Краткая история Саракша

©Удоевский Беспризорник



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ САРАКША

Краткий обзор составлен на основе Северо-Западной точки зрения и представлений, распространенных в Континентальной Империи накануне Первой Мировой войны



Москва – Внутренняя Столица, 2009 г.






ВВЕДЕНИЕ.


Очевидно, в краткой справке совершенно невозможно дать сколько-нибудь полноценную картину всех физических и исторических факторов, определяющих современное состояние саракшской цивилизации, даже если ограничиваться лишь наиболее существенными из них. Все же, необходимость сама по себе создает возможность, и мы делаем такую попытку, заранее, впрочем, снимая с себя ответственность за ее возможный результат.

Естественно, что главным определяющим обстоятельством в этом ряду в первую очередь является сама природа этой планеты.

Саракш, как хорошо известно, лишь ненамного превышает Землю по массе. Тем не менее, он принадлежит тому же подклассу землеподобных планет, что и Земля, за исключением лишь одного, но весьма существенного фактора – ненормально плотной и непрозрачной атмосферы, параметры которой не укладываются в общую закономерность. Принципиально, все планеты подкласса «больших земель» именно таковой атмосферой и отличаются. Но масса их при этом систематически превышает массу не только Земли, но и Саракша и «землеподобность» условий обитания на них представляет собой достаточно абстрактное понятие, ибо люди с большим трудом переносят напряженность поля тяжести, превышающую земную в полтора и более раз. Общей же закономерностью для суперземель является быстрое сокращение площади материков с ростом массы, закрывающее этот тип планет переходом в класс океанид, у которых гидросфера образует сплошную планетарную оболочку.

В отличие от этого на Саракше уникальные характеристики его атмосферы обусловлены действием множества факторов, некоторые из которых до сих пор остаются неизученными. Это и особенности излучения центральной звезды, к системе которой принадлежит Саракш, и характер взаимодействия его редкостной для землеподобных планет, квадрупольной в первом приближении магнитосферы со звездным ветром и верхними слоями атмосферы, и некоторые компоненты состава этой верхней атмосферы, и особенности той точки равновесия, которую «выбрала» из многих потенциальных возможностей биосфера как целевой оптимум в своем регулирующем воздействии на нее. При этом, как определенно показывает ряд исследований, существенную роль здесь играют и некие скрытые еще пока от нас иные обстоятельства.

Биогенез на Саракше принципиально не отличается от земного за исключением того, что переход к криптозою произошел на 800 миллионов лет раньше, по сравнению с Землей. Это служит подтверждением известной гипотезы «внешнего толчка», необходимого для инициации этого процесса, которым, вероятнее всего, была мощная метеоритная бомбардировка либо даже единичное столкновение с достаточно массивным планетоидом или кометой.

Другой эволюционной особенностью Саракша, которую хочется отметить, является характер смены главенства рептилий среди высших представителей фауны на млекопитающих. Если на Земле «динозавры» вымерли вследствие целого ряда закономерных тотальных биосферных изменений, приведших к утрате ими кормовой базы, то на Саракше в основе этого процесса лежит настоящая «биологическая война». Образно говоря, саракшские динозавры были «съедены» саракшскими же млекопитающими, более подвижными, обладающими более развитой нервной системой и рядом других «боевых» преимуществ. При этом отдельные представители так называемой «неодинозавровой фауны» сохранились на некоторых изолированных островах Архипелага до настоящего дня.

Антропогенез на этой планете изучен существенно хуже, чем земной. Отчасти это объясняется тем, что территория, на которой произошло зарождение саракшского человека (околоцентральная область Голубой зоны), первично занимаемая саванной, впоследствии была окультурена и сильно «перепахана» процветавшей там некоторое время древней цивилизацией. В дальнейшем эта цивилизация сменилась вытеснившими людей джунглями, крайне затрудняющими любые современные раскопки.

Тем не менее, наиболее древние костные остатки саракшского сапиента, найденные местными антропологами, датируются тремя миллионами лет. Методами палеогенетического анализа численность его первичной популяции оценена в 40-50 тысяч индивидов, что несколько больше, чем у его земного собрата.

Как хорошо известно, историческая фаза культурогенеза на Саракше примерно вдвое длиннее земной (20 тыс. лет против наших кругло говоря 10-ти), причем её составляют не просто «те же» эпохи, что и на Земле, только лишь более затянутые, но это действительно иная история, при всем её поразительном сходстве с земной.

В настоящее время выделяют 10 основных эпизодов становления саракшской цивилизации, которым предшествовала длительная «Предысторическая» эпоха (10 – 6 тыс. лет до Озарения), охватывающая процессы становления цивилизации от перехода к земледелию и первых постоянных поселений (городищ) до первых городов. Как и на Земле, отдельные следы довольно развитых протокультур просматриваются ещё на 4 – 5 тысяч лет вглубь веков, как Земли, так и Саракша, которые по совокупности выделяют под общим понятием об «Атланто-Лемурийской» эпохе.




1. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА, 6 – 3 ТЫС. ЛЕТ ДО ОЗАРЕНИЯ.

К древнейшей эпохе на Саракше относят период от возникновения письменности до распада рабовладения как основы способа производства. Она охватывает время возникновения, расцвета и упадка первичных цивилизаций, в целом подобных земным культурам древнего Египта, Крита, Вавилона, Индии, Китая, американским империям Инков и Ацтеков. Их развитие порождает первые государства и мировые империи, противостоявшие варварским племенам, доминирующим на основной территории Континента.

На протяжении данной эпохи рабовладение, постепенно развиваясь, становится из патриархального государственным, составляя экономический базис общества,  и создавая тем самым условия для своей последующей деградации и распада.

Отличительной чертой является отсутствие выраженной фазы «античного империализма», возникновения стремления к установлению тотального политического господства над миром, чем заканчивается земная Древняя история (от походов персов и Александра Македонского до империализма Афин и Рима).

Самые древние археологические артефакты цивилизации Саракша – мегалиты этого периода, включая великолепные образцы пирамидальной архитектуры одной из центрально-континентальных культур, занимавших часть территории современного опустынивания, на стыке сегодняшних Южной Федерации, Голубого союза и Континентальной Империи (зеленый цвет на вышеприведенной схеме).

В отличие от земной археологии, материальные следы Древнейшей эпохи Саракша еще более стерты и перекрыты последующими наслоениями. Поэтому не существует сколь-либо полной хронотопической карты этого периода. Известны, по всей видимости, лишь некоторые из тогдашних царств, и вряд ли кто-то сможет однозначно поручиться, что именно самые мощные и влиятельные из существовавших. Помимо упомянутой группы центрально-материковых культур, следы высокоразвитых древних цивилизаций обнаружены на территории Желтого союза (2) и на территории современного «языка» Великой пустыни (3), выходящего к морскому побережью между Фатерландом и Федерацией. Здесь располагалась так называемая «протоевропа», сыгравшая в истории местной цивилизации роль, в чем-то подобную роли античной Греции.

Возможно также, что некие древнейшие государственные образования имелись и на территории нынешней Пандеи. Хотя там до настоящего времени так и не найдено никаких следов поселений городского типа, относящихся к этому периоду, многочисленные артефакты, такие как миниатюрные скульптуры, монеты и украшения свидетельствуют о существовании достаточно развитой местной культуры.




2. РАННИЙ ФЕОДАЛИЗМ (ПЕРВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ), 3 – 1.5 ТЫС. ЛЕТ Д.О.


Первое «средневековье» Саракша уже не столь подобно земному, как древнейшая эпоха, притом завершается оно кризисом совершенно специфическим и совершенно современным по земным меркам и по элементам своего содержания.

Именно, цивилизация Саракша в силу своей своеобразной реальной географии и виртуальной космологии уже тогда впервые столкнулась с тем, что является основной проблемой всех сапиентов Вселенной – «борьбой со скукой бытия» ©.

