Где-то между Тобой и Вселенной. Духовное Сердце

ЛИБРЕТТО - http://www.proza.ru/2010/02/20/438

ГЛАВА 6 ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ

«Умение говорить - это искусство.
Умение слушать - это культура». Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Эпизод 1
На диване, сидя, слегка покачиваясь из стороны в сторону, дремлет Кошка

АВТОР (рассуждает, сидя, как всегда, в своём кресле)
- Поэт рождается нечаянной порой,
чтобы пропеть единственную песню!
Ему даётся образ неземной –
язык, сравнимый лишь с огнём небесным,
чтобы прожить единственную песню.

К тому – немного: шумный, душный век,
любовь и ненависть, печаль и вдохновение.
Всё, что имеет каждый человек.
Но жало в плоть ему  лукавого сомнения,
чтоб оградить от вечности в забвении.

Автор встаёт с кресла и, расхаживая по комнате, продолжает рассуждать

АВТОР
- Поэт рождается под Утренней Звездой,
чтоб донести спасительное Слово
до тех, кто изнемог и сердцем, и душой,
во мраке будущего, в суете былого.
Чтобы сказать единственное Слово.

Не заслоняя чудный Свет собой,
хотя бы раз испить с рассветом:
“Аллилуйя!”.
И с мудрой кротостью войти в святой покой
к Тому,
кто не отверг
предательского поцелуя.

Автор, возвращается к креслу и, заканчивая свою речь, садится в него; Кошка у его ног

АВТОР (заканчивая)
- В награду – одиночество,
как мир с самим собой.
И тихое пророчество,
созвучное всем грозам!
И верным образАм,
что ждут всегда домой,
смиренно улыбаясь вашим грёзам (светлым).
(Закрыв глаза, Автор замолкает)

Эпизод 2
Рассказчики самостоятельно начинают своё повествование;
Автор продолжает молча сидеть в кресле с закрытыми глазами и создаётся впечатление, будто он спит; Кошка дремлет у его ног

1-й РАССКАЗЧИК (Слушателям, поглядывая Автора)
- Давным-давно,
когда Ерёма
ещё был безмятежно юн
и точно уж не знал
во что он должен верить, то
его собственное сердце
не раз подсказывало в трудную минуту
самый верный выбор.
И никогда не подводило.

2-й РАССКАЗЧИК (также Слушателям)
- И до сих пор
для верного Ерёмы
есть лишь один союз – с Тем,
Кем послан был он в этот мир,
а потому, он никаких
других
духовных уз себе не позволяет.

1-й РАССКАЗЧИК (продолжая)
- Так вот.
В один из мимолётных дней,
оставив разум свой в покое, отдыхая
от груза хаотичной мысли,
блуждающей обычно
между домами чувств, ума и воли,
Ерёма,
внимательно вглядевшись внутрь себя,
увидел свет, при этом сознавая,
что этот свет -
есть глубоко сокрытое достоинство его (духовной личности).

ФИЛИНИ (неожиданно комментирует сонно, приоткрыв один глаз)
- И от кого ж сокрыто было то Достоинство?

1-й РАССКАЗЧИК (Автору)
- Быть может, от того, чтоб невзначай
не дать соблазну повод
перерасти Достоинству в лукавую Гордыню,
и совершить высокомерный, неправедный поступок
по отношению к другим.

ФИЛИНИ (не меняя положения, так же сонно, как бы сама себе)
- Быть простым и являть Достоинство собой – великий дар.

1-й РАССКАЗЧИК (в ответ ей, не замечая, что Кошка уже спит)
- Полностью согласен.
Быть простым и являть Достоинство собой –
великий Божий дар.
Ведь Простота быть без Достоинства не может.
Иначе говорит о ней молва:
”… та простота, что хуже воровства”.

2-й РАССКАЗЧИК (поддерживая 1-го рассказчика)
-  И это не вина, скорей - беда для человека.

1-й РАССКАЗЧИК (заканчивая свою мысль)
- Но только и Достоинство благое
не может быть без чистой Простоты.
Иначе превращается оно в Тщеславие.
И, более того, в Гордыню. 
Им попускать - уж есть вина перед Творцом.

