Арктика непредсказуема всегда...

   На снимках:
   1.Командор Седов и "Святой Фока" - к Северному полюсу. 
   2.Атомный ледокол "Россия" в Арктике.

   Это она – трижды воспетая
   и четырежды проклятая
   Арктическая Стихия,
   -  великолепная и гибельна!..

                Журнал «Север»

   С каким облегчением мы вздохнули, когда вертолёт МИ-8 забрал, наконец, последнюю партию груза с ледового припая. Это означало конец нашим двухмесячным мытарствам, называемым арктической навигацией! Но остров Рудольфа пришлось посещать дважды, причина тому - трактор ДТ-74, который не удалась выгрузить в первый заход. И всё же, говорить о полном завершении высокоширотной экспедиции можно лишь, когда судно зайдёт в родной Кольский залив. Так и получилось, не пожелала Арктика отпускать нас без сюрпризов…

   Капитаны судна-снабженца «Юта Бондаровская» и ледокола «Капитан Драницын» решили отложить движение во льдах до утра. Цель-то была благородной: дать возможность отдохнуть уставшим экипажам. Но получилось как в той поговорке: «Благими намерениями выложена дорога в ад». Задержка с выходом чуть не оказалась роковой для кораблей.

   С рассветом экипажи были разбужены нарастающим шумом, напоминавшим пушечную канонаду. Что же случилось? Нет, небесные силы здесь ни причём, это непредсказуемая Арктика показала свой нрав! Сменивший направление ветер привёл в движение огромные ледяные поля. С ужасным грохотом они громоздились друг на друга, образуя разновысокие торосы. Двигаясь к скалистому берегу, бесформенная белая масса, сквозь мглу снежных зарядов, увлекала за собой океанские корабли. Что там «Юта Бондаровская»? Пустая консервная банка, которая может быть выброшена на остров Рудольфа.

   Если вспомнить историю, как раз в этих координатах из-за отсутствия топлива зимовала в начале ХХ-го века шхуна командора Седова «Святой Фока». Русский морской офицер и бесстрашный полярник пытался покорить в 1913 году Северный полюс. К сожалению, экспедиция была плохо подготовлена и Седов погиб от цинги, на пути к вершине планеты. Матросы похоронили своего командора на мысе Аук у острова Рудольфа. Удивительное совпадение! Как раз в этом направлении и перемещалось ледяное поле вместе с теплоходом  «Юта Бондаровская»…

   Теперь-то начало 90-х годов того же  ХХ-го века, но ледяные поля оказались не по «зубам» и  современному полярному ледоколу.  «Капитан Драницын»,  как и судно-снабженец, оказались в ледовом плену. Правда, дрейфовал ледокол на три мили мористее, потому имел меньше шансов оказаться на скалах. С мостика «Юты Бондаровской» неслись тревожные команды капитана Александра Дмитриева на быстрый запуск Главного двигателя…  Вахта, во главе со старшим механиком Леонардом Зозулей пыталась выжать из немецкого дизеля «МАН», всю его мощь. Но, как не надрывалась машина, её силёнок явно не хватало в разыгравшейся ледовой стихии. Оставалось надеяться лишь на чудо...

   И оно свершилось! Николай-Чудотворец, покровитель моряков, не оставил нас в беде! Неожиданно начавшаяся подвижка льда, так же внезапно и прекратилась. Арктика замерла в наступившей звенящей тишине. Зажатый льдом и с большим креном на правый борт, теплоход остановился в какой-то полумиле от гибельного для судна берега.  Капитан ледокола обсудил ситуацию с Александром Дмитриевым:
   - Александр Витальевич, у вас всё в порядке?
   - Если не считать крена на правый борт, то терпимо.
   - Ситуация такова, - продолжил ледокольщик, - что не выбраться нам самостоятельно, будем запрашивать у пароходства помощь. Без атомного богатыря не обойтись…

   Огромный красавец-ледокол показался на горизонте через пару суток. Любо, дорого было смотреть, как победоносно шествовал в крепчайшем льду атомный ледокол «Россия". Вот оно, техническое совершенство, плод человеческого разума, взявший верх над природой! И лишь куски голубого льда, доказательство побеждённой ледовой стихии, вылетали прочь из под форштевня. Пленники Арктики, с удовольствием и чувством отмщения наблюдали, как тяжёлый корпус судна давил и крошил этот ненавистный лёд, чуть не ставший для нас гибельным.

   Можно представить чувства капитана-победителя на ходовом мостике атомохода. Ещё бы! Лишь движением ручек машинного телеграфа ему подвластна мощь атомных реакторов, воплощённая в 75 тысяч лошадиных сил на трёх гребных винтах! Но тут случился казус, едва не кончившийся печально для ледокольщиков «России". Слишком резво начав движение, ледокол выдернул «Юту Бондаровскую» из ледового капкана и... оборвал стальной буксир. Даже страшно подумать о подвахтенных моряках, наблюдавших за происходящим с кормовой вертолётной площадки «России". Задень их лопнувший и стрельнувший, словно из лука, трос - беды не миновать! А так, только просвистел рядом, задев лопасти ледового разведчика, вертолёта МИ-2. Отрезанные тросом, они улетели далеко за борт.