Подобие этого периода можно обнаружить разве что в средневековом, конфуцианском по преимуществу Китае. Этническое сознание народов Саракша вообще склонно к изоляционизму вплоть до отторжения любых внешних влияний с одновременным систематически более тесным сплочением во внутренних рамках собственного мирка патриархальных патерналистических государств. Здесь мы систематически сталкиваемся с проявлениями того, что на Земле представлено почти единственным примером японо-европейских отношений в начале нового времени.

Космологическая ограниченность Мира (а «выяснение» этого факта, и его окончательное воцарение в умах составляет один из основных интеллектуальных продуктов и итогов Древнейшего периода), в итоге развития приводит к его распаду на слабо связанные почти антагонистические части или компоненты, создающие своим постоянным конфликтом внутреннее напряжение там, где не хватает очевидных задач для деятельности, ориентированной вовне. Только такая деятельность могла бы породить, и, как правило, порождает соответствующий прототип и реально становится основой духовного единства человечества в противостоянии тотально превосходящим его силам, которые, однако, не таковы, чтобы не допускать частичных побед над собой, подкрепляя этими победами данное направление развития.

Фактически удостоверяемая конечность Континента и пустота окружающего его Океана – Панталласы особенно эффектно завершают космологическую конструкцию Вселенной Саракша в плане её воздействия на формирования ментального плана местной цивилизации. Все «вызовы», стоящие перед саракшским человечеством оказываются либо уже оснащенными парадигмами успешного решения соответствующих проблем, которые необходимо лишь аккуратно и точно воспроизводить согласно древним рецептам, и которые поэтому не относятся к числу серьезных или существенных задач, либо порождают такие проблемы, которые непреодолимы вовсе и не решаемы принципиально, как и любой из известных «проклятых вопросов» из области метафизики.

Уже к концу Древнейшего периода, мощь, которую набрала цивилизация, была достаточной, чтобы упорядочить мир и сделать его практически беспроблемным, в разумных пределах, естественно, превратив повседневный быт в более или менее эффективные процессы материального и духовного воспроизводства. Но именно это и лишает смысла самое человеческое существование, создавая условия, когда вообще говоря, некуда, по сути-то, и стремиться, не к чему применить силы, высвободившиеся после «победы над природой в целом». Ибо Континент не только един и единственен, но и зримо ограничен при всем своем величии, океан же Панталасса почти безграничен, но пуст и бесмысленен, как и небо над головой, представляющее собой хотя и колоссальный, но тоже лишь ограниченный объем практически пустого пространства, и как «действительно» бесконечная бессмысленная и непобедимая твердь под ногами.

Конечно, в этих условиях не могла не возникнуть идея «панимперии», но именно они же становятся и непреодолимыми предпосылками к её почти немедленной дискредитации, «ибо смертны все, и зубы болят даже у Императора Мира» ©. Реализация такой блестящей с виду идеи вынимает последний «высший смысл» и пафос из жизни людей Саракша, и эта мысль настолько же очевидна, насколько и чудовищна, и в силу этого никогда не доводится до конца даже на уровне высказывания. Все понимают, что мировое господство это не то, к чему надо стремиться, но никто не осмеливается сформулировать эту мысль на словах или на бумаге. Эта цель не оправдывает себя не столько необходимыми для её достижения непропорциональными средствами и не только ненужностью и бессмысленностью фактического результата, но и, главным образом, убийственным характером вызываемого к жизни её достижением её собственного отрицания, неизбежно следующего за ним по законам диалектики.

Так что в действительности, в полном соответствии с принципом противоположности, при господстве в текстах того периода панимперских мифологем и образов, реальные относительно большие государства, сложившиеся в Древнейший период постепенно разукрупняются, превращаясь во множество мелких и мельчайших княжеств, слабо склонных к войнам и торговле и вообще каким-либо отношениям друг с другом. И лишь странствующие рыцари и менестрели поддерживают ещё некоторый «культурный обмен», связывая их в некие, не имеющие прямых земных аналогов рыхлые конгломераты с общими хотя бы языком, преданиями, религией и сходным жизненным укладом.

В отличие от Земли, на которой все средневековье уложилось менее чем в тысячу лет, уже первое на Саракше тянулось все полторы и завершилось не технологической революцией, открывающей эпоху земного Нового времени, но неким подобием «экологизации», как её понимали в конце XX-го – начале XXI-го веков на Земле, сопровождавшимся почти полным коллапсом городской культуры.

Образ покинутого жителями города, величественные руины, заросшие травой и бурьяном – это самая распространенная и ставшая хрестоматийной художественная характеристика последней трети Первого Средневековья. Центрами жизни в тот период стали усадьбы феодалов, состоящие из хорошо укрепленного замка и небольшой окружающей его территории, занятой подвластными хозяйствами. Такие усадьбы, хотя зачастую и достигали достаточно высокого уровня культуры и технологии, все же поневоле были ограничены в возможностях и наличных жизненных интересах своими масштабами. 

На «выходе» этой исторической эпохи Саракш характеризуется уже несколькими десятками зон распространения автохтонных «культур», организованных в государствоподобные формы, которые, как уже отмечалось выше, не имеют прямых аналогов на Земле. Эти же культурные зоны являются и носителями лингвистических корней современных языков Саракша. Мало что известно относительно языков Древнейшей эпохи, но языки Первого средневековья восстановлены саракшским языкознанием методами глоттохронологического анализа в значительном объеме и с достаточно высокой достоверностью.

Крупнейшими культурными зонами были западная, тянувшаяся вдоль побережья Лазурной Дуги, центрально-континентальная и юго-восточная. К тому же времени относят и культурно-языковое обособление северо-восточного населения территории будущих Грахацухского Деспотата и современного Улумбера.

Период межвременья был, однако, относительно коротким, а появление технологий проникновения в морские просторы и глубины, по-видимому, создало основу новой серии пассионарных толчков, в которых так нуждалась саракшская цивилизация.




3. ПРОТОПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРИОД, 1.5 - 1 ТЫС. ЛЕТ Д.О.


«Короткий, но очень яркий» (по местной характеристике), наложивший отпечаток на все дальнейшее развитие.

Первые мануфактуры, часовые механизмы, артиллерия, зрительные трубы и микроскопы и т.п., первые устойчивые международные торговые отношения на постоянной основе. Ну и первые корабли, способные к дальним плаваниям, первые подводные лодки и скафандры.

Этот цивилизационный прорыв имел место преимущественно на северо-западе Континента, южнее и восточнее, однако, расположения современных центров цивилизации в этом регионе (район Побережья, современная пустыня), и, удивительным образом, в какой-то степени в него оказался вовлечен и ряд юго-восточных княжеств. Притом, что какая-либо связь между этими регионами, отделенными десятками тысяч километров и многими труднопроходимыми географическими препятствиями, такими, как Великая Пустыня, джунгли Голубой зоны и Великая горная страна в те времена представляется почти совершенно невозможной.

Попытки морских поисков, изредка предпринимаемые лидирующими государствами этого периода чаще всего – ибо нечего было найти в огромном и пустом Океане, – заканчивались катастрофически, никто не возвращался. Архипелаг, впрочем, на протяжении всего Протопромышленного периода достигался неоднократно, неоднократно же создавались и колонии там, о самом существовании которых, однако, быстро забывали за полной бессмысленностью каких-либо отношений с ними.

Зато возникновение мануфактур интенсифицировало товарный обмен и влило новый смысл в существование городских центров. Тем не менее, несмотря на становление примитивной промышленности города так и не восстанавливают в полном объеме масштаб и влияние, сопоставимые с теми, которые они имели в конце Древнейшего периода – начале Первого Средневековья, а «достижения технического прогресса» остаются лишь некими эпизодами, не получающими поддержки систематическим спросом и за редкими исключениями почти не формирующими никакого нового образа жизни.

