Роковой отрок 11 глава

Александр Данилович Меньшиков потихоньку  выходил из недужья. Приезд царя  вывел  его из болезненного состояния. Он окончательно уверился, что политические дела плохи.  Все выскальзывало из рук и власть и его влияние. А кругом одиночество. Куда подевались все друзья, которые вились раньше , как мухи во множественном количестве ? Жена рассказала, что сообщила во  дворец об  о плохом  состоянии  князя и   все пришли посмотреть его на  смертном  одре Да и сам царь, пожалуй, явился  для  этого  же.
Меньшикова передернуло всего. Нет он не даст им такого праздника -  поплясать на его похоронах. Понемногу  стал вставать с кровати и бродил из комнаты в комнату. Дарья Михайловна аж светилась от  радости . Грешным делом, во время болезни  мужа, она из дальних шкафов уже вынула было смертное белье, отгладила и сложила поближе.
И вон ты, глянь-ка какой поворот. Уж теперь, верно, успокоится, не будет томить себя всякими идеями о несуществующем внуке. В первое время глаза мужа излучали радость  от улучшения. Но вскоре заметила она, что разжигается в его взгляде тот огонек беспокойности и неуемности. По мере того, как налаживалось его здоровье, начал поговаривать он, что пора ему возвращаться к делам.
- Батюшка, Александр Данилович, да помилуй ты себя! - стала упрашивать его жена. -  Не совсем оправился ты от болезни, а уже хочешь впрячься в ярмо это проклятое. Ведь от усталости ты занемог.
- Дарьюшка, могу ли я все бросить сразу? - тихо говорил он, но его голос, подогреваемый изнутри, набирал силу. - Ведь обрадуются враги мои, скажут, вот и ослабел Меньшиков, вот ему  и конец!
- Да наплевать на всех, Данилыч, - не отступалась Дарья Михайловна. - все-то у нас есть теперь, только жить и жить.
Но упрям был князь. Хотя понимал, что не добиться  теперь ему той покорности всех, что добивался он ранее. Ослабли вожжи.  Нужно опять натягивать их.
Тут Меньшиков вовремя вспомнил, что на днях его именины. Надо устроить праздник и пригласить на него вельмож. Это поможет ему понять расклад сил.  Особам царской семьи нужно послать особые приглашения, инкрустированные живыми цветами.
А уж как Дарье Михайловне понравилась идея праздника..!  Это не  политика, от которой и жди одних только несчастий.  Она вся избегалась, готовясь к именинам.
А Меньшиков решил съездить в царский дворец, в свои аппартаменты.  Болезнь все же напоминала о себе и шел он по коридорам дворца тихим шагом. Кто узнавал его, опешивали и смотрели вслед круглыми глазами, как на привидение. Ведь уже целую неделю о нем шли разговоры, что он то ли при смерти, то ли уже умер. И вдруг, как ни в чем не бывало, вышагивает он в свой кабинет. У кабинетной двери как всегда дежурил офицер. Увидев князя,  он вытянулся и принял княжескую шляпу .
- Как самочувствие, ваше сиятельство? - он открыл перед князем дверь.
- Благодарю,  получше вроде.
Меньшиков приостановился в дверях с вопросом:
- Много бумаг всяких понакопилось, верно?
Он думал увидеть стол, заваленный бумагами.
- Да нет, ваше сиятельство, вначале и народ приходил и бумаг много было, а потом все унесли.
  - Что ж, правильно, правильно, - пробормотал князь, увидя идеально чистый стол. - дела не терпят отлагательств.
И все же как-то неприятно стало, как будто не стол пустой, а душа опустела. Что там прошло, всего неделя с хвостиком с его отсутствия?  А такое впечатление, как будто и нет князя Меньшикова, на котором все раньше замыкалось, без которого ни одно дело не делалось.
Александр Данилович осмотрел пустой кабинет. Ну что тут сидеть? Когда еще слух пройдет, что сам Князь вернулся, надо не ждать, а что-нибудь предпринимать, чтобы его ждали.
Необходимо  и удивить Государственный совет своим появлением. Александр Данилович вышел на  улицу.Приказав кучеру не медлить, Меньшиков сел в свою карету и, покачиваясь в такт движению, рассуждал про себя, что не  надо давать волю обиде и тем самым показывать, что тебя унизили. Надо, как всегда быть в меру решительным, суровым и снисходительным.  Это у него хорошо получалось. И никто с ним не был запанибрата.
В Государственном Совете тоже были удивлены, когда Меньшиков вошел в залу. Алексея Долгорукого, всегдашнего его оппонента аж перекосило. Он выпучил глаза  и застыл на мгновенье. Меньшиков тяжело опустился в кресло и горько усмехнулся:
- Ну что,  обсуждаете, где и как меня похоронить?
Долгорукий вышел из ступора:
- Не император ты, Александр Данилович, чтоб нам это обсуждать на Государственном Совете!
- А я-то думал, - Меньшиков взял голосом высокий тон. -  что заслужил перед великою российскою державою какой никакой чести! Чай, ведь при третьем императоре служу, живота не щадя!
Все притихли, узнав прежнего вершителя российских судеб. Но это на мгновение. Все тот же Долгорукий нарушил тишину:
- Дак, тут все не лыком шиты. А фамилии подревнее будут!
Зубами скрипнул Меньшиков, когда услышал от Долгорукого намек на его худородность.Что скажешь в ответ, тем более сам завел перепалку.  Но все равно, чтобы последнее слово было за ним, отпарировал:
- Нынче не деды, а дела отвечают за человека!
После этого встал и решительным шагом  вышел из залы.

