Остров Туле, грек Пифей и Соловей Будимирович
Пифей (ок. 380 — ок. 310 до н. э.) — греческий купец, географ, исследователь из греческой колонии Массалии (современный Марсель), писал, что он нашел этот остров.
Оригинальный текст Пифея не сохранился, но пересказ можно найти, например, в XXXIV книге «Истории» Полибия:
«…тот, кто ввел многих в заблуждение, сообщая, что пересек всю Британию пешком, помещает остров окружностью в 40 тысяч стадиев и рассказывает о Туле, тех местах, где не существует собственно суши, моря и воздуха, а только некая смесь этих элементов, консистенция которой сравнима с желе и в которой нельзя ни идти, ни плыть».
Страбон, описывая вычисление Эратосфеном ширины населенного мира, писал:
«Вот Пифей из Массилии рассказывает о Туле, что это самый северный из Британских островов и вообще самый северный участок суши и что там летний тропик совпадает с полярным кругом. Однако у других авторов ничего не сказано ни о том, существует ли остров под названием Туле, ни о том, могут ли люди жить в тех северных областях, где летний тропик становится полярным кругом. Поскольку современные писатели не могут говорить о земле севернее Иернии [Ирландия], которая не только находится на севере от Британии, но и населена совершенными дикарями, влачащими жалкое существование в холоде, я полагаю, что именно там находится северная граница обитаемого мира (География, II, 5).»
«…параллель, на которой лежит Туле, который, как говорит Пифей, находится в шести днях морем на север от Британии, около замерзшего моря… Уличить Пифея, который рассказывает о Туле, в фальсификации можно не только при внимательном изучении, ведь те, кто видели Британию и Иернию, ничего не упоминают о Туле, хотя рассказывают о других островах, меньших Британии» (География, I, 4).
Вот как просто попасть в ранг неисправимых лгунов.
Что же нашел Пифей? Он рассказывает о Туле, как о местах, где «не существует собственно суши, моря и воздуха, а только некая смесь этих элементов, консистенция которой сравнима с желе и в которой нельзя ни идти, ни плыть». Т.е. плотная шуга, мокрый снег в воде и воздухе, метель… Греки такого не знали – вот и не поверили.
Но что нам стоит проверить Пифея сегодня?
Поскольку различных стадиев – великое множество, возьмем для начала «метрический» стадий – 200 м. Если древние (например, атланты) знали диаметр Земли, то такой стадий был для них очень удобной мерой (1/100 000 меридиана). Но позже начали измерять их в полетах стрелы, шагах при заходе солнца, и он расплылся от 157 до 209 м – в зависимости от длины шага и упругости лука, широты местности.
Значит, по грубой (?) прикидке, периметр острова должен быть равен примерно 8 000 км. Теперь посмотрим, какие крупные острова подходят под признак «за полярным кругом». Их совсем немного в зоне, доступной Пифею от Шотландии: это Исландия, Гренландия и Шпицберген (с большой натяжкой – уж слишком далек он от Англии).
Береговая линия Исландии имеет протяжённость около 4 970 км. Мало!
Длина береговой линии Гренландии – 44 087 км. Слишком много…
О береговой линии Шпицбергена говорить вообще некорректно, т.к. это архипелаг из 9 крупных и ряда мелких островов.
Значит, Пифей действительно лжец? Но не будем торопиться присоединяться к историкам – древним и современным.
Историк может не знать, чем отличается длина береговой линии от длины каботажного плавания вдоль берега. Географ знает, что изрезанный фьордами берег имеет протяженность заведомо большую, чем периметр острова, но не лезет в историю.
Я не историк и не географ. Но меня неплохо учили в советской школе, и на уровне дилетанта, т.е. любителя, знающего понемногу о многом, я хочу разобраться в этом вопросе.
Так вот – каботажный путь вокруг Гренландии – 6 900..7 700 км, в зависимости от того, как близко держаться к берегу, повторяя его линию. Но 6 900 – это скорее для сейнера, а не античного торгаша – слишком мористо, вдали от берега. А 7 700 км, повторяя изгибы мысов – это 38500 стадий, если Пифей пользовался стадиями 200 м, и около 43 000, если аттическими 177,5 м.
