Великий гончар
«...Жил на свете великий мастер. Он высекал из белого камня красивейшие фигуры людей, животных, птиц. Он мог без труда построить чудные замки, красоте которых завидовали многие земные цари. Легко и просто из-под его руки выходили каменные цветы и травы, которые были словно живыми. Но однажды в их страну пришло горе. Вызвал мастера к себе царь и сказал:
-Нашим печалям нет предела. Ужасные человекоподобные медузы вторглись в пределы Отечества. Всё их тело покрывает блестящая и крепкая, как сталь, чешуя. Ни один меч не может её разрубить. Их громадные медные руки с острыми стальными когтями уничтожают всё живое на своём пути. А на головах у них вместо волос двигаются, шипя, ядовитые змеи. Лица этих горгон - с острыми, как кинжалы, клыками, с губами, красными, как кровь. А их горящие яростью глаза исполнены такой злобы, так ужасны, что в камень обращается всякий человек и тварь земная от одного только взгляда на них. На крыльях своих с золотыми сверкающими перьями эти чудовища очень быстро перемещаются по воздуху. О, горе-горе тому человеку, который их встречает на своём пути! Медными руками горгоны разрывают его на части! А потом... А потом - пьют его горячую кровь... Страна погружается во мрак. И вот уже реки крови безвинных жертв льются повсеместно... А те, кто не умер – превратились в камень, словно статуи какие, которые ты высекаешь...
-Чем же я – простой мастер, работающий с холодным камнем, могу им всем помочь?
-О, глупец! Мне был сон о том, что ты спасёшь нас от этой напасти...
-Но как?
-На высокой горе, что находится рядом с городом, ты высечешь из камня «поющего человека», он будет петь свою протяжную и грустную песнь... На все четыре стороны... И эта «песнь» сначала оживит всех тех, кто превратился в камень. А затем - настигнет и самих горгон в их логове. И уничтожит их там.
-Но я простой мастер, о великий царь! Всего лишь скульптор. Не более. Такая задача мне не по силам!
-Не хочу ничего слушать. Встань! Иди и твори! И знай, что от твоего искусства зависит судьба многих и многих людей, если только не всего царства...
Опечаленный, мастер вернулся домой, достал древние книги, свои старые рукописи, которые он писал ещё в ранней молодости.
-О, если бы учитель мой был ещё жив! Он бы подсказал мне устройство той «чудесной трубы», которая оживляет превращённых в камень и убивает горгон!
Мастер вспомнил последние минуты жизни Учителя. Воин ворвался в его дом для грабежа. Занёс меч. А тот только и успел крикнуть: «Остановись, подожди хотя бы немного. Я хочу закончить решение этой важной задачи, а потом - делай что хочешь!» Войн тогда не подождал. Он убил Учителя. А ещё мастер вспомнил, что перед похоронами в могилу учителя по его просьбе положили цилиндр с вложенным в него шаром.
-Сколько лет прошло с тех пор... –Подумал мастер и через некоторое время уснул прямо за столом.
Во сне к нему явился учитель. Он улыбнулся, потрепал его по плечу по-дружески, потом развернул какой-то свиток, испещрённый формулами и математическими знаками, посмотрел на своего ученика и, наконец, произнёс:
-Я нашёл решение той самой задачи... Помнишь?!
...По щеке ученика прокатилась слеза.
...................................
-Что ты! Что ты?! Мужчины не плачут...
После недолгой паузы ученик спросил:
-Ты не представляешь, как я рад тебя видеть. Но скажи мне: разве там, в подлунном мире, возможно заниматься наукой и решением задач?!
-Да! Возможно. Вот именно там и возможно! Ведь никто не отвлекает. –Учитель улыбнулся. -И нет перерывов на приём пищи. Сон. И ещё. У меня – всё время Вселенной! Но ты должен внимательно изучить этот свиток и постараться всё запомнить.
Ученик взглянул и сразу всё понял.
Это был расчёт и чертёж «свирели судьбы»...
-Именно! –Угадал его мысли Учитель. -И она поможет тебе в твоей Великой работе. Но это всё, что я могу для тебя сделать.
...............................
Мастер проснулся. В его сознании тут же возник тот таинственный свиток. Он взял в руки древнюю книгу и на её полях быстро написал всё то, что запомнил...
Через некоторое время «золотая свирель» была готова. Мастер взял её в руки. Вышел из дома. Он прошёл долгий путь через лес и, наконец, вышел к огромному полю, на котором, по рассказам очевидцев, в камень превратилось целое войско. В самом деле, его взору открылось печальное зрелище. Тысячи известковых столбов, похожих на людей, находились здесь в неестественных застывших позах.
Зазвучала свирель в устах мастера и пять ближних к нему «столбов» превратились в живых воинов. Тогда он сделал ещё несколько шагов вперёд - и другие пять тут же ожили. Весь день до самой ночи ходил мастер по огромному полю и вот, наконец, - оживил всех. Устал он от своих трудов. Присел к ручью, чтобы напиться. Факел осветил чёрную водную гладь и увидел он своё отражение. И понял он, что состарился на 20 лет...
