Как иванушка женился

 

КАК ИВАНУШКА ЖЕНИЛСЯ
            
                Собрались возле старого дуба зверушки, сказки послушать, себя показать. Приосанился старый дуб, расправил ветки и зашелестел новую сказку:

     – Жили-были три брата:
      Старший был таким жадным – у него и снега то зимой не допросишься, не говоря о чем нибудь другом.
      Средний брат был злым и завистливым - все норовил каждому встречному напакостничать,  даже последнему бедняку на деревне - собака, мол, у него лучше. Это все потому что зависть его так и съедала. 
      А младший брат был добряк – последнюю рубаху отдаст.
- Ну, не дурак ли? – говорили братья - что заработал, все раздаст.

     Когда умер отец, братья поделили наследство:
     Старшему,  достались деньги и дом.
     Среднему – весь скот и хлев. 
     Младшему Иванушке – остался только старый пес.
- Все равно все раздашь, - сказали братья, - чего зря добро разбазаривать.

       Так они и жили:
     Старший из них женился на богатой купчихе, и приумножил свое богатство.
     Средний тоже женился удачно - хоть и не на купчихе, но и не на бедной.
    Иванушка так и жил со старым псом.  Людям помогал. Кому забор починит, кому огород вспашет. Его любили и уважали, а дети за ним гурьбой бегали. Игрушки он им мастерил, да не простые – сани у него сами ездили, лошади бегали  - «иго-го» кричали,; куклы глазками моргали. Говорили: «Па-па, ма-ма».
      Вот однажды сидит Иванушка на крылечке, смотрит на детишек. Так ему грустно стало - хоть плачь.
- Хватит, Иванушка, тебе бобылем ходить, - сказал пес, - пора семью заводить, детишек. А я их нянчить буду.
      Согласился Иванушка и пошел в соседнюю деревню невесту выбирать. Невест в той деревне было видимо-невидимо, так как там издревле ткачихи жили.
      Идет, песни распевает. Старый пес рядом бежит, хвостом виляет. Видят, у родника девушка сидит – красоты не писанной. Коса до пят спускается, глаза как васильки в поле – синие, синие.
- Здравствуй, краса-девица. - Поклонился ей в пояс Иванушка. - Как звать-величать тебя?
 - Здравствуй добрый молодец. Зовут меня Настенькой, - отвечает она.
- Откуда ты и чья будешь, как отца, матушку кличут? – продолжает Иван.
- Живу я в соседней деревне с мачехой и сводной сестрицей, –  смутилась она.
- Полюбилась, ты мне, Настенька! Пойдешь за меня замуж?
- Пойду, Иванушка. Да боюсь, мачеха не согласится. 
       Посмотрела на него своими васильковыми глазками, и утонул он в них. Утонул Иванушка, как в озере глубоком. Распрощался с Настенькой, и пошел в деревню просить руки ее.
       Идет по деревне - из каждого окошка девицы-красавицы выглядывают. Глазками так и стреляют, так и стреляют - понравиться  хотят. Идет Иванушка, а молва вперед его бежит. Уже вся деревня знает, что он свататься  хочет. Соседка слышала разговор у ручья и всем растрезвонила.
- Слышь, соседушка! Принимай гостя, жених к вам идет, Настеньку сватать!
- Че раскудахталась, закрой варежку. Кому нужна Настька – бесприданница? 
     Только промолвила, а тут Иванушка подошел. Поклонился он мачехе до самой земли и молвил:
- Здравствуй, матушка. Мир дому твоему. Пришел к тебе с поклоном, прошу руки твоей дочери – Настеньки. Полюбил я ее очень. Отдай за меня замуж!
- Какая я тебе матушка, - зло проворчала мачеха, - явился - не запылился! Ишь, умник нашелся!!! Так прямо и отдать тебе Настьку?
- Так и отдай!
- Значит, я ее тебе отдам, а сама ни с чем останусь? Я ее: растила, кормила, одевала, обувала, а  тепереча тебе затак отдать? Хитрый какой!
