***

Прогулки по окрестностям Тамани.
Карабетова гора, Соленое озеро и Богаз.
Грязевые вулканы – разнообразные по форме геологические образования, постоянно или периодически извергающие на поверхность Земли грязевые массы ( сопочная  брекчия – остроугольные обломки горной породы различного возраста в глинистой массе ) и газы ( гл. обр. метан  в меньшей степени углекислый газ и сероводород ) обычно с водой и иногда с нефтью. Грязевые массы скапливаются у выводного канала, образуя сопочный конус. Глубина выводного канала достигает 10 километров. Встречаются грязевые вулканы главным образом в нефтегазоносных областях. Обычно грязевой вулкан – холм плоскоконической формы, сложенный целиком или только с поверхности сопочными отложениями, склоны которого изрезаны оврагами. На вершине грязевого вулкана находится кратер, а вглубь уходит канал. Наличие йода, брома, сероводорода в водах грязевого вулкана придает его глине целебные свойства.
Грязевые вулканы известны на Таманском и Керченском полуострове  в Азербайджане, Туркмении, Румынии, Италии, Иране, Бирме, Венесуэле, Новой Зеландии и других местах.
«Грязные волканы»,  «Зальцы», «Пучины», «Пекла», «Грязевые ключи» - под такими названиями были впервые описаны грязевые вулканы Тамани еще в 40-х годах 19 в. Само название - «грязевый вулкан», появилось в литературе только через тридцать лет. До сих пор они остаются, во многом, загадочным явлением природы. 
Грязевые вулканы Таманского полуострова – классическое проявление месторождений нефти и газа. На Таманском полуострове более 30 грязевых вулканических сопок. Самая большая из них – Карабетова гора. Плато этого вулкана возвышается над уровнем моря на 142м. Вулкан расположен в 5 километрах от Тамани. На плато образовалась система отдельных вулканических сопок, кратеров и озер.
В 1984-85 г. г. на горе Горелой произошло крупнейшее извержение. Было выброшено около 1 мл. куб. м. грязекаменных масс. Горная порода извергалась на высоту  до ста метров.
Я неоднократно бывал на Карабетовой горе. Вот и нынешним летом мне посчастливилось опять там побывать. Наши хорошие знакомые приехали отдыхать в Тамнь на своей легковой машине. До этого они - люди состоятельные, предпочитали зарубежный  комфорт Российской неустроенности, и ездили отдыхать за границу. Да и нынешний отпуск они провели там. Однако, в конце лета, захотелось им, для разнообразия, в собственной машине, съездить на наш юг. Неотложных дел не предвиделось, пара недель оставалась свободной, летний сезон можно было закончить небольшим путешествием.
Маршрут был выбран быстро – Ижевск – Тамань. Почему Тамань? Просто, по своим делам, они уже бывали в Тамани, а что ни говори, ехать в знакомое место легче.  Конечно, не всегда, но чаще всего. Откровенно говоря, они давно фантазировали о чем-то подобном, а нынешним летом все сложилось в пользу такой поездки. Поэтому собрались быстро, без особых раздумий, и прихватив в свою компанию двух родственников, рано утром отправились в путь.
Не смотря, на широко распространенное мнение о Российских дорогах, они оказались хорошими, и чем  дальше на юг, тем лучше. Можно было держать высокую скорость движения. По пути часто встречались заправки,  придорожные гостиницы, различные кафе и рестораны. Проблем с отдыхом и питанием не было. Конечно, дороги забитые транспортом, требовали от водителя напряженного внимания, но зато пассажиры могли наслаждаться, всеми доступными радостями путешествия.
Рассказ об этом я услышал за вечерним чаем на следующий день. Мои знакомые успели поселиться в гостинице, хорошо отдохнуть и занялись  уточнением своих планов. Им хотелось провести время интересно и не без пользы для здоровья. Просто валяться на горячем песке пляжа и купаться в теплой морской воде они считали занятием скучным. Имея в своем распоряжении машину, да если еще это внедорожник, грех сидеть на одном месте.
Надо сказать, в дальнейшем больше всего времени они провели на Богазе. Совмещая    грязевые процедуры с морскими купаниями. 
 Богаз ( от тюрского –  горло ). В Средней Азии так называют проход или пролив ( например пролив Кара Богаз – Гол в Туркменестане ).