Вернулся домой, стал размышлять, делать расчёты. Истина, открывшаяся ему, была печальной, словно та самая волшебная песнь из свирели, которую передал ему в дар Учитель: ему не хватит жизни оживить всех. Не говоря уже о смертельном поединке с горгонами.
-Высеку я на горе поющего человека из камня, вложу в его уста свирель, и ветер разнесёт эту песнь в самые дальние уголки земли... Люди оживут! А медузы улетят прочь. Разве не об этом мне говорил царь?!
...Принесли слуги камень на высокий утёс, что навис над городом. И приступил мастер к нелёгкой работе. Он никогда ещё не делал таких огромных скульптур! День и ночь работал, принимая пищу на ходу. Через месяц всё было готово. Остался последний «штрих». Металл ударил по камню, раздался пронзительный звук, и всё осветилось фиолетовым сиянием, молнии пробежали по скульптуре сверху вниз, она тут же покрылась трещинами, ещё секунда и... Скульптура развалилась... Под её осколками погибло много людей...
Долго грустил мастер и решил было уже забросить свою работу. Но тут его вызвал царь и сообщил препечальнейшее известие: люди всего Запада и Юга обращены горгонами в каменные столбы... Старики и старухи. Женщины и дети. Никому нет пощады. О! Горе нам...
...И снова принесли слуги камень на высокий утёс, что навис над городом. Опять приступил мастер к тяжелейшей работе... А день и ночь сменяли друг друга, как и прежде. Принимал он пищу - лишь на ходу. На этот раз он учёл некоторые поправки, из-за которых и развалилась его первая скульптура. Понял – «дьявол – скрывается в мелочах»! И вот всё почти уже было готово. Замахнулся мастер, чтобы нанести «последний штрих» - но тут страх и ужас овладели им. Отринул он от себя своё творение, округлились его глаза в безумии, а лестница, что держала его, дрогнула, потом качнулась в сторону – и мастер начал падать. А вместе с ним и леса, окружавшие скульптуру. Страшный грохот раздался вокруг. Статуя треснула, раскололась на тысячи мелких осколков. Под ними погибло много взрослых и детей, собравшихся у подножия, чтобы восхититься окончанием Великой работы.
...После этого случая мастер совсем отказался от пищи и воды. Он сидел под огромным раскидистым деревом и смотрел в звёздное небо, почти не дыша, ожидая, - «может быть, оттуда к нему придёт помощь»...
................
И помощь пришла.
Явился ему во сне сам Отец Небесный... Он спросил:
-А знаешь ли ты того, кому ты служишь?
Мастер вспомнил про царя, но тут же отбросил эту глупую мысль.
-Знаешь ли ты меня? –Повторил Отец.
-Господи! Почему моя работа никак не может быть окончена? Ну, почему же все мои творения разрушаются?
-Всё в твоих руках, Человек! СВЯТЫНИ НЕ МОГУТ БЫТЬ РАЗРУШЕНЫ, ЕСЛИ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СВЯТЫНИ. А ЕСЛИ НЕТ?! ТОГДА ПОДВЕРЖЕНЫ РАЗРУШЕНИЮ...
-А что есть святыня?
-О разделенный мир! Когда ты обретешь свою Гармонию. Посмотри, здесь лучшее – есть обратная сторона худшего, Доброе – порочного, а вместе они составляют несовершенную норму. Только норма эта сера и безлика, как каменная глыба из которой мастер высекает фигуру… Куда же деть осколки… Может быть, этими осколками и разбивается фигура, высеченная мастером?
-Я знаю, я – плохой мастер... И высек «некудышнюю фигуру», использовав весь строительный материал. О, горе мне, горе! А ведь его всегда так мало!
-Но у тебя есть «волшебная свирель»! Послушай, есть мастер который, создавая фигуру, утопает в ее осколках, а есть Тот, кто делает это без них… Первый мастер, творя, - разрушает. Разрушает первозданную целостность. Второй Мастер - творит абсолютно, он ничего не отрицает и ничего не разрушает. Его творение естественно, непроизвольно и своевременно… Первый мастер вместе с благом создает новое несовершенство, а значит увеличивает зло, совершает грех, за что часто и расплачивается. А тот, кто разрушает его несовершенное творение, в какой-то мере, совершает благо, ибо разрушает несовершенное, искусственное и восстанавливает первозданное, естественное. Второй мастер создаёт истинное благо. Но горе тому человеку, который разрушает творения второго Мастера… ибо он совершает тяжкий грех... ведь его стремление к разрушению абсолютно, а душа его ввергнута во мрак абсолютного отрицания… НО ДАЖЕ ЕСЛИ СВЯТЫНИ И РАЗРУШАЮТСЯ, - ТО ВОЗДВИГАЮТСЯ ВНОВЬ! Обретая с каждым новым разом своё истинное совершенство...
