Через тернии к Богу

История одного дома

Хотите — верьте, хотите — нет, а я убеждена, что каждый дом, будучи объектом неживой природы, всё-таки обладает характером, как и любой человек. Например, дома-новостройки, как правило, очень высокие, с замысловатым фасадом. Ну чем не современные молодые люди со своей прытью, амбициями и максимализмом? Или взять дома советского периода, прочные и мощные снаружи, зато внутри — одни коммуналки, стандартные и одинаковые по размеру.

А есть дома, которые появились на свет несколько веков назад, но до сих пор функционируют и служат людям. Их фасады отличаются своим декором и планировкой, а проходя мимо, вы сразу заметите определенную разницу между ними и домами-соседями. Есть ли у них человеческие прообразы? Конечно, это интеллигенты, — интеллигенты в самом хорошем смысле. Словом, истинные петербуржцы, пережившие в своё время много скорбей, но до сих пор не сломленные и достойные своего родного города.

Один из таких домов расположен на Петроградской стороне, на углу улицы Всеволода Вишневского и Чкаловского проспекта. Этот дом никогда не был жилым и на сегодняшний день уже дважды пережил своё «рождение».
***
История этого дома тесно связана с развитием благотворительности в Петербурге. В 1883 году по инициативе Сары Александровны Биллер, английской подданной, в Коломне открылось Магдалининское убежище с целью «возвращения раскаивающихся публичных женщин на путь честного труда».

Через несколько лет после смерти Сары Александровны оно было преобразовано в Дом милосердия и перенесено в Санкт-Петербург, где поступило под покровительство великой княгини Марии Николаевны. Учреждение довольно быстро пополнялось новыми воспитанницами, и его разделили на два отделения: для несовершеннолетних и взрослое. Последнее как раз и расположилось в собственном здании на Геслеровском (ныне Чкаловском) проспекте, 50.

Позднее к нему присоединилось ещё и отделение для малолетних преступников. Вскоре для всех его обитателей 9 апреля 1892 года был заложен деревянный храм во имя преподобного Алексия, Человека Божия, который согласно проекту архитектора Петра Петровича Михальцева должен был примыкать к дому. Поначалу храму хотели дать имя святой Марии Магдалины, в честь великой княгини Марии Николаевны, но так как деньги на строительство в основном жертвовал купец Алексей Николаевич Дьячков, то храм посвятили его небесному покровителю.
К началу 1880-х годов во взрослом отделении постоянно проживали около ста женщин.

Попечительницей учреждения была графиня Екатерина Владимировна Мусина-Пушкина (Голицына).
В 1906 году деревянная Алексеевская церковь была полностью перестроена в белоснежную каменную. Новое церковное здание было заложено 22 октября, в день Казанской иконы Божией Матери.

Это был самый своеобразный храм в городе, потому что новый архитектор, Герман Давидович Гримм, решился на весьма дерзкий для того времени поступок: он полностью спроектировал церковь в неорусском стиле.

Внутри была длинная зальная церковь со звонницей на западном фасаде и высоким трёхглавием над алтарной частью. Основное помещение представляло собой безстолпный зал, перекрытый железобетонным сводом.

Храм строили пять лет, причем при первой проектировке он выглядел ещё наряднее и красивее, но из-за недостатка средств и трудностей при отделке некоторых деталей от лишних изысков пришлось отказаться.

Церковь была открыта не только для воспитанников Дома милосердия, но и для мирян, и вмещала в себя около 2000 человек. Церковь была необыкновенного белого цвета, который ещё с древности считался символом чистоты, непорочности и добра. Возможно, что как раз непосредственная близость такого белоснежного Божьего дома к падшим женщинам и малолетним преступникам, страстно желавшим измениться в лучшую сторону, давала последним надежду на исцеление с помощью молитвы, тем самым способствуя скорому перерождению души.
Кстати, преподобный Алексий, во имя которого была воздвигнута церковь, как и все святые, отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим. Несмотря на то что он родился в семье знатных и благочестивых родителей и с самого детства рос в достатке, он предпочёл пренебречь земными дарами и, покинув отчий дом, ушёл странствовать и помогать людям.
***
После революции, в 1930-х годах, храм вместе с отделением Дома милосердия был капитально перестроен в заводское помещение. На строительство ушло два года. От белоснежной церкви не осталось и следа, да и трудно теперь узнать в этом уродливом и нелепом заводском корпусе одно из лучших творений неорусского стиля — так до неузнаваемости всё переделано! Только цилиндр главного купола напоминает о прежней постройке.

Тем не менее, независимо от нового предназначения, дом продолжал служить людям. Завод «Измеритель», новый владелец здания, выпускал радиоприёмники и телевизоры. А в самые тяжёлые годы войны он не прекращал своей деятельности, в короткие сроки освоил и стал поставлять Ленинградскому фронту радиопередатчики «РП-14», миноискатели, детали для гранат и пистолетов, микрофоны и телефоны.

Завод до сих пор занимает этот дом. Правда, на первом этаже всё-таки произошли некоторые изменения. Теперь семиэтажное здание  с «Измерителем» делит ещё и кафе с салоном красоты. С Чкаловского проспекта строение бежевого цвета огорожено высоким забором и имеет служебный проезд. Со стороны улицы Всеволода Вишневского дом защищает крашеная кирпичная стена, давно исписанная и изрисованная граффити.

Выходит, что каждый дом неразрывно связан с историей своего города, своей страны и каждому есть что рассказать о себе.

А вы знаете, в каком доме живёте?
Галина ПИСКУН, СПб.


Рецензии