Бажов - Чайф - Шахрин

Значимость личности уральского самородка Павла Петровича Бажова трудно переоценить - но можно. Долгие годы сказывалось его влияние на всю уральско-прикамскую субкультуру.Незаживающий след оставил он буквально на всем, что окружает уральцев и прикамцев. От кинематографа и театра, до ремесленно-сувенирной продукции. Он и поныне продолжает бередить умы и души, названиями водок, конфет и лагерей отдыха (бывш.пионерских).Его, до боли знакомое, каждому уральцу и прикамцу, бородатое лицо-незримо встает из за ворот турбаз и домов быта.Бажовский дух, лишь немного развеялся в связи с историей о семье Императора и последующего за ней Ельцинского беспредела, учиненного в Свердловске (нынешнем и бывшем Екатеринбурге). Но он по прежнему глубок и бескрайнен, как уральские болота. И как жиденькие но цепкие руки из Синюшкиного колодца, так же и сказы Бажова, тянутся за каждым уроженцем Урала, на протяжении всей его жизни.

Изменения в России конца прошлого века, коснулись и Бажовской темы, причем произошло это довольно необычным и интересным образом.И как всегда бывает, совсем не там „где яму рыли“ Случилось это как слияние молодежной рок культуры и литературно-исторического феномена былинной эпохи Уральского Края. Одним из первых свидетельств такого слияния, был отчетный концерт Свердловского Рок Клуба, проходивший в Д.К.Свердлова что на улице им.Володарского. Концерт этот состоялся в середине 80-х годов прошлого века и в нем принимали участие такие известные коллективы как :“Калинов Мост“ откуда то из Сибири.“Алиса“из Ленинграда,“Чайф“ из Свердловска и многие другие. Вот именно“Чайф“и его выступление на том концерте предопределили путь, по которому и покатилась Бажовщина по Уральской земле в новое тысячелетие.
 
Выступление ансамбля началось с того,что музыканты сели на стульчики, полукругом расставленные по сцене, и взяв в руки по музыкальному инструменту, начали извлекать из них звуки различной тональности и частоты.Благодаря многочасовым репетициям, их звуковое сопровождение обрело довольно мелодичное звучание и дополняемое вокальной партией автора и исполнителя Владимира Шахрина, стало напоминать песнь.Песнь, которую исполняли древнеуральские музычники-певуны - этакую былинную историю из повседневной жизни, но окрашенную в лубочно – посконные цвета народного сказания. Практически, почти все тексты песен Шахрина, основаны на сюжетах из простонародной культуры. Герои его песен - обычные и понятные всем нам люди, рабочие, студенты, пьяницы, лоботрясы, мечтатели, менты, учителя, спортсмены и вообще все персонажи из окркужающей нас действительности. В точности, как в Бажовских сказках - никаких тебе закопанных голов, богатырей, драконов и прочей нечисти типа птиц счастья, и крылатых львов. Бажов делал героями своих баек копателей, старателей, гранильшиков и помещиков.Правда все были с тараканами в голове - как и у Шахрина! Что ни персонаж песни, то обязательно с прибабахом. Налицо, взаимопроникновение культурных пластов на литературно-бытовом уровне.

А если вы бывали на могилке П.П.Бажова, что на Ивановском кладбище г.Екатеринбурга, то наверняка вспомните архитектуру могильного ансамбля.Площадь, посередине памятник сказителю, а вокруг памятника, полукругом гранитная скамья, на которой может сидеть кто угодно, хоть и музыканты.А вот вам и связь на духовно-патриотическом уровне сознания. Так вот, на выступлении „Чайфа“, не хватало только фигурки Бажова посередине сцены.Все остальное уже свершилось. Ну а великий Сказитель присутствовал там в виде духа, вселившегося в песни Уральского поэта и композитора Шахрина.
 
Таким образом, Владимир Шахрин встал на скользкий путь сублимации Бажовских сказов с современной адекватной средой.Если раньше, в дошахринские времена, в Свердловске происходило какое-нибудь мало-мальски значимое событие, то на нем непременно присутствовал какой нибудь артефакт из Бажовского сундука.Типа Хозяйки Медной горы или змейки с короной на торце.Сейчас же, буквально все события в городе происходят под музыкальное сопровождение группы „Чайф“ и с непременным участием самого Шахрина.
Про Бажовские игрушки стали забывать не по дням а по часам! Шахрин, как поэт и композитор, да и просто как личность, несомненно намного ближе современным уральцам, чем какой-то там виртуальный Бажов с его идиотской бородищей, внешним образом которого можно только детей пугать.А Бажовские истории про малограмотных но рукастых Уральских мастеров, заметно проигрывают веселым и остроумным текстам Шахрина о простых и знакомых всем темах.
 
Постепенно, в сознании каждого Уральца произойдет замещение образа небритого старца на образ моложавого, обаятельного певца из соседнего района. Появятся на карте города новые места для посещения туристов и гостей Столицы Урала.Вместо разглядывания унылых Бажовских музеев, и неприлично больших глыб минералов, туристы будут весело разъезжать по Шахринским Местам.Это элитные клубы и дискотеки, V.I.P. пивные, гламурные забегаловки и тематические вечеринки. Во всех этих местах, незримо но вполне ощутимо будет витать дух Шахрина, в виде звучащей музыки группы „Чайф“.Гитары и постеры с лицом Лидера, пиво особой, Шахрниской марки, и другие атрибуты придут на смену малахитовым вазам, из которых ни попить, ни пожрать и серебряным копытцам, за которые, запросто можно угодить в лагеря. В школах будут проходить Шахриниады, где молодые дарования устроят состязание за лучшее знание и чтение стихов народного поэта. Строительный техникум назовут его именем и перепрофилируют на выпуск не прорабов и сварщиков а поэтов, музыкантов и рок-лидеров. Бажовские сказы уйдут в прошлое, канут, так сказать в шахту.А на смену им придет новый летописец Уральской жизни - Владимир Шахрин. Придет и принесет на уральскую землю семена будущей славы этого сурового и богатого края. А край этот, богат не столько полезными а иногда и не очень, минералами и ископаемыми.Край Уральский богат людьми, произрастающими в нем и расползающимися потом во все стороны света.Бажов не сумел принести родному краю всемирную славу, зациклился на камнях и самоцветах, да так и помер.Но на его могиле, взошли молодые поросли и расцветили Опорный Край Державы новыми красками.Красками, густо замешанными на роке энд ролле.И самым ярким колером в этой палитре, несомненно, является Владимир Шахрин -лидер группы „Чайф“. И если использовать Бажовскую терминологию – Шахрин, это бриллиант в короне уральского рока. Бриллиант, сияющий год от года, все ярче и чище.И песни его ( особенно про пиво) останутся в веках и сердцах, и переживут бажовские россказни и наполнят Уральскую Землю новым смыслом – смыслом настоящей жизни.

 Алексей Казанцев                Иерусалим 2008 год.


Рецензии
тожэ небезобразно

Бонзо Бонзо   22.04.2010 19:48     Заявить о нарушении
Это конешно радует :)))

Лёха Казанцев   22.04.2010 19:56   Заявить о нарушении