Честные выборы как возмездие и прощение

Как и предполагалось, освобождение  Миррахимова  с должности директора  Национального  центра кардиологии и терапии оказалось делом не только сложным,  но и  теперь, после того  как  новый министр здравоохранения  сумел настоять на этом, проявив характер и волю, породило новые проблемы, требующие неотложного решения.
От того, как, насколько законно, обоснованно и прозрачно произойдет эта смена, зависит сегодняшнее и будущее не только нашего здравоохранения, но и в определенной степени  будущее всей страны.
Почему я в этом уверен. Дело  в том, что  Миррахимов отнюдь не единственный представитель руководящей элиты  старой формации, продержавшийся столь долго на руководящей должности.  С  подобными проблемами, сталкиваются и другие отрасли и министерства, и везде процесс ротации кадров идет с большими потугами. Точнее говоря,  процесс естественной ротации не идет вовсе,  каждую позицию  и должность приходится отвоевывать с боем, и нередко процесс начавшегося обновления  в том или ином министерстве или ведомстве  уже после первых шагов дает сбой и все возвращается на круги своя.
 Вот почему  случай с Миррахимовым является   в этом плане весьма показательным  и от   того, как будет происходить  замена такого крупного специалиста,  зависит в  немалой  степени  и начавшийся  процесс ротации и других явно задержавшихся и даже передержавшихся на руководящих должностях наших аксакалов.

О том, к чему приводит такое  кадровое передержание, свидетельствуют  результаты  финансовой проверки центра  кардиологии со стороны министерства здравоохранения, обнародованные недавно министром здравоохранения.
 Преданы гласности факты финансового нарушения, когда счет неуплаты  налогов отчислений и сокрытых арендных платежей за предоставление   специализированных медицинских  помещений и оборудования  идет на миллионы. Эти проверки также выявили  и подтвердили активное участие в руководстве центра  не только сына директора, но и его зятя, которые также несут ответственность за вышеупомянутые проступки. И хотя сам Миррахимов  заявил в прессе, что не согласен с выводами аудиторов, сказав, что все расходы делались  в интересах коллектива и с их согласия, тем не менее, оспорить все эти  факты будет очень сложно
Дело уже, как известно, передано в правоохранительные органы, и теперь остается только гадать, к чему все это может привести  - в какой степени будет доказаны  факты аудиторской проверки и в какой степени авторитет и связи  Миррахимова могут поспособствовать  его оправданию, если эти факты или хотя бы часть их будут подтверждены.
Вот не надо было доводить до этого, скажут некоторые. Ушел бы в свое время престарелый академик на пенсию, не цеплялся  упорно за кресло,  тогда бы и материалов и фактов, свидетельствующих о финансовых нарушении  было поменьше.
Однако, представим теперь во всем этом разбираться правоохранительным органам и судам.  Вне зависимости от этого исхода,  для центра кардиологии принципиально важно  провести  честные, демократичные выборы нового руководства, чтобы это учрждение возглавил  достойный человек, организатор и специалист своего дела и, что очень важно, наученный горьким опытом долгой работы своих предшественников.
Думается, опять же все или  почти все  зависит от министра здравоохранения. Разумеется, теперь, когда стали достоянием гласности факты коррупции, клановости и семейственности в центре, не может быть и речи о том, чтобы   эти выборы проходили под диктовку или по сценарию Миррахимова. Он ведь  желает, чтобы  всю подготовку в свои руки взяла  его  заместитель   Айнагуль Джумагулова и на которую, кстати, ссылается  в свое оправдание, говоря, что она была в курсе всех событии и расходов  в кардиологическом центре.
Именно в силу этого, нельзя доверять проведение этой компании  этому человеку,  бывшему в близких отношениях с Миррахимовым. Учитывая то, что  позиции  Миррахимова были исключительно сильны не только в своем центре, но и за его пределами,  наилучшим выходом было бы назначение  достойного и честного человека  со стороны, способного обеспечить  проведении этих прозрачных и судьбоносных для кардиологии и нашей медицины  в целом  выборов.
Этот процесс является не только громким,  но и может и должен  стать показательным или даже образцовым для других отраслей и министерств, если он будет проведен на высоте.
 Насколько сложно было уволить Миррахимова, настолько сложно  будет теперь  провести выборы.  И хотя Абдраимов является возможно  лучшим  экспертом и  практиком в проведении выборов, поскольку еще недавно возглавлял ЦИК и в его  бытность в этом каче6стве в наш парламент не прошли некоторые крупные криминальные и коррупционные авторитеты, а также  именно благодаря ему дважды  успешно были проведены выборы глав местного самоуправления,. тем не менее, для  успеха дела потребуется активизация медицинской общественности и элиты Кыргызстана. 
Положение в данном случае усугубляется тем, что  в  близком окружении президента есть  влиятельные люди, которые  заинтересованы в том, чтобы  сковать действия нового министра здравоохранения по обновлению  руководящих кадров в отечественной медицине. Есть среди них и те, кто был против увольнения  Миррахимова и постарались из этого процесса   сделать все возможное, чтобы подпортить отношения президента и министра, играя на амбициях обеих сторон.
Но это еще раз говорит в пользу того, что  весь этот процесс увольнения Миррахимова и выборы нового руководителя следует провести  с особой тщательностью, честностью, демократичностью и с привлечением  максимально большого числа возможных   претендентов, в том числе и тех наших кардиологов и кардиохирургов, которые  работают за пределами Кыргызстана и накопили там опыт и знания.
Вот почему кардиологи и кардиохирурги страны должны сказать свое веское слово и прийти к приемлемому и наилучшему компромиссу в выборе нового главы  кардиологического центра. Чтобы результаты этой тяжелой борьбы, именуемой ротацией и обновлением  руководства, привели к реальным  позитивным результатам и во главе центра  оказался  самый достойный человек и специалист. Чтобы, в конце концов, не только противники Миррахимова, но и его сторонники и близкие почувствовали перемены, и сам    уважаемый аксакал признал свои ошибки и заблуждения.

