Философский камень Ага Хана

Любить и помогать - не на словах, а на деле. Так в двух словах можно сказать  о принципах работы фонда Ага Хана. Его основателями  являются исмаилиты, лидеры течения в исламе, которые  с самого  его основания стремились к преданному служению людям, ставя в первую очередь интересы личности, его гармоничного развития в обществе и достижения процветания.
Сегодня многие  говорят  и спорят об этих извечных вопросах, утверждается даже, что  человечество и каждый человек в отдельности  как никогда близки к тому, чтобы раскрыть  свой внутренний потенциал и достичь такого уровня благосостояния  и преуспевания, который даже невозможно было представить в прошлом.  Основатели фонда Ага Хана и их духовные лидеры  и предшественники  занимаются этим уже на протяжении более тысячи лет и за последние полутора столетия добились того, что называется гармоничным синтезом восточных и западных духовных ценностей.
Предлагаем вашему вниманию  интервью с исполнительным  директором    фонда Ага Хана в Кыргызской Республики  Шахидом Пунджани.

- Господин Шахид, то что делают люди Ага Хана в Кыргызстане мне представляется  хорошим примером реализации идей ислама, когда  каждый верующий должен  любить своих ближних и оказывать им содействие..
-Спасибо за лестную оценку. Вы, конечно же, правы в том, что  верующий  должен помогать своим ближним, причем не только единоверцам.  Но я в общем-то не специалист в области религии и поэтому я хотел бы больше говорить в области  практических целей и задач.
-Ваше имя говорит о том, что родители были глубоко верующими людьми и хотели, чтобы вы были преданными вере, ведь именно так переводится это слово с арабского.

