Диктат моды

  Или

с наивностью о моде...
   

                Влияние моды и стадности отношений на психологию обычного человека ошеломляющий!  Диктат моды беспрецедентен! Было время, когда  все это испытал  на себе и я.  Я приехал тогда в Москву поступать в институт. Шли знаменитые шестидесятые годы. Воздух свободы и братства пьянил голову. Приехал я в Москву матерым  поисковиком геологом, отработавшим три года в экспедициях в самых дебрях восточной Якутии, и два года не брившийся и не стригшийся. Что такое молодежная мода тех лет – представления не имел. Носил я тогда обычные магазинные брюки с широченными штанинами и с манжетами и был доволен. Сверху на мне была очень популярная тогда в экспедициях и в студенческой среде клетчатая рубашка ковбойка и зеленая, основательно выцветшая брезентовая штормовка с капюшоном, сшитая  из тонкого брезента и выдаваемая тогда только в геологических экспедициях.  В свободную продажу штормовки тогда  не поступали.  Ну и, естественно, была у меня еще одна уникальная достопримечательность - борода чуть ли не до пояса и  волосы сзади аж до самых плеч. Вид, конечно же – «наиколоритнейший».  И абсолютно не московский!
                И эта моя борода оказалась для меня испытанием наитруднейшим. Абитуриенты в общаге конечно же мне завидовали.   И завидовали сильнейше! Как же! Приехал из самой Якутии!  И вид, как у матерого геолога! А девчонки просто кругами ходили вокруг меня – так и норовили потрогать и погладить мои заросли. И если еще добавить  сюда, что приехал я поступать в геологоразведочный институт, то сразу становится все яснее ясного! Однако ходить по Москве было невозможно!  Идешь, как сквозь строй! Буквально все прохожие, попадающиеся навстречу, таращили на меня глаза, останавливались, оборачивались и смотрели, смотрели, смотрели, раскрыв рот. Смотрели, как на привидение. Выдержать такое мне, двадцатилетнему парню, было невозможно. Через два дня я пошел в парикмахерскую.
                Парикмахер, симпатичная женщина средних лет, долго меня уговаривала не портить такую красоту. Предлагала привести всю мою растительность на голове в надлежащий вид, показывала кучу фотографий вариантов новых причесок на основе бороды и усов, но я оказался неумолим! Потому что достали! Скрепя сердцем, она меня подстригла и побрила! Когда я увидел свою круглую мальчишескую физиономию с оттопыренными ушами в зеркале, я пожалел о сделанном! Вид у меня был зеленее зеленого, как у вчерашнего школьника! Я потерял индивидуальность! Все! Мне теперь кранты!  Я потерял свое неповторимое романтическое очарование! Ореола матерого геологического волка у меня не стало! И я превратился в обычного, ничем не примечательного пацана, каких вокруг были тысячи!  И круг девчонок вокруг меня тут же рассеялся! А вдобавок ко всему, я стал еще и пятнистым, потому что на месте зарослей у меня на лице появились белые пятна кожи, нетронутой загаром!  Ну, с лицом дело поправилось очень быстро, потому что лето было жарким и солнца на московских улицах было больше, чем предостаточно!
              Однако сразу же появилась другая проблема. Когда я ходил заросшим, на мою одежду никто не обращал внимания.  Из-за своей неповторимой внешности я оказался как бы вне молодежной критики! Мне было позволено ходить в том, в чем я и приехал. То есть, в широких брюках с манжетами! А когда моя внешность превратилась в обычную, то мне сразу указали на брюки – сейчас молодежь так не ходит! Стыдно! Брюки должны быть заужены и без манжет. В «Доргомиловском студгородке», где я жил, было ателье, куда меня и отвели для придания моему виду современного звучания. Там при мне за каких-нибудь пятнадцать минут сделали из моих обычнейших универсальных советских брюк современные молодежные. То есть штанины заузили до восемнадцати сантиметров. Было тридцать – стало восемнадцать! Ура! Теперь я свой! Теперь я ни чем не отличаюсь от остальных видов Советской студенческой молодежи!
             С тех пор и пошло! За время своей учебы в институте брюками приходилось заниматься постоянно. Дело в том, что я попал в Москву уже на закате моды на зауженные брюки. Поэтому где-то через год пришлось брюки делать уже не просто зауженными внизу,  но и поднимать эту «зауженность» до самой талии, делая брюки слегка подогнанными под фигуру владельца. А потом и вообще стали подгонять магазинные брюки под  фигуру конкретного молодого человека, оставив  ширину их штанин где-то на уровне двадцати сантиметров. Но затем пришло «указание» от заказчиков моды делать внизу брюк небольшой, на пару сантиметров всего, расклешь. Потом этот расклешь увеличился на четыре-пять  и более сантиметров.. А некоторые, особенно подвинутые  на одежде студенты, стали на отворотах «расклеша» пришивать застежки молнии, пуговицы, бисеринки, и даже колокольчики . Кто во что горазд!
