Классификации
В науке классификация является основным или одним из основных методов научного познания. Но существует объективная необходимость философского осмысления самого понятия классификации.
Прежде всего, необходимо формулирование этого понятия. Если первоначальная формулировка окажется несовершенной, то с развитием представлений по этому вопросу она может быть в дальнейшем дополнена или скорректирована.
Классификация – это распределение рассматриваемых явлений или объектов (в общем случае будем называть их объектами классификации) по некоторым ограниченным признакам, с объединением указанных явлений или объектов, обладающих сходными признаками, в группы, члены которых могут различаться между собой по иным признакам или по количественным характеристикам указанных признаков. Таким образом, классификация включает ряд групп, именуемых, например, классами, которые, в свою очередь, делятся на подклассы, затем – роды, виды, подвиды и так далее. Здесь суть не в конкретных названиях, а в принципах, по которым объединяются объекты классификации.
Такая конструкция предполагает некоторую ветвящуюся схему классификации, или простую таблицу. Но можно, в принципе, представить и перекрестную классификацию, которая группирует явления уже по другим признакам, где объекты классификации, входящие по первой классификации в одну группу или в одно подразделение некоторой группы, по новой классификации оказываются в разных группах или их подразделениях. Здесь речь может идти уже о некоторых пространственных таблицах. Теоретически можно представить большое, принципиально не ограниченное количество определяющих признаков, формирующих собственную классификацию, то есть многомерное пространство различных классификаций.
В качестве примера можно привести таблицу химических элементов Менделеева, где указанные элементы классифицируются как по атомному весу, так и по другим признакам.
С точки зрения познания классификации чрезвычайно важны. Если какой-либо объект классификации удается обоснованно отнести к какой-то известной группе объектов, то можно априори предполагать наличие у него определенных признаков, хотя бы они на данный момент еще не были выявлены, и в дальнейшем, опираясь на соответствующую классификацию, установить количественные характеристики этих признаков.
Рассмотрим, в качестве очередного примера, классификацию объектов по их отношению к макромиру или микромиру. Можно предположить, что в указанных макромире и микромире действуют свои собственные законы. Однако может выясниться, что явления макромира оказывают воздействия на явления микромира, или наоборот, или, например, что явления макромира являются моделями явлений в микромире. Здесь мы пока не ставим задачу найти конкретные решения этих вопросов. Речь идет только о совершенстве системы принятых классификаций.
Рассмотрим другую область – человеческое сообщество. Каждый человек, в зависимости от конкретной классификации, является объектом деления человечества на расы, национальности, по языкам, государственной принадлежности, территориальной принадлежности, полу, профессии, социальному положению, имущественному положению, вероисповеданию, семейному положению, возрасту, состоянию здоровья, типологическим признакам, сексуальной привлекательности и многим другим признакам. Для каждого человека является исключительно важным его положение по всем указанным классификациям. В зависимости от соответствия или несоответствия его положения по какой-то из указанных классификаций его желаниям и стремлениям, он чувствует себя счастливым (по крайней мере, удовлетворенным) или глубоко несчастным.
Ценность человеческой личности также определяется по совокупности его положения согласно различным классификациям и его способности изменять это положение в лучшую для него сторону (или сохранять его, невзирая на наличие негативных факторов). Если у человека ухудшается его положение хотя бы по одной из классификаций или он не может его изменить, несмотря на все усилия, то это часто является причиной жизненной трагедии, приводящей к собственной гибели или к преступлениям, то есть к конфликту со своим сообществом.
Если какие-то индивидуумы, по своему классификационному положению, например, по государственной и национальной принадлежности, образованию, уровню интеллектуального развития, моральным и физическим качествам имеют такие же или даже лучшие характеристики, чем иные личности, которые по одной из классификаций имеют более выгодные характеристики, как, например: географическое место рождения, имущественное положение семьи, социальное положение родителей и т. п., то есть по факторам, не зависящим от заслуг и усилий конкретного человека, то различное положение указанных групп людей в какой-то классификации, определяющей различный уровень жизни, доступ к каким-то иным общественно значимым благам, как видимое следствие их различного положения в указанных выше классификациях, воспринимается как социальная несправедливость и является источником социальной напряженности в обществе.
Если несоответствие между желаемым и реальным положением по какой-либо классификации объединяет значительную группу людей, то это является причиной развития организованной преступности, терроризма, революций, войн, истребления или вымирания каких-то групп населения.
Вся мировая художественная литература построена на субъективно или объективно оцениваемом несоответствии положения некоторых конкретных личностей по какой-то классификации и стремлении к устранению этого несоответствия. Возможно, в апофеозе любое литературное произведение может быть представлено набором чисел, относящихся к различным классификациям, отражающим личность человека, его общественное положение, эмоциональное состояние, эстетическое восприятие окружающей действительности, его действия и пр.
Таким образом, использование различных классификаций позволяет формализовать многочисленные природные и общественные явления. А формализация указанных явлений является средством их изучения.