   Протащив «Юту Бондаровскую» на буксире миль двадцать в сплошном тяжёлом льду, атомоход неожиданно отдал буксирный конец. Капитан «России" сообщил, что атомоходу срочно требуется в Мурманск для перезарядки реакторов. Понимай, как хочешь! Было подозрение, что капитан ледокола не желал более тратить на нас драгоценное время. Его ждали караваны судов на оживлённой трассе Северного морского пути. Опасность быть раздавленными о прибрежные скалы миновала,  и выбираться из ледового плена придётся самостоятельно. Ну что же, спасибо коллегам и за это! Что до штаба ледовой проводки на Диксоне, то он рекомендовал ждать улучшения ледовой обстановки.

   Пришлось покориться, отдавшись во власть дрейфующих ледяных полей. Тем временем надвигалась полярная ночь, кончались вода и продукты. Опреснённую воду вынуждены брать из ледовой полыньи переносным водопогружным электрическим насосом. Как известно, морской лёд отличался меньшей солёностью, чем морская вода, приближаясь со временем к пресному. А вот за продуктами на Диксон снарядили бортовой вертолёт МИ-8 с ледокола «Капитан Драницын»…

   Однако, ничто не вечно даже в Арктике, кроме огромных ледяных пространств да полыхавшего на небосклоне северного сияния. В долгую полярную ночь оно посылало привет от небесного светила, обещавшего вернуться после очередного витка в царство льда и вечного холода. Через двадцать суток дрейфа изменилось направление ветра, задвигались и ледяные поля. Капитаны судов приняли героическое решение пробиваться на чистую воду самостоятельно.

   Впереди, гулко постукивая дизелями, словно разъярённый мифический Голиаф. бился во льду ледокол «Капитан Драницын». А следом, тыкаясь в корму, поспешал хрупкий теплоходик. Ледокол периодически реверсировал гребные электродвигатели, вновь разгонялся, ожесточённо запрыгивая тяжёлым корпусом на ледовую кромку и ломая её. Таким образом, он отвоёвывал у Арктики пространство, давая возможность для продвижения небольшому, да ещё в балласте, судну-снабженцу. Да…   это не полярный круизный рейс с интуристами на борту, а безкомпромиссная схватка со льдом - кто кого?!

   Машинная команда «Юты Бондаровской» вела отчаянную борьбу за выживание силовой установки. От форсированных оборотов перегревался главный двигатель, забивались льдом донные кингстоны, и не поступала забортная охлаждающая вода. В центральном посту управления ревела тревожная сигнализация, и мигали красные лампочки. Во льдах заклинивало руль.
   - Электромеханику срочно в румпельное отделение! - командовал в этом случае старший механик Зозуля.
 
   Автору этих строк приходилось мчаться в корму и переходить на ручное управление рулём. Как не надеялись моряки на безаварийный рейс, но не обошлось без ледовых повреждений корпуса судна. Пробоину зафиксировали в ахтерпике, кормовом танке пресной воды. А это означало, что не миновать в Мурманске постановки в док. К счастью, в эту навигацию обошлись единственной пробоиной.
   - Учитывая сложный поход в высокие широты, это вполне допустимые издержки, - успокаивал, расстроенного стармеха Зозулю капитан Дмитриев, - бывает намного хуже!..

   И вот, долгожданные причалы родного Мурманска! Так закончился наш очередной снабженческий рейс к архипелагу Земля Франца-Иосифа и острову Виктория. Экипажи выполнили задание судовладельца, доставив полярникам свежие продукты, топливо и снабжение. Цингой теперь наверняка не заболеют, не времена командора Седова и легендарного Амундсена. Дизель-генераторы, источники света и тепла, обеспечат сравнительным комфортом зимовщиков в долгую полярную ночь. Им останется лишь подняться в пургу с тёплых постелей, чтобы прогуляться до метеобудки и определиться с осадками. Аэрологу - запустить воздушный зонд, а радисту, при отсутствии магнитных бурь, отправить на Большую землю радиограмму, чтобы не ошиблись там, ненароком, с прогнозом погоды!

   В порт приписки вернулись хоть и слегка израненные, но как сказал моторист-газоэлектросварщик Толя Дымчук: «С хорошим чувством достойно выполненной работы! Теперь можно с чистой совестью и в загранрейс сходить». Однако,  высокоширотная  экспедиция  напомнила людям,  что  Арктика  непредсказуема  в с е г д а!

   Какие бы не создавали могучие ледоколы и транспортные суда, разгулявшаяся стихия способна преподнести морякам и полярникам неприятный сюрприз и в годы технического прогресса и высоких технологий. Разве не пример тому - гибель в Арктике от ледовых повреждений в 70-х годах питерского лесовоза «Брянсклес» и раздавленного льдами в 1983 году дальневосточного теплохода - «Нина Сагайдак»?! В обоих случаях экипажи были сняты на ледокол и обошлись без человеческих жертв. Лесовоз "Брянсклес" мне особо памятен, в середине 60-х годов я проходил на судне плавпрактику и хорошо помню прекрасный, дружный экипаж теплохода...      


Рецензии
Ходили мы во льдах, класс УЛ позволял. Брали продукцию от рыбаков. Но разве это были льды?!.. Недаром вы упомянули Николая Чудотворца, судя по фото и вашему воспоминанию. Мы гордились идеомой, что рыбак - дважды моряк. Но АРКТИКФЛОТ - снимаю шляпу!..

Серафим Григорьев   05.01.2012 03:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.