Любопытно, что  этот конфликт в кыргызской кардиологии получил широкую огласку в СНГ. Вот что пишет по этому поводу  московское издание «Коммерсант-Власть».
«Борьба за расширение республиканских академий и склоки за места в них были повсеместным явлением. В Азербайджанской академии, к примеру, долго не затихал скандал вокруг упоминавшегося уже Якубова. Его покровитель, глава республики Багиров, в 1949 году в обход всех правил и уставов приказал сделать Якубова академиком, а затем академиком-секретарем АН АзССР. А в 1952 году точно так же приказал изгнать бывшего протеже из академиков. Год спустя против восстановления Якубова в прежнем звании выступала едва ли не половина академии, и склока периодически вспыхивала еще много лет.
 О борьбе за желанные вакансии академиков Киргизской академии наук в 1965 году писал секретарь ЦК КП Киргизии Турдакун Усубалиев: «ЦК КП Киргизии оказывал большое доверие товарищу Ахунбаеву, он в свое время работал директором Киргизского медицинского института, президентом Академии наук, в настоящее время заведует клиникой, неоднократно избирался членом ЦК, депутатом Верховного совета Союза ССР, ныне является депутатом Верховного совета Киргизской ССР.
Занимая ответственные должности в республике, т. Ахунбаев не всегда находился на высоте своего положения. Так, Бюро ЦК КП Киргизии от 27 сентября 1956 года за грубое нарушение финансовой дисциплины, незаконное получение большой суммы денег в медицинском институте объявило  Ахунбаеву выговор и обязало его восстановить незаконно полученные деньги...
Недостойное поведение Ахунбаева, его склонность к интригам и групповщине особенно проявились во время подготовки и проведения выборов в Академию наук республики. Только неправильными действиями Ахунбаева объясняется то, что членом-корреспондентом не был избран молодой растущий ученый и крупный практик - медик-физиолог, терапевт С. Миррахимов - доктор медицинских наук, по национальности узбек».
Интересно, что  молодой Миррахимов, тогда ему было  30-35 лет,  сумел  немного позже  расквитаться  с Ахунбаевым, затаив обиду на  знаменитого аксакала.  Пользуясь  связями в московских медицинских  кругах  и самое главное, покровительством  Усубалиева, питавшего антипатию к  его предшественнику,  он, в конце концов, добился отставки  Ахунбаева.
Все эти  болезненные медицинские тайны  советской и постсоветской медицины  мы здесь приводим с единственной целью, еще раз подчеркнуть  важность и историческую значимость   своевременной   ротации кадров в управлении и   выработки четко работающего механизма  и процедуры этой замены. 
И Ахунбаев, и Миррахимов являются гордостью кыргызской медицины и останутся таковыми навсегда. И лишь несовершенства правил игры и отсутствие свободы слова и  свободы выбора  и прозрачности, а также авторитарное или волюнтаристское  решение кадровых вопросов со стороны властей,  исказило облик этих выдающихся личностей, втянув их в групповщину, клановость и коррупцию.
Воистину, нет плохих людей, но есть плохие правила и законы, искажающие  и уродующие нашу сущность.   Вот почему  только честные выборы  могут даровать нам долгожданное оздоровление и прощение.
 


Рецензии