Рассмотрим, например, закон всемирного тяготения, сформулированный Ньютоном. Этим законом наука продуктивно и эффективно пользуется около 200 лет. Более сложные законы, определяющие причину самого явления тяготения, до сих пор не открыты, несмотря на все старания. Но это обстоятельство не мешает пользоваться указанным законом в пределах, например, масштабов Солнечной системы и нерелятивистской механики. Таким образом, количественные связи между объектами классификации в пределах одного ее подразделения, разных подразделений или даже в разных классификациях могут быть установлены, по крайней мере, эмпирически, с последующим установлением функциональных связей (в ходе развития исследований в соответствующей области).
Каждая классификация, как одномерная, так и многомерная, может включать порядковые номера, например, в виде некоторого тензора, а также некоторые количественные характеристики и размерности для каждого номера. Изучение связей между указанными количественными характеристиками может производиться на начальной стадии методами факторного анализа, затем, например, на основе теории подобия, с использованием безразмерных критериев, с последующим определением функциональных зависимостей. Речь идет вовсе не о создании модели на основе законов механики, а о более сложных математических моделях, с включением вероятностных компонентов. Возможно, такой подход послужит стимулом для дальнейшего развития математического аппарата, который на нынешнем уровне научного развития представляется запредельно развитым.
В результате, в принципе, могут быть установлены сильно опосредованные многомерные связи между весьма отдаленными объектами различных классификаций, и со временем появится возможность научного комплексного управления большой совокупностью процессов. Например, возможность глобального управления погодой или даже изменением (или сохранением) климата. Общественные явления будут управляться не только политиками, действующими в интересах ограниченных групп населения, но и научными советами, опирающимися на результаты исследований. Это позволит прекратить войны, улучшить уровень здоровья населения, поднять экономику, уменьшить количество несчастных людей.
Можно возразить, что различные классификации и в настоящее время применяются в различных областях науки. Однако вследствие интенсивного научного и технического развития сейчас наблюдается тенденция к узкой специализации профессионального образования. Вместе с тем, в природе отсутствует разделение на научные дисциплины. Поэтому, например, трудно выделить области знания, которые могли бы квалифицированно изучать уже достоверно установленное влияние космических явлений на здоровье людей, погоду, урожайность сельскохозяйственных культур, войны и революции. При отсутствии научных знаний они подменяются оккультными "науками" типа астрологии, ясновидения и пр.
При максимальном учете характеристик личности по различным многочисленным классификациям, с учетом взаимного влияния последних, можно с достаточной достоверностью прогнозировать развитие, например, карьеры и имущественного положения указанной личности, а с учетом вероятностных факторов (то есть не выявленных пока четко дополнительных, более тонких классификаций) можно прогнозировать и семейное положение и даже определить творческий потенциал конкретного человека.
Совершенствование управления жизнью общества путем максимального уменьшения субъективных факторов в управляющих инстанциях может привести к созданию гармоничного общества. Здесь очень важно находить допустимую грань между решениями, принимаемыми запрограммированными электронными устройствами на основе классификационного анализа и решениями, принимаемыми людьми, для которых уровень их сознательной ответственности будет адекватен уровню их полномочий. Необходимо, чтобы уровень таких полномочий и соответствие им конкретных людей определялся с учетом мнения всего общества или некоторого, например, территориального, сообщества. При этом речь должна идти не об арифметическом голосовании в целом, а о соответствии кандидата определенным характеристикам по установленному набору классификаций (при обязательном условии полного и легкого доступа к информации о кандидате). А окончательное решение по определению соответствия кандидата данной должности должна принимать определенная компетентная комиссия – на основе суммирования его характеристик по указанным классификациям. Таким образом, представления о демократии должны со временем измениться – таким образом, чтобы различные группы населения, объединяемые понятием "электорат", могли бы высказывать суждения, опирающиеся не на субъективные симпатии и антипатии, а на соответствие кандидата определенным и общепризнанным критериям.
Определение положения каждого человека в некоторых классификациях не должно быть ни насильственным, ни субъективным. В случае его несогласия он должен иметь реальную возможность оспорить это положение. По некоторым видам классификаций, относящихся к сугубо личным и интимным аспектам, информация о конкретной личности должна быть закрытой, и строго ограниченный доступ к ней должен быть возможен лишь с согласия объекта.
Вообще говоря, такие классификации реально существуют и в настоящее время: в виде системы паспортизации, регистрации, медицинских карт, адресных справочников, различных анкет, заполняемых, например, при поступлении на работу и пр. Речь идет именно о комплексном их изучении и исследовании связей между характеристиками объекта по разным классификациям.
Таким образом, исследование классификаций, в их совокупности, может стать своего рода научным направлением, позволяющим систематизировать и интенсифицировать исследования в различных областях и, соответственно, эффективно управлять различными природными и общественными процессами.
Свидетельство о публикации №210021301117