-Господи! Но почему же зло, порой, всесильно…
-Настоящее БЛАГО – это и есть норма, а настоящая норма – это и есть благо, и они не заявляют о себе, как реки, текущие по равнине или горы, устремленные ввысь. Они просто существуют и на этих столпах зиждется Вселенная. НАСТОЯЩЕЕ ДОБРО СОВЕРШАЕТСЯ В ТАЙНЕ. Добрый человек поступает так, как необходимо, как подсказывает ему его совесть и не кричит об этом направо и налево. Именно тогда он и совершает свой настоящий благой поступок. Который, почти всегда – есть ЖЕРТВА.
-Но что же мне делать?
-Найди старого гончара, что живет в ветхой лачуге, которая находится в твоём городе – вот он-то и откроет тебе Истину.
.........
Мастер очнулся. Он всё ещё сидел под деревом. Над головой его было всё то же звёздное небо. Ничего не изменилось в этом мире. Приятная прохлада опустилась на землю. Ещё секунда – и он вскочил, но тут же упал, не рассчитав свои силы... Вспомнил: «Настоящее БЛАГО – это и есть норма, а настоящая норма – это и есть благо...»
.........
Он сидел напротив своего нового учителя. Прямо на земляном полу, внимательно наблюдая за его гончарным мастерством.
Старик оказался немногословным. Сначала он удивился, что к нему, старому и никому ненужному бедному человеку, пришёл сам Мастер. Но потом смирился с этим, как с чудом природы, и пообещал показать всё, что умел.
...Огромный кусок липкой глины плюхнулся на гончарный круг. Несколько движений ноги и круг завертелся. Всё быстрее и быстрее! Всё стремительнее! Лёгкое прикосновение рук и бесформенный кусок вдруг стал изменяться. Прямо на глазах. Он обретал знакомые округлые очертания и формы.
И тут мастер вспомнил свой недавний сон:
«...есть мастер который, создавая фигуру, утопает в ее осколках, а есть Тот, кто делает это без них…»
-О, Боже! Вот она Истина! Она открылась мне. –Воскликнул он.
Гончар вздрогнул, обернулся и с испугом посмотрел на мастера.
Круг тут же остановился и «недоделанный сосуд» застыл в своём несовершенстве.
-Нет-нет! Продолжай! Продолжай. Не останавливайся! Сделай всё до конца! –Вскрикнул мастер и вскочил с пола.
...Старый гончар продолжил свою работу.
В руках «учителя истины» на гончарном круге чудесным образом возникало его новое творение – прекраснейший сосуд. Вот его рука проникает внутрь – и, о, чудо, - в сосуде образуется полость. Наконец, всё было готово и круг остановлен. Прикреплены ручки и легким размашистым штрихом на стенки кувшина нанесён незатейливый орнамент.
Мастер вспомнил:
«Второй Мастер - творит абсолютно, он ничего не отрицает и ничего не разрушает. Его творение естественно, непроизвольно и своевременно»
-Готов! Теперь только осталось его обжечь! –Сказал гончар и внимательно посмотрел на ученика.
–Ты всё понял?!
Мастер услышал знакомую интонацию в голосе, удивился, только сейчас заметил: над головой «учителя» сиял ослепительно-яркий круг...
-Да... Почти... Остался последний вопрос...
-На этот вопрос ты ответишь сам. В свой самый последний миг Великой работы... Но знай: высший Долг Человека - в Любви. Он и есть Любовь, тайная и неразделенная, а потому вечная… И долг, и Любовь – есть жертвы… Жертвы, обусловленные состраданием к Миру. Разве не спасаем мы животное, упавшее в яму, вырытую горе-строителями? Это и есть наш Долг… Но это также и наша Любовь, любовь, как сострадание к Миру. Или хотя бы к той его части, которая окружает нас, которая больше всего нуждается в нашей помощи, а, значит, - и «ближе» всего к нам….
-Тогда у Человека нет выбора?! Господи!
-Выбор Есть… ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА, ДАЖЕ ТОГДА, КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО ЕГО НЕТ… Наше Эго подсказывает: «это не твоё дело и тебя это не касается, пройди мимо, какая тебе от этого польза», но наша совесть взывает: «ты оказался в этом месте не случайно, это то время, когда ты сможешь принести благо и проявить свои лучшие качества. Не проходи мимо, ведь если не ты, то кто?» Вот в этом и есть выбор. ОН ВСЕГДА МЕЖДУ НАШИМ ЭГО И НАШЕЙ СОВЕСТЬЮ. И в самый последний момент твоей Великой работы тебе нужно будет сделать выбор.
Вспомни мои слова.»
***
Продолжение здесь:
http://proza.ru/2010/02/14/192
Ник Иванов. 2010. Февраль. 8.
Свидетельство о публикации №210020801212