О сериале Школа

Чему учат в «Школе» и кому это нужно

Вот и началась долгожданная зимняя Олимпиада, а вместе с тем нашумевший сериал под названием «Школа» отошёл в сторону.
Кто-то же успел возрадоваться сему факту, но радость оказалась преждевременной – у создателей большие планы на будущее и прерывать начатое они не собираются.
Как же к этому относиться, чему можно поучиться в этой «Школе» и в что вообще хотят от этого проекта авторы, попробуем разобраться.

Но прежде, чем приступить, хочу сразу оговориться – Ваш покорный слуга далеко не пенсионер и не консерватор. Время, в которое мне довелось пройти тинейджеровский возраст, называется нынче «лихими 90-ми» - это было время, когда старые ценности и институты работы с молодёжью морально устарели и были отброшены далеко в сторону, на первый план вышли разбогатевшие гопники под названием -«братки» и их «братья меньшие» - «пацаны»  и все они в совокупности диктовали свои понятия (заимствованные главным образом из мест не столь отдалённых  и по-разному на «большой земле» видоизменённых), по телевизору шла настоящая вакханалия беспредельной свободы слова и действия, в провинциях рос «великодержавный» сепаратизм и пещерный национализм, а политики разбирались между собой языком инпичментов и стволов, о финансовых проблемах говорить не приходится… Во всей этой мутной воде найти свою гавань неокрепшим душам было весьма затруднительно.
Разумеется, все эти проблемы не обходили стороной и школу – в ней из учителей остались лишь 3 категории учителей – те, которые в силу возраста не могли никуда уйти, те, кто больше нигде не имел применения, а также энтузиасты. Что до контингента, то он был весьма разношёрстный, но в авторитете были зачастую те, кто любил и умел подавлять других, в квартале доходило до поножовщины, наркоманы не были экзотикой, ранние половые связи нашим юным сообществом поощрялись – так что удивить меня чем-то очень даже сложно.
Говорить с подрастающим поколением его языком, вникая в его проблемы, ставя себя на его место, считаю первым делом любого миссионера…

Однако ближе к теме. Потратив определённое количество времени на это «смотриво», я не испытал ничего, кроме разочарования – и это то, что так нашумело? И это то, что должно шокировать? И это – то, что надо непременно всем видеть?
Уже с первых кадров бросился в глаза махровый нигилизм создателей: дети в их понимании – группа  в разной степени отмороженных и не вызывающих симпатию субъектов (http://ru.wikipedia.org/wiki/(), "учителя в этом фильме показаны как стадо полуобученных обезьян, лишенных чувства юмора, которые, если смеются, то это верх какого-то идиотизма, не умеющих говорить и читать, дурно родители – это вообще не знающие жизни и не на что не влияющие зануды.
Действия, заснятые ручной камерой (видимо это попытка подражать интерент-роликам, выкладываемым в интернете) – это сплошь какая-то суета сует (в этом сериал поразительно  напоминает «Рублёвку-Live»), без начала и конца, на каком-то незримом депрессивном фоне. 
По словам режиссёра, таково её «ощущение происходящего» и «тут вообще-то дело не в образовании, а в человеческих отношениях, в восстановлении диалога между людьми, в доброте, чувственности».
Неужели ребята, которые пьют пиво и курят прямо в коридоре, воруют собак, девчата, которые избивают сверстниц в туалете, алчные учителя и хитрые родители – средство для восстановления диалога?
Пусть на этот вопрос ответят те, кто это создал. Ответят даже не сейчас, а в свой назначенный час…
Я охотно бы поверил этим словам, если бы меня не «добил» эпизод с батюшкой. По замыслу создателей, сложилось такое  ощущение, что священники – это такие мрачного вида мздоимцы, которые не любят современных «картинок» и почему-то чёрных котов (чудовищное заблуждение создателей, ибо Православие – первый враг всякого рода суеверий – всё с ног на голову!), боятся хулиганов(очень уж опасливо и воровато батюшка уходил после освящения комнаты главного героя, будто боялся реакции обитателя) и совсем даже не радеют о результатах совершаемых священнодействий.
Вот так, мимоходом, камень, летящий в школьный огород, не миновал и церковной ограды!
Кто там ещё остался? Ах да – главным героям нужно ещё «полежать» в больнице, сходить в ЖЭУ, поработать на пол-ставки в супермаркете, чтобы проехаться ещё по каки-либо категориям профессий, которые можно «обидеть» без особых последствий… Если возьмут на вооружение, гонорара не потребую.))