Напротив, «подарки железного дракона», образ которого возник именно в Протопромышленный период как характеристика всего того, что впоследствии стало относиться к понятию о «научно-техническом прогрессе», скорее вызывают нарастающее негативное отношение, как опасная возможность разрушить существующее равновесие природно-человеческих связей, определяющее значение которых для человека и цивилизации постепенно осознается. Происходит это параллельно с созданием основ уникального саракшского биологического, социального, антропологического и культурологического комплекса знаний, имеющего к настоящему времени многотысячелетнюю историю.

Все эти обстоятельства все же не помешали тому, что данная эпоха заложила традицию почитания технического мастерства как одного из видов высокого искусства. Тончайшие уникальные механизмы, как «игрушечного», так даже и меркантильного назначения ценятся с тех пор на Саракше подобно тому, как на Земле ценятся уникальные художественные полотна. Эта традиция с одной стороны, надолго блокировала какое-либо стремление к тиражированию технических достижений, с другой создала ареал в котором это искусство могло не только существовать тысячелетия, но и претерпевать некоторое развитие и удивительные трансмутации, не имеющие аналогов на Земле.




4. ЭПОХА ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ, ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ПЕРЕД ОЗАРЕНИЕМ.


Саракшская «античность» в наиболее полном и до сих пор не превзойденном расцвете.

Если от вышеперечисленных периодов саракшской истории сохранилось достаточно мало достоверных свидетельств и материальных памятников, то с этого периода начинается уже некая вполне определенная цепь историографической традиции, которая если и не непрерывной линией, то хотя бы пунктиром проходит через всю толщу времен, охваченных цивилизацией Саракша.

Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с земным западноевропейским Возрождением, но много более объемным, длительным и «эпохальным», в котором был существенно превзойден свой сознательно выбранный исторический прототип. Действительно, в Древнейший период можно отыскать отдельные страны, в чем-то предвосхищающие культурный расцвет этой эпохи.

Культ литературы, искусств, наук, понимаемых не только и не столько как основа для прикладных целей, но более как чистая самоценность, культ физического и нравственного самосозидания, подобный идеалам земной античной калокагатии.

Расцвет языческой религии и философии при явном, сознательном и подчеркнутом небрежении к меркантильным потенциям технологии и естественных наук, «полупастораль» раннеантичного в земной аналогии гармоничного и самодостаточного человека – воина и крестьянина.

Распад коллективного сознания, ограниченного замкнутой космологией Саракша дошёл в предшествующую эпоху до разложения эгрегора на отдельные личности, но в этом пределе, вместе со становлением самой этой личности до масштабов самодостаточного микрокосма, воспроизводящего в себе всю Вселенную, обрел силу встречный процесс новой консолидации на основе сознательного самопреображения посредством созидания высокой общественной культуры.

Своего рода «Эпоха Мира», когда войны не часты и не злы, но носят характер почти спортивных турниров, как распространившиеся в тоже время спортивные игры, подобные земным Олимпиадам, и соревнования «мастеров искусств», поэтов, художников, ораторов и мудрецов.

Войны в эту эпоху проходят подобно дуэлям, по строгим правилам, часто даже с третейским участием, как бои гладиаторов, но в отличие от них это не варварство, а наоборот, культура, так как не развязывает как прототип, но, напротив, сдерживает и связывает инстинкты и упорядочивает их проявление.

Известны казусы даже отмены результатов сражений, если удавалось доказать, что победившая сторона воевала в том или ином отношении «не по правилам» либо используя противозаконные средства или приемы.

Утрата ряда технологий, в том числе сознательное изгнание истребительных видов оружия из употребления. Давно изобретенные огнестрелы не применяются, хотя образцы и технологии их сохраняются в Домах Знаний и Храмах Памяти.

 Федеративность раздробленного античного мира продолжает предшествующий период почти предельного политического атомизма саракшских обществ с появлением, однако, новых тенденций к некоему пропорциональному росту городов-государств до географически естественных границ.

Эпоха развитых международных отношений и тонкой политики, в отличие от выраженного изоляционизма Первого Средневековья.

Геополитическим лидером этого цивилизационного процесса выступает саракшская «Европа» (северо-западное побережье, включающее ныне опустыненный промежуток ничейной зоны между территорией Отчизны и Федерацией, юго-запад Отчизны и значительную часть южного побережья современной Пандеи), и отчасти вовлекаемый ею в общий контекст, своеобразный с тех пор и до настоящих времен Юго-Запад Континента. В Желтой зоне также происходил когерентный культурный процесс, но тамошние княжества распределились на два направления, среди которых победило как раз традиционалистское, противоположное и сознательно противопоставляющее себя идеалам западного направления.

Заканчивается эта эпоха завоеванием и разрушением передовых стран Западного Побережья «восточными варварами» (сравни: падение Римской Империи, походы Чингисхана и т.п.).

Хотя восточное господство составило лишь краткий исторический миг в многовековой саракшской истории, страшный шок «гибели Мира» под ударами грубой и тупой, чисто физически превосходящей силы оказывает неизгладимое воздействие на всю последующую историю местной цивилизации.




5. ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ, 0 – 500 ГОДЫ ОТ ОЗАРЕНИЯ.


«Искаженная античность», в подобие римского или постэллинистического периода земной античности. Первая эпоха империализма.

Варвары отчасти были вытеснены, отчасти растворились в автохтонных этносах, точно проследить это не представляется возможным, так как ясных и конкретных свидетельств о каких-либо освободительных войнах или восстаниях, как и вообще о периоде варварского господства и освобождении от него не имеется в наличии.

Тем не менее, уже к 100-му году мы вновь встречаем упоминания в летописях почти всех прежних наиболее существенных и влиятельных «античных» княжеств и государств Запада и Юго-запада.

Главным фактором, характеризующим данный период, является резкое изменение направленности культуры этих регионов.

Собственно, именно после восточного нашествия и в прямом следствии его и возникает та специфическая жестокость, в которой все последующие авторы, следуя Юго-восточным историографическим традициям, упрекают «северных варваров» этого периода. Ибо теперь в центре их культуры милитаризм и империализм, сменившие мирную полупастораль «античной» Аркадии 4-й эпохи, непрерывная жестокая война всех со всеми, порождающая быстрораспадающиеся союзы и империи-однодневки.

Можно отметить, что ситуация, когда саракшская история выступает в роли некоего «увеличительного стекла» для земной является совсем не редкой. При этом не слишком значительные отдельные события, проблемы и особенности земной истории в саракшской превращаются в целые эпохи, охватывающие подчас весьма значительные пространственно-временные локусы. В данном случае легко усмотреть некое подобие с противостоянием Афин и Спарты после совместной победы над персами, но также в многократно преувеличенных масштабах и длительности.

В области военной техники в этот период имеет место постепенное разрушение системы моральных запретов на «жестокие» и «бесчеловечные» виды оружия, возобновляется использование огнестрельного оружия, вообще разрабатываются все новые и все более изощренные и жестокие виды вооружений, в том числе примитивное «химическое» и не столь уж примитивное «биологическое».

К концу периода двуличие и коварство становятся синонимами «политики», все виды интересов постепенно все больше редуцируются к «шкурным» и «империалистическим», а падение нравов достигает масштабов, служащих примером для историков всех остальных эпох.




6. ЭПОХА ВТОРОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. 500 – 2500 ГОДЫ ОТ О.


Саракшское Второе Средневековье это эпоха мирового господства Религии Света. В эту эпоху коэффициент гомологической синхронизации между саракшской и земной цивилизациями достигает максимального значения за всю историю Саракша. Напомним, что в сопоставительной культурологии данный коэффициент характеризует уровень подобия сравниваемых цивилизаций через совокупный временной разброс в параллелизмах и аналогиях между ними. В данном случае, с учетом знака, разбросы примерно компенсируются, число же выделяемых подобий настолько велико, что можно говорить о прямом историческом соответствии.