- Что же ты хочешь, матушка?!!
       Застыла на секунду мачеха, за ухом у нее зачесалось.
«Что бы попросить? Как бы мне не продешевить, как бы стянуть с него побольше? Сразу видно дурак - в Настьку влюбился по уши», - молча решила она.
    Думала, думала и придумала:
- Слышала я, что у соседнего царя есть необыкновенная вещь. Ма-ши-на называется. Сама ездит. Ест какой-то Бен-зин. Достань ее мне, тогда и поговорим.
        Пригорюнился Иван – а ну как царь не отдаст ту машину? Делать нечего, пошел к царю путем не близким. Пес впереди бежит, весело визжит -  дорогу показывает. Долго ли, коротко ли шли – наконец добрались до дворца.
       Вышел царь на крыльцо резное да расписное и спрашивает:
 - Здоров будь, мил человек.
- Здравствуй, царь-батюшка.
- Каким ветром тебя в наши края занесло, с добром к нам али как?
- С добром царь-батюшка, с добром и просьбою.
- Ну, говори, что тебе надобно мил человек.
- Хочу я жениться, - ответил Иван и замолчал на некоторое время, собираясь с мыслями.  Царь неправильно понял молчание и начал медленно краснеть:
- К-как жениться? Кто жениться? Да как ты посмел?! Кто ты таков есть, чтобы свататься к самому царю?!!! – возмутился царь. – Не отдам тебе дочь и баста!!!
- Что ты, царь-батюшка, я о таком и не помышлял даже - я на Настеньке жениться хочу.
- Женись, я здесь причем?
-А притом, что мачеха отдаст ее за меня, если приведу мА-ши-ну.
 – Чего Машино… Что ты мне голову морочишь, какая Маша?! Ты же только что про Настю говорил? «МА-ши-ну», а если Машину, чего ко мне тогда явился?
 – Да не МАшину, а ма-шИ-ну, ну ту, что ест Бен-зин.
-А-а-а! Понятно тепереча – машину, значит, с бензином. Ладно, невеста-то красивая?
- Очень! Ни в сказке сказать, ни пером описать, ни рукой погладить!
- Любишь, значит…
- Люблю, батюшка, больше жизни люблю!
- Ну, коль любишь…, - царь задумался и почесал голову и вдруг махнул рукой, - - а-а-а, –забирай  мАшину, - хохотнул царь и добавил, - с Бен-Зиной! 
- Благодарствую, - ответил Иван.
– Это я тебе благо  дарствую – со своего плеча. Только и ты мне помоги.
- Чем… батюшка, что стряслось?!
- Есть у меня теща – королевишна заморен… тьфу ты - заморская, женщина благородная, добрая, но болтливая. Так за день умотает, что к вечеру никаких сил нет. Что только с ней не делали:  к врачам водили,  знахарку  бабу Зину приглашали – не помогло. А давеча, из соседнего царства  приехал маг. Так она  его до того уболтала, что он третий день -  мамочку зовет.
     Царь вздохнул:
- Может, ты, чем поможешь?
- Попробую, - задумался Иван.
     Побежал он в сад, а когда вернулся – в кулаке у него, что-то шуршало. Иван весело посмотрел на царя и потребовал:
- Зови тещу царь-батюшка!
Не успели тещино имя молвить, как она сама явилась и сразу:
- У нас, что гости? Я и не знала. Что же ты держишь молодого человека во дворе! Зови к столу. Я пирогов велела напечь с капустой. С картошкой уже готовы.  С грибами сгорели – чтоб их… кухарок этих! Со смородиной… С фасолью… С яблоками…
     Царь уже не слушал, только голову руками накрыл.
Так мину десять без перерыва продолжалось. Слушал, Иван, слушал…, потом тихонько подошел к ней и что-то в рот ей сунул –  она как раз про квас начала говорить. Рот раскрыла, а Иван тут, как тут.
- М-м-м! - замычала теща. Глаза у нее стали как блюдца, язык распух и вылез изо рта.  Глаза смотрели то на Ивана, то на царя и дико вращались.
      Наступила тишина.
- Хорошо-о-о, то как, - мечтательно сказал царь, - спасибо тебе, Иванушка. 