Если же серьёзно, то никто не говорит про то, что нужно закрывать глаза на проблемы в школе и особенно в год учителя, но почему у нас, в России некоторые люди, особенно те, которым что-то выгодно, так любят кидаться в крайности – или мы что-то увеличиваем через лупу, или лакируем?
Почему нельзя взять что-то среднее?
Давайте вспомним фильмы «Чучело» или «Дорогая Вера Сергеевна». Они сняты в советское время, в расцвет «ханжества» и «фарисейства». Кто смотрел их, тот ощущал нерв картин и налицо были: блестящая игра актёров, работа режиссёров и вместе с тем не было ощущения того, что ты вышел из уборной! Были и другие фильмы про проблемы отцов и детей, в которых отцы вовсе не выглядели образцом для подражания, а дети – вышколенными идеалами – был реальный поиск правды, а не его видимость под ширмой «раскрывания глаз».
Давайте также вспомним пару фильмов В.Приёмыхова про трудных подростков – «Пацаны» и «Кто, если не мы». У кого после это фильма возникло желание назвать героев, подростков с уголовным прошлым, жлобами – всё показано мастерски, со знанием дела, определённым смыслом и воззванием к зрителю между строк! А теперь представьте, что бы получилось, окажись на месте выдающегося режиссёра какой-нибудь промоутер-«школьник», что бы из этого вышло…
Если сериал «Школа» замышлялся на основе данных Интерпола, почему бы не снять серию документальных фильмов, где внимание было бы заострено именно на тех деталях, что волнуют авторов – думаю, что многие бы с удовольствием это посмотрели. Но показывать людям лишь часть жизни, постоянно акцентируя внимание исключительно на ней, значит уподобляться тем людям, которые, например, видят в людях не единое целое, но лишь части тела и это, разумеется, не отражает действительность.
Боюсь ли я этого сериала? Вовсе даже нет. Может ли один сериал, пусть даже массовый, изменить судьбу поколения, особенно когда этих сериалов так много по разным каналам? Отнюдь..
Тем более, что поколение, в котором я рос, пережило и не такое.
У нас был и «Мальчишник», и «Сектор газа», и даже «Красная плесень» что-то наподобие «Красных туфелек» по ТВ средь бела дня, эротические фильмы в «видяшниках» и боевики со сценами изнасилования, куда пускали людей всех возрастов, и многое другое. А культовым сериалом был, как ни странно, «Элен и ребята», где всего на трёх точка (гараж, кафе, общежитие) крутились такие интриги, что обсуждались многими сверстниками. Идеальными мальчики-девочки не были, но были индивидуальности и каждый школьник/студент мог узнать себя в каком-либо из героев (кто в Себастьяне, кто в Бенедикт, кто в Лоли, например).
В «Школе» же  все лица слились воедино, что даже ученица, наметившаяся на золотую медаль и та «с душком», даже жертвы посягательств порой отличаются от «палачей» только тем, что у них меньше сил. Даже дяденька, у которого увели собачку, и тот выглядит гнусным мерзавцем – пусть ему нагрубил главный герой, но зато он состоит в преступной связи с физичкой – и поделом ему…
Жаль только одного – поскольку хулиганы, место которым «у параши»,  если уж какое-либо творение претендует на добрый социальный фильм, выдвинуты на первый план и их действия выглядят проявлением крутости и это волей-неволей вызовет подражание у подростков – не все же из них столь проницательны, чтобы понять, что это – якобы гипербола, это якобы луч света, заглянувший во мрак, им говорят «смотрите» и они  смотрят и набираются «ума».
Я нисколько не сомневаюсь в том, что если один подросток жаждет в душе насилия, то его может не спасти и ежедневное чтение Библии и в то же время ребёнок, априори выбравший добро и позитив, к нему придёт, даже если не видит в жизни почти что ничего хорошего.
Однако:
1. Зачем усложнять путь людям от Бога к Богу?
2. Зачем поощрять  усугублять стремление к насилию? 
3. Зачем смущать колеблющихся?
Федеральный канал – это лицо государственной политики и сериалы подобного рода прямо противоречат на мой взгляд тем ценностям, что пытаются посеять в подрастающем поколении наши нынешние идеологи от власти. Канал, по которому в субботнее время выступает с проповедью Патриарх,  демонстрирует по будням фильм, который бы многоуважаемый Кирилл не благословил бы ни при каких условиях (да простит мне Владыко дерзновение так говорить).
Следует ли запретить этот сериал к показу?
Думаю, что нет, но его следует перенести на другой, менее медийный нефедеральный  канал. Ибо если его запрещать, то тогда уж нужно заодно запрещать и весь канал MTV с его «алчными экстремалами» и прочей высоконравственной «богемой», половину канала ТНТ во главе с «Дом-2» итд. Думаю, что всё должно иметь своё место в своё время. В конце концов, показывают же порно после 24 часов по отдельным телеканалам.
Кстати, в «Википедии» говорится о том, что режиссёр данного сериала с громким псевдонимом Валерия Гай Германика «работала оператором на порно-студии» - быть может это отчасти и объясняет её склонность столь узко заострять внимание на отдельных  сторонах бытия с постоянным применением ближнего плана в данном сериале.
Я нашёл интервью, где она говорит про это даже не спокойно (не говоря о покаянии), а с нескрываемым азартом:
«- Вы вынуждены были влезать в чужую жизнь – так появилось кино про садо-мазахистов? Внедрились?
- Да вообще не то слово! (смеется). Ну, так внедрилась, да! Я просто работала оператором на порно-студии..