-Совершенно верно, но я сам родился и вырос в Канаде,  женился  на  таиландке, которая очень похожа на кыргызку. Представители  современных  исмаилитов вообще  тесно интегрированы в западной общество и разделяют его основные ценности.
-Какие именно?
- Ну, прежде всего,  уважение человеческой личности, его прав,  независимо от его социального статуса, расовой и национальной принадлежности, возраста, пола и религиозных воззрений. Прозрачность и открытость в госуправлении, создание условий для  развития человеческой личности и общества в целом  в направлении к процветанию.  Исмаилиты изначально стремились к созданию гармоничного общества и понимали важность раскрепощения женщины, называя себя даже в первые  века своего существования  фатимидами, последователями Фатимы, жены Пророка. 
-В чем на ваш взгляд главные секреты процветания  личности, общества и государства?
- Благородство,  умение людей работать друг с другом вместе, сотрудничество и открытый прозрачный диалог. Надо по мере своих возможностей помогать людям, при этом помогать  в первую очередь тем, кто больше всего нуждается в этом. Важно, чтобы доминировал именно такой подход, а все остальное - это уже технические детали и технологии, дело наживное.
- Что вы имеете  в виду, говоря о технологиях?
 Это создания стимулирующей среды – благоприятных законодательных, нормативных и финансовых структур, которые поддерживали бы развитие общин и коллективного участия, социальное развитие, создание устойчивых выгод для местного населения. Фонд работает по принципу долгосрочных обязательств, в этом тоже следуя заповедям пророка, о том, чтобы до конца дней своих служить людям. Мы руководствуемся верой в то, что помощь и  самопомощь формирует чувство собственного достоинства и самоуважения которое в свою очередь способно побуждать в людях созидательные силы..
Создание условий. В которых сельские жители могли бы организовать необходимые им службы и создавать те возможности, которые им нужны
Развитие жизнестойких организаций и программ.  Способных впоследствии перейти на  самообеспечение. Это и будет самая лучшая помощь, когда ты помогаешь самому нуждающемуся в этом и делаешь это таким образом, чтобы в будущем он перестал  нуждаться в помощи, и сам стал помогать другим.
 - Да, это проявляется на деле. То, что делает Ага Хан для Кыргызстана и других республик в центральноазиатском регионе.  Сам процесс открытия учебного заведения в городе Нарын, в отдаленном и труднодоступном регионе страны. Но насколько эффективной может быть эта помощь? Вы помогаете самым бедным и нуждающимся регионам. Этот подход несколько отличается от  западного подхода, где, насколько я знаю,  помогают прежде всего сильным, чтобы они встали на ноги, а потом уже смогли помочь остальным.
-Я понял что вы имеете в виду? Действительно,  оказание  гуманитарной помощи  - это очень непростой процесс. Здесь следует сочетать человечность с сугубо практическим подходами, чтобы в итоге всем было хорошо. Поэтому фонд Ага Хана работает во многих секторах.  С правительством, общественными организациями, с  учреждениями культуры и деятелями, стремясь оказывать всестороннее  позитивное воздействие на общество и помочь людям и их руководителям  преодолеть  бедность и кризисные явления.
Именно такой путь мы считаем наиболее эффективным, который подразумевет
четкий институциональный компонент. Это задача по созданию институционального потенциала претворяется в жизнь путем взаимодействия учреждений фонда  как в рамках каждого сектора, так и между ними. Ее решение также содействует  налаживанию  партнерских отношений со структурами, не входящими в состав организации.
Вообще создание густой сети связей, соединящих  не только все слои общества в стране и регионе, но и между развитыми  и развивающися  странами  является одним из основных достоинств организаций Ага Хана. Одним словом, чтобы выжить в этом мире и добиться подлинного  процветания и, если хотите, спасти этот мир от тотального разрушения и деградации, надо быть глубоко интегрированным  как в местный социум, так и на глобальном уровне.
Основатели  течения исмаилитов хорошо знали об этом, о чем свидетельствует даже  древние символы фатимидов, в виде густо переплетенных линий орнамента и сам культ  жены пророка, что было вещью немыслимой в древнем Востоке.
-В какой стране  деятельность Ага Хана была наиболее успешной?
- Это очень трудный вопрос.  В Афганистане совсем другие проблемы и условия, чем в Кыргызстане, ситуация в Индии отличается от той, что есть в Пакистане, даже если это страны-соседи.
 -А как в Кыргызстане?  Каковы результаты влияния Ага- Хана?
 -У Кыргызстана долгая  и сложная история и это отражается на вашем менталитете. Вы выживали в самых трудных  и критических условиях и поэтому развитию социального фактора, взаимоотношению  между людьми и народами уделяете первостепенно внимание. Поэтому за годы  моей работы в  Центральной Азии  я могу сказать, что здесь уже произошли и происходят
 большие перемены. Прежде всего в сознании человека. Более того, кыргызам свойственно внутреннее благородство, а я уверен, что только через духовное развитие и совершенствование личности и народа в целом  можно  прийти к подлинному  процветанию, в том числе и в материальной  сфере. Просто развитие рыночной экономики и демократии  не приведет ни к чему хорошему.
Что касается  институционального развития, то и в этом плане Кыргызстан выглядит лидером в регионе, поскольку именно здесь наблюдается наиболее  густая и развития сеть партнерских организаций НКО, работающих в тесном контакте с госорганами, депутатами разных уровней. Но нельзя успокаиваться на достигнутом, следует на порядок укрепить, усилить и разнообразить эти связи, чтобы выйти на уровень развитых стран мира.
 - Каким сферам и отраслям  вы будете уделять повышенное внимание в ближайшие годы?
-Как я уже говорил выше,  мы будем продолжать работать по многим направлениям. Это сельское хозяйство, способствовать повышению его эффективности, оказывать помощь фермерам в выращивании, обработке и упаковке и экспорте своих изделий, осваивать новых технологий и знаний,  приоритетными будут также образовательные программы, проекты в сфере  здравоохранения.
В общем, будем содействовать реальной революции, которая происходит в сознании граждан всего мира В результате которого если это верующий  человек, то  он начинает постигать смысл  древних изречений, если это  руководитель местной администрации, то он не только участвует в  реализации  гуманитарных проектов, но и сам тоже меняются в лучшую сторону, начинает ответственней относиться к своим обязанностям, если это лидер неправительственного сектора или просто рядовой человек, даже если он не вовлечен  в совместные проекты, тем не менее, смог извлечь глубокие  знания  в процессе общения. 
В общем  в меру своих сил и возможностей будет следовать многовековым традициям бескорыстного служения людям и учить этому их, прививать слушателям чувство высокой порядочности, навыки взаимопонимания и дух благородства, что поможет им в дальнейшем создавать организации гражданского общества и руководить ими.

                Замир Осоров

На снимке:
 Орнамент эпохи фатимидов,
символизирующий социальные связи в обществе




   


Рецензии