Великий гончар

...и рассказал он мне одну притчу:

«...Жил на свете великий мастер. Он высекал из белого камня красивейшие фигуры людей, животных, птиц. Он мог без труда построить чудные замки, красоте которых завидовали многие земные цари. Легко и просто из-под его руки выходили каменные  цветы и травы, которые  были словно живыми. Но однажды в их страну пришло горе. Вызвал мастера к себе царь и сказал:

-Нашим печалям нет предела. Ужасные человекоподобные медузы вторглись в пределы Отечества. Всё их тело покрывает  блестящая и крепкая, как сталь, чешуя. Ни один меч не может её разрубить. Их громадные медные руки с острыми стальными когтями уничтожают всё живое на своём пути. А на головах у них вместо волос двигаются, шипя, ядовитые змеи. Лица этих горгон - с  острыми, как кинжалы, клыками, с губами, красными, как кровь. А их горящие яростью глаза исполнены такой злобы, так ужасны, что в камень обращается всякий человек и тварь земная от одного только взгляда на них. На крыльях своих с золотыми сверкающими перьями эти чудовища очень быстро перемещаются по воздуху. О, горе-горе тому человеку, который их встречает на своём пути! Медными руками горгоны разрывают его на части! А потом... А потом - пьют его горячую кровь... Страна погружается во мрак. И вот уже реки крови безвинных жертв льются повсеместно... А те, кто не умер – превратились в камень, словно статуи какие, которые ты высекаешь...

-Чем же я – простой  мастер, работающий с холодным камнем, могу им всем помочь?

-О, глупец! Мне был сон о том, что ты спасёшь нас от этой напасти...

-Но как?

-На высокой горе, что находится рядом с городом, ты высечешь из камня «поющего человека», он будет петь свою протяжную и грустную песнь... На все четыре стороны... И эта «песнь» сначала оживит всех тех, кто превратился в камень. А затем - настигнет и самих горгон в их логове. И уничтожит их там.

-Но я простой мастер, о великий царь! Всего лишь скульптор. Не более. Такая задача мне не по силам!

-Не хочу ничего слушать. Встань! Иди и твори! И знай, что от твоего искусства зависит судьба многих и многих людей, если только не всего царства...

Опечаленный, мастер вернулся  домой, достал древние книги, свои старые рукописи, которые он писал ещё в ранней молодости.

-О, если бы учитель мой был ещё жив! Он бы подсказал мне устройство той «чудесной трубы», которая оживляет превращённых в камень и убивает горгон!

Мастер вспомнил последние минуты жизни Учителя. Воин ворвался в его дом для грабежа. Занёс меч.  А тот только и успел крикнуть: «Остановись, подожди хотя бы немного. Я хочу закончить решение этой важной задачи, а потом - делай что хочешь!» Войн тогда не подождал. Он убил Учителя. А ещё мастер вспомнил, что перед похоронами в могилу учителя по его просьбе положили цилиндр с вложенным в него шаром.

-Сколько лет прошло с тех пор... –Подумал мастер и через некоторое время уснул прямо за столом.

Во сне к нему явился учитель. Он улыбнулся, потрепал его по плечу по-дружески, потом развернул какой-то свиток, испещрённый формулами и математическими знаками, посмотрел на своего ученика и, наконец, произнёс:

-Я нашёл решение той самой задачи... Помнишь?!

...По щеке ученика прокатилась слеза.

...................................

-Что ты! Что ты?! Мужчины не плачут...
 
После недолгой паузы ученик спросил:

-Ты не представляешь, как я рад тебя видеть. Но скажи мне:  разве там, в подлунном мире, возможно заниматься наукой и решением задач?!

-Да! Возможно.  Вот именно там и возможно! Ведь никто не отвлекает. –Учитель улыбнулся.  -И нет перерывов на приём пищи. Сон. И ещё. У меня – всё время Вселенной! Но ты должен внимательно изучить этот свиток и постараться всё запомнить.
Ученик взглянул и сразу всё понял.

Это был расчёт и чертёж «свирели судьбы»...

-Именно! –Угадал его мысли Учитель. -И она поможет тебе в твоей Великой работе. Но это всё, что я могу для тебя сделать.

...............................

 Мастер проснулся. В его сознании тут же возник тот таинственный свиток. Он взял в руки древнюю книгу и на её полях быстро написал всё то, что запомнил...

Через некоторое время «золотая свирель» была готова. Мастер взял её в руки. Вышел из дома. Он прошёл долгий путь через лес и, наконец, вышел к огромному полю, на котором, по рассказам очевидцев, в камень превратилось целое войско. В самом деле, его взору открылось печальное зрелище. Тысячи известковых столбов, похожих на людей, находились здесь в неестественных застывших позах.

Зазвучала свирель в устах мастера и пять ближних к нему «столбов» превратились в живых воинов. Тогда он сделал ещё несколько шагов вперёд - и другие пять тут же ожили. Весь день до самой ночи ходил мастер по огромному полю и вот, наконец, - оживил всех. Устал он от своих трудов. Присел к ручью, чтобы напиться. Факел осветил чёрную водную гладь и увидел он своё отражение. И понял он, что состарился на 20 лет...