- На порно-студии?!
- Да! Ну, мне надо было! У меня денег не было!

- Подождите, то есть вы порнографию снимали?
- Да, вообще, жесткач!

- Зачем?!
- Я хотела быть как Тинто Брасс – он был мой первый кумир в режиссуре! Я хотела как он снимать, потому что я влюблена была в его фильмы, в «Калигулу», например».
http://www.art-pictures.ru/conversation/2134.html
Бывший порно-оператор, поклонница фильмов типа «Калигулы», снимает сериал про детей – страшный сон педагога, на правда ли?..
Что ж, один из «шедевров» современного кино, в котором соавтором был порно-сценарист, мы уже видели – я говорю о пресловутом фильме «Царь». Из него мы «узнали», что И.Грозный якобы– это абсолютно неадекватный антигосударственник, его жена Мария Темрюковна – истеричка,  митрополит Филипп – диссидент-толстовец, а русский народ – помутнённое рассудком быдло. Хорошо ещё, что режиссёр «Царя» не затронул личную жизнь Ивана VI.
Пара этих примеров говорит о том, что наверно бывших порнодеятелей скорее всего не бывает и когда они берутся за новое со старым забралом, получается самая настоящая «…»
Посему, мне очень хочется верить тому, что сей сериал учит добру и любви, но на деле я этого не вижу.
Почему  создали это продукт? Буду максимально субъективен, но скажу, что каждый медийный проект замышляется с определённым финансовым интересом – это раз. Ну и почему бы молодому (25 лет) и амбициозному режиссёру бы в год учителя не занести в комнату трофеев (рядом с особым упоминанием на каннском фестивале) ещё один «Кинотавр» за вклад в развитие нравственности подрастающего поколения в Год учителя!  Почему бы и нет? Получил же Обама  Нобелевскую премию мира в год, когда решил увеличить военный контингент в Афганистане. Был же фильм «Сволочи», основанный якобы на реальных событиях, признан лучшим фильмом 2006 года (выдающийся отечественный режиссёр, обладатель «Оскара» В.Меньшов, в сердцах даже бросил конверт с результатами голосования на пол и отказался его вручать). В мире шоу-бизнеса случайного мало, продуманного много. А что потом скажут – не важно. Пусть большинство не одобрит, лишь бы побольше говорили. Больше внимания, больше предложений. Ничего личного – это лишь моё мнение и я могу ошибаться…
У меня нет никаких сомнений  в том, что всякий одиозный проект, даже мёртворождённый, смотрибелен пока он в «топе» и его столь же хладнокровно отбрасывают в сторону за ненадобностью, как ненужную вещь, после того, как он перестаёт приносить доход. В то же время по-настоящему «вечными» становятся действительно те фильмы, актуальность которых – вне времени. Его бережно берут с полки под названием «Избранное» и смотрят вновь, находя каждый раз что-то новое.
Я полагаю, время само вынесет вердикт, а смотреть этот сериал или нет, позволять его смотреть вашим детям, решайте сами…

13.02.10.
 
