Наровчатская Л. Б. Первозванность. и празднословны

Наровчатская Л.Б. Первозванность:
Поэтика-фантастическое эссе. М.: Художественная литература, 1991. - 400 с.


          В Поэтико-фантастическом эссе «Первозванность» Создана модель «допотопного» языка, т. е. протоязыка - круга понятий древних.
          Комментируя словари др. греков, латыни, русов, испанцев, англичан и русских, автор выделяет даже «райский» словарик, позволяющий понять первозваннный смысл названий рек, гор, государств, народов, имен, обыденных слов, воспринять терминологию профессиональных каст.
          Все это позволило по-иному взглянуть на историю касты «всадников» -«скифов»-«киевлян» древних царств, освоивших планету от Сахары до Сахалина, на термины «Ра сеи» - «Богосолнечной Земли», «славян» - «славных баньо» - финансистов древности.
          Поэтический перевод поэмы - это открытие "темных мест" - первосмысла и сохранение поэтики древнего поэта Ходына.
          Книга рассчитана на любознательного читателя, интересующегося про6лемами языка, национальных культур, историей народов.

© Л. Б. Наровчатская, автор текста и перевода.
© Уолтер Мэй, перевод на англ. язык
© В. И. Гинуков, художественное оформление.

ВМЕСТО ЭПИГРАФА,
ВСТУПЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ…

         Где-то я прочитала слова Крутиера: "Больше всего усложняют жизнь простейшие". Но не высокомерие почувствовалось мне в этой фразе, а глубокое сожаление по поводу канувших в Лету лет жизни на общение с тщеславием на ходулях авторитарности.
Признаюсь, дорогой читатель, хватает еще "простейших" и в академических коридорах.
         И еще часто спрашивают меня, почему я выбрала именно форму эссе - намеренно или интуитивно?
Отвечаю: интуитивно!
         Но вот недавно прочитала у Эдгара Марена в эссе "Подумаем о Европе": "Необходимость интеллигентности возникает одновременно с угрозой ее уничтожения. Именно этим объясняется стойкость, жизненность эссе - жанра, открытого всем проблемам, жанра, являющегося гибридом литературы, философии и политики, жанра, коим превосходно владеют писатели-философы, к которым сегодня присоединяются ученые лишь потому, что на передовых рубежах своей науки они сталкиваются с философскими, этическими или планетарными проблемами".
         Вот чего-чего, а проблем у русской интеллигенции всегда хватало! Испила и я чашу сию в полную меру. Интуиция-то закономерна ...
         Вот почему я сердечно благодарна всем, кто поддержал меня в трудную минуту этого бытия. Но не серчаю на тех, кто по простоте душевной или по неведению причинил мне неизбывную боль. Бог судья!
         Книга бы никогда не увидела света, если бы не поддержка "Литературки", моих родных пенат - МВТУ им. Баумана, Центрального телевидения, молодежной прессы (журнал АПН "Молодежное обозрение" на англ. языке, изд. в Индии).

Выдержками из рецензий академических институтов и ведущих изданий я и закончу этот разговор:
"Её сочинение нашло бы место на страницах академической "Русской литературы", издаваемой Пушкинским домом, или в трудах отдела древнерусской литературы того же института. (У. Гуральник, ред. журнала «Вопросы литературы», 20.10.88 г.)

