Поэт Язык и стиль

VI раздел.
   
    




Поэт: ЯЗЫК И СТИЛЬ.





               
               





 
VI. Язык и стиль литературного произведения.

6.1. Преамбула.
        Соотносясь (и признавая, до определённой меры) словари Брокгауза, Ушакова, Фасмера, БСЭ и многие другие, в том числе мною не знаемые,  я не могу заявить, что претендую на инновацию в литературном творчестве, применяя, и довольно часто, поэтические приёмы, выходящие за рамки литературной традиции, в той мере этих традиций, которые мною знаемы. И, говоря, со взглядом назад, не ставлю перед собой такой задачи ни в моём творчестве, ни, тем более, для внимания профессиональной или учебной аудитории.
         Пожалуй, более точно говоря, этот материал некоторое извинение – объяснение читателю, представленный его вниманию, в связи с выходом моей очередной книги «… жизнь спустя…», в которой монологовые стихотворения даны в пяти разделах и, которые представляют базисную часть книги. 
         Поэтому данный материал лучше представлять не более, чем… попыткой извинения – объяснения.

         Эти стилистические и технические приёмы, в основе которых лежит личная методология «раз думаю – два в уме» и, которые, в их системном применении, можно представлять методом, с помощью,  которого, в монологовом стихотворении, удаётся создать вокруг события, процесса или (и) состояния, такую атмосферу, которая вызывает интерес читателя или слушателя и могут способствовать обращению его к собственным размышлениям на заданную поэтом тему.

          Общеизвестно, по крайней мере мне, что монологовые стихотворения обладают таким вызывающим внутренним качеством, которое стремится придать им характер назидания, менторства; попыткой навязывать мнение автора; принять позицию автора.
       
          Так вот применяемое мною – есть метод, который не только позволяет избежать менторства и назидания, а активно способствует, такие монологовые произведения, предрасполагать к преобразованию в диалоговое стихотворение; такое монологовое стихотворение открывает возможность и может вызвать мотив у читателя поспорить с автором, принять участие в размышлениях.
 
           Мои  новые  и очень глубокие,  в литературе и литературном творчестве, товарищи по перу и общению, признали мои стилистические и технические приёмы на презентации 18 июня 2009 года моей книги «Я Вас не утомлю». Сразу надо заметить и оговориться, что, после этой презентации, прекрасные поэты современности Котюков Л.К. и Осипов Г.Б. стали применять инструментарий самоэпиграфов в своих произведениях. Конечно,  не потому, что они этого не знали ранее. Просто из поля их внимания и практики выпал такой стиль. И моя роль только в том, что я напомнил им об этой стилистической методике, позволяющей делать произведение более динамичным, ярким и неожиданным. С их доброго отношения ко мне и моему творчеству, они издают меня в поэтических журналах со ссылкой «Самоэпиграфы и произведения Цветкова В.И. даются в авторской редакции». Это оценка.  И эта оценка ко многому обязывает. И прежде всего к необходимости дать авторские объяснения к стилевым особенностям моей поэзии.


6.2. Язык и стиль.
Вот из уважения к товарищам (уже товарищам) по перу, я и начну объяснения – извинения (как я их выше назвал) с существа употребления мною САМОэпиграфов и пояснений того, почему мои произведения издаются (уж, если издаются) в авторской редакции. Хотя, сразу надо оговориться, всё-таки лучше это сделать может литературовед или преподаватель русского языка и литературы.
Я так и решил: отправлю этот материал на национальные серверы «стихи.ру» и «проза.ру» для возможного отклика на этот раздел моей книги многочисленным и очень разным по взглядам авторам творческих серверов.
Я это сделал в феврале 2010 года.

И так: САМОэпиграфы.
Исходя из природы слова "САМОЭПИГРАФ", я применяю в произведениях:

            - самоДИАграфы (этюдное наблюдение, отображение, отражение (как солнечный свет от луны) как внешний импульс – этюд, который может и не быть основой темы стихотворения, но который помещается перед стихотворением, как внешний признак темы);
             - самоЭПИграфы (этюдное наблюдение, в начале произведения, развиваемое в стихотворении в методологии глубокой логики прямых и опосредованных связей событий, процессов и их результатов, со спорным вариантом анализа и синтеза);
              - самоЭНДграфы (выделенная заключительная мысль в конце стихотворения от внутреннего состояния, которое сопровождало изложение);
              - отточия (многоточия перед началом записи строки. Запись начинаю с маленькой буквы. Буквально - веду запись ОТ ТОЧКИ. Поэтому - отточие. Как действие системы «Раз думаю – два в уме»);
               - многоточия (как логический перекрёсток, на котором могут быть варианты продолжений. Многоточия употребляю в середине или в конце строки. Из возможных (видимых мною) вариантов я выбираю в основном вариант, вызывающий вопрос или откровенное несогласие, но который в дальнейшем всё-таки может оказаться приемлемым. Ни какого отношения не имеет к управлению процессом художественного чтения, иначе системе Станиславского).      
 
