Эхо из прошлого
В 1969 году писателя исключили из Союза писателей, а в 1974-м, после публикации в Париже книги «Архипелаг ГУЛАГ», он был арестован, признан виновным в государственной измене, лишён гражданства и приговорён к высылке из СССР.
В Россию Александр Исаевич вернулся после двадцатилетнего пребывания за границей. По возвращении продолжал писать и говорить уже о нашем времени, а также о его творцах – новоиспечённых демократах с их шоковыми реформами. Но никто из власть предержащих тогда его не слышал, или не хотел слышать, хотя первое время Солженицын и получил возможность выступать на телевидении. Потом его выступления тихо сошло «на нет», а в дальнейшем и вовсе прекратилось.
В начале девяностых в журнале «Новый мир» я прочла «Архипелаг ГУЛАГ», и конечно книга потрясла меня. Неизгладимое впечатление она произвела ещё и потому, что я соприкоснулась не только к описаниям лагерной жизни в период репрессий 1937-38 годов, которыми изобиловало её содержание, но и к собственным воспоминаниям об одном из Кенгирских лагерей, вернее о том, что от него осталось. Тогда я и предположить не могла, что через двадцать лет, отталкиваясь от девяностых, узнаю о репрессиях, постигших семью моего прадеда по линии отца, – не знала, что докажу с ними родство, запрошу документы их следственных дел и напишу книгу.
Перечитывая главы, посвящённые Степлагу, я вспомнила Джезказган, где проживала в шестидесятые годы. Там – недалеко от города – располагался посёлок, который почти сплошь состоял из саманных домиков, в этом посёлке находилось и здание филиала Карагандинского политехнического института, в котором я училась тогда. Позже нас перевели в другое здание – рядом с обогатительной фабрикой, но в течение первого полугода вместе с другими студентами я ездила именно в этот посёлок. Вернее доезжали мы до обогатительной фабрики, а оттуда пешком через железную дорогу перебирались в посёлок, в пределах которого во времена репрессий и располагалось третье отделение Кенгирского Степлага. Всего же в районе города Джезказгана и области (тогда Карагандинской) насчитывалось шесть таких отделений. Именно силами заключённых были построены города Джезказган, Балхаш, а также рудники Джезкаганский и Джездинский, – в Джезказганском добывалась медь, в Джездинском марганец. Кроме того, были построены такие гигантские сооружения, как плотина Кенгирского водохранилища, гидроузел, городская теплоэлектроцентраль, обогатительная фабрика или «обогатиловка», как называли её зэки, а также многочисленные совхозы, которые были разбросаны по всей области.
Джезказган… В переводе с казахского это название означает «место, где копали медь», дословный же его перевод — «Медь Копать». По неофициальной версии название города переводится как «Жемчужина». Но «эта жемчужина», пишет в своих воспоминаниях бывшая узница лагеря Людмила Владимировна Вавилова, «выросла из слёз» заключённых.
Изучая электронные публикации, касающиеся Степлага, на одном из форумов, посвящённом Джезказганским событиям, я обнаружила сообщение, поразившее меня, – написала его женщина. Оказывается, какое-то время после ликвидации лагеря, то есть после 1956 года (по другим данным 58-го), его третье отделение было приспособлено под базу ОРСа (отдел рабочего снабжения). Так вот, она пишет о том, что когда была маленькой, её мама – работница ОРСа – иногда брала с собой на работу. «Когда я хотела спать, - вспоминает женщина, - мама часто укладывала меня на «полки» с одеждой».
На эту реплику ей ответили: «Вас укладывали на нары».
В своей книге Солженицын подробно рассказывает о Степлаге, подробно описывает также и бунт заключённых, произошедший в мае 1954 года, – ровно за десять лет до моего приезда в Джезказган. Бунт был подавлен танками, но отголоски этого печального события дошли тогда и до меня тоже, только я не знала, что оно было связано с концлагерем. Кроме того, я была знакома с одной семьёй в Джезказгане, глава которой служил в этом лагере, правда неизвестно, какую миссию он там выполнял, – знаю только, что был рядовым милиционером, но в сущности это был неплохой человек. И вот сейчас, по прошествии времени, сожалею о том, что не расспросила его об этих событиях, – не принято было тогда ворошить эту тему, потому что история Степлага, равно как и история города, почти не затрагивалась в разговорах между людьми: на любую информацию подобного толка было наложено строгое табу. Вот и вышло, что жила рядом, а многого не знала, но доподлинно известно, что развалины Степлага сохранились до наших дней, и одно из напоминаний ему – фотография, приведённая выше. На ней снят покосившийся столб с остатками колючей проволоки, по которому проходил электрический ток. Столб напоминает крест и воспринимается как символ безымянной братской могилы всем погибшим заключённым.
К тому времени, когда я с родителями переехала в Джезказган (это был июнь 1964 года), от лагеря остались полуразрушенные бараки да местами отлично сохранившаяся массивная ограда, сложенная из блоков серого самана, по периметру которой была натянута колючая проволока. Торчали и вышки, с высот которых надсмотрщики вели круглосуточное наблюдение за зэками.
Когда я проходила мимо бывшего концлагеря, меня бросало в дрожь, будто в душу впивался ужас тех деяний, что творились за колючей проволокой каких-то десять лет назад,– уж слишком агрессивной и в то же время мученической была аура вокруг, – я чувствовала это. Всякий раз задавалась вопросом: «Что здесь было? Тюрьма?.. Но какая?», и не находила ответа. А когда пыталась расспрашивать людей, никто ничего не говорил, – все боялись.