Если ему достались древние документы об острове, то стадий мог быть и Вавилонским, тогда (не сочтите за подгонку!) перевод моего варианта каботажа в стадии дает 39690 Вавилонских стадиев, т.е. ошибка – 0,8%. Конечно, это маловероятно: менялась береговая черта, менялись меры длины…
Но даже крайние значения ошибки – 4…7%. Остров Туле – это Гренландия. Другого острова с таким периметром просто нет.
В Средние века Туле часто отождествлялся с Исландией, Фарерскими, Шетландскими, Оркнейскими и Гебридскими островами или даже считался частью Британии, Скандинавии или Ютландии.
Теперь мы понимаем, что и оснований для таких предположений не было изначально – достаточно было внимательно прочесть текст Пифея.
И всё же – одно доказательство хорошо, но не найдется ли других подтверждений?
С свое время немецкий священник, известный под именем Адама из Бремена (умер после 1081), закончил свой труд "История Гамбургской епархии". В те времена в Гамбургскую епархию включалась вся Скандинавия и все заморские страны, колонизированные Скандинавией. Адам имел беседы с королем Дании Свейном II по поводу этих районов, и его упоминания о Гренландии и Винландии - первые достоверные сведения об Америке во всей европейской литературе.
О Гренландии он сказал: "...на севере океан течет мимо Оркнейских островов, потом бесконечно далеко по земному кругу, оставляя слева Ибернию [теперь называемую Ирландией], родину скотов, справа норвежские шхеры, а дальше острова Исландию и Гренландию".
И ниже, в другом абзаце: "...кроме того, есть много других островов в далеком океане, из которых Гренландия не самый маленький; он расположен дальше, напротив Шведских, или Рифейских, гор. Расстояние до него таково, что путь на корабле от Норвегии до этого острова продолжается, как говорят, от пяти до семи дней, столько же, сколько и до Исландии. Люди, живущие там, синевато-зеленые от соленой воды, и потому эти места получили название "Гренландия". Уклад их жизни тот же, что у исландцев, но они дикари и совершают пиратские набеги на мореплавателей. Сообщают, что недавно до них дошло христианство".
Расстояние от Норвегии до Гренландии (по Адаму Бременскому) и от Шотландии до Туле-Гренландии (по Пифею) равно примерно 6 дням пути и одновременно 1500 км. Получается 250 км в сутки. (До Исландии от Скандинавии – в зависимости от точки отправления).
Неизвестно, какой транспорт имел в виду Пифей, но поморские кочи мало отличались на всем европейском Севере. Скорость коча на парусе с попутным ветром 5…6 узлов, или 220…265 км в сутки. Все сходится. Возможно, корабль Пифея был не таким мореходным (Геродот пишет о скорости около 204 км/сутки), но зато он часть пути мог идти в струе Гольфстрима, а это может добавлять до 80 км/сутки.
А вообще-то Пифей все-таки лгун. Во-первых, он не мог с такой точностью определить периметр острова (я это делал с ГУГЛ Планета Земля) – а у него точность в доли процента! Во-вторых – он просто не мог пройти вокруг Гренландии с Севера – помешали бы паковые льды. Значит, он просто имел очень точные карты с указанием масштаба. Откуда? Не будем забывать, что Пифей родом из Массилии, основанной фокейцами. Рядом с Фокеей – «научно-технический центр» античности Милет, о котором мы говорили вначале. Именно оттуда начинались все колониальные экспедиции греков – значит, и карты должны были храниться там. Но откуда они у малоазийских греков?
Фока (;;;;) по гречески – тюлень.
Макс Фасмер (Этимологический словарь русского языка), — поясняет: к нам слово тюлень попало из восточносаамского языка, где оно звучит как tulla. Значит ли это, что Пифей хотел добраться до известной ему по картам прародины? Может быть. И древние карты вывезены оттуда же? И знания?
Считается, что Фокея – малоазийские выселки греческой Фокиды, но Фокида – производное от Фокеи, если следовать нормам греческого языка. Да и тюлени водились на побережье Фокеи, а побережье Фокиды обрывисто и голо. Не будем забывать, что Аполлона, регулярно летавшего в Гиперборею, почитали и в Фокиде, хотя его родиной считается Делос – остров недалеко от Фокеи.