               И здесь мое терпение лопнуло!  Я сказал себе – хватит! Хватит походить на членов стада безмозглых баранов, дружно откликающийся на любой зов модельеров. И я остановился на варианте брюк, подогнанных под мою фигуру. И с тех пор его не меняю! Сначала, когда я был молод и к моей фигуре трудно было придраться, брюки подгонялись тщательнейшим образом. Потом со временем стали подгоняться все меньше и меньше, а теперь лишь слегка, больше намеком, чем на самом деле.
              И с самого начала этих моих первых столкновений с диктатами моды  в нашем обществе,  я начал испытывать  настоящий психологический дискомфорт и сильнейшее внутреннее сопротивление. Почему это я должен носить именно это,  мне навязываемое, а не что-то другое! Почему? Ну, ладно с брюками! Здесь проще! Брюки, подогнанные по моей фигуре делают мой вид и меня самого спортивнее, элегантнее и красивее!  И с этим трудно не согласиться, потому что это на самом деле именно так! Но с пиджаками дело оказалось посерьезнее! Пиджаки надо было носить однобортные, застегивающиеся на три пуговицы! Почему именно такие?!  У меня уже был пиджак! Пиджак двубортный  от парадного бостонового костюма, купленного по случаю еще в Якутске, в центральном универмаге. Хороший пиджак! Зачем мне еще один? Но сокурсники  мне говорили, что сейчас в таком костюме ходить нельзя! Он не модный! Он устаревший! Он не красивый! 
                Но другого-то пиджака у меня не было! И денег на другой пиджак у меня тоже не было! Правда, приехал-то я в Москву с деньгами. В геологии тогда платили прилично и деньги у меня были тоже приличные. Но они очень быстро куда-то все подевались. И единственное, что я успел себе купить из действительно необходимого для студенческой жизни, так это пальто демисезонное, кстати, тоже однобортное, ветром подбитое, как шутили ребята. И еще зимние ботинки.  И пару рубашек к ним. И электробритву «Харьков» - мою гордость и радость! А все остальное расплылось и расползлось куда-то в не слишком понятное никуда. Хорошо было в тайге – денег тратить было не на что! Да и Якутск, куда мы частенько ездили «поразвеяться», тоже магазинами не блистал. Поэтому особого опыта у меня по «бюджетированию», как сейчас говорят, то есть, рациональному расходованию своих денег, у меня не было! И пиджак себе я покупал с большим чувством неудовольствия! Словно сам себя насиловал! Залез в долги, вывернулся чуть ли не наизнанку, но все же купил! Купил, надел и пожал плечами! Ну, скажите, зечем покупать, когда есть! И с паршивым чувством униженного собственного достоинства я сдал его в комиссинку.
              И вот это чувства внутреннего психологического сопротивления к любым покупкам модной одежды у меня осталось на всю жизнь! На все предложения жены – пойдем, мол, купим тебе что-нибудь новенького из одежды, у меня появлялся всегда один и тот же  крамольный вопрос - зачем покупать, когда у меня есть? Точнее – еще есть! И все ее рассуждения по поводу того, что это сейчас уже не модно, что надо постоянно обновлять свой гардероб, до меня не доходили и до сих пор не доходят! Ну, скажите, какая мне разница носить рубашки с длинным или же  с коротеньким воротничком, причем, воротничок, при этом, должен быть с острыми или же все-таки с закругленными углами?!  Да никакой! А кому это важно?! А тем, кто определяет вид и форму этих самых воротничков! Тогда скажите мне, почему я должен всегда слушать этих самых Парижских «идиотов» и почему я должен подчиняться их рекомендациям о том, что и когда мне носить? Да плевать я на них хотел!
             Но плевать  на них у меня не получилось.  Плевали и плюют  на меня они. И я, честно говоря, совершенно не понимаю  моды. Точнее, механизма принятия решений в моде. Ну, почему, скажите мне, непросвещенному, почему я сегодня должен носить именно это, а не что-то другое. И почему это,  модное именно сейчас, а вот завтра таким уже не будет! И почему я, чтобы считаться современным и порядочным человеком, должен носить именно то, что мне рекомендуют носить они, нынешние законодатели моды, сидящие где-то в Париже или еще где. И если в технике решить вопрос о целесообразности внедрения  в жизнь той или иной машины решает экономика, иногда другие, чисто технические, параметры, то что –  в моде?  А ни что! В моде   «что» не решает! В моде решают «кто»! То есть -  люди! Те самые законодатели моды, которые волею судьбы или суммой счетов в банках «самостийцно» определяют виды моды и ее направления. И которые решают, что будут носить миллионы граждан земли. А решают это они из своих, чисто конъюнктурных и  чисто коммерческих интересов. Никакого отношения их интересы не имеют  ни к красоте прославляемых ими видов одежды, ни к интересам  одеваемых ими людей.
               Ладно женщины! Им проще! У женщин психология другая. Для женщины обязательно ее  внимание к своей внешности. Для женщины естественно стремление к постоянному улучшению и, как им кажется, к совершенствованию своей внешности с помощью внешней атрибутики – одежды, украшений, косметики и макияжа, а в последнее время еще и хирурга. Да мода, если разобраться, и появилась-то лишь для того, чтобы удовлетворять эту неодолимую женскую тягу к  постоянному изменению  своего внешнего вида.  Своего женского образа. Своего женского обояния.
