Сардиния - райский уголок

На снимках: сказочные пляжи острова Сардиния

   Это было одно из тех плаваний, о котором вспоминаешь с большим удовольствием. Остров Сардиния - чудный уголок Средиземноморья! Поскольку он напоминал форму сандалии, местные жители утверждали, что именно здесь ступил ногой Господь, когда впервые спустился на Землю. Изумительного цвета прозрачное море, чистейшие, с золотистым песком пляжи, окружённые величественными скалами. Морская вода с оттенками голубого, бирюзового и изумрудно-зелёного цвета. Умеренный, но не жаркий климат в течение года - идеальное место для отдыха! Не потому ли здесь любили проводить время дедушка Ленин и пролетарский писатель Максим Горький! Что до моряков мурманского дизель-электрохода «Куйбышевгэс», то нам просто улыбнулась фортуна.

   Предваряя рассказ о рейсе на Сардинию, будет весьма интересно, а главное занимательно - прочитать об острове у журналиста Игоря Тимофеева.  Вот что он писал:: «Не  так уж много идеальных мест на свете. Но одно из них, без сомнения, называется Сардиния. Здесь гармонично слиты в единое целое природа, климат, ритмы, мистика, археологические руины и жизненная философия. Тут повсюду – и в горной деревушке, и на респектабельном курорте – царит атмосфера некоего умиротворения и лёгкого опьянения от редчайшей возможности вернуться к истокам и осмыслить очередной виток собственного бытия. Может быть, поэтому на чудесном острове так много женщин, набирающихся сил  для рождения новой жизни. И ещё…  как оказалось, здесь нет ни одного закрытого частного пляжа – 1850 километров изумительно изрезанных берегов Сардинии демократично доступно каждому! Это один из основных законов. Да, а ещё здесь принято со всеми здороваться…»
 
   Из далёкого и холодного Архангельска к живописному и солнечному острову Сардиния мы доставили груз пиломатериалов. Как тут не испытать чувство «лёгкого опьянения»?! Но встать к причалу, увы,  не суждено -  очередь судов на выгрузку! Так на рейде и простояли…  Эти края редко посещали советские суда, но в том году просто рябило от красных вымпелов на горизонте. Что же случилось? А всё благодаря «замечательной» плановой экономике и нерасторопности диспетчеров! Порядка десяти судов одновременно подошли к Арбатаксу. Лесовозы из Архангельска, Мурманска, Ленинграда, а ведь крошечный порт имел лишь один причал! Причём выгрузка непакетированного груза занимала несколько недель. А тут целая советская «эскадра» бросила якоря! Вот такая, незавидная сложилась ситуация…

   Но для моряков, особенно северных – благодать! У нас была даже такая шутливая поговорка: «плохая стоянка, лучше самого хорошего плавания!» Тем более стоянка в таком чудном месте, как остров Сардиния.   Не стоянка, а мечта! В тёплых краях корпус судна можно покрасить, а механизмам – сделать профилактику.  Всё было прекрасно, если бы не проблема с водой! Даже в порт её доставляли откуда-то с гор, на специальных автоцистернах. А вот специальной баржи-водолея для доставки пресной воды кораблям на рейд – увы, не наблюдалось.

   С питьевой водой пока терпимо, но худо с мытьевой!  Стоянка на рейде затягивалась и  вопрос встал ребром: нечем даже руки помыть! Каково чумазым механикам и мотористам после работы, да и матросам, конечно? Приходилось спускать шлюпку левого борта и добираться к устью небольшой речушки, впадающей в море. Она-то и стала служить естественной баней.

   На берегу красота, доложу Вам! Наслаждаясь божественной природой, мы носились по песчаным берегам острова, оглашая безлюдные, тихие  и живописные окрестности радостными криками. Прямо, как дети…   Но ведь и понять можно мурманчан - по берегу Баренцева моря так не побегаешь…

   Замечательная мысль у речушки посетила бывалого старпома Смирнова:
   - Будем готовить шлюпку правого борта! Полностью разоружить и помыть! Воду возьмём из реки. Итальянцы пусть не обижаются, их суверенитет не пострадает. Технология получалась такая: воду из реки в шлюпку перемещали большой ручной помпой-качалкой. «Водовозку» к судну буксировали шлюпкой левого борта. На корме «Куйбышевгэса» закрепили переносной электронасос для перекачки воды в ахтерпик (кормовой танк).