 


Рецензии
Во первых сериал о жизни школы.Поэтому оценивая, не следует обсуждать личность режиссера. Это некрасиво. Главное - то что происходит в нашей школе. Режиссер хотел сказать именно об этом.
Фильм имеет много достоинств. Фильм снят с руки. Не постановочный.
А живой,настоящий. Потрясает игра актеров. Совершенный натурализм.
Этого не могут даже маститые.
Фильм смотреть трудно. Мерзость,хамство,цинизм,пороки. Хочется вмешаться.
Не химии и не истории надо учить детей, а культуре общения.

Николай Кладов   13.02.2010 20:27     Заявить о нарушении
Спасибо Вам,очень хороший комментарий,но...
Есть в футболе такой критерий что ли-когда арбитр судит хорошо,его не видно.Когда плохо,бросается в глаза всё,что ни попади в нём.
Также и тут.Не сужу как режиссёр,но как зритель и дилетант-любитель:никакой потрясающей игры актёров я не вижу-всё надумано,натянуто,искусственно заострено.
Отсюда невольно задаёшься вопросом,а кто там у штурвала.Оказывается,человек,снимавший порно и не жалеющий об этом.И для меня личность режиссёра неотделима от его творения.
Можно снять фильм о войне и кружить вокруг трупов непрестанно,но это уже не будет фильм о войне-это будет фильм-пособие по паталогоанатомии.
Также и тут-мы все учились в школе,мы знаем,что день на день не приходится и всему там есть место:героизму преподавателей,хамству учеников,моразму руководства,любви и пошлости,насилию и великодушию и если бы в школе всё было так,как в том сериале постоянно,впору было бы выдавать защитные каски и пояса верности при выходе их дома.

"Не химии и не истории надо учить детей, а культуре общения".
Вот тут я не понял,что вы хотели сказать.Нужно перекроить школьную программу???

Вадим Чечнев   14.02.2010 10:48   Заявить о нарушении
Уважаемый.а вы были на сайте сериала?
Я вот зашёл и первое,что бросилось в глаза-рекламма в центре:
Николай 26 лет-Я стал настоящим мастером секса
Алексей 21 год-От девчёнок теперь совсем отбоя нет:)
Иван 25 лет-Теперь мы не вылазим из постели!
Хочешь стать суперлюбовником?
Ссылка УЗНАТЬ"
http://www.shkola-serial.ru/akteri/

А теперь представьте,что на сайт зашёл второклассник...
А вы говорите о культуре чувств.Нет,бывших порнушников видимо однохначно не бывает

Вадим Чечнев   14.02.2010 11:14   Заявить о нарушении
Что Вам дались эти порно-сериалы. Ну снимают там физиологические акты и все. "Бывших порнушников однозначно не бывает" Оспорю бывает.
Человек меняется и очень сильно. Примеров масса.
В истории религии известен апостол,который сначала притеснял христиан и
плохо с ними обращался,а потом стал апологетом этой веры.
Уж где где,а искусстве это слишком частая ошибка критиков отождествлять
личность автора и его персонажей.
По поводу школьной программы. Да кое что надо перекроить.
Школьная программа сделана слишком заумно,акцентирована на скучных для
ученика деталях. Рассказывать о ковалентных связах,когда у них в голове
половые - глупо. Пока учитель не станет авторитетом в глазах учеников он их ничему не научит. Об этом кино.

Николай Кладов   14.02.2010 13:12   Заявить о нарушении
Что Вам дались эти порно-сериалы. Ну снимают там физиологические акты и все. "Бывших порнушников однозначно не бывает" Оспорю бывает.
Человек меняется и очень сильно. Примеров масса.
В истории религии известен апостол,который сначала притеснял христиан и
плохо с ними обращался,а потом стал апологетом этой веры.
Уж где где,а искусстве это слишком частая ошибка критиков отождествлять
личность автора и его персонажей.
По поводу школьной программы. Да кое что надо перекроить.
Школьная программа сделана слишком заумно,акцентирована на скучных для
ученика деталях. Рассказывать о ковалентных связах,когда у них в голове
половые - глупо. Пока учитель не станет авторитетом в глазах учеников он их ничему не научит. Об этом кино.

Согласен.Пусть снимают порно-пусть только на 1-м не показывают-об этом и речь.
Насчёт порнушниковв-опять-таки если бы человек действительно "прозрел",как Апостол Павел,другое дело.
"По поводу школьной программы. Да кое что надо перекроить".
Согласен,но...ну а если у человека будет насилие в голове-что ему преподавать?"Уроки диверсанта"?

Вадим Чечнев   14.02.2010 15:28   Заявить о нарушении