что Жукова   12.02.2013 23:15   Заявить о нарушении
Юрий, (хотя почему то кажется, что Вас зовут не Юрием) прошу прощения, что не поблагодарила за такой всеобъемлющий разбор. Звезда в шоке... была, да и сейчас ещё не отошла от него.
СПАСИБО!!!
Для меня это ещё и подсказка, и подспорье. Слово "Господь" мне показалось почему то грубоватым обращением. Более по мужски, что ли. не могу объяснить, ни ума, ни слов не хватает.
Спасибо за всё.

Пишу Непонятно Что Жукова   13.02.2013 13:23   Заявить о нарушении
Практика показывает, что я-виртуальный вызываю у людей самые разные ассоциации :), но остановились на Юре - так проще всем.
Мне вот почему-то тоже кажется, что "блондинка" - это такой PR-ход, но соглашаюсь, что обычно - беспроигрышный.
А благодарить совсем не за что.
Кстати, я ведь предупреждал, чтобы в обморок не падали :) - я просто показал, как можно количество слогов посчитать/изменить. Есть правила - их можно нарушать, но понимать всё равно нужно :).
Так что успехов Вам - и у дачи.

Сумрачник   13.02.2013 13:47   Заявить о нарушении
Не, я в обморок не падаю, я только - в шоке пребываю.
За пожелание спасибо. Интересно "у дачи" описка??? :))))))
Блондинка не сколько PR-ход, а скорее - защита. Как говорила моя бабка: "С дураков меньше спрос". К тому же на Руси принято считать: бабы-дуры. Проще согласиться, чем доказывать обратное, когда ещё и ума на полемику не хватает. Представишься блондинкой и всё и всем сразу понятно. Не надо "из кожи лезть".

Пишу Непонятно Что Жукова   13.02.2013 14:29   Заявить о нарушении
С праздником!
Чтобы вдохновение прилетало и радости прибавлялось. :)
http://pozdrav.8tuv.ru/otkritki//B3C991607FA3-1.gif

Сумрачник   07.03.2013 11:35   Заявить о нарушении
Спасибо! Вам тоже всего самого лучшего.

Пишу Непонятно Что Жукова   07.03.2013 11:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.