Светлана Феодулова - Первый шаг к вершине

Очень хочется надеяться, что у этой молодой и обаятельной москвички с весьма редкой для России фамилией все в жизни получится. Получится достичь самых высоких вершин профессионального мастерства, искупаться в лучах всемирной славы, познать счастье и большую любовь…


Пока же Светлана Феодулова делает первые шаги на оперной сцене. И нельзя сказать, что они такие уж робкие. В «Книге рекордов России» появилась новая запись - «Самое высокое колоратурное сопрано». Об этом и не только – наш разговор.


- Вечером 24 декабря в Западной Европе, как обычно, началось празднование Рождества. Жизнь на улицах затихла, все собрались в теплом семейном кругу. Для Вас же этот день был особенно напряженным. Расскажите о нем подробнее.


- Готовиться к 24 числу я начала еще за несколько дней. Ведь для того, чтобы все получилось «по плану», необходимо быть готовым как физически, так и морально. Все эти дни, до самого последнего, я занималась, отдыхала, отрешалась от мирских проблем.
Конечно, 24 декабря был очень сложный день. Нужно было совместить две несовместимые вещи: подготовиться, расслабиться и настроиться на рекорд и при этом решить массу организационных проблем, которые легли на мои плечи: обзвонить членов комиссии, договориться, собрать всех; заполнить и подписать огромное количество бумаг и много всего еще... Но, не смотря на все сложности, и, конечно, не без помощи друзей и близких, мне удалось справиться со всем этим и добиться желанного результата. Хотя, были моменты, когда мне казалось, что все провалится… В общем, еще то испытание для нервов!


- Итак, Рекорд России «Самое высокое колоратурное сопрано»… Как вообще он фиксировался?


- Практически так же, как и любой другой рекорд по регламенту издательства «Книга рекордов России». Сначала, после подачи заявки, редакция, проконсультировавшись с крупнейшими музыкально-теоретическими заведениями России – Московской Государственной Консерваторией им П.И.Чайковского и Российской Академии музыки им. Гнесиных, установила для меня требования, которые необходимо выполнить для установления рекорда.
Затем, того самого 24 декабря, в концертном зале Академии хорового искусства собралась независимая комиссия, свидетели, просто друзья и близкие; в процессе пения проводилась фото- и видеосъемка, а так же профессиональная аудиозапись на высококлассное оборудование звукорежиссером Академии.
Затем все материалы были переданы в редакцию «Книги» для технической и правовой экспертизы, по результатам которой и был зафиксирован рекорд.


- Рекорды, как в спорте, так и в любой другой сфере человеческой деятельности, обычно означают, что в какой-то момент было превышено предыдущее достижение. Так же было и в Вашем случае?


- В моем случае получилось несколько иначе. Подобного официально зафиксированного результата в «Книге рекордов России» до настоящего времени не было. Поэтому отдел экспертизы редакции «Книги рекордов России»  делали запросы в ведущие музыкальные высшие учебные заведения страны с целью установления самой высокой ноты, которая была когда-либо исполнена профессиональными певцами.


- Колоратурное сопрано – это, говоря другими словами, самый высокий и подвижный женский голос. А что это означает на практике? Ваши вокальные возможности почти безграничны?


- Конечно же – нет. Каждому голосу должно быть свое применение, поэтому не бывает голоса с безграничными возможностями. Проще говоря, бас поет внизу, а сопрано – наверху. Это два совершенно разных голоса, тембра, каждый со своими, присущими только ему красками, характерами и образами. В мире не может существовать голоса, который перекрыл бы собой все эти характеристики. По этому, никаких «безграничных» возможностей ни у какого голоса, даже самого выдающегося, быть не может. «Кесарю – кесарево, а Богу – божие».
Что же касается конкретно колоратурного сопрано, то это достаточно редкий (по сравнению со всем остальными) голос. Хороших колоратурных сопрано, как и других действительно хороших голосов, еще меньше. Этот голос не только редко встречающийся, но и редко используемый (что связано со сложностью исполнения). Зато, почти все произведения, написанные для колоратуры – мировые шедевры, которыми наслаждались до нас многие поколения, и которыми продолжают наслаждаться ценители оперного искусства по сей день.


- Успех в любом деле – это каждодневный упорный труд. От многого Вам приходится отказываться?


- Отказываться в пользу голоса, несомненно, приходится. Но, все же, я стараюсь балансировать, с одной стороны не ударяясь в фанатизм (что тоже плохо, как и любая другая крайность), с другой – уделяя голосу достаточно, и даже немного больше внимания. Конечно, это не просто, но, зато есть, к чему стремится.


- Понятно! А теперь совсем простой вопрос. Как все начиналось?


- Наверное, как многие дети, я с детства любила напевать различные песенки и мелодии, которые часто звучали у нас в доме. Родители заметили это увлечение и отдали меня учиться в Детскую музыкальную школу им. Шаляпина. Одновременно с этим я поступила в Большой Детский Хор им. В. С. Попова. С тех пор я поняла, что хотела бы заниматься музыкой и стремилась, чтобы она стала моей профессией. Хотя, как любому ребенку, мне хотелось заниматься отвлеченными от музыки делами и порой моим родителям приходилось подключать к нашим занятиям ремень. Но по сути это было только «весомым» аргументом, нежели реальным действием.


- У Вас музыкальная семья или Вы в некотором роде первопроходец?