В период расцвета этой эпохи черты зримого варварства и признаки переломного земного XX-го века создавали немыслимое с точки зрения любого землянина переплетение в едином фокусе общего пространственно-временного локуса множества далеко отстоящих друг от друга и даже казалось бы совершенно не совместимых эпох. Азиатский средневековый хаос разнонаправленных жизненных проявлений и стройная отлаженность и упорядоченность планового ведения сельского хозяйства, высочайшие достижения городской архитектуры и почти полное отсутствие систематических коммунальных служб. В науке этого времени дичайшие магические представления и весьма незначительный физико-астрономический комплекс знаний сосуществуют синхронно с высоким уровнем развития биологии, включающей самые точные и тонкие преставления из области, например, генетики. Можно было бы рискнуть охарактеризовать тогдашнюю цивилизацию как «биологическую», если бы при этом не происходила редукция многообразного ее «общественного бытия» к достаточно узкой и специальной его сфере. Во всяком случае, к концу этого Средневековья местная генетика обеспечивала полнофункциональный теоретический базис практической селекции, достигшей значительных высот в выведении высокопродуктивных сортов растений и специализированных пород домашних животных.

В целом же Второе Средневековье составляет эпоху наибольшего величия саракшской цивилизации. Никогда, ни до, ни после него Континент не был столь един. Торговые пути соединили самые удаленные его точки, компенсирующая отсутствие возможности ориентирования по звездам система географических и позиционных указателей плотно покрыла все населенные области. Многие из них сохранились до наших дней, если и не физически, то, по крайней мере, как периодически возобновляемые в одном и том же месте сухопутные маяки, по-прежнему обслуживающие саракшских странствующих и путешествующих.

Первая и единственная на Саракше религиозная традиция моралистической направленности, Религия Света возникает как ответ на вызов нравственной деградации общества в эпоху Поздней Античности. Второе Средневековье отсчитывается от казуса первого официального признания данной религии, тотально осуждаемой до этого и гонимой как единственная за всю историю Саракша систематическая ересь. Начало эпохи характеризует поворот от гонений к утверждению и официально одобренной пропаганде. Примерно с середины эпохи Религия Света становится ведущей религиозно-философской традицией в ряде стран, впоследствии под ее эгидой возрождаются крупные централизованные государства, на этот раз «этической» ориентации.

Возникла Религия Света примерно за полтораста лет до Озарения в полупустынях отрогов Центрально-континентального Хребта, на юго-восточной границе той самой Зеленой зоны, где в древнейший период процветала наиболее мощная и развитая из всех известных протоцивилизаций Саракша. Это произошло путем слияния нескольких языческих культов просветительской направленности. В дальнейшем к деятельности первых, оставшихся по большей части неизвестными Озаренных, были отнесены и некоторые еще более древние тексты. Примерно в те времена, когда по основной мифологеме данной религии собственно и произошло Озарение к движению стали примыкать образованные и влиятельные круги общества. Некоторое число весьма глубоких философов из этих кругов преобразовали общими усилиями отрывочные полуграмотные записи проповедей первых Озаренных в стройную систему мифов, метафизических представлений и нравственных поучений. Произошло это уже, однако, преимущественно в некоторых государствах Западного Побережья, хотя приверженцы Религии Света находят Озаренных практически во всех странах тогдашнего Саракша.

 Возможно, что «гонения» времен становления Религии Света являются такой же исторической легендой, как и Первый Храм Светозарной Церкви, в действительности же представления и деятельность первых ее адептов просто не привлекали практически никакого общественного внимания. Но точно также и легендарность Храма еще никем и никогда не была доказана, слишком много пробелов на сегодня имеется в наших знаниях о тех весьма и весьма далеких временах.

Фактом, однако, остается, что достигнув господства, церковь Религии Света вполне определенно заявила о себе как о враге войн и прогресса в его экономической и технологической ипостаси. Однако же, практически весьма близкие земным христианским ценностям «светозарные» морализмы при их реализации постоянно сталкивались с нарастающей чередой трудностей, превращающих все попытки улучшить мир в полную тщету, а своих ревнителей в озлобившихся гонителей всякого инакомыслия вообще. В тоже время, господство Светозарного Учения нигде и никогда не было столь полным и однозначным, как христианское или мусульманское. Даже в периоды своего наибольшего могущества Религии Света оставалась лишь одной из многих параллельно сосуществовавших религиозных и философских доктрин, и едва ли когда привлекала более половины активного в этом отношении населения.

Тем не менее, ничем иным, кроме как непосредственным влиянием Религии Света можно объяснить то, что во многих странах возникают и развиваются системы всеобщего образования и медицинского обслуживания и повсеместно распространяются принципы просвещения и гуманизма.

Точно также, мир, а не война доминируют на Континенте всю эту эпоху, из привычной обыденности война становится катастрофой, хотя соответственно, правда, возрастает и уровень жестокости в этих хотя и более редких, но одновременно и более масштабных войнах. Как будто некая материя войны, ровно в том же объеме, который прежде был распределен в несчитанных мелких постоянных конфликтах, изливается разом в коротких, но зато пропорционально более мощных взрывах человеческой злобы.

Население Континента в этот период достигает своего абсолютного максимума за всю историю. Сегодня невозможно оценить его сколь либо точно, но наиболее правдоподобной величиной считается цифра порядка трех - трех с половиной миллиардов человек, что достаточно много в условиях все еще относительно примитивного способа производства и при благоприятной для проживания территории на планете с единственным материком, лишь ненамного превосходящей земную Евразию. Но некоторые исследователи, тем не менее, отстаивают даже цифру в шесть миллиардов, которую мы считаем совершенно неправдоподобной.

Генетический балласт большинства этносов Саракша к концу периода достигает критической массы, в целом, по этнобиологии, это «эпоха Квазимоды», максимального распространения всяческих вредных и опасных мутаций и уродств.

Притом, что Светозарная Церковь именно в эту эпоху осуществляла первый в истории Саракша «гуманитарный эксперимент» по безусловной поддержке всех страждущих. Насколько же неуместным он оказался!

Относительная бедность сохранившихся документальных свидетельств той эпохи постепенно истощается до почти полного отсутствия письменных свидетельств периода «черной дыры» истории цивилизации Саракша, Господства Магов.

Заканчивается этот период первой глубокой «реформацией» Религии Света, проходившей весьма «неровно», и общеизвестным, так называемым Восстанием Валькирий, не требующим отдельной характеристики в силу избитости этого хрестоматийно-«поучительного» экзоисторического казуса.




7. ЭПОХА ГОСПОДСТВА МАГОВ ИЛИ ЦАРСТВО МАГОВ, 2500 – 4000 ГГ.


Следует сразу отметить, что загадка данной эпохи по сей день не решена даже принципиально, ни в саракшской, ни в земной исторической науке. Чтобы выделить соответствующую сложность ситуации отметим также, что параллельно существует, хотя и малораспространенное и слабо обоснованное, но достаточно авторитетное  мнение, что и самой загадки как таковой не было. А была лишь более или менее обычная деградация, особенная лишь в том, что произошла на фоне относительно высокого уровня развития общества, что встречается достаточно редко и в принципе не характерно для гуманоидных цивилизаций. А все связанные с этим особенности являются чистой мифологией.

Легче всего и нам было бы занять данную позицию, но факты, однако, таковы, что никак не позволяют этого сделать.

В целом линия развития от самой древней саракшской истории и до конца эпохи господства Религии Света, как легко видеть, составляет более или менее прямую параллель истории земной цивилизации до самого конца XX-го века включительно, хотя и с соответствующим своеобразием, вполне естественным и объяснимым. При этом единственным по-настоящему существенным отличием является лишь «изъятие» физико-математического комплекса, чей генез очевидным образом связан с астрономией, изначально отсутствующей на Саракше. Тем не менее, уровень развития рационального рефлектирующего сознания и научной мысли в конце упомянутого временного периода был весьма высок. Поэтому, равно как и в силу многочисленных исторических параллелизмов, несмотря на все отличия в их культуре, землянин конца второго тысячелетия христианской эпохи и саракшанин на исходе второго тысячелетия господства местной религиозно-этической идеологии рациональной направленности прекрасно поняли бы друг друга, может быть даже лучше, чем это возможно сегодня.

