Скучным январским вечером...

Скучным в своей отвратительной трезвости провинциальным вечером близкие люди коротали время посредством душеразрывающей беседы.

Семья Татьяны (средний доход 8 тысяч рублей) навестила семью родной тети ее мужа - Эльзы Владимировны (средний доход 12 тысяч), и вчетвером, в компании своих мужей, они обсуждали сплетни и перемывали косточки. Татьяна, ровесница самого младшего брата Эльзы Владимировны - Антона - возмущалась поведением его семьи (средний доход 120 тысяч рублей), - собственно, меркантильным, заносчивым поведением родственников его жены, полностью подчинившим сознание Антона.

- А Ира, поначалу нелюдимая, да что она себе позволяет, – возмущалась Таня женой Антона, и продолжила:

- Интеллигентша – недотрога, вовремя подстелившаяся, почему она так властно и неуважительно себя ведет? Нет, ну пусть - ведет; но - со своим монастырем лезть в чужой дом, с воспитанным видом поступать невоспитанно… Нехорошо, однако. Вот этого я понять не могу.
- А что ей самой не выскажешь? -  метко подметила Эльза Владимировна.
- Я все бы высказала, ей богу. Всё! Нет, - о вышесказанном говорить - это родственников на всю жизнь терять. Да, но как ведет себя ее ребенок? Он же нам, взрослым, беспардонно грубит. А высокомерие какое? Ба… Надо сказать, надо! Но - бесполезно!
- Ей - бесполезно. Она не поверит, скажет: я ему даю отличное воспитание, это ваши дети провоцируют его, мой - не при чем!
- Антону - по-родственному пожаловаться?
- Да-да, по-родственному, – саркастически облизнулась Эльза Владимировна.
- Он уж поверит правде, повлияет на жену. Человек все-таки адекватный. Деньги ведь - зарабатывает, а не тратит. Поверит, поверит: родня же!
- Родня? Машина родному брату жены досталась, повышение по работе - ему же. А сколько лет твой муж - Сема - повышение просил? Мать его на колени вставала - толку? Все! Приручили, ухватили, увели родственника–то. Жена в таких вопросах за него думает. Мне кажется, говорить - бесполезно; хуже будет.

- Я тоже боюсь, что хуже будет. Да  и собиралась я ему сказать – в отчаянии бросила Таня, но - не могу. Вдруг Сему никогда не повысят! Хуже некуда может получиться. Обидится. Когда говоришь очевидную правду человеку выше тебя по социальному статусу, он - не понимает: уж очень сильно в этот момент тужится его мысль, дабы оскорбить тебя и поставить на место. Но он, Антон, наш все-таки; увидит, чай, правду.

- Ну, не знаю, вряд ли, жизненный опыт мне подсказывает...
- Может вы - родная сестра - с ним поговорите? Не могу я с ним, воспитан очень, сказать прямо - вежлив чересчур. Не на одной родственной волне мы с ним, как вот с вами.
- Если богатый человек вежлив, то это - не уважение, а признак статуса. Не ты ли мне рассказывала, как в больнице, в гуще толпы, хамским способом две женщины низкого социального положения вступили в спор, так как не поделили, кто из них в очереди первый. И как они выясняли отношения, напомни?
- "Ты для меня никто!" "И ты - для меня - никто".

- Так и ты для интеллигента - никто, только он это в вежливой форме сообщает. Зачем же хамить, когда в кармане деньги? Но на фоне такого вот обыденного общения это и кажется тебе уважением. Поэтому и возразить трудно. Так что Антону бесполезно и говорить, Тань, бес толку. И не повысит он Сёму; тоже бес толку. Если ты помнишь, он и моего Володьку не повысил, хотя его бригада выдвигала, то есть человек откровенно заслужил, без блата. А Антон из троих: моего честного Володи, того мужика-матершинника, и этого молчуна–подлизы–клоуна Зорькина выбрал… Зорькина. Теперь молодой Зорькин, который, в отличие от них, - с высшим ЗАОЧНЫМ образованием, бегает к ним двоим унижаться за советами. Он должен ими командовать, а - просит помощи - эта ограниченная, встроенная в систему низким звеном, творчески бездарная личность.

Вот смотри: я его родная сестра, мой муж по-честному заслужил повышение, а в итоге -  Зорькин. Нечестно по-человечески, а по жизненной реальности - правильно. Системе нужны жополизы. Сунуть Володю, он в системе на время, да за Володю-то и унижаться надо, в долгу оставаться. К тому же разве такой человек, как он, ремонт липовый вовремя закроет, когда станция на удачу держится, и из нее последнее сосут? Неразумно поступать по справедливости. Мы с ним как прежде уже не общаемся. Он даже не звонит мне. Мужу - да. Спрашивает тайком, не нужны ли деньги взаймы. Совесть его мучает; жену - нет.