"Но судить рукопись Наровчатской с позиций строгого научного языкознания дело бесперспективное потому, может быть, что автор сам избрал сознательно заумь как способ своего осмысления и поэтического видения. Дело в том, что Наровчатская, бесспорно, поэт до мозга костей. Ей кажется, что в звоне слов и звуков она видит больше, чем видят ученые, прагматики. Вполне возможно, что она ошибается далеко не всегда... Поэт Наровчаттская ищет свои пути на таком остром интердисциплинарном стыке, что это не может не обретать болезненных форм. Она помышляет возродить "период кипения языка", восстановить первобытные вопли. Острота ее поэтического мышления несомненна... Нельзя не обратить внимания и на историческую образованность автора.. Перевод "Слова о полку Игореве", предложенный Л. Наровчатской, представляет интерес, как и предпосланные соображения по стиховедению... Думается, Наровчатской полезен... контакт с теми, кто изучает язык В. Хлебникова". (О. Н. Трубачев, Ч.-корр. АН СССР, 24 марта 1988 г.)
         "Рецензируемая работа посвящена анализу "Слова о полку Игореве" на основе метода выявления смыслового содержания выражений языка, относящихся к так•назы ваемой "базисной" лексике ... В логико-методологичсском плане в данном методе интерес представляет то обстоятельство, что исходным моментом анализа является не термин, а понятие, и уже применительно к понятию вычленяются группы терминов, относящиеся к нему… Подобного рода анализ представляет хорошую основу для логико-методологического и ЛОГИКО-лингвистического исследования древнейших феноменов человеческой культуры, включая и культуру дограмотного периода, отраженную в преданиях, обрядах и первобытных верованиях ...
На основании описанного метода автором формируется оригинальная концепция "Слова о полку Игореве", В рамках которой этот известный литературный памятник, традиционно характеризуемый как произведение прозаическое, представлено как поэтическое, в котором каждое отдельное слово заключает в себе глубокое смысловое содержание. (Ученый секретарь ИФ АН СССР, к.ф.н. А. А. Крушанов, к.ф.н. И. А. Бескова.)

1. " ... и ПРАЗДНОСЛОВНЫЙ, И ЛУКАВЫЙ ... "