Мы упомянули об этом подобии в силу того, что и на Земле именно XX-й век является моментом исторического перелома и служит границей, разделяющей прошлое человечества на «предысторию» и собственно историю, отсчитываемую теперь, как известно, с начала XXI-го века от Р.Х.

Представляется вполне возможным, что и саракшская цивилизация претерпела бы в аналогичный момент некую подобную трансмутацию, которая вывела бы ее в ряд высокоразвитых цивилизаций. Тем не менее, этого не произошло, произошло нечто строго противоположное. Вместо выхода на новые рубежи произошел общецивилизационный кризис невиданного масштаба и неясной до сих пор этиологии. Кризис, в котором, возможно, достигается наибольшая глубина трагедии саракшской истории как одного из проявлений трагедии человеческого существования в этом мире вообще.

В целом этот исторический период характеризуется как эпоха «друидических» государств и полного разрыва исторических традиций со всеми предшествующими периодами, как «глубокое ущелье, разделяющее историю на "до" и "после"» ©.

Вместе с тем, принимать напрашивающуюся, но поверхностную точку зрения на данную эпоху как на тотальный цивилизационный откат было бы слишком поспешно. Уровень материального обеспечения жизни во всяком случае никак не стал существенно ниже достигнутого к концу Второго Средневековья, и даже деградация науки и системы образования не может быть охарактеризована иначе как лишь «некоторая», но отнюдь не катастрофическая.

Тем не менее, действительно, в местных учебниках этот период описывается в терминах «темный», «страшный», «разрыв истории», «бездна, разделяющая эпохи». И тому подобное, и никаких подробностей о нем, как правило, не сообщается. Хотя они известны исторической науке, но сильно расходятся во многих отношениях с общепринятыми как на Саракше, так и на Земле современными метафизическими и идеологическими трактовками и потому до сих пор носят шокирующий характер.

Как и некоторые из сохранившихся материальных следов этой эпохи, например, «проклятые города».

Когда очередное поколение «критически мыслящих» археологов предпринимает очередную попытку открыть тайну их гибели, оно всегда оказывается вынужденным вскоре отступить, сталкиваясь с тем же полумистическим феноменом череды необъяснимых смертей исследователей от самых разных и вроде бы никак не связанных причин.

В общем, «маги» или «друиды»* (как можно с долей условности переводить соответствующий саракшский термин), действительно «что-то умели», чему нет пока общепринятого объяснения, но они принципиально не пользовались письменностью и унесли все свои секреты с собой в могилу.
----
* - Грубая ошибка. Автор здесь путает две совершенно разные группы, господствовавшие в тот период на Континенте.

И даже заканчивается эпоха лишь когда «маги» сами собой «тихо умерли» ©, открыв дорогу новым промышленникам и торговцам, и прошло достаточно много времени, прежде чем тогдашние князья и их подданные хотя бы заметили это. И лишь тогда они решились жестоко отомстить за них последним их слугам, предав всё, что когда-то принадлежало магам огню и мечу.

Хотя большие государства тогда вновь рассыпались во множество мелких «феодальных» княжеств, обыватель в друидическую эпоху по-прежнему жил в тех же самых городах, усадьбах и селах, что и раньше. Но его жизнь теперь почти полностью контролировали маги, жившие изолированно в своих замках, как и прежние феодалы, но которые в отличие от них никого из местных в эти замки никогда не допускали, кроме немногочисленных своих постоянных слуг, также практически не общавшихся с остальным народом.

Поэтому маги для тогдашнего обывателя, как и для его по-прежнему здравствовавших, но почти утративших прежнее влияние старых господ оставались прежде всего неким внешним фактором непонятной, в принципе, природы и непонятных же намерений.

Маги стояли «над» тогдашними обществами, сохранявшими в принципе, пусть и в урезанных масштабах свой прежний образ жизни. Отношения в целом складывались в подобии отношений между местными и оккупационными властями при подчинении страны господству какого-нибудь внешнего и глубоко чуждого местным традициям завоевателя. С тем, однако, отличием, что маги подчинили себе почти весь Континент, что в условиях Саракша означает настоящее мировое господство, и что относительно их происхождения до сих пор нет никакого представления или хотя бы гипотезы.

Подобно таким оккупантам, маги часто, если только не постоянно вмешивались во внутренние дела и отношения друг с другом тогдашних стран. Они могли инициировать или прекращать войны, «наказывать» целые княжества, вплоть до поголовного истребления (непонятным способом) всего населения отдельных городов, требовать дани, которую, впрочем, редко собирали регулярно, устраивать человеческие жертвоприношения или вводить какие-то новации в законодательных установлениях или технологиях. В отношении последних могли также и напротив, почему-то и без всяких объяснений запрещать применение некоторых из них.


Все имеющиеся фрагменты о деятельности магов построены по единой парадигме - "пришли маги и сотворили немыслимае зло", либо "пришли маги и сделали непонятное".

Вот примеры из немногих дошедших до современности летописей тех лет:


- « ...года 3211-го от О. в области господина Пэжэ лета седьмого дня зеленого месяца в начале вечерних сумерек в села правого берега одновременно вошли Слуги Магов и сотворили страшное над господами их. Они собрали на площади и избили всех из бывших в это время в своих домах с домочадцами и с малыми, потом раздели донага и глумились в глазах согнанных многочисленных их подданных. Затем же подвергли насильственному совокуплению с натасканными на то зверями, включая прирученных волков, голованов и медведей, которые многих из них калечили, а многих загрызали насмерть. Из тех же, кто остался в живых и мог еще держаться на ногах, наиболее видных привязали к лошадям своим и тащили, не разбирая дороги по кочкам и грязи, пока не разбили вовсе...»

- « ... пришли Маги со слугами и разбросали всюду мешки с семенами. Многие чурались брать, но многие тож брали и ели, а некоторые втайне от других высеяли и брали урожай, который был обилен, но чуден...»

- « ... пришли Маги и наслали огнь небесный на города, и наполнились они жаром невиданным, но стояли, колеблясь в этом жару стены их каменные, хотя никого не видно было на улицах, а обычного пламени не было, но кто пытался приблизиться, бежал обратно крича страшно и спустя краткое время покрывался струпьями и умирал в мучениях. И так продолжалось дён до сорока, а на сороковой обрушились стены поднимая столбы пламенной пыли и стали руины на месте городов тех, а жар ушел. А на руины те никто не ходил, пока не скрылись они, затянутые землею и заросшие бурьяном. Но и потом никто не ходил, а лишь немногие самые безрассудные из смельчаков, притом и половины из них не возвращалось назад, а у тех же, кто вернулся, открывался глаз внутренний и слух звериный, и видели и слышали они тайное и жили долго, но жен уже иметь не могли и были, сколько жили, всегда уж с тех пор как бы больные и ходили с трудом»

- «... пришли слуги маговы, приказали, чтобы привели к ним глашатаев деревенских и заставили их кричать проклятия всем богам, из тех, которым поклонялись в округе, и поносить все святое, тайное и светлое черным словом...»

- «... пришли маги со слугами своими и всех детей от трех лет до семи от роду увели с собой и никогда никто из них уж более не возвратился...»

- «…Маг сказал не сеять на тех полях, что за лесом, а сеять над рекою и приказал слугам раздать свои семена, а старые приказал не брать...»

- «… пришли маги, собрали юных мужескаго пола лет от десяти до двадцати и оскопили всех…»

- «…слуги маговы повелели сделать колодцы и соединить их трубами с каждым домом, а также устроить сточную трубу в каждой деревне и показали, как сделать это и приказали также, чтобы человек специальный следил за исправностью…»


Вообще, маги не подвергали местных религий направленным гонениям, но священнослужителей, видимо, не любили и избивали, а часто и убивали, если попадались на дороге. Реакция их, впрочем, как и всегда, была непредсказуемой, и с тем же успехом могли и пройти мимо и не тронуть. Но с тех именно пор идет один из распространенных на Континенте видов мучительной казни, когда человека подвешивают горизонтально над разведенным огнем и медленно изжаривают заживо.