Может быть, именно сюда – в Малую Азию и Грецию – отправилась часть гипербореев – атлантов после катастрофы?
И что это была за катастрофа? Возможно, просто разрушился шельфовый ледник где-то между Исландией, Фарерскими островами и Скандинавией, и Гольфстрим ушел к востоку. Остывающую землю начало засыпать снегом.
И подтверждение тому недавно появилось в печати: датские океанологи, промеряя эхолотом дно у берегов Западной Гренландии, нашли следы гигантских айсбергов, плававших в этих водах более 12 тысяч лет назад, в последний ледниковый период. В донных отложениях эхолот обнаружил «царапины» шириной 750 метров и глубиной 40 метров. Глубина океана в этом месте достигала тогда 950 метров. Значит, только подводная часть такого гиганта имела в высоту около километра. Это вдвое больше самых крупных антарктических айсбергов современности.
С отрывом ледника (и с возможным цунами от этого), с уходом Гольфстрима на восток о.Туле начал покрываться снегом и льдом. В одну бедственную (полярную!) ночь остров мог покрыться водой до вершин гор. Правда, в виде снега, но греки об этом агрегатном состоянии воды имели смутное представление – вспомните Геродота и его рассказ о летающих в воздухе перьях на севере Скифии.
Наверное, и Платон не понял египетских жрецов (а может быть, они чего-то не поняли) в рассказе об Атлантиде. Ведь Гренландия не только по периметру соответствует о.Туле, но и по площади удачно вмещает равнину Платона – как раз в срединную долину, лежащую почти на уровне моря (результаты эхозондирования льда). А вокруг равнины – горы, как и писал Платон.
«Каждые пять-шесть лет цари собирались на семейный совет, обсуждая, как увеличить достаток…
Остров, на котором стоял дворец, имел пять стадиев в диаметре; этот остров, а также земляные кольца и мост шириной в плетр цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота».
Не сюда ли летал Аполлон в упряжке лебедей?
А само описание города ничего не напоминает?
Вот былина-сказка из сборника П.Н.Рыбникова о том, как герой на летающем деревянном орле полетел в Подсолнечное царство:
« Прилетел он в царство под солнышком,
Слезает с орла самолетного
И начал по царству похаживать,
По Подсолнечному погуливать.
Во этом во царстве Подсолнечном
Стоял терем - золоты верхи,
Круг этого терема был белый двор
О тых воротах о двенадцати,
О тых сторожах о строгих ...»
Да, 12 ворот и высоких башен над ними – это готовый двухчасовой циферблат. Для жителей города под незаходящим солнцем – очень полезная вещь.
«Всю внешнюю поверхность храма Посейдона, кроме акротериев, выложили серебром, акротерии же золотом; в облике же постройки было нечто варварское».
Так вот он, варварский «терем – золоты верхи»?
То, что далеко на Севере существовал город, еще не до конца покрытый льдом, подтверждают славянские былины и сказки.
Валерий Демин пишет:
«Не приходится сомневаться, что древняя Гиперборея имеет непосредственное отношение к древнейшей истории России, а русский народ и его язык напрямую связан с исчезнувшей… легендарной страной гиперборейцев. Неспроста ведь Нострадамус в своих "Центуриях" именовал россиян не иначе как "народом гиперборейским". Рефрен русских сказок о Подсолнечном царстве, что расположено за тридевять земель, - также представляют собой воспоминания о стародавних временах, когда наши предки соприкасались с гиперборейцами и сами были гиперборейцами.
Выдающийся чешский поэт, историк и фольклорист К.Я.Эрбен свидетельствует, что хрустальная или стеклянная гора славянских сказок есть не что иное как образ ледяной горы… достаточно еще раз внимательно просмотреть волшебную русскую сказку "Хрустальная гора" из сборника Афанасьева. Здесь тридесятое царство наполовину втягивается в хрустальную гору (что наглядно воспроизводит действие наступающего ледника). Но главное в другом: чтобы спасти гибнущее царство и заточенную в хрустальной горе царевну, герой добыл волшебное семячко, зажег его и отнес к хрустальной горе: она и растаяла. Растопить подобным образом… можно только лед и никак не хрусталь (стекло).