Я не могу удержаться, и хочу отдельно  рассказать о нашей природной жемчужине – Соленом озере, отделенном от Черного моря узкой полоской суши, которую мы называем -  Богаз. Возможно, я ошибаюсь в использовании этих местных географических названий, но в данном случае  я надеюсь, меня простят. В свое время это был морской залив. От Черного моря его отделяло узкое горло пролива, которое постепенно сужалось, заносилось песком и однажды закрылось совсем. Но это на первый взгляд совсем, а на самом деле все не так просто! Хотя у бывшего залива, а теперь озера, началась своя сложная жизнь, связи с морем оно не потеряло. Морская вода тем или другим способом постоянно проникает в озеро. В результате испарения, в замкнутом бассейне, образовалась хлормагниевая рапа, характерная для морской воды. Из хлормагниевой рапы получают: NaCl, мирабилит ( глауберова соль ), магнезит, соли  Br  и  P хлормагниевого  типа. Мирабилит – сырье для получения соды, применяется в медицине. В рапе, по сравнению с морской водой, более концентрированное содержание различных металлов. Кроме этого, дожди постоянно вымывают из почвы берегов и прилежащих к ним земель различные минеральные соли, частицы глины и органики. Все это сносится в замкнутый водоем, а летом Солнце выпаривает почти всю воду. На поверхности остается корка, под которой, как под крышкой, в грязевой жиже бурно протекают различные химические реакции. Так волшебница природа готовит свою целебную мазь! А рядом, в нескольких десятках метров, плещутся теплые волны Черного моря. Жаль, что это место еще по-настоящему не используется для укрепления здоровья людей.
Перед самым отъездом мои знакомые решили съездить на Карапетову гору, посмотреть грязевый вулкан. В машине было свободное место, и я напросился ехать  показывать дорогу. Собственно нужно было показать ближайший к станице переезд через железную дорогу. Он находится за винодельным заводом, где-то на северо-восток от него. Там отсыпан въезд на насыпь железной дороги, а пространство между рельсами  заполнено, уложенными вдоль рельсов, черными от креозота, деревянными шпалами.
Когда мы подъехали к полотну железной дороги, то увидели,  что переезд через рельсы разрушен. От него мало что осталось, но наша машина преодолела это препятствие. На этом моя роль проводника закончилась и я, в меру своих способностей, стал играть роль экскурсовода.
Конечно, накануне, я постарался к этому подготовиться, почерпнул нужную информацию из справочников. За короткое время, пока мы добирались до плато, я поведал моим спутникам то, что вы, прочитали в начале этого рассказа.
Но вот автомобиль остановился перед внушительной кучей грязи – это и был действующий вулкан. Машина остановилась, мои попутчики, выбравшись из нее, поспешили к вулкану, У них в руках были, заранее припасенные, пластиковые мешочки и бутылки, предназначенные для вулканической грязи и воды. Я остался в машине и наблюдал, как солидные, много повидавшие за свою жизнь люди, радовались, как дети, увиденному чуду природы.
Я обратил внимание на большую выемку в грязевом холме, в районе его подошвы. Рядом, на траве, остались следы от широких шин грузовика и тракторного погрузчика. Какие-то предприимчивые люди уже начали использовать целебные свойства вулканической грязи Карабетовой горы.
Удовлетворив первое любопытство, мои экскурсанты вернулись в машину. Теперь они решили осмотреть плато более подробно.
 Мы въехали на сопку, расположенную у самого края плато. Внизу, как на географической карте, были видны: вся станица Тамань, Таманский залив, Керченский пролив, берег Крымского полуострова, оконечность Таманского полуострова, и теряющаяся за горизонтом, поверхность Черного моря!
С сопки хорошо открывались виды и  пейзажи самого плато. По краям и внутри плато сопки, они похожи на древние степные курганы - это старые грязевые вулканы, вернее разные жерла одного вулкана. Они давно не действуют, их каналы заросли. Солнце, дождь и ветер сделали свое дело - глина потеряла свой темно-синий цвет, часть ее вымыло и на серой поверхности, заросшей редкой травой, остались лежать остроконечные мелкие камни. Почти в центре небольшое озеро. Его берега кое-где густо заросли камышом. Рядом с озером действующий грязевой вулкан. Из его жерла, как из тюбика с зубной пастой, медленно выдавливается густая глиняная масса, только в отличие от зубной пасты, она имеет темно-синий, почти черный, цвет. Эта масса постепенно нарастает в высоту и расползается вширь, образовывая новый вулканический конус. У подошвы конуса глина покрылась прочной сухой коркой. Этой коркой покрыт почти весь вулкан. Дождей было мало, и глина успела затвердеть настолько, что кое-кто отважился  въезжать на самый верх вулкана в легковой машине. Это очень опасно, можно провалиться, тогда шансов на спасение будет очень мало. В самом центре вулканического конуса, в жидкой глине, булькают, вырывающиеся из глубинных недр Земли, газы. Впечатление, что находишься на съемках фантастического фильма.
Пора было возвращаться домой. Мы не заметили, как пролетело время. Хотели обернуться за два часа, не вышло! Наверно здесь, на плато, другое время и пространство, другое измерение. Не знаю, но, что-то такое есть! Так и хочется сказать:
Не здесь ли Тартара владенья
Для грешных душ открыли вход?
За ним ждет вечное забвенье,
Войди, если настал черед!


Рецензии