АВТОР (не открывая глаз  и не меняя своего положения, комментирует Зрителю)
- Всё не так уж сложно.
Необходимо говорить
всегда лишь то, что думаешь и знаешь.
И думать – зная,
что хочешь ты сказать.

2-й РАССКАЗЧИК (1-му рассказчику, негромко)
- Как это понять?

АВТОР (скорее не в ответ рассказчику, а Зрителю)
- Когда разумный человек молчит,
то обязательно
он в это время размышляет.
И размышляя, может он прислушаться
к речению собственного сердца,
через которое даёт ему Всевышний
пищу для ума.

Всё время разговаривая,
человеку сложно, точнее
просто невозможно
услышать Божий глас
в своём бурлящем сердце.
Не потому, так говорят:
”Молчанье – золото!”,
что, промолчав, кого-то не обидел.
Здесь - ты не потерял.
А потому - что, промолчав,
наверняка услышал, а значит – приобрёл!

Эпизод 3
В комнату входит Ерёма, при этом довольно эмоционально рассуждает с Наставниками

ЕРЕМА (Наставникам, как бы продолжая ранее начатую тему)
- Просил уже однажды искуситель:
 “… если ты сын Божий то скажи, чтобы сии камни хлебами стали”. 
Скажи, чтобы сии камни-слова…. Как всё просто.

Ерема берёт со стола какую-то книгу, продолжая свою речь

ЕРЁМА
- Спаситель знает совершенно точно,
что информация, сокрытая в словах и мыслях,
их дух - всё в слове спрятано как в камне.
На них построит человек
нетленный храм
своей неповторимой личности.
И если те слова гласят уста Спасителя,
то эта информация из камня,
способного любого покалечить,
враз превратится в пищу для вкушающих, то есть -
для слу-ша-ю-щих.

Ерёма улёгшись на диван, неожиданно задремал, положив раскрытую книгу себе на лицо

АНГЕЛ ”слева” (Ангелу “справа”)
 - Во-от, в пищу! Об этом
и просил всего лишь искушающий Его:
“…если ты сын божий то скажи, чтобы сии камни хлебами стали!”

ЕРЁМА (сам себе, сквозь дрёму)
- О как!?
“просил (пауза), всего лишь искушающий его”
или 
“просил всего лишь (пауза), искушающий его”.
Типа расставьте запятые?

АНГЕЛ ”справа” (Ангелу “слева”, пытаясь говорить спокойно)
- Да потому, как и лукавый (человек)
питается и словом Божьим так же.
И так же в истине нуждается,
чтобы извратить её.
Чтоб превратить её в губительную ложь
и насыщаться, насыщаться плодами лжи.
Тем самым –
продлевая дней себе
и возвышаясь на чужом несчастии.

Наставники, увлечённые беседой, не заметили, что дремлющий Ерема их не слушает;
В комнате появляется Архангел и направляется к дивану

АРХАНГЕЛ (говорит на ходу Ангелам)
- Именно поэтому Сын Божий премудро не исполнил той лукавой просьбы:
“…скажи, и пусть сии камни хлебами станут”,
дабы, не открыть Своим премудрым Словом Истину
и не дать такого хлеба, этой пищи, сердцу лукавому.
Но так изрёк:

АРХАНГЕЛ (подойдя к дивану и наклонившись, говорит, зная, что Ерёма услышит его)
- Не хлебом одним будет жив человек,
в смысле – не всякой пищей для ума,
но всяким словом - духом, исходящим из светлых уст.

Затем Архангел присаживается на грядушку дивана;
С лица спящего Ерёмы падает книга и будит его;
Потягиваясь, он поднимается и направляется к Кувшину

АНГЕЛ ”справа” (Ерёме, поднимая ему упавшую книгу)
- То, что вкушает человек,
вникая в глас Всевышнего,
то самое – есть пища.
Душе  - для очищения,
а духу – в назидание.

Ерёма встаёт, брызгает на лицо воду из Кувшина-персонажа

ЕРЁМА (вытираясь полотенцем)
- Но что Спаситель ставит
выше этих знаний, этой пищи для ума,
сказав нам, что она
не приближает к Богу:
“…едим ли – мы ничего не обретаем; не едим ли - не теряем ничего”.