Таня расплакалась:
- Я обязана, просто обязана поставить ее на место! Пусть Сема никогда не получит повышение, но - выскажусь! Накипело! Бесит! Требую уважения к себе и нормального отношение сучки-Иры к нам. Именно Иры. Антон-то что… Жена придет, каблучком топнет, ввысь посмотрит, а он - бегай, сглаживай между нами отношения. Чтобы те не ворчали, и этой приятно. Метод Зорькина. Совесть же его мучает, не жену. Выводят уже из себя эти двуличные родственные игры…

- Что случилось, Тань? Была последняя капля, рассказывай?
- Вчера ее сын опять такое устроил.… Поговорила с ней, а она вежливо и деликатно мне отвечает, что дома и при маме он ведет себя воспитанно и уважительно, и что, мол, ваши немного бесшабашные дети его сами провоцируют…и - клевещут.

- А что он выкинул на этот раз?
- Ой, с каждым разом глаза все шире да шире. Где уважение? В этот раз совсем убил - я чуть не разревелась… Твоя дочь…
- Ваша!
- Ваша дочь и моя играют, стало скучно им, муж привез ириного сына. Миленькиность при маме сменяется важным видом начальника после ее ухода, и говорит шестилетнее дите следующее: Эй, блин, разденьте меня... Ну уж нет! - Разделся сам. Дети его зовут - он приходит к нашим гостям и сидит, важно выпрямив спину. Предлагаем идти к детям, он ни в какую: сами за мной прибегут! Начинаю кричать - не выдерживаю - в ответ слышу: «Не уважаю я тебя. Не ори».

Из рассказов детей следует, что наглеет он и наглеет. Показывают дети фотографии из санатория, он: «Ой вы жалкие, я вот в Турции был, там в сто раз лучше». Зовут играть: «Я не стану с вами играть, вы выигрываете у меня. Если будете поддаваться, то стану». Или вот набор фраз в его исполнении: «Че пельменями воняешь, закрой рот». «Молчи, баба!» Когда дети передали - я в осадок выпала... И это не самые сильные выражения, сильные не буду цитировать, вдруг за брата вступитесь. И вот теперь представьте, заходит вся в редких животных одетая мама: - гордая, возомнившая… и указывает мне, что это я – «недовоспитала», забирает ребенка, и - уходит. Нет, я требую уважения! Родственника увела. Зараза! Что она обо мне думает? А Антон - воспитанный, и не понимает, не видит ее нутро.

- Таня, ребенок не при чем. Когда говоришь ребенку, что курить вредно, а сама куришь? Когда учишь ребенка порядочности и нравственности, а сама при этом делишься с подружкой, какие родственнички нехорошие-с и как я их на место... то что? Ребенок ведь - губка! Это не его слова, а ее мнение о тебе, нас – через ребенка выходит. А брат мой невоспитанный только иногда, я привыкла мерить воспитанность человеческими поступками. Все-то он понимает. И не стесняйся ему прямо в глаза говорить!

Все мужчины со временем превращаются в одну из 2-х категорий: одни ищут маму, другие - дочь. Бразды сами отдают в правление. Так ведь жить удобно. Антон видит образ семьи, образованной на неестественной основе корысти, созданный воспитанными на рассчете людьми - интеллигентами провинции. Пойми, его жена считает, что она поступает правильно, и переубедить ее может только жизнь. У слова "честность" нет родины. Ира - как ребенок, который вырос в золоте, для него естественно, что золото всегда должно принадлежать ему. Зачем завоевывать? Делиться?.. Честность - не для общества, а - для людей. Иногда же Антон приносит подарки, пытается без жены убежать к нам… Деньги предлагает, правильно? Он хороший человек, и понимает он, что женушка дрянна. А жить - надо. Ей хорошо, а он - мечется…

- Если он все понимает, зачем тогда быть «состоявшимся человеком» и жить методом Зорькина? Вечная двуличность, вызванная слабохарактерностью?
- Извольте огласить диагноз: Россия. Тебя проблемы по созданию комфорта в жизни от суеты социальной отвлекают, а у него дома постоянно душу корежит.

Вообще не люблю такие разговоры, "благодаря" которым из тебя окончательно вытекает детство. Я даже начал чихать.

"Вот пошли проблемы," - сказала Эльза Владимировна, и, естественно, улыбнулась через силу.

\\\\\\\\\\\\\\\\

(Это рассказ автора Джеко Неверп http://www.proza.ru/2010/02/11/1058  - обработан и переработан мною с его разрешения, ну вот к примеру:

Так вы Арчибальд или Володя? Короче, Володя, давайте так. Я посмотрю рассказики и выберу для начала один. Обработаю по-своему. Помещу у себя как "соавторский". Есть возражения - высказывайте. Дайте мне пару дней тогда.
С улыбкою,

Дон Борзини   13.12.2009 21:47

был бы признателен.скажу больше. я уверен. если Соц Трагедию в должный вид привести - это будет очень известная книга. я отдал всего себя.всю энергию. нужно лишь добавить - Граматики,формы,разбавить где-то текстом,где-то убрать....издательство этим не займется((

Джеко Неверп   13.12.2009 22:20


Рецензии
Читая всё время лыбился - то шире ( оголяя зубы), то уже ( как воспитанный интеллигентишка...). Замечательная вещь! Спасибо - и Джеко, и Дон!

Раблезианец   12.07.2013 12:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей. С улыбкою,

Дон Боррзини   04.11.2013 23:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.