- Мои родители не музыканты. Мама и папа – государственные служащие. Конечно, если копнуть глубже, то музыкальные корни найти можно: некоторые родственники из предшествующих поколений занимались музыкой на любительском уровне и играли в народных оркестрах.


- «Лишняя» буква «о» в Вашей фамилии Феодулова «вынуждает» меня уточнить: либо это не совсем русская фамилия, либо, наоборот, очень старая, чуть ли не старославянская. Как глубоко Вы знаете свои корни?


- Никогда подробно не интересовалась происхождением своей фамилии, но  с большой вероятностью могу утверждать, что буква «о» – не лишняя. Дело в том, что корни фамилии, действительно, старославянские, а еще ранее – древнегреческие (корень Theos, Бог). Например, Феофан – «Богоявленный», а Феодул – «раб Божий». Фамилия действительно редкая, ввиду того, что на древней Руси простой люд часто адаптировал имена в более простые формы: вместо Феофан – Фофан, вместо Иоанн – Иван, а вместо Феодул – Федул. По этому, более популярная и часто встречающаяся фамилия – Федулов, а не Феодулов, хотя корни те же. Много ли вы знаете людей с фамилией, скажем, Иоаннов? Зато Ивановых и Ивановых – море.


- А как Ваши близкие относятся к выбранному Вами жизненному пути вообще, и к недавнему успеху - в частности?


- Близкие и родные, конечно же, всячески меня поддерживают и очень сильно помогают не только на этом, главном, но и на других жизненных поприщах, за что я им всем очень и очень благодарна!


- Хорошо, рекорд России у Вас, как говорят, уже в «кармане». Что дальше?


- Развиваться, развиваться и еще раз развиваться. Открывать новые горизонты и продолжать совершенствовать свои возможности и оттачивать мастерство. Конечно, хочется применять все это и на практике – выступать в России и за рубежом. Так же есть планы о покорении «Книги рекордов Гиннеса», но об этом пока рано говорить.


- В области искусства, по мнению многих, такое достижение – сенсация. Что изменилось в Вашей жизни после 24 декабря 2009 года? Вы стали знаменитой?


- Конечно же, нет. Для того чтобы стать знаменитой, нужно приложить нечеловеческие усилия, проделать титаническую работу и пройти огромное «расстояние». Разумеется, речь идет о пути на фавор без «связей» и без «блата», иначе есть риск превратиться в еще одну никому не нужную штамповку. И установление рекорда – это всего лишь первая ступень, небольшой всплеск от брошенной песчинки на гладкой поверхности озера жизни, который, при должном усердии, когда-нибудь перерастет в настоящую волну.


- Готовясь к этому разговору, я, естественно, просмотрел соответствующую тему в интернете. Среди всех фамилий известных в мире обладательниц сопрано мне оказались знакомы всего три: Монтсеррат Кабалье, Джоан Сазерленд и Агнета Фэльтскуг. Может, оставить оперную сцену и найти себе достойное место на эстраде, как в свое время сделала Агнета Фэльтскуг, солистка всемирно известного шведского ансамбля ABBA?


- Конечно, можно было бы пойти и таким, более простым путем. Хотя и он тоже требует немалых сил для преодоления всех терний. Но по себе могу сказать две вещи: я не ищу легких путей и эстрада – это совсем не мое.


- Когда-то русская оперная школа была одной из лучших в мире. А какова ситуация в наши дни?


- Бесспорно, Россия всегда славилась прекрасными оперными певцами, которые становились эталоном и примером для всего мира, я говорю про Ф. Шаляпина, С. Лемешева, А. Нежданову, В. Барсову… В настоящее время Россия по-прежнему держит этот высокий уровень. Наши оперные певцы общепризнанны и не перестают удивлять мир своими талантами. Можно привести массу примеров, одним из которых является Екатерина Лехина, которая в прошлом году поразила своим удивительным голосом весь мир на конкурсе Доминго. Когда она исполняла арию Лакме с колокольчиками из оперы Л. Делиба «Лакме», Пласидо Доминго, который стоял за дирижерским пультом, забыл показать вступление оркестру, заслушавшись певицу.


- Светлана, а если бы Вам предложили выгодный контракт за рубежом, какую из стран Вы  предпочли?


- Для меня многое зависит не только от предложенных мне возможностей для творческой реализации как певицы. Ко всему прочему, я также считаю своим долгом «поднимать» и развивать высокую музыкальную культуру в своей стране (на столько, на сколько я смогу это сделать).


- Учеба, концерты, рекорды… А чем увлекается Светлана Феодулова в обычной жизни? Как и где Вы обычно проводите свободное время?


- Вообще, я стараюсь всесторонне развиваться. Интересуюсь и смежными с вокальным искусством областями: сценическим движением, мастерством актера, режиссурой, и массой других вещей, как относящихся напрямую к музыке, так и нет: сочиняю стихи, очень люблю ходить в кинотеатры, выезжать на природу, летом люблю путешествовать по городам, не так далеко расположенным от Москвы на мотороллере. Недавно даже начала увлекаться радиоэлектроникой и уже спаяла небольшое устройство-украшение на микроконтроллере.


- Спасибо, Светлана, за откровенный разговор. Пусть у Вас в жизни все получится! И я когда-нибудь еще буду гордиться тем, что первым разговаривал с будущей звездой мировой оперной сцены.


Вопросы задавал Борис Кунин


Рецензии