Спасительная мера поста

«Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елея ради» — поётся в 108 псалме. Великий пост — не время уныния, но время радости, ибо можем мы хоть в малой мере приобщиться к страданиям Христа. Чем же отличается Великий пост от прочих? Как понимать выражения «пост истинный» и «спасительная мера поста»? Как правильно поститься духовно? Размышляет настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в пос.Невская Дубровка и церкви Св.прмц.Евгении в горбольнице № 46 Св.прмц. Евгении о.Валериан ЖИРЯКОВ.

Великий пост отличается от прочих, конечно, не только своей строгостью и продолжительностью — 49 дней. Ведь и Рождественский пост длится ни много ни мало 40 дней. Но хотя в Рождественский пост разрешена рыба, а в Великий — лишь единожды, на Благовещение Пресвятой Богородицы, думаю, мы на грибах, овощах и кашах тоже не помрём. А духовно Великий пост превосходит все посты.

Вдумайтесь, сколь душеполезно он развивается: каждый день в каждой неделе посвящён какому-либо событию, разбору смертных грехов и добродетелей. Например, на второй неделе Великого поста в понедельник мы говорим о страстях и матери их — чревоугодии, во вторник — о блуде, наслаждениях и удовольствиях, в среду — о сребролюбии и гневе, в четверг — о печали и унынии, в пятницу — о тщеславии и гордыне, в субботу — о чистоте душевной и телесной и так далее. А первая великопостная неделя, а Страстная!

Так хорошо и разумно духовно всё устроено, чтобы мы возрастали душой и готовились к главному празднику — Светлому Христову Воскресению. Недаром в самом слове «Воскресение» слышится слово «крест». И только в русском языке слова «Воскресение», «крест», «Христос» очень созвучны. Поэтому Великий пост, Святая Пасха и Воскресение Христово — пик нашего духовного (не календарного!) года. Ожидание Пасхальной радости скрашивает тяжёлый пост, приходящийся на конец зимы, когда силы человеческие на исходе.

— Не потому ли дают о себе знать всякие, даже старые, болезни?

— Чтобы болезни вас не бороли, соблюдайте спасительную меру поста, молитесь, исповедуйтесь в грехах без утайки, причащайтесь. Конечно, для людей болящих надо делать послабления в посте, но благословение на это может дать только духовник.

— Если болезнь хроническая — всё равно каждый раз перед постом брать благословение?

— А что плохого в том, чтобы получить благословение? И самому человеку спокойнее, иначе он будет чувствовать себя неуютно из-за того, что самовольно освободил себя от поста или ослабил его. А батюшка подскажет, как разумнее поститься, чтобы и Богу угодить, и здоровью не навредить. Ведь всякая болезнь предполагает свои ограничения. Например, больному необходимо пить молоко — хорошо, но от мяса и всяческих изысков он может отказаться без всякого ущерба. Воздержание от обильной, жирной и тяжёлой пищи не помешает, даже на пользу пойдёт.

О том, как без всякой скорби держать пост во время болезни, говорилось ещё в «Домострое». Сейчас, правда, слышны голоса всяких «прогрессивных христиан», что «Домострой» устарел, не отвечает духу времени. А я отвечу так: «форма дух бережёт», а «Домострой» — это форма Святой Руси, на его правилах наши деды и прадеды выросли, «Домострой» отвечает на многие вопросы, касающиеся жизни духовной, телесной, домашней и общественной, надо только внимать ему с разумением.

Читаем: «Как христианам врачеваться от болезни и всякой скорби. Если Бог пошлёт на кого болезни и страдания — врачеваться ему Божией милостью да слезами, да молитвою, да постом, да милостию, да искренним покаянием, да благодарностью и прощением, милосердием и нелицеприятною любовью ко всякому… Петь молитвы, воду святить, честных крестов, святых мощей, чудотворных образов преосвящаться маслом и по святым чудотворным местам пойти по обету, молиться со всей чистой совестью и тем самым исцеление от недугов от Бога получить. И впредь от грехов уклоняться, никакого зла не творити, а наказы духовных отцов соблюдать, епитимью совершить, всем очиститься от греха и душевные и телесные болезни исцелишь и заслужишь от Бога милость». Ну, что — это всё устарело, не современно, не полезно разве?

— Читала, когда св. прав. Иоанн Кронштадтский тяжело заболел, врачи рекомендовали отказаться от поста. Св.Иоанн сказал, что спросит на то разрешения у матушки. Матушка велела поститься…

— А это по святости даётся, по Божией благодати. Мы ведь знаем, что молитва матери со дна моря достанет, и если мать говорит: «Постись»,— надо исполнять это послушание. Могу привести ещё один поразительный пример. В Великий пост во время болезни подвижнику Глинской пустыни иеросхимонаху Илиодору, за несколько недель до его смерти, предложили подкрепить себя рыбой. Старец улыбнулся и сказал: «На что мне кушать рыбу?» — «Вы, батюшка, ослабели и можете умереть». — «И умереть хорошо, буди воля Господня, а рыбы не надо, какой же я буду после этого иеросхимонах?» Но у каждого из нас своя мера, не след штурмовать вершины святости и воздержания великих христианских подвижников, не будучи готовым к этому духовно. Я священник, но не дерзну требовать от болящего полного соблюдения поста.