Эта казнь издевательски и богохульно изображает Человека, Который Стал Мировым Светом, и применялась она первоначально слугами магов, причем избирательно именно и только по отношению к священослужителям Светозарной. Казнь эта сопровождалась приговариваниями - смотри, вот человек, который возвысился над Мировым Светом, или - вот уже дымится, сейчас воспылает и затмит. Причем слуги, как всегда, были молчаливы, а заставляли других, даже глашатаев громко читать поношения.

В то время Религия Света придерживалась общего представления о мире как о чаше или диске с приподнятыми краями, с Материком в центре и океаном вокруг, над которыми в заоблачной вышине парит Мировой Свет, и склонялась к трактовке, что Человек, Который Стал Мировым Светом был исторической личностью и первым в истории Озаренным, притом единственным восхищенным непосредственно в чертог Единого, после того, как тот узнал о существовании человеческого рода, с тем, чтобы с ним ознакомиться через лучшего его члена, ставшего после этого избранным представлять этот род перед ним. Впрочем, трактовки эти никогда даже в лоне Религии Света не были общепринятыми, а впоследствии и вовсе сочтены суевериями и исключены из всех канонов этой религии.


В целом, правление магов  выглядело ужасающим произволом, и было подчинено каким-то совершенно неясным и необъяснимым целям, если только таковые вообще имели место быть.

Одно, однако, является несомненным: после эпохи магов резко снижается, по всем предельно объективным археологическим данным, уровень генетической засоренности всех человеческих популяций Континента. Произошла как бы спонтанная (?) генетическая чистка народонаселения.

Другим неоспоримым результатом эпохи является реальное распространение так характерного для саракшской цивилизации «экологизма», который хотя и был известен и во всеуслышание провозглашался давно, но вовсе не был до друидов реально и эффективно действующей идеологией.

И наконец, самым убедительным итогом является качественное изменение характера демографической динамики на планете. Известно, что каждая цивилизация в Галактике проходит стадию «перелома» демографической кривой, перехода от взрывного, приблизительно экспоненциального роста населения к его стабилизации. Это очень сложный процесс, многие характеристики которого для землян остаются по-прежнему неясными, в том числе и потому, что на Земле он далеко еще не завершился. На Саракше же он происходил в седой древности, да еще и в «темную», практически недокументированную эпоху и также остается почти чистой загадкой. Но, так или иначе, именно с тех пор численность населения приобрела на Саракше колебательный характер при различной величине локального среднего в разных эпохах, никогда не превышавшего, однако, величины в два – два с половиной миллиарда человек.


В качестве замечательного примера одной из многочисленных загадок, связанных с эпохой Магов можно привести изредка обнаруживаемые в раскопах, относящихся к ней, некие костные фрагменты, всегда сильно обгоревшие, которые не могут быть отнесены ни к одному представителю саракшской фауны.
 
По совокупному, очень неполному набору этих остатков зачастую не вполне, к тому же, подходящих друг к другу по размерам или иным индивидуальным особенностям, сугубо предположительно и реконструирован показанный на рисунке череп.

Конечно, вопреки своему распространенному названию, никаким «черепом Мага» он и в помине не является. Захоронения настоящих магов давно известны и надежно идентифицированы. Костяк их вполне человеческий, а генетический анализ дает обычный набор сходств-отличий с современными саракшскими хомо, так что о магах достаточно точно известно, что на большее, чем быть хотя и особой, но вполне саракшской человеческой расой они не претендуют*.
----
* - В отличии, кстати, от друидов, которые всегда, как и Слуги, представляли местное население.

Кто же были эти существа, и какую функцию они выполняли при магах, остается лишь гадать, тем более что абсолютно никаких письменных источников на эту тему не сохранилось, если только таковые вообще когда-либо существовали.

В замках магов, как известно, было много необычного, но многие признаки в строении этого удивительного черепа действительно могут рассматриваться как свидетельства о том, что он заключал в себя весьма развитый мозг, как бы не еще более сложный, чем это характерно для любых современных сапиентов Саракша и Земли.

В то же время, по одним лишь костям достоверно утверждать это не представляется возможным.

Тем не менее, известные местонахождения таких костных остатков существенно разнесены как пространственно, так и по временным периодам, к которым они относятся. Поэтому можно с высокой достоверностью утверждать наличие в те времена некой систематической, а отнюдь не случайной, хотя бы и очень немногочисленной, но устойчивой разновидности живых, а, возможно, и разумных существ, чуждых не только социо- но даже и биосфере Саракша во сто крат более, чем это можно сказать даже о самих магах. Поэтому также вполне резонно выглядит высказываемая иногда гипотеза, что эти существа могли иметь некое отношение к природе тех сил, которыми маги обеспечивали свое господствующее положение в тогдашней цивилизации Саракша.


Заслуживают отдельного упоминания также немногочисленные идентифицированные Храмы Магов разного уровня сохранности (например, в небезызвестном Ущелье Ужаса в Алебастровых горах), примечательные тем, что они сыграли достаточно выдающуюся роль в становлении саракшской психотроники. Найденные в них янтариновые барельефы, как известно, содержат многочисленные «пиктограммы» и «номограммы», в образных рядах представляющие фундаментальные законы связи психического и физического миров, знания которых позволили существенно развить и усилить эффективность современных, уже чисто технологических гипногенераторов.




8. ТРЕТИЙ ФЕОДАЛИЗМ, ПОЗДНЕЕ ИЛИ ПОСЛЕДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, 4000 – 6000 ГГ.


Медленное и плавное возрождение городов и светских искусств, вместе с возвращением чувства собственного достоинства обычных людей, народов и этнических элит, безжалостно растоптанного и практически уничтоженного ранее магами.

Невнятно начавшаяся смутная полуанархическая эпоха заканчивается «освобождением от мистического дурмана», новым торжеством идеалов просвещения и образования и четвертой реформацией Религии Света, приведшей к светской модели религии и государства, в некой отдаленной аналогии с протестантизмом. Вместе с тем рациональное мышление и научное мировоззрение в пух и прах дискредитированные магами так и не смогли восстановить свой прежний авторитет и весь этот период оставались на второстепенных ролях.

После господства «друидов» религия также уже больше не оправилась в полной мере, так что возродившееся как факт общественной жизни язычество вместе с Религией Света никогда не имели прежнего авторитета и не собирали уже совокупно и четвертой части от прежнего числа своих бывших адептов.

С другой стороны, деятельность возрожденных и вновь возникших Храмов и общин становится более осмысленной именно в рациональном аспекте, теперь это не только культовые центры, но и центры культуры и просвещения. При этом, они начинают систематически проводить некую сложную и тонкую, но весьма содержательную деятельность по организации функционалов Коллективного Трансцедентального Субъекта, в той или иной мере сознательно формируя его модусы, влияя на его организацию и на общий характер отношений индивидуального и коллективного сознания.

Эта деятельность саракшской исторической наукой на момент ее зарождения однозначно эксплицируется как «антидруидическая». Действительно, на конечном этапе Царства Магов именно Храмы выступали центрами, организовывавшими добивание последних магов и их слуг, притом, что вполне вероятно, что именно мобилизация трансцедентального единства этнического сознания нейтрализовывала в той или иной мере их мистическую силу и власть, очевидно имевшие в своей основе значительную суггестивную компоненту.

Так или иначе, но это именно Светозарная Церковь ответственна за то, что все следы как самих магов, так и их деятельности были каленым железом выжжены из самой памяти Саракша, так что современному историку остается только гадать об истинной природе этого самого загадочного периода истории саракшской цивилизации. Главным же и куда более существенным и актуальным из этих следов, чем любые руины и артефакты, являлась перенятая от магов система властвования через жестокость и насилие. И хотя насилие это было куда более сдержанным и обоснованным, чем творимое ранее магами, все же это именно величайшая заслуга всех конфессий, но прежде всего Религии Света, что, в конце концов, удалось перестроить эту порочную практику и в большей или меньшей степени  вернуться к более традиционным и гуманным формам управления.