Откроем самый знаменитый первопечатный сборник русских былин и песен, собранных Киршей Даниловым. Первой здесь помещена былина о Соловье Будимировиче, плывущем в Киев на Соколе-корабле из заморских неведомых стран - шедевр устного народного творчества.
Из-за моря, моря синева,
Из глухоморья зеленова,
От славного города Леденца,
От того-де царя ведь заморскаго
Выбегали-выгребали тридцать кораблей,
Тридцать кораблей един корабль
Славнова гостя богатова
Молода Соловья сына Будимировича.
Леденец - значит, Ледяной. Город с таким названием (тем более имеющим обобщенно-символический смысл) не может находиться на юге. Это же подтверждает и поморский вариант старины, приводимый Б.В.Шергиным, где прямо поется: "Из-за моря, моря Студенного" (то есть имеется в виду Северный Ледовитый океан).
А что еще в русских сказках из хрусталя? Вспомним Пушкина:
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
И хотя, судя по описанию, действие происходит в Южной Руси, но и здесь могут присутствовать отголоски древних обычаев. В самом деле, где было лучше всего в Леденце хоронить (хранить!) покойников? Конечно, в мерзлоте, в ледяном саркофаге…
И есть в этом крупная нестыковка с «классическими» историками. Дело в том, что описания острова Буяна, т.е. высокого и гористого, с городом Леденцом, прекрасными дворцами и садами (но уже и с ледниками), с купцами, носящими не только славянские имена-прозвища (Соловей), но и русские двухкорневые отчества (Будимирович) – это славянский фольклор, а славян традиционные историки считают молодой ветвью европейцев.
Хотя и Пушкин, возможно, писал о том самом прекрасном острове Буяне в своей «Сказке о царе Салтане». Или С АТЛАНА?.
А описание северного острова Пифеем дает жуткую картину совершенно безлюдного места. Что же выходит? Славяне были на острове ДО Пифея?
Похоже, наша история уходит во времена задолго до нашей эры, и мы храним в наших сказках и былинах то, что старались уничтожить византийские священники и немецкие «историки».
Свидетельство о публикации №210021200845
Клонсмен 30.09.2011 20:23 Заявить о нарушении
Ведь греческие мифы страшно молоды:
Неф Туна (или как-то так) и Инка упоминаются в Хронике фризов. Инка после Канаро - Тартесской катастрофы ушел на Запад, а Неф Туна - в "Среднее" море. И стал морским богом Средиземноморья. Это - тысячи 3 всего до н.э.
Зевец - Живец - и вовсе славянский бог, как и Отродита, и Арес - орыс.
Германские - еще моложе. Видимо, после Трои асы и ваны (воины и ???) Одина из М.Азии ушли в Причерноморье, к Асову, а уже оттуда - в Неманскую Русь и Скандинавию.
"Борусы ушли на север, и русы начали терпеть от гуннов" /ВК/
Возможно, Одинов было несколько (династия).
Владимир Репин 30.09.2011 23:19 Заявить о нарушении
А кто сказал, что у греков была "внятная" мифология? У греческой религии не было даже канона! В отличие, скажем, тех же славян, которые чётко оформляли свои религиозные пункты и не использовали их для социальных потребностей так явно.
Да и осталось от тех славянских верований - пересказ в христианской интерпретации. А письменных источников практически не осталось (по естественным причинам).
Владимир Морж 06.10.2011 22:56 Заявить о нарушении
Владимир Репин 07.10.2011 19:28 Заявить о нарушении
У древних греков язычество дошло до Пантеона. Их Мифология известна из произведений поэтов на основе которых Кун и представил её современному читателю. Верования, как и другие проявления человеческого сознания, всегда рано или поздно во всех культурах претерпевают различные изменения. Скорость их тоже бывает разной. Что касается славян и кельтов (галлов и т.п.), то у них ничего подобного внятной греческой (и германской)мифологии не наблюдалось. Кстати их потомки за исключением "огерманенных" франками гроссирующих французов имеют вполне пристойные речевые навыки...без, ставших орфоэпическими нормами, дефектов;)
Клонсмен 07.10.2011 22:18 Заявить о нарушении
Клонсмен 07.10.2011 22:39 Заявить о нарушении