Откуда начинать плакать...

Великий пост. Святая Четыредесятница.


ОТКУДА  НАЧИНАТЬ  ПЛАКАТЬ...

Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ
       Общеизвестная пословица гласит: «Что имеем - не храним, потерявши - плачем».
       Но всегда ли плачем? Конечно, нет. Во-первых, не всегда потерянное есть ценность, а если - ценность, то не все и не сразу это понимают. Ну, а во-вторых, плакать не все умеют. 
       Хотя относительно последнего вспомнились слова преподобного Пимена Великого: «...не плачущий здесь, будет вечно плакать. Невозможно не плакать: или здесь - произвольно, или невольно там, в муках...».
       Да, слезы - это удивительный дар и уникальная возможность человеческого организма. Посредством слез человек очищает и облегчает свое сердце. В противном случае оно бы непременно разорвалось от боли или окаменело бы от тяжести...
       Именно с плача начинает и Великий пост. «Откуда начну плакать окаянного моего жития деяний?..» - вопрошает преподобный Андрей Критский, написавший уникальный по форме (около 250 тропарей), содержанию и воздействию на душу Великий Покаянный канон, который читается на ПЕРВОЙ неделе Великого поста (первые 4 дня за вечерним богослужением). 
       Не пожалейте сил и времени: зайдите хоть на 20 - 30 минут в эти дни в церковь... Прикоснитесь к Вечности в умилительные минуты молитвы и помогите сердцу научиться плакать, отрывая его от земного и вознося к небесному, думая о душе, которая тоже нуждается в «пище»...

       Ближайшее воскресенье перед Великим постом в церковном календаре носит название «Прощеное воскресенье» - день, когда вспоминается изгнание Адама из рая и звучат самые главные слова из Евангелия: «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный...». Со следующего за ним понедельника начинается Великий пост. Продлится он до Пасхи Христовой. 
       Если начало поста совпадает с праздником Сретения Господня (как было в 2010 году), то, согласно богослужебным указаниям, праздничная служба Сретению переносится на другой день.

       Теперь напомним ЗАЧЕМ, КАК и ПОЧЕМУ нужно поститься?
       Вообще, традиция соблюдения поста присуща всем религиям. В ветхозаветном установлении (в иудейской среде) была традиция поститься два раза в неделю - по вторникам и четвергам. Новозаветные христиане постятся по средам и пятницам на протяжении всего года, чтя эти святые дни, как память о Христе: в среду Господь был предан Иудой, а в пятницу – распят.
       Что касается Великого поста, то он имеет миссионерское происхождение. Эти 40 дней вначале постились не христиане, а язычники, которые хотели принять Крещение. Так что пост - это  время личного подвига человека.
       Что означает слово «пост»? В русском языке, как и в латыни, это слово имеет два смысла: «пост» как время воздержания и «пост» как место, где находится караульный. И в том и в другом смысле важным и основным остается значение, что пост – это время, когда душа должна стоять на страже своих интересов. А «интерес» у души один - унаследовать жизнь вечную.
       Но пост нужно отличать от диеты. Пост касается не только желудка. Хотя воздержание в пище необходимо, потому что человек целостен, и от того, как живет тело, во многом зависит жизнь души. Меняется же человек при разной одежде! Тем более состояние души во многом зависит от состояния тела.
       Но сам по себе пост – это средство, это дорога к Пасхе. Но, чтобы правильно пользоваться средством, надо знать конкретную цель. Так вот у поста (в смысле воздержания от мясной пищи) три смысла. Во-первых, это знак общецерковной солидарности, действие послушания Церкви и время личного подвига. Во-вторых, пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти и в результате этого - в-третьих - облегчить себе  молитвенный труд. Всем известно, что высококалорийная пища быстрее нас приведет к дивану, чем сподвигнет на молитву, подтверждая народную мудрость: «Сытое брюхо к учению глухо». Но в любом деле надо знать свою меру. В посте - тоже. Если существуют какие-то серьезные заболевания, то нужно поговорить со священником и сделать послабление, которого требует болезнь.
       И еще один важный аспект поста как средства для достижения цели – воздержание от каннибализма. Главное: не есть людей, не надкусывать их, гневаясь, злясь, осуждая и раздражаясь, помня, что  истинный пост – это удаление себя от зла.  Без воздержания нет Великого поста, нет нашего пути к Пасхе Христовой.  Ведь пост – это прежде всего время покаяния, то есть - изменения. А как можно себя изменить, если не прилагать усилий?
       ...Не потерявши, не узнаешь цену. Не постившись, не узнаешь истинный вкус пищи. Так что - в добрый путь и Бог нам в помощь.

Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ
г. Брест
/публикация 2010 года/



* Преподобный Андрей Критский от рождения до 7 лет был немым.
В 14 лет принял иночество. Позже был Епископом на Критской кафедре (о. Крит, Греция).

В ТЕМУ:
"Покаяния отверзи ми двери..." - интервью со священником на вопросы о Великом посте http://www.proza.ru/2009/03/11/579/


Рецензии
Вы - Прелесть!!! Спасибо Вам за ответы, на многие имевшиеся у меня вопросы и за подаренный мне новый, мощный Жизненный импульс!!! Продолжайте просвещать нас и дальше, потому как не всегда и не у всех есть возможность узнать о многом, что касается Веры, непосредственно в Храме, и храни Вас Господь!
С Величайшим уважением и теплом -

Алексей Самарин 3   06.03.2013 14:43     Заявить о нарушении
Благодарю, Алексей! Вы оказали мне самой и жизненный испульс, и уверенность в полезности моего слова - СПАСИБО! и помогай Вам Господь.
Искренне, с уважением,

Ольга Ролич   07.03.2013 21:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.