Вернулся домой, стал размышлять, делать расчёты. Истина, открывшаяся ему, была печальной, словно та самая волшебная песнь из свирели, которую передал ему в дар Учитель: ему не хватит жизни оживить всех. Не говоря уже о смертельном поединке с горгонами.

-Высеку я на горе поющего человека из камня, вложу в его уста свирель, и ветер разнесёт эту песнь в самые дальние уголки земли... Люди оживут! А медузы улетят прочь. Разве не об этом мне говорил царь?!

...Принесли слуги камень на высокий утёс, что навис над городом. И приступил мастер к  нелёгкой работе. Он никогда ещё не делал таких огромных скульптур! День и ночь работал, принимая пищу на ходу. Через месяц всё было готово. Остался последний «штрих». Металл ударил по камню, раздался пронзительный звук, и всё осветилось фиолетовым сиянием, молнии пробежали по скульптуре сверху вниз, она тут же покрылась трещинами, ещё секунда и... Скульптура развалилась... Под её осколками погибло много людей...

Долго грустил мастер и решил было уже забросить свою работу. Но тут его вызвал царь и сообщил препечальнейшее известие: люди всего Запада и Юга обращены горгонами в каменные столбы... Старики и старухи. Женщины и дети. Никому нет пощады. О! Горе нам...

...И снова принесли слуги камень на высокий утёс, что навис над городом. Опять приступил мастер к тяжелейшей работе... А день и ночь сменяли друг друга, как и прежде. Принимал он пищу - лишь на ходу. На этот раз он учёл некоторые поправки, из-за которых и развалилась его первая скульптура. Понял – «дьявол –  скрывается в мелочах»! И вот всё почти уже было готово. Замахнулся мастер, чтобы нанести «последний штрих» - но тут страх и ужас овладели им. Отринул он от себя своё  творение, округлились его глаза в безумии, а лестница, что держала его, дрогнула, потом качнулась в сторону – и мастер начал падать. А вместе с ним и леса, окружавшие скульптуру. Страшный грохот раздался вокруг. Статуя треснула,  раскололась на тысячи мелких осколков. Под ними погибло много взрослых и детей, собравшихся у подножия, чтобы восхититься окончанием Великой работы.

...После этого случая мастер совсем отказался от пищи и воды. Он сидел под огромным раскидистым деревом и смотрел в звёздное небо, почти не дыша, ожидая, - «может быть, оттуда к нему придёт помощь»...

................

И помощь пришла.

Явился ему во сне сам Отец Небесный... Он  спросил:
 
-А знаешь ли ты того, кому ты служишь?

Мастер вспомнил про царя, но тут же отбросил эту глупую мысль.

-Знаешь ли ты меня? –Повторил Отец.

-Господи! Почему моя работа никак не может быть окончена? Ну, почему же все мои творения разрушаются?
 
-Всё в твоих руках, Человек! СВЯТЫНИ НЕ МОГУТ БЫТЬ РАЗРУШЕНЫ, ЕСЛИ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СВЯТЫНИ. А ЕСЛИ НЕТ?! ТОГДА ПОДВЕРЖЕНЫ РАЗРУШЕНИЮ...

-А что есть святыня?

-О разделенный мир! Когда ты обретешь свою Гармонию. Посмотри, здесь лучшее – есть обратная сторона худшего, Доброе – порочного, а вместе они составляют несовершенную норму. Только норма эта сера и безлика, как каменная глыба из которой мастер высекает фигуру… Куда же деть осколки… Может быть, этими осколками и разбивается фигура, высеченная мастером?

-Я знаю, я – плохой мастер... И высек «некудышнюю фигуру», использовав весь строительный материал. О, горе мне, горе! А ведь его всегда так мало!

-Но у тебя есть «волшебная свирель»! Послушай, есть мастер который, создавая фигуру, утопает в ее осколках, а есть Тот, кто делает это без них… Первый мастер, творя, - разрушает. Разрушает первозданную целостность. Второй Мастер - творит абсолютно, он ничего не отрицает и ничего не разрушает. Его творение естественно, непроизвольно и своевременно… Первый мастер вместе с благом создает новое несовершенство, а значит увеличивает зло, совершает грех, за что часто и расплачивается. А тот, кто разрушает его несовершенное творение, в какой-то мере, совершает благо, ибо разрушает несовершенное, искусственное и восстанавливает первозданное, естественное. Второй мастер создаёт истинное благо. Но горе тому человеку, который разрушает творения второго Мастера… ибо он совершает тяжкий грех... ведь его стремление к разрушению абсолютно, а душа его ввергнута во мрак абсолютного отрицания…  НО ДАЖЕ ЕСЛИ СВЯТЫНИ И РАЗРУШАЮТСЯ, - ТО ВОЗДВИГАЮТСЯ ВНОВЬ! Обретая с каждым новым разом своё истинное совершенство...

