Если вы любите кино,
Гарвардский киноархив или что стоит за названием.
Гарвард –это не только всемирно известный университет в Кембридже , в Масачуссетсе это и киноархив,собраниям которого может позавидовать Голливуд. Открыт для широкой публики ,безусловно со скидкой для студентов и всех работающих в Университете.
Честно скажу, не люблю ходить в здешние кинотеатры, мягко говоря не приятно,когда возле тебя жуют на просмотре фильма. А потому,предпочитаю кинозал Гарвардского Университета,расположенный в здании-памятнике архитектуры ХХ века по проекту Ле Карбюзье.
Программу, как правило, на ближайшие 2 месяца, можно взять бесплатно снаружи,где вывешивается реклама. Перед началом фильма и после, вы ещё можете приобщиться и к изобразительному искусству,посмотреть в фойе текущие выставки факультета визуальных искусств.
В предложенной программе вы найдете краткое описание, предлагаемых к просмотру фильмов,информацию об отдельных режиссерах,что позволяет легче ориентироваться в море кинемотографии.
Именно описание одного из фильмов « Смерть Эмпедокла»подтолкнуло пойти в киноархив на просмотр, чтобы увидеть совместную работу французских и немецких кинематографистов 1986 года.
Киноархив тем и хорош, что вы вольны выбирать из предложенного, что именно, вы хотели бы посмотреть, однажды гостем архива был Юрий Норштейн, с программой своих мультфильмов, середины 70-х прошлого века.
Итак, «Смерть Эмпидокла», фильм о судьбе греческого философа,политика,поэта,врача из Агригенто ,на Сицилии. Он родился и вырос в 5 в.до н.э.,когда на Сицилии ещё жили греки, а Агригентум возможно был наиболее сильной колонией политически.
Остров, в процессе истории ,переходил из рук в руки разных энических групп. И в результате , как мы знаем, стал частью Италии, т.к. впоследствии был захвачен римлянами.
В основу фильма положена трагедия жизни философа,выбравшего вместо короны –смерть,бросившись в вулкан Этна. Эмпедокл, как философ, принадлежал , к представителям т.н. гилозоистической школы/ материя-жизнь-всеобщая одушевленность материи/ натурфилософии /термин 17 века/.
По Эмпедоклу «корни» всего сущего – четыре вечно неизменные первовещества/земля,вода,воздух,огонь/, а движущая сила –Любовь! /сила притяжения/ и вражда/ сила отталкивания/, под воздействием которых космос то соединяется в единый бесконечный круг ,то распадается. И ещё – подобное познаётся подобным /ионийская школа/.
Он был своего рода революционером,гонимым и непризнанным. И лишь изгнав его из города,жители осознали Кого! они потеряли.Философ же остался верен своим взглядам.
Не думайте, что режиссеры использовали в качестве первоисточника античного автора. Фильм поставлен по пьесе ,написанной в 18 веке немецким лириком,создавшим своей поэзией некий мост между классической и романтической школами.
Поэзия Х.Гёльдерлина была забыта почти на 200 лет и лишь в 20 веке получилa свое признание. Поэт получил теологическое образование, но стал священником. Его поэзия вышла из греческого классицизма, стихи не подчинены ритму, а написанны в т.н. свободном изложении. Гёльдерлин известен прежде всего как лирик.
Трагедия об Эмпидокле так и не была им закончена. Как сообщает газета Гарвардского киноархива трагедия об Эмпедокле стала занимать философа сразу после Французской революции. Поэт создаёт три версии, но ни одна из них не была завершена .
Картина французского режиссера Жан-Мари Страуба и немецкого Даниэля Гуплетта была построена на 2-х актах первого черновика поэта, в котором ученик Эмпедокла Павсаний разоблачает священника ,ненавидящего философа.
Трудно было продираться сквозь английский подстрочный перевод поэзии Гильдерлина на фоне звучащего немецкого, в фильме снятом по законам классического театра,где актеры на фоне природы и реалий Древней Греции произносят поэтические монологи.
Интересно было наблюдать какую публику привлек этот фильм. Из 20 человек в зале, к концу сеанса оставалась половина.
Было видно , что в основном это люди не случайные, но и даже некоторые из них покинули зал в процессе просмотра.
Не жалею о затраченном времени на просмотр, т.к. фильм вызвал желание узнать поподробнее о философе,поэте и режиссерах,разобраться почему именно трагедия 5 в. до н.э. взволновала поэта 18 века и подвигнула режиссеров 20 века поведать об этом миру.
Что-то меняется, а что-то остается увы прежним ,часто уроки истории проходят незамеченными, а жаль.
Будете в Бостоне,загляните в киноархив Гарвардского Университета на Квинзи стрит.
Свидетельство о публикации №210021000220