Ода смеху В соавторстве с Фридрихом Ницше и Умберт
Первым заговорил старик с добрым лицом и смеющимися глазами. «Послушай, Заратустра, - обратился он к юноше, - Главное орудие, к которому ты можешь прибегнуть всегда – это смех. О смех! Он властитель царства радости и света. Он как Протей может принимать любые обличия и так растворяться в мире, что бывает сложно его обнаружить. Как двуликий Янус, бог «порога», смех царствует там, где сходятся два пространства, и то ли различаются, то ли совпадают, в общем, переходят друг в друга. Могу сравнить смех с судьбой, ибо, как и судьба, он всесилен поставить во всем последнюю точку, и хорошо смеется тот, кто смеется последний. «Последний смех» - это, видимо, смех осуществившейся судьбы. Может быть, смех есть даже предвосхищение судьбы человека, ведь время смеха, как и время судьбы необратимо, и в нем мгновение, случай, неожиданность, непредсказуемость играют ключевую роль.
Смех, как и судьба – совпадение внутреннего с внешним: характера, духа, души с обстоятельствами жизни. Разумность, смертность, зло и игра – это общие для смеха и судьбы элементы. Еще в древних языческих ритуалах смех понимался как «признак жизни» и противоположность смерти. Как нам рассказывает Гомер, хохот бессмертных богов звучал на Олимпе беспрестанно. Смех в язычестве – это выражение блаженного состояния античных богов, их бессмертной судьбы. Античные боги знали судьбы людей, но все равно смеялись над ними, в том числе и над смертью.
Разумность в судьбе и смехе особого порядка, она парадоксальна, как и все, что относится к смеху и судьбе. Это – неразумная разум-ность, порядок, основанный на хаосе, который никогда не забывает о своем первоначале. Можно сказать даже, что и смех и судьба имеют своим истоком хаос – хаос реальности, поступков, смыслов, слов, понятий, чего угодно. Они из хаоса появляются, выстраиваются в определенный порядок, но он хрупок, как карточный домик, он всегда – перед лицом катастрофы. И катастрофа неотвратимо приходит, и весь этот эфемерный порядок смеха или человеческой жизни обрушивается в никуда, почти в ничто. То есть, и смех и судьба всегда развиваются под знаком катастрофы, приходящей из хаоса. А если предельное выражение катастрофы – смерть, то тяготение к ней – всегда, так или иначе, зло.
Я скажу больше: смех действительно являет собой высший и наибо-лее соответствующий существу человека способ противостояния злу. Это противление злу радостью, подвергающей зло к самоопределению: потому-то смех и стоит здесь на голову выше любых других чувств, во всякий момент готовых стать действием. В противоположность им, направленным на саморазрушение человека, например, в горе и страдании - смех ничего не разрушает. Напротив, смех сам стойко противостоит всякому разрушению; он отрицает, не разрушая».
«Не слушай его, сын мой, – обратился к Заратустре другой учитель – старый монах. Не смех, а печаль – вот величайшее оружие против греха. Вспомни, Богочеловек, отличавшийся от любого человека только тем, что был без греха, не мог смеяться. …Смех – это слабость, гнилость, распущенность нашей плоти. Это отдых для крестьянина, свобода для винопийцы. Даже церковь, в своей бесконечной мудрости, отводит верующим время для смеха – время праздников, карнавалов, ярмарок. Самое главное – что при этом смех остается низким занятием, отдушиной для простецов, поруганьем таинства – для плебеев. Это говорил и апостол: чем разжигаться, лучше вступайте в брак. Чем сопротивляться порядку, заведенному Господом, смейтесь и развлекайтесь своими жалкими пародиями на порядок. Что смех присущ человеку, это означает лишь одно: всем нам, увы, присуща греховность. Смех временно отрешает мужика от страха. Однако закон может быть утверждаем только с помощью страха, коего полное титулование – страх Божий. А во что превратимся мы, греховные существа, вне страха, возможно, самого полезного, самого любовного из Божьих даров?.. Избегай смеха и веселья, сын мой, предавайся скорбям о порочности мира земного, смиренно принимай рабскую долю свою и тогда велика будет твоя радость на небесах, в обители Отца нашего!..» - монах проговорил все это гневно, назидательно, потрясая пальцем в знак подтверждения собственной правоты. Затем он успокоился и сел, скрестив руки на груди и уставив взор в землю. Речь сменилась молитвой о прощении грехов и спасении порочной души в царстве Божьем…
Заратустра внимательно выслушал обоих учителей. Но в ответ на их речи он не проронил ни слова. Лишь благодарно склонил голову перед каждым из них. Легко поднялся, весело подмигнул солнцу и, не оглядываясь, стремительно, словно танцуя, побежал с вершины горы вниз, на залитую солнцем долину.
Прошло много времени с тех пор, как Заратустра, выслушав советы учителей, отправился в путь с благим намерением – преображать людей и мир вокруг. Он учил любить себя самого любовью цельной и здоровой. И главным средством душевного и духовного здоровья Заратустра выбрал смех – воплощение силы и свободы от всего гниющего, немощного, уродливого. Смех стал лучшим другом Заратустры после того, как он – смеющийся – от гнева и тоски горько заплакал о покинутых друзьях…
И тогда решил он – жизнь нужно пройти со смехом, и смерть придет от смеха, и бессмертие продлиться ценою смеха!.. В чем эта неуловимая тайна смеха и торжество его? – задумался однажды Заратустра и вдруг вспомнил эпизод, который раз и навсегда расставил все по местам в его душе, в его сознании.
Вспомнил Заратустра, как увидел однажды молодого пастуха, задыхавшегося, корчившегося, с искаженным лицом; изо рта у него висела черная, тяжелая змея… Должно быть он спал? В это время змея заползла ему в глотку и впилась в нее… Тогда из уст Заратустры раздался крик: «Откуси! …Откуси ей голову!» … Ибо это был призрак и приведение: - что видел он тогда в символе? …Кто этот человек, которому все самое тяжелое, самое черное заползает в глотку? – И пастух откусил, как советовал ему крик, откусил голову змеи! Далеко отплюнул он ее: - и вскочил на ноги. – Ни пастуха, ни человека более, - перед Заратустрой стоял преображенный, просветленный, который смеялся! Никогда еще на земле не смеялся человек, как он смеялся!
Воодушевленный воспоминанием, выпрямил стан Заратустра, гордо вскинул голову, посмотрел на солнце, - выздоравливающий от всего тяжелого, давящего, черного, мелочного. И, наделенный великой тайной смеха, он пустился в далекий путь, превращая все тяжелое – в легкое, важное – в незначащее, темное – в светлое. Легко, словно танцуя шел по земным дорогам Заратустра, преображая мир и внушая любовь ко всем его воплощениям…
Свидетельство о публикации №210021401200