— А если у человека тяжёлая физическая работа? Поев капустки, не с руки кирпичи таскать, асфальт укатывать, брёвна таскать…

— На этот вопрос своим примером отвечу. Я не так давно стал священником. Служение начинал в 1993 году плотником — полы настилал в храмах, в семинарию потом уже поступил. Плотницкий труд нелёгкий, да время работ ещё совпало с началом Великого поста. А у нас в семье, как во многих советских семьях, считалось, что хорошо жить — это хорошо питаться. Я в душе горевал: как же работать буду, откуда силы возьму на постных харчах? А у о.Владимира Сорокина всегда строго постились. «Наверное, скоро упаду…» — оплакивал я себя. Но прошла неделя, я не падаю, — наоборот, чувствую, как силушка прибывает. Вторая неделя, третья… мне хорошо! Я тогда воочию увидел, что сила-то не в телесах, не пища силу даёт, а Бог. Наглядный и полезный урок. Все страхи перед постом на всю жизнь как рукой сняло.

Вот так и русские чудо-богатыри из поста сильнее духом выходили. В том же «Домострое» как написано про болезни? Болеешь? Ну, оно понятно от чего — не постишься. Аптека не добавит веку, а пост — и лекарство, и послушание Богу и Святой Церкви. Мы ведь с вами кто? Воины Христовы. Наша Церковь ведёт смертный бой против лукавого. А если мы от поста отлыниваем, и, стыдясь этого, в церковь не ходим, кто мы есть? Дезертиры.

Мои родители долго не понимали, для чего нужно поститься, изнурять себя. В советские времена ведь всё было вывернуто наизнанку: вспомните, даже рыбный день когда был? В четверг! Лишь бы не в среду и не в пятницу, когда поститься положено. Из памяти человеческой специально вытравливались обычаи благочестивой православной жизни. Но однажды отец приехал в гости в пост. А моя матушка — мастерица постные блюда готовить. Отец отведал, руками развел: «Ну, коли так, то и я не прочь поститься». В том же «Домострое» почитайте, какие аппетитные блюда наши предки готовили: кундумцы, то есть вареники, икру стерляжью, печень и языки белужьи, пшено с маковым маслом, двойные щи, кисели, левашники — пироги с ягодами или вареньем, тукмачи — гороховую лапшу, сочни — лепёшки, начинённые кашей, мазуни — редька с пряностями и патокой, самотёком стекающей с медовых сотов «медовой слезой».

— Слышала, у монахов куча болезней из-за строгости постов.

— Если Господь даёт потерпеть, то и помощь подаст, и силы твои будут умножаться. Так и в отношении болезней — во время ли поста или без оного. Вот у нас есть храм в больнице Св.Евгении, где лечат блокадников. Возраст к 80 годам подступил, но насколько бодры во время постов наши бабушки и дедушки, а всё потому, что люди верующие.

— Бывшим блокадникам, мне кажется, любой пост нипочём — наголодались наши старики в своё время досыта.

— И что удивительно! В нашей больнице нет отделения, которое занимается кишечно-желудочными болезнями. Кардиология есть, нефрология и прочее, а этого нет. Люди, пережившие страшную блокаду, голод, болезнями желудка не страдают. И постом многие болезни излечиваются — и язва желудка, и даже онкология. А желудок у людей болит не столько от поста, сколько от жадности к еде.

— Но вот у батюшек, я читала, нередко бывают осложнения со здоровьем из-за неправильного питания, развивается полнота.

— Верно сказали: из-за неправильного питания, а не от держания постов. Потому что, даже если сегодня не служишь, — с утра не ешь, в обед не всегда получается, или же делаешь это наспех, остаётся ужин… Но не в этом даже дело. Главный бич — малоподвижный образ жизни. Это сельский батюшка вынужден физически работать, двигаться — огород обрабатывать и скотину держать, дабы прокормить семью. А служение Богу предполагает спокойствие, чинность.

Поэтому я, приезжая в храм на Невской Дубровке, плотничаю, столярничаю, когда нет службы. Зимой с удовольствием берусь за лопату — иду дорожки от снега расчищать — и расстраиваюсь, если всё уже сделано. Посмотрите на иконы Прп.Серафима Саровского, он иногда изображается с топориком. Святые не чуждались работы! А полных батюшек не так много — придите на епархиальное собрание, посмотрите на духовенство, полные — это в основном батюшки в возрасте, а молодёжь у нас поджарая. Кивок на полных священников — удобное оправдание собственного чревоугодия.

— В чём различие понятий «гортанобесие» и «чревоугодие»?

— Чревоугодие — это когда мы угождаем своему ненасытному чреву, поглощая неимоверное количество пищи, даже не будучи голодными. А гортанобесие — понятие более тонкое, это наша любовь смаковать изысканные блюда, желание лакомиться.

— В пост можно картошку отварить, а можно вареников с картошкой налепить. Один батюшка спросил меня, что я люблю больше. «Вареники». — «Тогда ешь просто варёную картошку, без изысков».

— Да ешьте вареники на здоровье. Пост вы этим не нарушите, а сожалеющих вздохов и уныния избежите. Вспомните из «Домостроя», что едали в посты наши предки, — они не боялись готовить вкусные постные блюда. Так меньше соблазна нарушить пост.

— Душа тоже имеет свою вредную пищу. Как правильно поститься духовно?

— В первый день Великого поста поётся стихира: «пост истинный, благоприятный…» Истинный пост — это пост не только телесный, но пост духовный. Чтобы почувствовать душой истинность поста — постарайтесь в первый день поста попасть на утреннее богослужение, почитайте канон св.Андрея Критского и соблюдайте полную меру поста с первого дня, если здоровье позволяет. Проводить пост надо в молитвах, в покаянии, в делах милосердия и любви и не унывать — пост должен быть радостным.

А если пост тяжело даётся, ни в коем случае не срывать своё раздражение на близких людях — лучше отойти в сторонку, помолиться и попросить прощения, чтобы вернуть себе благодать. Но пост не бросать.

Адрес: 188684, Ленобласть, пос.Невская Дубровка, Советская ул., 18. Тел.8(813-70)76-036.
Записала Ирина РУБЦОВА


Рецензии