Загадка происхождения языка человечества волнительна до сих пор. Во всем мире трудятся ученые одиночки-энтузиасты над разгадкой тайны: где, когда, кто сказал первое слово? И какое это было слово?
На помощь языкознанию пришли археология, антропология, нейрофизиология, психолингвистика, история, философия. Эта помощь позволяет подняться к новым высотам, преодолеть старые рубежи и стереотипы. По новому воспринимаются идеи Вильгельма Гумбольдта о дограмотном периоде речи и становления языка, о "пракорнях". Суть учения школы Николая Марра дает пищу для ума и в эру компьютеров.
Главное, что дает надежду на разгадку тайны, - это наличие основного банка понятий всей ойкумены. Ведь банк этот опирается на реальные факты бытия.
Но что такое «понятие"?
Заглянем в философский словарь: "Понятие - одна из форм отражения мира мышления, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки.
         Понятие - продукт исторически развивающегося познания, которое, подымаясь с низшей ступени на высшую, резюмирует на основе практики добытые результаты во все более глубоких понятиях, совершенствует, уточняет старые и формирует новые. Поэтому понятия  не статичны, не окончательны, не абсолютны, а находятся в состоянии развития, прогрессируя в сторону адекватного отражения действительности… Понятия составляют значение и смысл слов языка... 
         Основная логическая функция понятия состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и в познании предметов. Благодаря этой функции понятия связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слова и оперирование им в процессе мышления…
         Образование понятия, переход к нему от чувственных форм отражения – сложный процесс, в котором применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более или менее сложные формы умозаключения ...
         При этом часто понятия науки, создаются лишь на основании гипотетических  предположений о существовании  тех или иных объектов и об  их природе ... " (Философский словарь. М., Политическая литература, 1963).
         Атом не был бы расщеплен, если бы Менделеев не написал на клочке бумаги свое понятие о системе элементов, воплотив мечты алхимиков в явь ...
         Историческая нить понятий началась на заре человечества. Это были далекие рубежи обитания питекантропа!
         Укрощение огня, изобретение узла, колеса, порожденные ими культы вызывали рождение целых пластов понятий в языке ойкумены, что и легло в основу общечеловеческой информации о смирении и использовании животного для гарантированной сытости и передвижения с грузом по планете, т. е. освоение Земли уже в неолите.
         Это особенно хорошо видно с современных позиций. Сейчас, как никогда,  вскрываются сокровенные связи родов и времен, выявляется путь становления человечества: его взлет от «органической частицы природы" до создателя ноосферы по Вернадскому.
         Мир городов, машин, мир идёй, музыки, плещущихся искусственных морей и каналов, выведенные породы скота, заповедные парки, где мы пытаемся сохранить еще не уничтоженных, не съеденных "братьев наших меньших", индустрия саморазвлечения, ставшего некоей манией, поглощающей все помыслы, эмоции, время и силы "братьев старших", - то, без чего человек не мыслит уже своего существования, - ноосфера ...
По последним данным ученых в ойкумене Старого света, т. е. Евразии и Африке, человек начал бурно формироваться 150 тысяч лет тому назад. Уже со времен питекантропа (архантропа) возникает речь и язык. Сначала это был диалогический обмен словами-предложениями в эпоху собирательства и охоты. Но параллельно развивается понятийное мышление, опыт обобщается. Из него извлекаются уроки, на результатах их растет открытие мира, осмысление его явлений и прогнозирование их.
         В эпоху неандертальцев трудовые процессы усложняются, совершается скачок от собирательства и загонной охоты к земледелию и скотоводству. И все эти процессы впитывает и отражает язык и речь.
         Земледелие, родившееся как гарант от стихийных бедствий и климатических изменений, повсеместно утверждается на 2 тыс. лет ранее скотоводства. Оно заставляет человека следить за чередованиями сезонов и колебаниями климата особо пристально, привязывая земные явления к изменениям небесным: фазам Луны, конфигурации Млечного Пути - Древа Жизни, траектории движения Сириуса, солнечным затмениям, кометам, Марсу, Венере и др.
         Опыт порождает запас информации, нуждающейся в передаче от поколения к поколению. Выстраивается разветвленная идеология, расширяющаяся еще больше с углублением и разрастанием кругов познания в животноводческий период, при постижении космических явлений.
         Археологи и антропологи утверждают, что численность населения ойкумены резко возросла после гарантированного получения запасов пищи, как результат приручения скота и продуктивного земледелия. Они даже фиксируют "первый неолитический взрыв" и "первую неолитическую революцию".
И произошло это совсем "недавно" - 11- 8 тыс. лет назад, когда на землях в верховьях Дона, Днепра, выше Зубово-полянского щита, у Жигулей дотаивали снега последнего европейского оледенения. Уже был изобретен узел, стыковался каменный молоток с державкой-рукояткой, дубилась кожа, меховые шубы украшали неандерталок. Жилище человека стало культурным, многофункциональным: спальней, кухней, местом труда, детской, местом передачи опыта и знаний, кладовой и лечебницей, торжищем и культурным очагом, где совершались первые обряды.