Особым духом пропитаны дискуссии  по поводу системного применения мною многоточий и отточий.
 К примеру:

… кругом глаза – дитя… Светила…
Кругом добро – дитя сердец…
И тела грех – концу… отец…
И антинома Богу (… с пьянки) –
Хо-хо-чу-щи-е… обезъянки…
 
             Более того, на одной из презентаций моих книг (в частности в торговом доме «Библио – Глобус") эти специалисты настоятельно рекомендовали мне издать книгу под названием «Эпиграфы Цветкова».
Мне лестна эта рекомендация, для любого случая: и для случая, если это шутка талантливых людей, а я люблю шутки; и для случая, если это признание чего-то (ну, почти нового), учитывая и другие мои стилевые и структурные  вольности в поэзии, а это обстоятельство мне просто льстит. 
             Но признаюсь сразу, что являясь новичком в Поэзии, я разработал и системно применяю все эти приёмы, с личной выгодой - чтобы исключить неудобные именно для меня, и в мой адрес, вопросы, на которые мне, и в самом деле, трудно дать не только исчерпывающий ответ, а ответ - по минимуму удовлетворяющий спрашивающего.
            Мне трудно спорить с энциклопедистами, которые  всегда склонны обращать мысль к нормативному определению, в частности к определению ЭПИГРАФА. Ну, например, в своём словаре Фасмер пишет, что он не знает, что такое «сусальное золото», хотя всякому русскому известно старинное русское слово «сусло». И вообще это странно, когда мы природные национальные  достояния и инициативы (в том числе, языковые) отдаём на исследование мозгу людей, не относящихся к данной нации. Об этом писал ещё Мавро Орибини (Мавроурбини): недостаточной инициативе учёных людей среди славян. Хотя… Уверен, что Фасмер (к упомянутому примеру) так и не понял, почему сожгли на костре поляка Фаддея Воланского и, даже, из принципа, на его же личных письменных трудах: а причина в том же – Воланский прекрасно знал древний славянский язык.  А вот Фасмер не понял слово «сусло» именно потому, что не чувствует природу и историю возникновения и спектр применения русского слова. Поэтому я с осторожностью и вниманием отношусь к рекомендации называть свои стартовые или заключительные строфы ЭПИГРАФАМИ. Все эти стартовые или (и) заключительные строфы больше похожи на поведение художника в его выходе на этюды: художник не знает, что и когда его остановит и ЗАСТАВИТ взять кисть в руку; художник просто идёт по местности и не знает что ищет: он ищет что-то, что его… остановит и заставит работать.   

                Поэтому то, что пишу я перед или после стихотворения это не самоэпиграф, это некая прелюдия от моего состояния в данный момент времени, в данном месте, для данного душевного настроя: это то, что я нашёл для старта записи.

К примеру:               
               
            … скоблю щетину старой бритвой,
            С не молодых (призна;юсь) щёк…
            И вспоминаю, что я… мог…
            Да и… сейчас… Не стыдно право
           Щедри;ть налево и направо…

            *    *    *

… Но это - шутка… Так от скуки,
В мокрень октябрьских непогод,
Присесть, припомнить…

Как видите это прелюдия. Я даже назвал её «шуткой».

                Всё дело в том, что я заметил (со временем) одну устойчивую тенденцию в своих стихах: они многосюжетны. А можно сказать - односюжетны, ввиду того, что, как мне видится, многосюжетность моего стихотворения, завязана логикой жизни, сопряжена внутренней многосторонней эмоцией и поэтому можно говорить о комплексной односюжетности или комплексной полисюжетности моих произведений. Выражаясь, правда и опять ориентируясь на только моё мнение, мои стихи - эссе, соотносясь с творчеством другом королей Монтенем. Он – воспитанник королевского салона – освоил светскую атмосферу и манеру разговора. Её письменную форму назвали ЕССЕ. Иначе светский ТРЁП с элементами культуры, искусства, последних новостей, интриг, философии, интереса дворцовой дипломатии, интриг, любви  - обо всём и сразу. Имея целью и «раскрутить» собеседника, и выведать для себя необходимое, ну и показать себя. А почему бы и нет? И почему не слово трёп? Ну, например, знаменитый московский трёп: это глубокая история, в которой есть удивительные примеры трёпа, продолжительностью до трёх суток, ратей московской и польской. Пока, от этого трёпа- брани, эмоции ни накалились до такой степени, что привели к яростной атаке поляков. В современной литературе есть свои примеры такого трёпа: дед Щукарь (У Шолохова) или Василий Тёркин (У Твардавского). Русский язык отличается точностью и остротой. Меткое слово – русское выражение. Историческое.
Поэтому и трудно и мои стихи  распределить по разделам – направлениям: любовь, природа, история, философия и так далее. Хотя я это и осмеливаюсь  делать, но поэтому и увеличиваю количество разделов; и моя четвёртая книга  «… жизнь спустя…»  этому – пример. Разделы в книге я ввёл, но читатель сам обратит внимание, что многие стихи можно поместить не в те разделы, в которые я их сам поместил.