             Мужчины косны и консервативны. Они неизменны в своих привычках и своих взглядах на окружающий их мир. И они хотят видеть этот мир для себя таким же  неизменным всегда. Для мужчин их одежда никогда не являлась главенствующим смыслом жизни. Что угодно, но только не одежда. Правда, в настоящее время, в связи с резким снижением превалирующей роли мужчин в отношениях между мужчиной и женщиной, в среде мужчин стали все больше и больше появляться такие мужские индивидуумы, для которых именно одежда начинает становиться главным смыслом жизни. Они активничают и на телевидении и в шоу бизнесе. Все эти Зверевы, Моисеевы, Пенкины, Юдашкины и т. д. и т.п., явно становятся такими мужчинами, внешний вид которых теперь  мало отличим от традиционного женского вида.
               Да еще эти «пирсинги» на теле! Везде! Повсюду! И в носу, и в ушах, и на бровях, и на губах, и на подбородке, и на языке, и на пупке и даже на половых органах! Зачем? Для чего? Ведь неудобно же – мешают! И больно еще! Но зато – модно! А раз модно – значит, хорошо; значит -  красиво!  А ради красоты можно и потерпеть!
            Я не знаю, кто запустил в молодежную среду этот безумный проект  с «пирсингами»!  Но точно знаю, что этот человек крайне бесчеловечен! И крайне жесток! И он очень хорошо знает психологию  толпы. Он предложил этой толпе очень простой способ выделиться и поразить окружающих своим внешним видом. «Пирсинговый» вирус прижился мгновенно и начал распространяться с невероятнейшей быстротой по всему миру. Парадокс! Чем нелепее и безобразнее мода, тем активнее она распространяется и тем большее распространение она получает! Ну, ладно татуировки, тату, как их ласково называют любители. Их хоть не так видно! Чаще всего их делают на таких местах тела, которые не предназначены для всеобщего обозрения. Но – «пирсинги»! Это  уже что-то за гранью моего человеческого понимания. Сразу же перед глазами встают кадры, виденные в документальных фильмах про полинезийских или африканских дикарей, изрисованных татуировками с ног до головы и с килограммами железа,  вживленных в разные части их тел,  и слова одного ученого, сказанные им в телевизионной беседе полушутливо, полусерьезно:
            -- Если 20-й век вошел в историю человечества, как век технического, научного и культурного прогресса, то 21-й век войдет в историю, как век средневекового мракобесия! Человечество погружается в пучину мистики. эзотерики, колдовства, дикости, шарлатанства, знахарства, элементарнейшей безграмотности и невежественности.   И на этом фоне четко проявляются абсурдно нелепые всплески моды, совершенно лишенные эстетики, красоты и элементарнейшей человеческой потребительской пользы.
             У меня вопрос к читающим эту статью – вы знаете, кто и зачем  запустил моду на голые животы и голые женские талии в женской верхней одежде?!  Ладно где-то там в Индии или Африке, где тепло! Нет, в нашей стране! И именно в демисезонной и зимней одежде!   В стране, где холодные осени и промозглые весны. Я не знаю! Но у меня перед глазами постоянно стоит одна и та же картина, которую я видел тысячи и тысячи раз! И от вида которой у меня всегда сжималось сердце!  Семенит по снегу сопливая девчонка с голым животом, голой поясницей и синим от холода носом, вся сжавшаяся, съежившаяся от холода в кулачек, не успевая вытирать льющиеся из ее носа сопли! А ведь ей рожать надо будет в этой жизни! А получится ли у нее  рожать с застуженными почками и застуженными придатками – это еще вопрос вопросов!
            А что, разве законодатели моды про такие мелочи жизни не знали?  Знали, все прекрасно знали, потому и швырнули в презираемую ими толпу такую моду! Знали, что толпа исполнит любые их желания и будет носить все, что они ей не предложат! Все! И толпа носит это их «все»!  И счастлива! А они, довольные и гордые от содеянного, потирают с наслаждением  руки, наблюдая над суетой зомбированных ими "людишек"! Все! Эксперимент удался! Они опять победили! Они опять на высоте, опять над всеми!

Так может, они  правы, наши законодатели моды?  Это я - ошибаюсь?

                КОНЕЦ


Рецензии
"В моде решают «кто»! То есть - люди! Те самые законодатели моды, которые волею судьбы или суммой счетов в банках «самостийцно» определяют виды моды и ее направления. И которые решают, что будут носить миллионы граждан земли." - Похоже, что так.

Луиза Медведева   04.07.2021 23:25     Заявить о нарушении
Есть кто-то "там", наверху, кто самолично определяет, как нам одеваться и что нам носить. Смотрит и смеется над нами.

Виталий Овчинников   06.07.2021 10:54   Заявить о нарушении
Нам диктуют моду. Мы принимаем.

Луиза Медведева   06.07.2021 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.