Роковой отрок 14 глава

Петр полулежал в мягком кресле. Он недавно только приехал с охоты. Лакей снял с его ног сапоги, и ногам было приятно и свободно. Адъютант принес документы, официальные  и курьерские. Он должен их теперь просмотреть и подписать. Читать их было, конечно же, скучно, но он, как император должен это делать. Чтоб хотя бы на немного оттянуть это нудное дело, он велел адъютанту позвать сестру Наташу. Та впорхнула в комнату, как легкая бабочка. Ее бело-воздушное платье платье с прозрачно-белыми  кружавчиками поистине делали похожей ее на бабочку.
- Павлуша, ну как охота? - спросила она, усевшись рядом в широкое кресло.
- Я разве когда-нибудь без дичи приезжал? А почему вот ты перестала со мной ездить? Ты же любила охоту?
- Да ну, не охоту я любила. -  озорно воскликнула Наташа. - Ездил с тобой тогда гвардейский офицер один...
-  И что, он тебе нравился? - фыркнул Петр.
- Д- да-да! Но потом ты его за границу отправил.
- Ну так давай вернем. Как его фамилия?
- Да нет, я его и забыла. Мне уже другие нравятся.
- А кто?
- Все тебе и скажи!
- А вдруг я его тоже, не ведая твоего пристрастия, куда-нибудь отошлю.
- Ну вот тогда я тебе намекну.
Петр начал перелистывать бумаги, поданные адъютантом и, увидев знакомый почерк, углубился в чтение.
Наталья в это время перебирала брату волосы и мурлыкала что-то.
- Ты гляди, - оторвался от бумаги царь. - Меньшиков просится в отставку.
Наташа всплеснула руками и перекрестилась:
- Ой, слава богу! Отпусти его, Петруша. Намедни мне пришлось выпрыгивать от него в окошко.
- Что  же  так?
-  Да  надоел  он  и  его семейство  жалобами. Уж  отставь  ты  его ,  братец.
- Да, и я рад, что он просится. Долгоруков советует отправить его в ссылку, в Сибирь.  Мне этого делать не хочется. Все-таки он помог мне на трон взойти. Да, притом, он и  отец моей невесты. Пусть едет в свои дальние деревни и живет там. Главное, не будет досаждать  своими советами и нравоучениями.
- Правильно, правильно, Петруша! А вот твою невесту я давно у тебя не видела. Когда ты с ней последний раз виделся?
Петр замялся:
- Наверное, с месяц. Да особо  я и не жажду ее присутствия. Моя бы воля, не делал бы помолвку. Ну а теперь, куда деваться?
В комнату вошел лакей и возгласил:
- Ее высочество Мария Александровна Меньшикова!
Петр скривился:
- Ну вот, сестричка, мы ее и накаркали
Но лакею сказал:
- Проси!
Вошла Мария Александровна. Она была одета  скромно и похожа была на обычную просительницу, а не на царскую невесту. Щеки бледные, под глазами темные круги.  Когда подходила - нервничала. Не знала, куда девать руки. Пальцы судорожно ерзали, то там, то сям сжимали платье. Но, когда приблизилась к развалившемуся в кресле царю, собралась с силой. Сам Петр совершенно не знал то ли встать, то ли нет, поэтому так и остался в той же позе. И  даже не предложил ей сесть. А она начала:
- Ваше величество, позвольте мне похлопотать о моем батюшке.
Только тут до Петра дошло, что при разговоре с дамой не стоит полулежать, поэтому он сел, оправив одежду и предложил Марье Александровне присесть подле. Наталья, улучив момент, выскользнула из комнаты. Это отразилось на лице царевны досадой, ей хотелось, чтобы был свидетель ее разговора с женихом. Она присела около Петра:
- Ваше величество, я понимаю, что наша с вами помолвка произошла не совсем по нашей с вами воле, поелику Вы меня и чуждаетесь, но ведь это не моя вина...
Петр поморщился, он не знал, что ей на это отвечать.
- Вы вините за эту помолвку моего батюшку и  потому вы раздражены по поводу него. Но он сейчас в очень больном состоянии.
Петр машинально пролистнул  лежащие рядом бумаги:
- Любезная Мария Александровна, мне кажется вам не надобно беспокоиться. Александр Данилович прислал мне прошение об отставке. И если он в больном состоянии, как вы говорите, я более не буду удерживать его на службе.
- Ваше величество, но батюшка сейчас под домашним арестом. Ему выезжать никуда не позволяется. Как будто он преступник какой?  Это очень раздражает его  и от этого приключаются с ним всякие осложнения. У него даже кровь горлом шла.