   Работа, конечно, трудоёмкая, но экипаж на «Куйбышевгэсе», как на подбор: молодые, мускулистые. И работать, и "культурно отдохнуть на берегу" – большие умельцы! В общем, пошло-поехало… Судно у нас старое, шлюпки не имели приводных моторов, а были оборудованы ручной системой под названием «разлука». С её помощью и приводили в действие гребной винт, причём силы требовалось, как у гребцов пиратских галер. Это в наш-то, двадцатый век! Для бодрости духа на переходе исполняли русскую песню-былину времён Тимофея Ермака: «Э-эх, ухнем!» Чудно было слышать этот заунывный мотив на просторах Тирренского моря, да ещё в таком мощном хоровом исполнении. Но ведь помогала песня, утверждал старший в шлюпке, третий штурман Вася Казаков…

   Баркасу, заполненному речной водичкой, требовалось преодолеть три мили до судна. Расстояние немалое, но как заметил судовой врач Моисеев:
   - Прилагаемое усилие гребцов отлично развивает мышцы спины!
Сам он, правда, за шлюпкой наблюдал с борта судна в бинокль. Ручки у нашего доктора - холёные, а белая, почти прозрачная кожа, что у потомственного аристократа. Грубую физическую силу он считал  уделом братцев-матросиков… 

   Уже месяц «Куйбышевгэс» торчал на рейде, а выгрузилось всего несколько судов. Стоянка начала утомлять, даже тех, кого она вполне устраивала. Чтобы как-то разрядить обстановку, помполит  «Куйбышевгэса» Ткачёв предложил провести футбольный турнир между командами лесовозов, застрявших на рейде.

   И закипели страсти на зелёном острове.  Итальянцы, жители крохотного городка Арбатакс, сначала с интересом наблюдали, а потом не выдержали. Известное дело: «макаронники» - страстные любители кожаного мяча. Вот и предложили сразиться сборной советских судов с молодёжной командой Арбатакса. Замечательная идея взбудоражила экипажи.

   В назначенный день и час на местном стадионе собралось всё мужское население Арбатакса. Поле для сражения – в оригинальной местности. С одной стороны окружено морем, а с другой – горными склонами. Удирать, если что – некуда! Борьба получилась упорной, в сборной морской команде прилично играли недавние курсанты мореходных школ. Счёт 2:1 в пользу Арбатакса оказался вполне приемлимым для обеих команд. Местная публика ликовала,  даже на островном уровне итальянцы подтвердили класс грандов мирового футбола.

   Высокое морское начальство, наконец, решило проблему затянувшейся стоянки. Груз переадресовали в разные порты. «Куйбышевгэс» проложил курс в небольшой порт Монфальконе, что на севере Италии. Он расположен вблизи Венеции, в Адриатическом море. Чтобы попасть туда из Тирренского моря, нам пришлось проходить Мессинский пролив, отделявший остров Сицилию от материковой Италии. По преданию, Одиссея и его команду в проливе пытались свести с ума сладкоголосые сирены. Увы, как не прислушивались моряки "Куйбышевгэса", готовые сдаться в плен очаровательным сиренам, но так их и не услышали!         

    


Рецензии
Феликс,
очень хорошо написали. Такие "трудовые будни" запоминаются насегда, особенно северянам, лишённых всех подобных прелестей жизни. Один рождаются в таком чудном месте, и не замечают привычной красоты, а другие - в суровом краю. Какая-то в этом есть несправедливость. Плохо Создатель поработал.
С дружеским приветом.
Владимир

Владимир Врубель   05.06.2014 11:31     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за отклик! И всё-так, я бы не стал упрекать Создателя, считая, что сам человек хозяин своей Судьбы. Родиться в суровом краю, не значит, что оставаться там навсегда. Вот мы: работали в Мурманском морском пароходстве, а бывали и в Южной Америке, Африке, Австралии и т.д.
С уважением,

Феликс Цыганенко   05.06.2014 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.