Труд графика

      Я с детства полюбил неспешные путешествия по коренной России на поезде.На автомобиле некогда смотреть по сторонам, «рулить»надо,да и слишком быстро всё меняется. Та Россия, «Золотое Кольцо»и не только,была рассчитана на неспешное по ней передвижение…
            Но конной повозки-коляски с лихим кучером«на облучке»у меня нет,поедем на поезде.Раньше было, заскакивал в вагон чуть ли не на ходу,теперь на вокзал приезжаю несколько раньше,чем надо.Стою,где-нибудь,со  старинным своим другом-этюдником,стоящим,как верная собачка «у ноги»,посматриваю на суету.
             Определяю людей, каждому пытаюсь составить биографию.Кто куда и зачем едет,по вещам,по выражению лиц пытаюсь определить положение,достаток и ум.
         При таком анализе сразу видны привокзальные жулики: при отсутствии«клиента»они суетливы и беспокойны. Но, «выйдя на цель»,обнаружив какого-нибудь провинциала, провинциалку  или просто подвыпившего,резко меняются.
         Напускают на себя уверенный вид человека бывалого, могущего всё устроить,всем видом  уверяющего«клиента»в своей респектабельности.Они,как правило, отличные физиономисты и психологи. Профессионалы…
       Подогнали поезд.Иду вдоль зелёных вагонов,посматривая на номера.Этот – мой.Сажусь у окна.Цель поездки –«творческая командировка».Мне надо побывать в родном моём Подмосковье,в городе Высоковске.
        Там,на берегу старинного пруда,стоит с позапрошлого века,берёзовая роща.Парк,называют эту рощу местные.Мне нужна зимняя графичность чёрно-сиреневых ветвей на высоком голубом морозном небе.
        Каждая веточка старых берёз очёркнута белой полоской осевшего инея.Такое может быть,только если  с ночи  мороз,а утром не было ветра.Это мне нужно зарисовать  и даже сфотографировать для работы над книгой, которую сейчас иллюстрирую.
        Там,у автора,есть эпизод в зимнем лесу.Дам для него  целый книжный разворот,а от этого рисунка,как от главного в книге,поведу всё остальное.Это будет эталон,по которому определится характер всего оформления,всех иллюстраций.
         Поезд постепенно наполняется,люди устраиваются, расталкивают «по углам»вещи.Как говаривал устами «покойного Ивана Петровича Белкина»вечно живой,дорогой мой Александр Сергеевич: «Каких только историй не услышишь во время езды!»
           Помолчим,послушаем(для большего доверия говорящих прикинемся дремлющим),тогда рассказчица подумает,что у неё только один слушатель,который с верхней полки поддакивает, раскрепостится,разговорится, разоткровенничается.
       Понемногу задремлю на самом деле.Вспомню кое-что сквозь лёгкий сон-дремоту.Давным-давно ставил нам,нашему курсу,рисунок,четкий рисовальщик ДмитрийДмитриевич Жилинский.У него даже картины ближе к графике.
         Если выделим чистую графику,что вообщем,почти невозможно,ведь основа живописи тоже рисунок,то получается так:смесь всех цветов даёт белый,отсутствие всех цветов – черный.
       Весь цветовой мир помещён между этими резкими границами.Именно эти два цвета и определяют главное произведение графики – рисунок чёрным карандашом на белой бумаге.
           Занятие вроде простое – все детишки обожают рисовать.Ведь это очень удивительно:ведёшь,ведёшь линию и вдруг получается котик или зайчик.Даже  кажется ,что это волшебство какое-то,а волшебник ты сам и твой карандаш – волшебная палочка.
              Ребятишки ничего не ищут,не пытаются они что-то выразить,они просто играют с материалом,изучают всё-всё.У них и так задача сложнее сложного:им надо этот мир познать,научиться в нём жить,научиться им пользоваться…
         Но все они обязательно показывают маме,что там получилось. Ничего не поделаешь – искусство существует пока существует сочувствие.
           Графика кажется простым искусством,но проста не она,это её средства кажутся простыми.Чем проще кажутся средства,те сложнее добиться выразительности. Но тем ярче она будет.
           А ведь задача  очевидная,надо на плоскости создать, «сделать» иллюзорный объем или наоборот, воспользоваться плоскостью,опираясь на неё,как на основу, получить ту самую выразительность.Но совсем не обязательно,что это будут простые средства.
            Все разговоры о том,что: «я ищу простоты и выразительности детского рисунка»это лукавство. Думаете Пабло Пикассо не знал,что дурака валяет?Отлично знал!