- А что  тут могу сделать я? - склонил голову царь, чтобы спрятать глаза от взгляда Марии. - Государственный совет считает, что деяния Меньшикова, который  держал в руках все финансовые и прочие вожжи, надобно внимательнейшим  образом проверить, и на время проверки необходимо, чтобы Александр Данилович не покидал Санкт-Петербург.
- Но его не выпускают не то, что из города, но даже из дома! - у Марии Александровны брызнули слезы и она судорожно приложила к глазам платочек.
- Это... конечно ... сурово, - Петр наконец-то взглянул своей невесте в глаза. - но вы знаете, что арестантский устав разрабатывал сам же Александр Данилович, и никто с тех пор его не менял. Офицеры руководствуются этим уставом. Вы уж попросите своего батюшку, пусть он потерпит, пока идет следствие.
Услышав про следствие, Мария Александровна стала еще белее, чем была.
- Следствие? А в чем же виноват  мой батюшка?
- А я не знаю, - пожал плечами Петр. - следствие закончится и все выяснят.
- Ваше величество, но ведь у батюшки кругом враги. Они припишут ему то, чего и не было.
Петр нахмурился, его глаза заледенели:
- Марья Александровна и вы говорите это царю. Уж не думаете ли вы, что я дите малое, что не  смогу напраслину отличить от истины. Вы думаете, что меня обманут, а я и не разберусь!
Меньшикова растерялась, увидя такой гнев:
- Ваше величество, извините меня, я не имела в виду вас.
Она замолчала, не зная что говорить дальше.
Петр взял себя  в руки, его взгляд смягчился и он погладил невесту,  остановив ладонь на ее пальцах:
- Вы не беспокойтесь, Марья Александровна, я не дам в обиду вашего батюшку... если он не виноват.
Все-таки на последних словах он сделал акцент, произнеся их более медленно, чем иные и почувствовал, как у девушки дрогнули пальцы. Петр почуял это ладонью, но более определенных обещаний дать не мог. Слишком много в Совете меньшиковских противников, и, дай бог, удасться просто отпустить его в отставку.  Петру  захотелось поменять круто тему разговора.
- Давайте поговорим о нас  с  вами, - решительно произнес своим мальчишеским голосом Петр. - ведь мы все-таки жених и невеста.
Мария взглянула в его круглое по-детски лицо, которому даже было далеко еще до юношеских черт, и трудно было воспринимать еще  слова "жених и невеста" из уст ребенка. Это казалось игрой. Хотя она отметила, что в разговоре Петр не кажется совсем уж мальчиком. Уже присутствует в его речи и некая недомолвка и даже искусственно-скрытое притворство. Этого нет у его простых сверстников. Все равно в эти годы человек все еще восторженно и наивно смотрит на жизнь. Да  это и  было так, когда всеми делами заправлял ее отец. А теперь ему для решения любого вопроса приходится  выслушивать массу мнений и хочет он того или не хочет, последнее слово всегда за ним. И вот поэтому необходимо лавировать, чтобы тех и других не обидеть .
Но все равно Мария не могла видеть в Петре своего жениха. Когда отец настоял на помолвке с мальчишкой, сердце ее  в то время горело от любви к Сапеге. Сейчас все улеглось потому, что любимый отступился перед силой обстоятельств. Но, что он, конечно, мог сделать, когда перед ним стояла такая мощная стена, как Меньшиков. С ней, с дочерью, обошелся он несправедливо, а Сапегу смахнул бы щелчком, как комарика. Но вот пришло время: и Сапеги рядом нет, и батюшка сразу сдал, болезнями и врагами ослабленный. Правда она почти царица, а что толку. Что она может требовать от этого мальчика тринадцати лет? И как соблазнять его женскими чарами?  Все внутри у Марии Александровны противилось этому. Она и рада была тому, что месяцами они с женихом не виделись.
И перспектива быть царицей совсем ее не радовала. Слишком зыбкое это положение. Всех своих нелюбимых и надоевших жен отправляли цари на всю оставшуюся жизнь в монастырь. Так, что будущая женитьба на Петре, если она состоится, ничего хорошего не сулила.
А то, что у него не лежит к ней душа, это видно. Еще ни разу после их обручения не приезжал  он к ней даже в гости. Значит за это время и думать о ней не думал. Какая уж тут любовь? Как только увлечется царь кем-то, так ее тяжкая судьба  будет предрешена.
Рыдание о своей горькой доле сотрясло все ее тело.
- Не плачьте Мария Александровна, успокойтесь! - погладил он  снова ее руку.
Вот так жених, судорожно всхлипнула она про себя, даже по имени не назовет, все с отчеством.
А ему тоже передалось ее отчаянье. Он сам не знал что говорить по поводу их отношений жениха с невестой, что обещать?
- На днях я заеду к Вам и мы все обговорим.
Хотя о чем говорить не знали ни он, ни она.


Рецензии