Потеря смысла

Если жизнь человека теряет свой смысл, он умирает.
Впрочем, и смыслов жизни у человека всего-то четыре. Первый выражен в получении плотского удовольствия, второй – в любви к своей семье, третий – в следовании великой идее и борьбе с ее противниками, последний же представляется чем-то далеким, недосягаемым по своей высоте и чистоте служения. Подозреваю, что человек рождается уже с одним из этих смыслов, и уходит  полностью реализовав его, либо… Либо из невозможности его реализовать.
Да, бывает и так. Человек все сделал на этой земле и ушел, а может, он еще чего-то хотел, но…  Может, тело его было уже непригодно для миссии, а может, зажатый в  социальные рамки, не в силах бороться с обстоятельствами, то ли смирившись  из природной деликатности… Так или иначе, каждый конкретный случай есть лишь выражение фразы: «смысла нет».

Разговаривал, раз, с  одной  женщиной  о  нашем  общем  знакомом. Молодой парень, добродушный, только вот  невезучий какой-то, что ли. Вроде бы неплохой, а перспектив на жизнь никаких нет, да и что за жизнь…
- Боже мой! - возмутился  я, - да, что это за жизнь??? Зачем его устроили на эту работу??? Смены просто сумасшедшие. Выстоял десять часов: пришел, упал, уснул. Через шесть часов встал, и опять в смену на десять!!! Жить-то когда??? Когда жить???
- Ну и пусть работает! Лишь бы не пил…
Через два дня его не стало. Он сильно напился между сменами, и…

Смотрю телевизор: молодая вдова оплакивает мужа. Выглядит все настолько картинно, что становится совсем непонятным, как нормальный мужик мог выбрать эту куклу. Ах, да – мама выбрала.  Он же все -  по морям, по волнам.  Семейное видео. Дачная идиллия, холеное, упакованное будущее… А дальше-то что? 

Человек живет тем, что у него внутри, а то, что внутри, живет по своей собственной, Богом данной, программе. Бывает такое, что эта программа  сминается чьим-то более  сильным потоком.  Иногда, чтобы потерять смысл, достаточно неудачно жениться.  Случается, родители из благих намерений, пытаются обустроить жизнь своим детям. Они, по сути, живут вместо них, делая за них их работу, забывая, что каждый в своей жизни должен сам посадить дерево, построить дом, и вырастить сына, передав ему свой опыт. Такие дети, приходя  однажды в свое будущее, обнаруживают, что делать им там уже нечего.
Впрочем, у человека, по Господней задумке, есть право выбора. Стоит ли кого-то винить?

Не  так давно, в больнице  умер  один  из  моих родственников.
Еще год назад,  по симптомам, я распознал это заболевание. Пытался предотвратить, говорил, что надо срочно показаться врачу. Страшное слово произнести так и не смог. Боялся напугать. «Это признаки очень, очень, ОЧЕНЬ серьезного заболевания!!!» - семафорил я родне, занявшей почему-то глухую оборону. Ему полегчало, и жизнь еще несколько месяцев катилась своим чередом.
- Знаешь, - как-то сказал он, - мне осталось сделать две вещи: продать дачу и сделать себе новые коронки.
- Ерунда, - ответил я, - дачу продавать сейчас не сезон, к тому же, скоро подведут газ и ее стоимость возрастет в несколько раз.
Стоит ли говорить, что этот диалог мне запомнился? Запомнился отсутствием некоего глобального смысла существования. А человек-то был БОЛЬШОЙ: всю свою жизнь он работал. Работал  на высоких и не очень высоких постах, скромно и честно, помогая всем, кто к нему обращался. А теперь он устал.
К его смерти, оказалось, никто не готов. Он умер в мое «дежурство», всего на двадцать минут не дождавшись приезда жены и детей. Я знаю, что он любил меня и, по всей видимости, очень доверял. Он знал, что я не буду биться в бесполезной истерике, наблюдая его семиминутный уход. Теперь же, будучи благодарным ему за опыт жизни, я благодарю  его  и за опыт смерти.

Так или иначе, я никогда не видел неоправданной смерти, смерти, не имеющей смысла. Откуда я это знаю? Я  сам  такой,  как они. Если я не найду мой, внезапно потерянный по неосторожности, БОЛЬШОЙ смысл, я умру.
Вчера меня чуть не сбила машина. И не потому, что я – лох: зазевался, пошел на красный свет  или, будучи пьяным, вывалился под проезжающий мимо автомобиль. Нет.  Было это поздним вечером, когда светофоры переходят в мигающий-желтый. Я просто переходил улицу по пешеходному переходу. Законопослушные машины привычно  выстроились в ожидании, и именно в этот момент над их крышами я и увидел  верх  автомобиля, стремительно скользящего по крайней полосе. Я остановился где был, на другой полосе. Но, к моему удивлению, показавшись из-за стоявших авто, машина свернула прямо на меня. 
Нетрудно понять логику водителя, идущего на большой скорости: ожидая моего движения прямо под его колеса, и не имея возможности затормозить, он начал сразу меня объезжать. Но об этом я подумал позже, а тогда я просто стоял, понимая, что мои метания в любую сторону лишь усугубят ситуацию. Я просто ждал. И только когда машина, пролетев у меня за спиной, понеслась по, слава Богу,  пустой  встречной, я подумал о том  сильном стрессе, который получили бы окружающие, созерцая мой вынужденный уход. Мысли о себе мне вообще не пришло в голову – беспокоиться нужно о живых.

Важно ли, ЧТО оказалось причиной смерти, если жизнь потеряла свой смысл. Временно, или насовсем потерялся он – рассуждать об этом можно только когда ты еще живой.
Смерть – неотъемлемая часть жизни. Стоит ли ее бояться? Не стоит, и лучше, все-таки, ЖИТЬ.  Жить, ни при каких обстоятельствах не изменяя своему смыслу.


Рецензии
Хотя мы оплакиваем дорогого нам человека, но оплакиваем мы, собственно, себя потерявшего этого человека. И как не крути, человек всегда умирает в одиночестве. Это не я сказал - Блез Паскаль.

Игорь Иванович Бахтин   07.04.2020 09:11     Заявить о нарушении
Да, и любим, по сути то, что "вложили" в другого человека, т.е. себя :)

Спасибо за отзыв,

Полина Ладная   07.04.2020 09:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 49 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.