       Это негласный сговор,против толстосумов важно,как скупой рыцарь, разглядывающих своё собрание,но больше всего думающих о том,сколько стоит эта коллекция и, главное,сколько она будет стоит через некоторое время. Хорошо торговцы произведениями искусства(в основном, французы)вправили мозги американцам:они и по сю пору мало что поняли.
      А критерий в любом искусстве один – нравится или не нравится.И он редко зависит от цены.Всё остальное  - от лукавого,какой бы задумчивый вид не делали модные критики и знатоки перед пустым местом.
         Мастера изначально знают то,что знали портные у Христиана Андерсена: король-то голый!Но сказать об этом прямо может только простая и чистая душа,которая не делает ни карьеры, ни денег.Дети,и то не все такие,а уж взрослые...
       Но простота не есть невежество.Один физик – теоретик, говаривал,что просто говорить о сложном может только тот,кто действительно понял и знает.Кто понял и знает, например,теорию относительности,тот сможет её изложить на одной странице ученической тетради.
        У арабов есть пословица: «Невежда топит корабль смысла в море слов,знающий говорит кратко».
       Это всё не из той оперы,не из искусства.Это просто пример.Вот математика,простая,вообщем,наука,там всё на логике,одно из другого вытекает.А вот критерий искусства, как мы уже сказали: нравится – не нравится,он невообразимо сложнее.
      Ничего более индивидуального,чем искусство,в мире нет,каждый человек видит мир по-своему. Сто книжных иллюстраторов нарисуют сто разных Буратино, прочитав один и тот же текст,и каждому зрителю понравиться свой,но не обязательно каждый рисунок кому-то понравится..
        Кстати,этим и беден телевизор,как и его старший брат – кинематограф.Там все видят один и тот же образ,а читая книгу каждый видит своё.Художник,иллюстрирующий книгу  должен об этом помнить,и,показывая своё,не загораживать автора книги.
      Проводник,будит своим классическим: «Чаю будете?» Буду!
       Выхожу на станции Клин.Сказать вечереет,будет неверно: уже совсем темно.Здание станции,как остров стоит между путями,светится жёлтыми окнами.Переходим по мосту к автобусам и такси.
          После тёплого вагона слегка знобит.Чёрт с ними с деньгами,не мерзнуть же тут(до нужного автобуса целый час!).Едем по правительственной трассе,на Завидовское охотничье хозяйство,это дальше,чем Высоковск.
     Сворачиваем по стрелке-указателю.Вот и вернулся на свою малую Родину!Специально вышел раньше,до «родового имения»надо еще идти с километр по тому самому берёзовому парку-роще.Посмотрим его ночью…
          Жалко,нет луны,низкие облака с отсветом местной ткацкой фабрики. Моя родина - типичный подмосковный текстильный городок.
           Утром начинаем смотреть как заново,как первый раз:надо увидеть графику ветвей, запомнить,переварить и выдать на бумагу как понятный всем образ прояснения(это для героя книги) и как зрелищную картинку(это для читателей).
     Обойдём те уголки,где давно не был,там появятся новые ощущения.Солнце,солнце,где же ты,мой друг!Нет нужного эффекта,убираю ненужный фотоаппарат.
        Зарисуем вот это…Руки мёрзнут,резинка вообще не работает…Перевернём лист – теперь вот это…Обычно из 20 рисунков в дело идёт только один,а иногда и меньше…
     Так, альбом полон,перевернём,на обороте есть место…Эта ветка хороша,но форму  несколько изменим,порядок…Вот за этим и ехал за 600 км.Рисовать с натуры,это удовольствие,вот когда из эскизов надо резать гравюру,травить офорт или что ещё,тут начинаются вопросы…
    Тётки дома не оказалось,оставил записку и немного денег, будет обижаться,что не дождался,напишет сердитое письмо. Знаю её коварные замыслы - женить меня,наконец. Ну,что ж,зайдем в местный ресторан,пообедаем и 200 грамм согреться.Да, порций такого размера в больших городах уже не бывает.
         Посетим главную площадь городка,там автобусная станция.Дождёмся автобуса и домой…В поезде соображаю, нужны не жесткие линии гравюры,не офорт,не сухая игла,что-то помягче,лучше так и оставить,как рисунки карандашом.
      Поговорить с печатниками,лучший эффект карандаша даёт литография,но смогут ли они напечатать лёгкое-лёгкое оттенение современными способами офсетной печати.
    Теперь знаю,как делать,надо садится рисовать,тогда буду знать что делать.Перечитаем ещё раз эту,уже успевшую изрядно надоесть,книжку и приступим…
10.02.2010.


Рецензии
Здорово. Очень понравились ваши произведения. Спасибо.
Интересный слог, путь разговора с читателем.
Очень понравилось.
Иван

Иван Цуприков   16.04.2010 18:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.