Заканчивается Третий Феодализм началом роста государств нового, современного, экономико-милитаристского типа, хотя лишь к концу эпохи «каша» небольших, мелких и мельчайших княжеств и независимых самостийных городов более или менее заметно реорганизуется стягиванием к некоторым центрам, вокруг которых возникают предшественники новых крупных государств и империй.

Раскручивается также новая эпоха непрерывных войн, в господство входит идеология войны как главного смысла и основы человеческого бытия в этом мире.




9. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК, 6000 – 8000 ГГ.


Саракшский «Римский Мир», эпоха мировых господств и чрезконтинентальных походов легионов.

Формирование основ современных культур Северо-запада, Юго-востока и Востока с неотчетливо-определенным подразделением Юго-запада, с доминирующим, но никогда не всеобщим господством Северо-запада, своего рода «латинской культуры», с точным и недвусмысленным языком Закона и Науки в отдаленном подобии одновременно и Древнему Риму, и Священной Римской Империи, и Атланто-Евросоюзу земной Эпохи Перемен.

Философия стоицизма.

Государство как технология с господством гуманитарной техники формального права и война, война, война…, война, всю эту эпоху продолжающаяся оставаться бытом и смыслообразующим стержнем всего человеческого бытия.

Рыцари в легких латах на конях, пушки, арбалеты, цепи ланнгскнехтов, растянувшиеся под мелким нудным дождем по размытой дороге…, династии, вопросы крови и прав на престолы…, «правила ведения войны» и лицемернейшие измены и предательства…

Фактическая история цивилизации, её «тело», источник основных ссылок и прецедентов, наподобие земных египетских Пирамид, римского права, Коллизея, древних мудрецов и философов Греции, Нового Завета, руин античности и средневековых соборов в Европе – и так далее, и тому подобное. Оставила за собой «груды камня и железа» ©, основательно при этом разрушив и отчасти совсем стерев с лица Саракша следы предшествующих эпох и иных времен.

В общеобразовательных школах и лицеях более или менее подробно и событийно историю изучают, начиная преимущественно с данного периода, относительно предыдущих же как правило, дается лишь некая краткая и достаточно общая их характеристика в целом. Поэтому нет смысла останавливаться на подробностях данной интересной, в общем, и вполне содержательной и поучительной страницы саракшской истории. С присущими ей событийной конкретикой и общепринятыми трактовками, равно как и с историей Современной эпохи лучше всего ознакомиться по какому-либо из имеющихся в наличии в большинстве файлохранилищ БВИ переводу любого из соответствующих местных школьных или вузовских учебников.




10. СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА, С 8000 ПО НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ  (~9600 ГГ.).


Отсчет этой эпохи ведется от возникновения порожденной открытием естественной эволюции идеи прогресса как постоянного развития и совершенствования всего сущего, сопровождающегося отмиранием отживших свое форм. Этот эпизод в истории всей саракшской цивилизации местными мыслителями-рационалами оценивается столь высоко, что иногда характеризуется ими как Новое Озарение. Не все, впрочем, разделяют это мнение, да и, как очевидно, сама эта характеристика является не более чем образом и метафорой. Тем не менее, потенциал этой интеллектуальной трансмутации столь высок, что создает, либо, по крайней мере, ярко обозначает зримое разделение между целыми историческими эпохами. И это различие столь велико и очевидно, что на фоне его происшедшее тогда же «окончательное» открытие Архипелагов и создание там вместе с первыми постоянными поселениями и новыми государствами еще одного центра саракшской цивилизации представляется куда менее значительным событием.

Но такое представление может породить только сознание терранина, который не способен проникнуть в подлинные глубинные смыслы этого события, столь же мощно преобразовавшего всю местную цивилизацию, как и идея прогресса. На самом деле это были явления не только одного порядка значимости, но связанные по содержанию и когерентные в процессе своего осуществления. Так что их временное совпадение вряд ли случайно, но, во всяком случае, само по себе настолько символично, что складывается в кохлеарном исчислении в единую так называемую «точку начала и конца», применительно к современной математической историографии как раз и обозначающую момент смены исторических эпох.

Чтобы понять эту связь и мощь потрясения основ, произведенного этими, на вид, в общем, рядовыми и даже малозаметными событиями, надо глубоко проникнуться замкнутым сознанием, развившимся и устоявшимся за многие тысячелетия развития цивилизации в мире, в котором вся космология ограничена географией, а последняя сводится к единственному на всем свете Материку.

Одним из следствий такого естественного форматирования коллективного эго саракшан было распространение экологизма на всех его уровнях и вытекающее из него подозрительное отношение к любым «подаркам Железного Дракона» ©, техническим новациям, распространение которых грозило разрушить сложившиеся и устоявшиеся жизненные циклы.

Поэтому, хотя многие технологии были известны на Саракше давно, с седой древности, до самого Нового времени речь не шла, за редкими исключениями об их массовом распространении.

Тем не менее, наука развивалась. Хотя ценилась она в разные времена по-разному, все же никогда не испытывала никаких преследований или гонений. Напротив, традиции и достижения прошлых эпох заботливо и более или менее аккуратно сохранялись. Так что, в конце концов, с началом регулярных палеонтологических раскопок ученые Саракша не могли не уступить все большему напору фактов и не признать наличия в мире не циклических, не вечно повторяющихся, но иррегулярных либо «устремленных» куда-то, необратимых процессов. Первые примеры таких процессов представили собой биологическая, а затем и геологическая эволюция, когда был открыто наличие у планетарной коры вполне определенного конечного геологического «возраста».


Эти факты осваивались мировоззрением саракшского человечества крайне трудно и медленно. Все же и такое развитие было невиданно для Саракша, а философема «прогресса» медленно, но верно врастала в сознание, проникая не только в историческую науку, но и в социальные концепции. Так что за первые три столетия Современной эпохи произошла заметная переориентация основных элит Саракша на парадигму поддержки всяческого общественного превозрастания, «как садовод способствует росту дерева» ©.

Другой «отсчетный» эпизод начала эпохи, развитие государственности на Островах после основания там Хагом Удачливым первых поселений, так же, как и синхронное «врастание в прогресс» на Континенте, занял примерно три столетия. Начавшиеся после завершения латентного периода первые регулярные «обратные плавания» ставших уже коренными жителей Архипелага на Континент не только потрясли тамошнее население диковинным чудом невиданной и невозможной в принципе на Саракше Иной Страны, но поразили и самих островитян глубиной мировоззренческих сдвигов, произошедших на их исторической родине за период их отсутствия.


При этом произошло то, что случилось когда-то между земными юной Античной Грецией и Ветхим к моменту их встречи Древним Египтом, «инициация» совершенно новой культуры «вертикального прогресса», носителем которой на Саракше выступила тогда страна островных княжеств.

И этими тремя переходными столетиями закончилась химерическая равновесная необозримая по земным меркам по продолжительности континентальная эпоха и началась эпоха беспокойного биполярного противостояния и двунаправленного развития, при котором вектор технологического роста регулярно сопровождается нравственным и социальным вырождением.

В середине Современной эпохи (ок. 8800 г.), с возникновением первых машин, паровозов, пароходов, дизелей и промышленного электричества начинается отсчет Нового Времени, началом первой Мировой атомной войны (9545 г.) отмечают наступление Новейшего.



 
ПРИЛОЖЕНИЯ.



1. СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА. ХРОНОЛОГИЯ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ЛЮБОГО ТУРИСТА.


Около 8000 - 8100 гг от Озарения.
Бегство Хага Удачливого на Архипелаг, основание там постоянных поселений.
Выход в свет ряда научных работ, в которых прямо и недвусмысленно формулируется идея биологической и геологической эволюции.