      Бери машину и езжай к своей Настеньке.
 Стал Иван   осматривать машину.
Думает - «Линкольн бенц», что за название? Наверное, совсем машине бенц пришел. И зачем она мачехе?»
       Привязал он к машине веревку покрепче. Посадил в нее пса и повез. Слышит за ним кто-то бежит, оглянулся – видит царь бежит: волосы дыбом,  руками размахивает, корона на бок съехала.
- Подожди, Иванушка! Раскрой напоследок секрет - что ты с тещей сделал? Молчит уже пол часа. Это ж какое благо для царства!!!
- Да ничего я с ней не делал, - отвечает Иван.
- А молчит-то чего?
- Так я ей в рот пчелу сунул!
- Круто! Вот угодил, так угодил. Хоть денек отдохну – обрадовался царь, и пошел прочь, напевая под нос: « Каждый день по пчеле, каждый день по пчеле…».
      А Иванушка побрел своей дорогой.
Идет он идет - навстречу ему выходит из лесу медведь.
- Здорово, Иван! – заревел медведь, - что это ты за чудо волокешь?
- Здорово, косолапый.
- И вовсе я не косолапый, - обиделся медведь, - просто, как один «умный» человек сказал, у меня ноги разные. Одна левая, другая… левая, вот.
- Хорошо, хорошо! Не обижайся, я ж любя. Садись лучше я тебя прокачу – с ветерком.
- И я хочу, -  пропищал кто-то с боку. Глянул Иван, а там заяц сидит, да не один – со всем своим семейством.
- И мы хотим! И мы! – закричали зверушки со всех сторон.
- Айда! Всем места хватит, - ответил Иванушка, - залезай, братва лесная!
     Набилось в машину народа лесного. Друг на друге сидят, но не кто не жалуется – всем покататься хочется.
Впрягся Иван – семь потов сошло, а машина не сдвинулась. Тут вылез медведь, помог Ивану.
    Накатали всех досыта. И вокруг леса, и к реке возили. Довольны остались лесные жители. На прощанье подарков нанесли – полную машину.
  Распрощался Ваня с лесными жителями и поехал к мачехе. А та ждет не дождется. Интересно ей – пригонит зять машину, али нет. Тут  Иванушка появился. Машину на веревке за собой тащит – весь честной народ поглазеть вышел. Толпа гудит – заморское чудо обсуждают. А Иван бросил лямку и говорит:
- Исполнил, матушка твое поручение. Отдашь теперь Настеньку за меня?
- А че ты ее волоком тащил, а не сам на ней приехал? – Спрашивает мачеха.
- Она что… еще и ездить сама умеет? – изумился Иван.
« Дурак он и есть дурак», - подумала мачеха и сказала в слух:
- На то она и ма-ши-на чтобы на ней ездить, а не за собой таскать!
- Ага, вот и царь говорил: «…два шага едешь, три за собой тянешь!»
    Мачеха задумалась.
    Иван стоял, стоял и не выдержал:
- Так отдашь Настеньку, аль как?
    Ох, и неохота мачехе отдавать дармовую рабочую силу, да машину до дрожи хочется. Думала, думала потом согласилась. - машина перетянула.
-Забирай свою Настьку, и мотайте с моих глаз долой, - зло крикнула она и добавила, - и чтоб я вас больше не видела!!!

***
 
        Зажили, Иванушка с Настенькой душа в душу. Деток нарожали, а  пес за малышами приглядывал. Иванушка как был бедным, так и остался. Еды хватало.  Люди любили и уважали его – за доброту и отзывчивость, а потому в беде не оставляли, чем могли - помогали. 
        О Братьях Ивана много не скажешь – нелюдимые они были.
Старший брат: приумножил свое богатство, но сбежал на хутор – подальше от человеческих глаз. Потому что за золото свое боялся.
Средний:  тоже разбогател, правда, не так как старший. Жил букой - все от зависти зеленел.  Так и живет тепереча зеленый, - ну вылитый водяной.

 09.02.2010г.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.