         Согласитесь, что по сравнению со 150 тысячами лет 11 тысяч не так уж много! Но именно в период "неолитической революции" ученые фиксируют резкое увеличение информативного поля, что вызывает перестройку мозга и черепа; костяка тела в результате расширения видов деятельности в период земледелия, скотоводства, ремесел, связанных с переработкой их продуктов, с уходом за посевами, скотом, с изменением образа жизни при оседлости, с трансформацией отношений внутри человеческих сообществ от мены-торговли, а особо - от фиксации всего этого информационного потока речью.
         Речь, жившая около 130 тысяч лет как диалог в замкнутой группе охотников и собирателей, с изобретением узла и колеса стала средством общения разрозненных единокровных и далеких племен.
         Уже примитивный охотник был глубоко помнящим анатомом и обладал массой сведений по поведенческой манере зверей и других объектов охоты. Агротехнические и животноводческие познания (с их сезонной регулярностью и чередованием климатических изменений) породили необходимость предвидения. Слово «Предвидение» по латыни значит VERA- ВЕРА. «Вера» это «взгляд в будущее». Накапливающийся опыт человечества, связанный  с_неподвластными человеку космическими явлениями, одевался в покровы  суеверий и мистицизма. HO изначально вера несла в символически-магической форме, в разноцветии культов и обрядов крохи практической истины об окружающем мире, зачатки научных знаний со времен питекантропа. Их же нес от поколения к поколению язык, набирая банк слов и шлифуя грамматический строй.
         Развитие науки, т. е. более точных и материальных знаний и методов веры-предвидения,  неумолимо, как саама жизнь! Но при этом и наука пользуется тем языком, который дала человеку его история. Слово "бакалавр" навсегда будет "бакалавром", т. е. "быком увенчанным", а "бацилла" - "коровкой"; наше слово "молоко" - лактозой "праматери богини Ма" древних, "туризм" - прогулкой на туре по диким лесам II тысячелетия и в салоне современного турбовинтового лайнера, а "бабушка" - "бычихой-прародительницей" скотоводов!
         Нет, Пушкин ошибался, назвав язык человеческий "празднословным и лукавым"! Язык всегда был деловым и истинным: он отбирал и впитывал необходимое для будущего движения человечества честными дорогами трудолюбивых, гордых, умеющих за себя постоять, покровительствующих больным и слабым, поклоняющихся свету разума и истины! Человек родил язык, но и язык помог "огранить" дух человеческий от законов зверства и пожирания сильным слабого. Слово обрело объективную  силу, «божественную» власть. Оно исторгает слезы, сводит с ума, извергает напалм и залп боеголовок. Но оно и расправляет морщины в улыбке, заставляет зло уступить
добру. И главное при  общении словами – правильное их понятие. Именно оно - носитель опыта древних поколений.
         Тесные связи народов в древние времена прослежены учеными по захоронениям и останкам, одежде, утвари, украшениям и даже игрушкам членов древних цивилизованных конгломератов.
         По характерным долям в черепе антропологи отмечают, что язык, несущий единые понятия времен неолита, возник на стыке-узле четырех ареалов неандертальского (архантроп) вида:
1) европейские неандертальцы (среда обитания Сев. Африка, Испания, Англия, Балканы, Причерноморье);
2) африканские неандертальцы (среда: Восточная Африка и Египет);
3) неандертальцы группы схул (Присрединоморье Азии);
4) переднеазийские неандертальцы (Тигр - Евфрат, Каспий, Арал) (см.: Алексеев В. П. Становление человечества. М., Политиздат, 1984).
Неудивительно, что корневой пласт русского языка, заложенный в момент рождения и шлифовки при выработке основополагающих понятий, так разительно близок испанскому и английскому! Ведь в одном ареале он существовал в качестве средств общения более 100 тысяч лет, замыкая земли современной Англии, Испании, Греции, Италии, Болгарии, Восточной Европы в единый инФормативный круг: ("кольцо" - "рай") с постоянным обменом мельчайшими жизнеизменениями, на фоне торговли и войн, пульсировавших на схлесте быта.
         Если говорить образно, то проторенная словами-понятиями тропа в человеческом мозгу есть отражение исторических событий, технологических взрывов, пережитых человечеством и передаваемых из уст в уста на протяжении тысячелетий, из рук в руки - воочию.
         Поэтому, естественно, языковые тайны можно открыть, только опираясь на эти реалии - на реалии протопонятия, т. е. древнейшего его звукового символа - протослов неолита.
         Взгляд схематика-"верхогляда", т. е. современного догматика, опирающегося лишь на мизерную пленочку грамотных документов, написанных в последнее тысячелетие существования вечно живущих народов, имеющих общую историю развития, - а пленочка эта лежит на поверхности разговорной стихии Океана Языков в 100 - 150 тыс. лет! - такой взгляд обречен на бесплодие, на "темные места".
         Ведь даже "служебные частицы" есть телеграммы ситуаций, переживаемых многократно человечеством: все эти междометия, предлоги, окончания слов, артикли и союзы.
         Все они есть понятия определенной ситуации, эмоции, действа или явления - с глубочайшим философским смыслом! Это "азбука Морзе" древности, проявление мудрости и опыта Человечества.
         И не важно, где стоит понятие "поверхности", "времени" или "зла" - в начале (предлог-приставка), середине (корень) или в конце слова. Маленькая "частичка" формирует смысл современного слова-телеграммы из нескольких понятий древних!