Около 8300-х гг.
«Обратное плавание», в т.ч., ок. 8350-го года – плавание объединенной островной «Великой флотилии», произведшей на континенталов весьма сильное впечатление. Начало постоянным обменам между Архипелагом и Континентом. Примером первого крупного заимствования была идея залпового мобильного реактивного миномета.
Начало традиций секретной островной агентуры на материке.

Около 8500 г.
 Приход к власти в большинстве островных княжеств представителей династии хакидов и подавление в основном большинства из наиболее значимых их противников и династических соперников. Первое из дошедших до современности документальное свидетельство существования традиции сословного разделения островных сообществ на патрициев, граждан и плебеев.

Около 8700 г.
Установление в одном из периферийных островных княжеств режима «достославного народоправия» - первая и весьма длительное время единственная на Саракше дворянско-купеческая «демократия».

Конец 8800-х гг, начало Нового Времени.
Распространение «морских гёзов», составивших в дальнейшем основу военно-морского флота Островного Союза.

8907 г.
Первая паровая машина, примененная в качестве насоса для откачки воды на шахте.

8982 г.
Первые опыты с дизельными моторами.
К концу столетия – боевые дизельные и бензиновые машины, включая первые танки и передвижные залповые ракетные установки, аналогичные земным «Катюшам» и тп.

9100 – 9200 гг.
Автомобили, железные дороги, воздушные торпеды, открытие и исследование электричества, «Нулевая Мировая война» на Континенте и первая Либерально-Демократическая Революция на Архипелаге. Начало Островной Империи.

Ок. 9200 г.
Выход фундаментального труда по теории электрических полей, подобно «Началам» Ньютона закончившего формирование современной физикалистической научной парадигмы.

Начало 9200-х гг.
Первые электрические машины. Начало «электротехнической революции» и перехода к распространению и промышленному производству электричества.

9225 г.
Первая акустическая воздушная противоторпеда.

9450-е гг.
Начало «континентальных» ракет.

9490 г.
Проект островного «Зенгера», первой саракшской пилотируемой ракетной системы, хотя бы так и оставшейся только на бумаге.

Начало 9500-х гг.
Атомная энергия, торсионная связь.

9520-е гг.
Радиосвязь, радары, психогенераторы.

9545 – ок. 9555 г.
Первая Мировая Атомная война.

9560 г.
Социальная Революция на Островах, ослабление власти Императора, Белые Субмарины – месть континенталам за атомные бомбардировки.

9575 г.
Начало Второй Мировой Атомной войны, для терран это время так называемых «Подвигов Камеррера».

9590 г.
Инфильтрация Лунина и Абалкина в Островную Империю.



Некоторые даты из биографии Хэмди Да.

9594 г.
Рождение Хэма.

9615 г.
«Сретение», казус множественного ментального зацепления саракшского и земного эгрегоров. Окончание обучения Хэма в Высшей Академической Школе.

9617 г.
Встреча с Патрицием.

9620 г.
Психоскоп.

9624 г.
Интеграция астрального психограммирования в Ракетный Проект.

9628 г.
Начало Погони за Призраком, Опыт с Найдёнышем.

9629 г.
Медиум-сканер. Социальная Катастрофа. Уход из жизни.



 


2. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ АТОМНАЯ ВОЙНА, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.


В основе этой войны лежит нестабильность, вызванная развитием ядерных технологий. Основу конфликта составляет перемещение Островной Империи на второе место с третьего в «табеле о рангах» наиболее влиятельных держав Саракша.

Перед войной в Островной Империи осознали, что даже просто сохраниться в качестве независимой державы в новую эпоху страна сможет, только заняв ведущие позиции в сфере науки и технологии. И ей это, в общем, удалось, но спонтанно случившийся при этом «обгон на повороте» естественно не мог понравиться в Южной Федерации, и та предприняла всяческие меры по раскачке ситуации, пока, наконец, не спровоцировала Мировую войну.

Как часто бывает, фундаментальный конфликт здесь скрыт массой региональных противоречий, одним из которых являются Имперско-Улумберское соперничество в дележе влияния на Востоке и Северо-востоке Континента. «Упустив момент» Стальное Королевство выступало теперь в роли обиженного, стремящегося восстановить справедливость.

Этот конфликт имеет давнюю историю, восходящую к началу Нового Времени, к 92-му веку и первой, длившейся без малого почти сто лет, так называемой «нулевой мировой войне» на Континенте.

Понятие о прогрессе «отменило» втихую негативное отношение к идее панимперии. Но если остальные страны продолжали удерживаться все же в рамках традиции, хотя бы и утратившей рациональные основания, то Фатерланд буквально воспринял этот интеллектуальный поворот как руководство к действию и начал свой известный «поход вдоль северного побережья», присоединяя к себе встречающиеся на пути второстепенные державы Севера.

Вышедший таким образом к границам Желтого союза, он вызвал там резкую негативную реакцию и спровоцировал образование противопоставившего себя ему объединения ряда стран во главе с ним. Это военно-политическое объединение, включило также Улумбер вместе с рядом его собственных дальневосточных сателлитов, а также различными ухищрениями втянуло в войну страны будущего Голубого (дундского) союза, окончательно оформившегося именно в ее ходе.

Объединение это было, впрочем, не в пример более рыхлым, чем крепнувшая Империя. Его постоянно раздирали внутренние конфликты, в то время как все военное столетие технологическое превосходство Фатерланда только превозрастало, что обеспечило ему не только закрепление на уже достигнутых рубежах, но даже и продолжение продвижения к восточному побережью Континента, хотя оно и было сильно приторможено этим возникшим организованным сопротивлением.

Итогом войны стала окрепшая Континентальная Империя, жестко централизованный Желтый союз, а также новообразованный сплочением большинства стран Зоны под эгидой Дундского Триумвирата Голубой союз, сориентировавшийся, впрочем, на путь нейтралитета и изоляционизма.

Улумбер при этом не смог достичь никаких своих целей, его попытки собрать вокруг себя какое-то подобие сильного или хотя бы дееспособного военно-политического блока, в общем, не увенчались сколь либо значительными успехами. С тех пор началось длительное противостояние Империи и Улумбера в борьбе за влияние на Дальнем Востоке, при котором Улумбер хотя и медленно, но неуклонно сдавал одну позицию за другой.

Основные усилия дипломатических каверз Южной Федерации перед первой Мировой заключались в создании конфликтов между Островной Империей и Фатерландом с одной стороны и Континентальной Империей и Желтым Союзом с другой, конфликт между Желтым и Голубым союзами должен был носить вспомогательный характер.

Применение ядерного оружия в Имперско-Улумберском конфликте послужило сигналом для массового удара Южной Федерации по Островной Империи и Желтому Союзу и провокационных ядерных атак на Фатерланд и Голубой союз.

Островная Империя была выбита из игры сразу, хотя и только лишь на время. Желтый союз ограничился оборонительной позицией в конфликте. Дундский союз оставался стоически нейтральным, его «индейские» сипаи выходили за пределы его границ только в роли международных сил поддержания порядка. Фатерланд же Федерация обмануть не смогла, и в результате она была также атакована незначительными оставшимися его стратегическими ядерными средствами. Не будучи в действительности готова к подобному, Южная Федерация пережила настоящий шок и впала в организационный хаос, в довершении которого она подверглась окончательному разгрому атомными атаками воздушных торпед с подводных лодок Островной Империи, впервые тогда окрашенных в белый траурный «цвет смерти и мести».

Хитроумная дипломатия Федерации смогла, однако, даже в этой ситуации вывести из противостояния ей Фатерланд и сохранить конфликтное состояние между ним и Островной Империей.

В дальнейшем, война постепенно замирала по мере исчерпания средств ее ведения, но по сути она продолжилась через двадцать лет после ее «временного окончания» Второй Атомной, где вся система этих конфликтов была окончательно «доиграна» до возникновения нового миропорядка на Саракше, основные положения которого были закреплены в основном в так называемой Континентальной Хартии (или Унии) и ряде подчиненных ей дополнительных общемировых и региональных соглашений.
 













 


Рецензии