АНГЕЛ ”справа” (Ерёме)
- Поверь, не только то, что человек вкушает,
что прорывается в его сознание, даёт и смерть и жизнь. 
А  то, что будет исходить из уст его –  его исповедание.

Ерёма, слушая Наставников, в тоже время вдруг начинает что-то искать
на книжной полке, на столе; Ангелы повторяют его движения

АНГЕЛ ”слева” (Ерёме)
- Открыть свои  грехи 
Всевышнему в молитве – не исповедание,
но есть спасительное Покаяние.

АНГЕЛ ”справа” (Ерёме)
- А исповедовать –
то есть из себя поведывать,
для вас, людей, ведь вот что значит:
в общении ежеминутном
в речах являть свою благую мысль и сдержанность.
В поступках - рассудительность и милосердие.
А в мыслях - чистоту!
Всем окружающим
без лжи, без корысти,
без зависти и злости.

АРХАНГЕЛ (Ерёме, направляясь к окну)
- К тому и сказано:
“… не то, что входит в уста оскверняет людей,
а то, что исходит из них”,
то есть человеческое слово,
рождённое твоим сознанием,
твоей душой и сердцем.

Эпизод 4
Архангел присаживается на край подоконника
Ерёма, прекращая поиск, садится за стол, Ангелы же продолжают что-то искать

ЕРЁМА
- Я ведаю, что Слово
для живущих в этом мире –
есть дух! Не потусторонний,
а истинный, живой, реальный.
Ведь невозможно слов произнести
не выдыхая,
не “испуская” из груди свой дух.
(Демонстративно дует, затем говорит Наставникам)
Попробуйте сказать на вдохе что-нибудь.

АРХАНГЕЛ (громко, пока Ангелы пытаются что-то произнести на вдохе)
- Именно так
ангелы-мысли, дух обретая и тело,
становятся словом, воплотившейся мыслью,
исполняя тем самым другое пророчество:
“И слово стало плотью …”.

ЕРЁМА (задумчиво бормочет сам себе)
- Вот как
невидимый мир духов, то есть - слов,
становится реально
живым и действенным.
И, воплотившийся по-своему,
становится, возможно,
для этого физического мира
неким параллельным миром,
пусть и невидимым.
Не зря ж нам сказано:
“Cлово божие живо и действенно… ”.

Ангелы, утомившись беседой, незаметно уходят вглубь сцены

ЕРЁМА (после непродолжительной паузы)
- Да, но в этом случае
я становлюсь, каким-то генератором,
который производит духов?!?! Вот те на-а…

Ерёма поднимается из-за стола,
выходит в центр комнаты и, скрестив руки на груди,
внимательно смотрит на картину “Глаз Откровения”;
Архангел сановится рядом

АРХАНГЕЛ (обрадовавшись его пониманию)
- Конечно!
Когда ты говоришь правдиво,
миролюбиво или милосердно,
то производишь духов Света –
добрых, созидательных, полезных.
(танцуя, появляются образы духов Света)
Эти духи Света –
все вокруг тебя, живут с тобой
незримо помогая,
участвуют во всех твоих делах,
а если надо, то и защищая!!!
(покружившись в танце вокруг Ерёмы, образы духов Света исчезают)

Архангел делает паузу;
Давая Ерёме подумать над сказанным им, обходит его, становясь рядом с другой стороны, и, перейдя на серьёзный тон, продолжает свою речь

АРХАНГЕЛ
- Но если лжёшь и говоришь со злобой,
то не-из-бежно ты плодишь вокруг себя
нечистых, злых и беспощадных, пустых и вредных духов Тьмы.
(появляются образы духов Тьмы)
И так же
эти духи Тьмы вокруг того,
кто их явил на божий свет.
И если человек
над ними не имеет власти,
они владеют им, в его делах мешаясь,
путая, пугая, над ним же потешаясь.
(также, покружившись в танце вокруг Ерёмы, образы духов Тьмы исчезают)

ЕРЁМА (задумчиво продолжая рассуждать сам с собой)
- Интересно. Выходит,
что в любую ситуацию,
какую попадаю, меня заводят…
(хлопает себя ладонью по лбу)
… Те самые невидимые духи, рождённые моей же речью!
Слова - есть счастье иль несчастье!