Возьмем для примера слова "утро" или "ночь".У – понятие «Близости», Т - понятие потенции, царство бога Тота и богини Та, т.е. "того света", вечной тайны, тьмы, смерти, ночи. Р - круг, цикл, жизнь, персонифицированный бог Солнц Ра, "белый свет" быка-бога, крылатого Бела-Мардука. О – округ - горизонт, общность.
     "У + Т + Р + О" есть не что иное, как "касание-сближение солнца и тьмы по линии горизонта, т.е. миг "рассвета" - "бога Ра осиливания над богом Тотом" - буквально!
"Ночь" же - это "нутро общей силы бога Тота, тьмы, тайны".
Вы скажете, что на английском, на испанском и т.д. так не получится? Вот здесь-то и раскрывается великая тайна "философии" народа, его "духа", его исторических контактов. Об этом мы поговорим предметно, но ниже.
     Подход к смыслу слов с протопонятийности, т.е. восприятие каждого слова в качестве целой фразы древних, позволяет решить  "неразрешимые" проблемы, т.к. дает найти тот ключ-понятие, которое  конкретизирует смысл слова, определит его круг применения.
    Уже несколько десятков лет живет проблема "темных мест" в древнерусской поэме "Слово о полку Игоря". А ведь ее можно решить только с позиций истории мирового языка и истории касты древних воинов - "всадничества"! Терминология касты всадничества, запечатленная грамотой Рамзеса II, Хеттусили III, Александра Антидракона или Римских Всадников была одинакова и у индо-скифов, маранов или викингов, т. е. во все времена и на всех пространствах кормящих клинок земель.
    И проблемы славянской истории, Руси немыслимо решить, варясь в собственном соку выжженной пожарищами насилия истории ...
    И строй поэтики в "Слове" возрос не у дивов, прыгающих по деревам, а на общемировой гармонии стихосложения, ставшей почвой для "всаднического" эпоса от Сахары до Сахалина.
Интересную мысль высказал Хенрик Бирнбаум, славист из Калифорнии, в своей обобщающей работе по праславянскому языку*:
    "Есть серьезные основания полагать, что приблизительно до 500 г. новой эры общий язык славян был еще в высокой степени единообразен ... Фактически все попытки восстановить эти ранние этапы общеславянского праязыка должны поэтому основываться на методе внутренней реконструкции, т. е. технике, с помощью которой данные последней фазы уже неоднородного общеславянского языка периода 500 - 1000 гг. мoгyт быть спроецированы в прошлое... Имеются в виду первичные - в противовес вторичным или даже третичным - звуки, формы, а также ... отдельные типы фраз и предложений...
    Обоснованность... результатов... может быть впоследствии подтверждена соотношением... с фактами других индоевропейских языков".
    Неоценима практика школы академика Марра в этом смысле. Четыре его понятия(SAL, BER, YON, RОШ) стали перекладинами креста, на котором распяли животрепещущую наследственную мысль, русской науки о языке, объявив его "богоискателем" и "космополитом". -
    Соловушки сталинизма, заливаясь на авансцене перед "железным занавесом", воспевали "пролетарскую науку", а за занавесом росла и крепла "буржуазная наука"… Бог им судья.
    Понятия "общесущей силы" рода человеческого, его "веры" - протонауки, "многосилия общности народа", "круг расселения семей силы" исходных родов, понятие  первой круговой узы дани - РУЗы-РУСи хранят все языки человечества.
Язык, как все в космосе, есть система. И, в принципе, подобно системе, вскрытой Менделеевым, или системе-телу живого существа, он должен иметь набор основополагающих элементов - ПРОТОСМЫСЛОВ, т.е. понятий, образов, реалий внешнего мира, как мы говорили выше. Среда "деятельности" этих элементов организована по законам всех систем, что подтверждается опытом машинных языков, системами информатики. Зависимость же восприятия внешнего мира человеком описывается формулой В.Д. Глезера и И.И. Цукермана (в монографии "Информация и зрение"). Это формула "древа нейронов" человеческого мозга: Х = 15 logУ, где Х - время опознания объекта в миллисекундах, У - число объектов, которые могут быть предъявлены организму.
    Общеизвестно, что живой организм предпочитает любым зависимостям именно логарифмические или приближенные к ним. "Внутренний глаз", пробегающий по полкам памяти, где за 150 тыс. лет разговорной речи накопился банк понятий, ищет на "древе" реальных нейронов ту почку, ветку, лист, цветок, сучок, которым и является новое, привычное или древнее, отмирающее слово.
    Древо Мысли - Древо Жизни – это один из постулатов древних философов. А его космическая ипостась - Млечный Путь - проявление закономерности развития Космоса, порождение Природы-Бога ...


Рецензии