27 мая 1942 г. под Ржевом

    Здравствуйте!
    Нахожусь на фронте. Но не на передовой, а в ближнем тылу – во втором эшелоне (резерв на случай прорыва, фактически часть, находящаяся на отдыхе). Может быть, вы уже получили мое письмо из прифронтовой полосы - на всякий же случай повторяю его содержание. Приехал и высадился в 40 км северо-западнее Сухиничей. При распределении попал в отдельный мин. дивизион. Должны быть вооружены 120 мм минометами (250 кг весом, мина 16 кг, перевозится на автомашине). Это уже не стрелковое оружие, а артиллерия. Стреляет он до 6 км. За прошедшее время сменили место раз 6. Живем в лесу в шалашах. Были и хорошие дни, были и плохие (плохие с точки зрения сухости). Стоим сейчас в 10 км от передовой. На местном фронте затишье, обе стороны находятся в состоянии обороны. Иногда происходят мелкие атаки, но решительного наступления ни одна из сторон пока не предпринимала. Дивизия, в которой я нахожусь, находится  на отдыхе с начала мая. Сейчас занимаемся учебой. Изучаем материальную часть пока 82 мм миномета и др. оружия. Полковых 120 мм минометов пока не получили. Ждем их со дня на день. Я - командир 1 отделения 1 взвода и одновременно – «помкомвзвод один». Люди в моем взводе – народ обстрелянный, некоторые уже 3-4 раза на фронте. Возраст,  в среднем,  около 30 лет. Почти все уже имеют специальность минометчиков, так что с ними мне будет легко в бою.
    Места здесь довольно мокрые, т.к. почва глинистая, во время недавно кончившегося двухсуточного дождя не было места, не превратившегося в болото. Шалаши, в которых мы сейчас живем, покрыли соломой, взятой с крыш близлежащей разрушенной деревни, и окопали канавами, так что не особенно промокли. Я пишу об этом в общем (сам я совсем не промокал, т.к. имею плащ-палатку). Появилось огромное количество комаров, отравляющих жизнь в лесу, в остальном - хорошую. Кормят хорошо. Сначала получали питание сухим пайком: концентраты, консервы, мука (из нее пекли нам в деревне деревенские огромные пшеничные караваи);  сейчас получили кухню и начали получать пищу из общего котла.
    Хотя и находимся в прифронтовой полосе, видим малое против прошлого лета количество немецких самолетов. Тем летом  они бомбили и штурмовали все прифронтовые леса и деревни, не было частей, не подвергавшихся хотя бы раз в неделю  налету самолетов. Сейчас обо всем этом нет и речи. Видим в день 3-7 одиночных самолетов, причем пробираются они теперь уже не на 150 м, как раньше, а на высоте не меньше 1,5 км. Изменилось и количество наших самолетов: иной день их видишь даже больше, чем немецких.
    В ближайшем будущем изменений в моем положении не предвидится. Пока освоим новые для нас 120 мм минометы достаточно хорошо, пройдет немало времени. Вступив на передовую в условиях стабилизировавшегося фронта (окопы находятся уже на расстоянии 50 м), я буду подвергаться очень малому риску быть пораженным немцами. Опасность накрытия нашего миномета почти сводится к нулю тем, что наш миномет будет кочующим (огонь будем вести с автомашины). Так я могу провоевать несколько лет, не получая новых ран.
    Пишите мне по моему стабильному теперь адресу. Как там Юрка? Как ваши дела? Что слышно нового от наших родичей?
    Витька! Собираю тебе коллекцию разных «сокровищ». Если приеду, так уж не с пустыми руками.
    Всего хорошего.
    Жду писем от вас.  Валя.


Рецензии