Ерёма падает животом на диван и прячет голову под подушку;
Архангел исчезает, а Ангелы устало рассаживаются, кто куда;
Вдруг до Ерёмы что-то доходит, он с удивлением говорит сам себе

ЕРЁМА (сначала говорит лежа, перевернувшись на спину)
- Слова  –
(делает паузу)
есть счастье иль несчастье.
Слова есть –
(снова делает паузу)
счастье иль несчастье.
(На мгновение задумавшись, восхищённо произносит)
Великая, родная речь:
“есть” – быть,
и кушать – то же “есть”!
(Затем встаёт с дивана, обращается к Наставникам)
Друзья, вы говорите мне
на речи и понятной и доступной.
Вы знаете все языки на свете и во тьме?

Ангелы подходят  к Ерёме

АНГЕЛ “слева” (обращается сначала Ангелу "справа")
- Что ж, коллега, настали времена,
когда секрет уже не уберечь.
(Затем говорит заинтригованному Ерёме)
Так знай, Ерёма, мы и есть
для вас людей, вот -
Ангел – Мысль, Архангел – Речь!!!

Ерёма, озадаченный услышанным, сначала садится на стул,
потом встаёт, снова садится – встаёт;
В конце концов, взяв за спинку стул, вместе с ним бесцельно бредёт на кухню;
Ангелы за ним

АНГЕЛ “справа” (Ерёме, по-дружески обнимая его, говорит на ходу)
- Всё остальное – 
сказки для едва отставших
от заблудившихся в пути….

Эпизод 5

АВТОР (начиная свою речь, сидя в кресле)
- Страдания всей этой круговерти бытия
имеют лишь одну причину –
недисциплинированный разум,
чтоб и творить и жить, как подобает, 
его необходимо приводить в порядок.
Контроль и гигиена сво-е-го сознания – 
есть
краеугольный камень храма личности.
(Встаёт с кресла)
Той Личности, которая однажды,
принесши в жертву самою себя
для жизни праведной
всегда возможет
спасать свои окаянные помыслы
и намерения сердечные
их направляя к Богу по истине.
(Продолжает рассуждать, неспешно обходя комнату Ерёмы)

Истина же
в спорах не рождается.
Истина вообще в сем мире не рождается
и не умирает!
Но Истина рождает всё!

А в спорах, в обсуждениях,
в толкованиях бесчисленных,
рождается лишь Путь.

И Истина, тот направляя Путь,
всегда
индивидуальна!
Она Сама
к тому приходит, кто искренно
и уединённо готов её принять:
”Се стою у ворот и стучу:
если кто услышит голос Мой и отворит дверь,
войду к нему
и буду вечерять с ним, и он со Мною”.

Автор возвращается в своё кресло, завершая свой монолог

АВТОР
- Не каждый принимает Истину
которая гласит,
что справедливым будет тот,
кто приучил свои бесхитростные чувства,
жалость, например,
или стремленье к благу,
кто приучил себя
разумным навыком своих поступков
к спасительному различению добра и зла.

Кто, занимаясь творчеством,
до срока
умеет жить духовно одиноко,
себе имея вдохновенным Собеседником
лишь изречения собственного сердца
и заповеди Бога своего.
А также тот, кто не касается корыстно
чужой судьбы.

Эпизод 6
Сцена меняется. Ерема поёт песню "Благовест"

Осыпанный пеплом
нетленных костров.
Остуженный ветром
скорбящих лесов.
Прострелен звездою,
взъерошен луной,
я падаю в небо, закончив свой бой.

Оживлённый слезой
горных рек-матерей.
Растревоженный песней
спасённых друзей.
Успокоенный Словом,
освящённый водой,
возвращаюсь на землю принять новый бой.

Всё ниже небо,
всё ближе звёзды.
И чище воздух, и ярче свет.
И быль как небыль,
взамен лишь слёзы,
и кровь с ладоней смывает твой грех.


ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ - http://www.proza.ru/2010/02/13/1446


Рецензии