Асимметрия - текст 1

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА
(28 СТРОК)

Всякий грамотный человек сегодня знает, что МИР (вселенная) представляет собой не безумный хаос, но космос, т.е. нечто упорядоченное, подчиняющееся ЗАКОНАМ. Кроме того, тот же грамотный человек знает про функциональную асимметрию человеческого мозга, т. е. для него не секрет, что человеческое мышление тоже подчиняется неким ЗАКОНАМ. Человек умеет мыслить как целостно, конкретно, так и аналитически, абстрактно.
 
Правое полушарие мозга называют иногда образным, а левое — логическим. Но, конечно, здесь просто два разных аспекта логики. "ПРАВЫЙ" мозг отвечает за целостное и одновременное осмысление действительности, "ЛЕВЫЙ" — за расчлененное, дифференцированное, растянутое во времени. И, что особенно важно, "правое" мышление выражает себя в конкретной иероглифике, тогда как "левое" — в абстрактном алфавитном письме. Иероглиф выражает смысл в некой "картине", тогда как отдельная буква алфавита абстрактна до потери смысла. Чтобы истолковать целостный, конкретный (в переводе — "сращенный") смысл, выраженный в одной-единственной идеограмме, иногда приходится сочинять длиннейший абстрактно-алфавитный трактат.

И только целостный двуполушарный человеческий мозг наделяет абстрактную букву конкретным иероглифическим смыслом, так что возникает третий вид письменности — научно-символическое письмо (современная математика, физика). Таким образом, три ипостаси ЛОГИКИ выражают себя в трех видах письменности: конкретизация — в иероглифике, абстрагирование — в алфавитном письме, спекуляция — в научно-символическом письме. Впрочем, можно обойтись и без последнего понятия ("спекуляция"), выразив ту же мысль гораздо проще: наука выражает себя в символике, или: целостная "двуполушарная" логика выражает себя в научной символике.

Конечно, каждый аспект триединой логики сам троичен, сам является единством всех трех аспектов. Дело лишь в акценте, дело лишь в том, какой аспект становится главным. Если перед нами иероглифический текст, то главной становится конкретизация, если алфавитный текст — то абстрагирование. То есть о том, какой аспект является главным, мы судим по внешнему ВЫРАЖЕНИЮ: если шкатулка выполнена в виде иероглифа, то в ней содержатся конкретизация, абстрагирование и наука, однако в начальниках ходит КОНКРЕТИЗАЦИЯ.

Здесь кое-что может подсказать св. Максим Исповедник, говорящий о Боге (по образу и подобию Которого создано наше мышление): "...Божество неделимо, и Отец или Сын или Святой Дух не есть несовершенный Бог, но совершенное Божество целикам и совершенным образом есть и в совершенном Отце, и в совершенном Сыне, и в совершенном Святом Духе. Отец целиком и совершенным образом есть в целом Сыне и Духе; Сын целиком и совершенным образом есть в целом Отце и Духе. Святой Дух есть целиком и совершенным образом в целом Отце и Сыне. Поэтому Отец и Сын и Святой Дух есть единый Бог" (Творения преподобного Максима Исповедника. М.,1993.Кн.1.С.234).

(Продолжение следует)
 


Рецензии
Всегда приятно читать серьезную работу, в которой сложное иллюстировано такими примерами, что перестает быть сложным и становится понятным. Шкатулка! Очень хороший пример. Спасибо автору)

Ольга Суздальская   28.12.2010 13:47     Заявить о нарушении
Оля, от имени автора выражаю Вам благодарность :)))!

Борис Пинаев   29.12.2010 00:22   Заявить о нарушении