-Господи! Но почему же зло, порой, всесильно…

-Настоящее БЛАГО – это и есть норма, а настоящая норма – это и есть благо, и они не заявляют о себе, как реки, текущие по равнине или горы, устремленные ввысь. Они просто существуют и на этих столпах зиждется Вселенная. НАСТОЯЩЕЕ ДОБРО СОВЕРШАЕТСЯ В ТАЙНЕ. Добрый человек поступает так, как необходимо, как подсказывает ему его совесть и не кричит об этом направо и налево. Именно тогда он и совершает свой настоящий благой поступок. Который, почти всегда – есть ЖЕРТВА.

-Но что же мне делать?

-Найди старого гончара, что живет в ветхой лачуге, которая находится в твоём городе – вот он-то и откроет тебе Истину.
 
.........

Мастер очнулся. Он всё ещё сидел под деревом. Над головой его было всё то же звёздное небо. Ничего не изменилось в этом мире. Приятная прохлада опустилась на землю. Ещё секунда – и он  вскочил, но тут же упал, не рассчитав свои силы...  Вспомнил: «Настоящее БЛАГО – это и есть норма, а настоящая норма – это и есть благо...»

.........

Он сидел напротив своего нового учителя. Прямо на земляном полу, внимательно наблюдая за его гончарным мастерством.

Старик оказался немногословным. Сначала он удивился, что к нему, старому и никому ненужному бедному человеку, пришёл сам Мастер. Но потом смирился с этим, как с чудом природы, и пообещал показать всё, что умел.

...Огромный кусок липкой глины плюхнулся на гончарный круг. Несколько движений ноги и круг завертелся. Всё быстрее и быстрее! Всё стремительнее! Лёгкое прикосновение рук и бесформенный кусок вдруг стал изменяться. Прямо на глазах. Он обретал знакомые округлые очертания и формы.
 
И тут мастер вспомнил свой недавний сон:

«...есть мастер который, создавая фигуру, утопает в ее осколках, а есть Тот, кто делает это без них…»

-О, Боже! Вот она Истина! Она открылась мне. –Воскликнул он.

Гончар вздрогнул, обернулся и с испугом посмотрел на мастера.

Круг тут же остановился и «недоделанный сосуд» застыл в своём несовершенстве.

-Нет-нет! Продолжай! Продолжай. Не останавливайся! Сделай всё до конца! –Вскрикнул мастер и вскочил с пола.

...Старый гончар продолжил свою работу.

В руках «учителя истины» на гончарном круге чудесным образом возникало его новое творение – прекраснейший сосуд. Вот его рука проникает внутрь – и, о, чудо, - в сосуде образуется полость. Наконец, всё было готово и круг остановлен. Прикреплены ручки и легким размашистым штрихом на стенки кувшина нанесён незатейливый орнамент. 

Мастер вспомнил:

«Второй Мастер - творит абсолютно, он ничего не отрицает и ничего не разрушает. Его творение естественно, непроизвольно и своевременно»

-Готов! Теперь только осталось его обжечь! –Сказал гончар и внимательно посмотрел на ученика.
 
–Ты всё понял?!

Мастер услышал знакомую интонацию в голосе, удивился, только сейчас заметил: над головой «учителя» сиял ослепительно-яркий круг...

-Да... Почти... Остался последний вопрос...

-На этот вопрос ты ответишь сам. В свой самый последний миг Великой работы... Но знай: высший Долг Человека - в Любви. Он и есть Любовь, тайная и неразделенная, а потому вечная… И долг, и Любовь – есть жертвы… Жертвы, обусловленные состраданием к Миру. Разве не спасаем мы животное, упавшее в яму, вырытую горе-строителями? Это и есть наш Долг… Но это также и наша Любовь, любовь, как сострадание к Миру. Или хотя бы к той его части, которая окружает нас, которая больше всего нуждается в нашей помощи, а, значит, -  и «ближе» всего к нам….

-Тогда у Человека нет выбора?! Господи!

-Выбор Есть… ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА, ДАЖЕ ТОГДА, КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО ЕГО НЕТ… Наше Эго подсказывает: «это не твоё дело и тебя это не касается, пройди мимо, какая тебе от этого польза», но наша совесть взывает: «ты оказался в этом месте не случайно, это то время, когда ты сможешь принести благо и проявить свои лучшие качества. Не проходи мимо, ведь если не ты, то кто?» Вот в этом и есть выбор. ОН ВСЕГДА МЕЖДУ НАШИМ ЭГО И НАШЕЙ СОВЕСТЬЮ. И в самый последний момент твоей Великой работы тебе нужно будет сделать выбор.
Вспомни мои слова.»

***

Продолжение здесь:
http://proza.ru/2010/02/14/192

Ник Иванов. 2010. Февраль. 8.


Рецензии
Очень интересно!

Ольга Бурштын   21.02.2010 11:20     Заявить о нарушении
Очень рад!

Ник Иванов   24.02.2010 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.