В 1970-м году я переехала в Европейскую часть Советского Союза. В это время в стране вовсю шла травля Солженицына, его произведения, разрешённые к изданию в хрущёвскую оттепель – в частности «Один день Ивана Денисовича» – запретили и изъяли из библиотек. И вот, когда поднялся весь этот сыр-бор, мне захотелось почитать «Ивана Денисовича», но найти книгу уже не удалось, и тогда я решила предпринять следующее.
Но сначала – маленькая преамбула.
В нашем парткоме работала секретарь-машинистка, Лариса Георгиевна. Поскольку она имела возможность беспрепятственно приобретать книги по подписке к журналу «Огонёк», (а в те времена книг в свободной продаже не было, да и подписку можно было оформить только по блату), то её квартира и была набита этими самыми книгами, редкими и дефицитными.
И вот однажды, набравшись смелости и памятуя о том, что у Ларисы Георгиевны в её огромной библиотеке наверняка есть кое-что из Солженицына, я подошла к ней и спросила:
- Лариса Георгиевна, у вас есть Солженицын?
Она посмотрела на меня подозрительно и в свою очередь спросила:
- А зачем он тебе?
- Ну… почитать хочу. Вокруг него сколько шума, а мне хочется составить своё мнение.
Она снова посмотрела на меня, уже не только подозрительно, но и недобро и, отчеканивая каждое слово, произнесла:
- Даже если бы он и был у меня, я всё равно бы тебе ничего не дала!
Таким образом, мои попытки прочесть Солженицына в то время бесславно закончились.
Сейчас, наряду с признанием писателя, есть мнение о том, что его заслуги сильно преувеличены, более того говорят, что «Солженицын, сам того не желая, сыграл роковую роль в развитии тех процессов, которые в конечном счёте обернулись крушением СССР», но приводится и другая ремарка, а именно: «справедливости ради следует отметить, что впоследствии» он «не захотел играть ту неблаговидную роль, которая отводилась ему правительством США»**.
Не берусь судить об этом, только когда вспоминаю «Архипелаг ГУЛАГ», память неизменно подсказывает трагические события, коснувшиеся также и моих предков из сибирского села Молчанова. Согласно чудовищным постановлениям органов НКВД, в Колпашевской тюрьме*** в 1937-38 годах были расстреляны два моих двоюродных деда – Григорий Эдуардович и Николай Эдуардович Осыховские. Не пожалели нквдэшники и двоюродную бабушку Анну Эдуардовну: её расстреляли через два с половиной месяца после ареста, – до шестидесятилетнего юбилея ей оставалось двадцать дней. Реабилитировали всех в 1957, 1959 годах. Моего деда Александра Эдуардовича, которому за оскорбление товарища Сталина приклеили статью 58-10, отправили этапом в Дальлаг, затем «перекинули» в один из Кемеровских лагерей, где он и отбыл свой срок до конца (реабилитирован в 1994 году).
Сын Николая Эдуардовича, Лёня, попал в Бокчарский детский дом, – его брата Володю и маленькую сестру Галю, разлучив с ним, отправили в другие детские дома. В то время в Бокчарском детдоме воспитательницей работала Лидия Спиридоновна Дубовицкая – коренная ленинградка, прибывшая в Томскую область с дочкой из блокадного Ленинграда. В 1944 году, забрав Лёню и дочку, она вернулась в родной город. После окончания школы и высшего морского училища Леонид по распределению уехал в город Владивосток.
Не обошёл репрессивный молох и родственников по линии мамы. Двоюродную бабушку Ефросинью Николаевну из Новосибирской области в середине тридцатых годов вместе с мужем и их девятилетним сыном Петей раскулачили и сослали на Томские болота только за то, что они в своём хозяйстве имели лобогрейку (жатку). Сослали, получается, на одни и те же Васюганские болота, то есть, из Сибири в Сибирь. Муж в ссылке заболел и умер, а бабушка с сыном бежала домой.
Историю её побега узнать не удалось, слишком поздно я узнала об этом.
Эта книга напоминает ещё и заброшенный Степлаг, останки которого мне довелось увидеть и в котором отбывал заключение всемирно известный учёный Александр Леонидович Чижевский. Она проводит косвенную параллель и с нашим временем, когда в начале 90-х по народу и стране прошлись жуткие демократические реформы с так называемой шоковой терапией. Ещё вспоминаются слова писателя незадолго до его кончины: «Не уходите из жизни, не сказав о пережитом».
* Художественно-историческое произведение о репрессиях в СССР с 1918 по 1956 годы.
** Из материалов сайта
http://www.hrono.info/biograf/bio_s/solzenicyn.php
А здесь приведена история подавления бунта заключённых Степлага глазами очевидца.
http://www.memorial.krsk.ru/memuar/Kasabova/08/18.htm
В шапке фото С. Майковича
Свидетельство о публикации №210020800922
Солженицыну я посвятил стихотворение "Донской монастырь"...
Анатолий Бешенцев 13.01.2013 22:32 Заявить о нарушении
"Донской монастырь" сейчас почитаю.
Тамара Костомарова 14.01.2013 11:06 Заявить о нарушении