Когда вернулся домой, силы его оставили,  ни одной радости, сплошные неприятности. А ведь по сути только что с кровати встал. Права Дарья Михайловна, рано еще за дела браться. Но и в то же время, если не напомнишь о себе, то вообще забудут и никто считаться с ним не станет
Лежал он, призакрыв глаза  в свежих простынях  на  мягких подушках и отдыхал. Все, что пропитано запахом болезни велел выбросить. Пора ему к здоровой жизни возвращаться. А с царем надо быстрее налаживать отношения. Кончилось то время, когда можно было Петром помыкать. Он набирает силу, хотя и возраст еще детский. Чувствуется петровская хватка, петровский характер.
В комнату вошла тихохонько жена и присела рядом у кровати. Видя, что супруг не спит, заботливо спросила:
- Как ты Данилыч?  Устал?
Меньшиков только вздохнул в ответ.
- А у нас к именинам почти что все готово...
Меньшиков перебил ее:
- Може и зря затеял эти именины?
Дарья Михайловна с тревогой взглянула на него:
- А что такое подеялось?
- От  меня все, как от прокаженного шарахаются и смотрят так, будто я из могилы вылез.
- Да батюшки, что ж ты говоришь-то, - испуганно всплеснула руками жена. - да что за злыдни тебе такого понаговорили.
- Никто мне ничего не говорил, - снова вздохнул Меньшиков. - чувствую я это.

Именины прошли неплохо, несмотря на опасения Александра Даниловича. Почти все, кого пригласили, пришли. Да, собственно и  пригласили-то тех, кто был всхож в дом Меньшикова, больше из родственников. Все пили, ели, желали имениннику здоровья.  Но не было ни царя, ни царевны Наталии. Вот это встревожило князя. Правда, почти что к концу вечера привезли подарок от Петра и записку с извинениями. Ну в конце концов сам  Алексвандр Данилович стал привыкать к холодности царской. Но на дочку Марию было тяжко смотреть:
- Да что же это я за невеста такая, - заливалась она слезами.-  что своего жениха  вижу раз в месяц и то мимоходом. Что за  судьбу ты мне, батюшка, устроил. Его  еще до совершенных лет ждать надо, так он меня и видеть не желает.  Этак он и забудет, что у него есть невеста. А мои-то молодые лета проходят.
Раньше Александр Данилович не обращал внимания на эти воздыхания и страдания дочери, считал их блажью. Но в последнее время стал чувствовать вину перед ней. По этому поводу нужно серьезно поговорить с царем. Тут он вспомнил, что в своем дворце в Ораниенбауме давно собирался освятить домовую церковь. Эта мысль  вдохновила его. Ведь тут царь не сможет отделаться, как во время именин присылкой подарка.
Назавтра снова рассылались приглашения, в которых Меньшиков указывал гостям, что на освящении будет  присутствовать его  величество. Царю и членам царской фамилии тоже были  посланы приглашения.

Сентябрьский денек в Ораниенбауме выдался прекрасным. Еще не пахло осенью, но летняя знойная жара сменилась тихой прохладой.
К дворцу Меньшикова съезжались многочисленные  кареты, экипажи и это Меньшикову было сладко видеть. Нет, не покинут он еще, уважают его и боятся. И все же неспокойно было на душе, царской кареты все не было. Лакеи то и дело торжественно возглашали:
- Князь Головкин!
- Князь Голицын!
- Князь Шаховской!
- Тайные советники Макаров, Бестужев...
Богослужение отправляли архиепископ Феофан и епископ коломенский Игнатий.
Царское кресло, подобное трону, специально было подготовлено для ритуала освящения  церкви. Меньшиков стоял возле него, а в голове только пульсировало: "где же царь? где же царь?"  Ведь сегодняшняя встреча должна быть очень важной и решающей в их отношениях. После освящения будет дан богатый обед, во время которого Меньшиков и хотел поговорить с царем. Он надеялся найти такие слова, такие доводы для примирения, которые  бы разбили все путы и хулы, что возвели на него его враги.
Молитва архиепископа Феофана подхватывалась церковным хором, звучание которого всегда умиляло Меньшикова. Но сейчас Александр Данилович ничего не слышал. Его внимание было приковано к лакеям, которые следили за приездом гостей. Он дал им строгий наказ, что как только появится царская карета, сию же минуту сообщить. Вот он заметил, что лакей направляется к нему. Наконец-то! На душе наступило облегчение. Он заставит сегодня этого вздорного мальчишку Петра понять, кто такой Меньшиков! Сегодняшний день станет наступлением на его врагов, которых он загонит в Сибирь и сгноит. Некому уже будет нашептывать царю всякие гадости на него, Меньшикова. А потом уже придет время усмирения самого Петра. Марьюшка перестанет лить слезы. И сегодня произойдет начало этих перемен!..
Лакей подошел и сообщил, что от царя прислали сказать, что ему нет времени приехать и что он занят устройством свадьбы Никиты.
Как будто кто-то ударил Меньшикова по голове, ноги его ослабели и подогнулись. Лакей успел его подхватить и посадить в царское  кресло. Мысли его о сладкой мести своим врагам все еще отражались в надменном выражении лица  Александра Даниловича. Он  так и сидел в царском кресле надменно и горделиво. Бывшие поблизости гости переглядывались и перешептывались.




Рецензии
Так ему и надо, Меньшикову этому! Я ничуть не удивлена, что юный царь больше озабочен свадьбой простого садовника, чем освящением церкви , затеянном вельможей. Никита - бедняк, но он искренний, добрый человек, весь как на ладони. А Меньшиков высокомерен.

Юлия Вячеславовна Каплюкова   08.02.2010 05:10     Заявить о нарушении
Это всегда бывает, когда из грязи в князи. Человек зазнается.

Владимир Герасимов   09.02.2010 01:11   Заявить о нарушении
Сама таких много знаю.

Юлия Вячеславовна Каплюкова   09.02.2010 03:45   Заявить о нарушении