Можно:

 … и жизнь… спустя, в угоду сладкой мысли,
С вершины компиляций от вождей,
Мы опустились в… суету корысти,
Верстая…  мир из крови и костей…

… и пусть читатель сам для себя найдёт сюжетную доминанту, если ему это будет угодно. И отнесёт такие стихи в другой раздел: я не возражаю. Наоборот буду признателен за внимание и потенциальную возможность пообщаться по существу. 

             Вот отталкиваясь от этой мысли, можно сказать, что мои самоЭПИграфы , самоДИАграфы и самоЭНДграфы, в некоторой степени (подчеркну, только в некоторой степени) дают возможность читателю определить стратегический вектор стихотворения – сюжетную доминанту:

Отвяжусь от паутины суеты; -
- оторву прилипчивые нитки.
Полечу к обители мечты -
… и послушаю… сказанье скрипки…

 И, в тоже время, открывают читателю путь для строительства другого вектора восприятия и выбора своей главной линии темы стихотворения – своей сюжетной доминанты.
Многовекторная  ориентировка или многочтение моих «эссешных» произведений – …мой… замысел. И о     й точкой для перехода к своему личному промысливанию и переосмыслению, мною написанному, представленному вниманию читателя, и являются даваемые многоточия. Поэтому употребление мною многоточий – не прихоть, из врождённого вредоносного качества, заставить слушать или читать стихотворение в заданном ритме, по системе Станиславского (которой, кстати, я не владею), а вполне демократичный и логический приём, дающий тему, время и приглашающий осмыслить прочитанные слова (до многоточия) и … построить своё… личное продолжение, по… своей логике.
И именно, ввиду того, что моё продолжение, после многоточия, может не устроить читателя: я и приглашаю читателя к диалогу, спору, размышлению и о моей позиции, и о своей читательской позиции. И приглашаю читателя думать со мной вместе: ну, раз уж читатель взял в руки мою книгу и читает стихотворение мною написанное, ведь:

Стих – не… судьба… Поэт - … не Бог!
Хотя… божественным сложеньем,
… расхожих слов, … приумноженью
Способствует и грёз, и сил…
Но… тем, кого Господь… почтил...

Эти строки написаны давно. И появились они именно тогда, когда я написал стихотворение, которое вызвало бурные споры о массе подсюжетных фрагментов в этом стихотворении, которые описывали и состояние, и процессы, и события, и результаты событий, которые, в конечном итоге, объясняли целесообразность знания истории (то-есть долговременного многослойного состояния - культурогенеза), и процессов (как реального хода развития – потока (цепи) событий, и отдельных событий, и результатов (реальных результатов) – как вынужденной личностной объективности и действительности, которую человек должен признать, чтобы её или укреплять - развить, или отвергнуть: из принципа – соответствия человека действительности, как принципа целесообразной выживаемости (предложу  думать по другому – духовного комфорта).

               Вот эти самоэпиграфы, совмещаемые с многоточиями, иногда сопровождаемые самокомментариями, можно определить и, как признак… несовершенства… в нахождении короткого пути… Но такой вывод не соответствует моей цели, о которой я заявил выше. Поэтому такой вывод – не для моего случая: я никогда не настаиваю на своём пути перед читателем, я даю читателю возможность встать на свой путь, с какой – то, заинтересовавшей его точки. Я всегда стараюсь приобщить читателя искать свой путь. В том числе в выборе слова. Своего слова. Особенно, если учесть, что я люблю употреблять вышедшие из современного применения слова – слова моих предков и не люблю, когда к древнему языку (древним словам) относятся пренебрежительно и применяют, по отношению к ним,  известный термин, меня это раздражает. Особенно, если учесть, что я люблю «баловаться» ударением, часто применяя его народное или местное применение в слове. И, конечно, из объективного чувства тщеславия, применяю, в том числе, если так можно выразиться, технологический (техногенный) язык – язык фундаментальной и прикладных наук. Всё это, конечно, из крайнего желания найти понимание и интерес не только среди «гуманитариев», но и среди «технарей», или, как можно сказать сегодня, среди менеджеров и маркетологов, которых так много выпускает сегодня наша высшая и не высшая школа образования. Конечно, применение современных слов, как результата взаимодействия культур, особенно сегодня, я совершаю с осторожностью; современные слова только частично адаптируются к полю отечественного языка, не могут быть осмысленны, усвоены быстро и всеми. Поэтому применение современных слов и выражений, с участием современных техногенных (особенно) слов, приводят к ситуациям неприглядным. Например, вошедшее в политическую практику выражение «перезагрузка отношений». Существо слова «перезагрузка», изначально всё-таки означает установку повторно (переустановку) действующей программы (системы); потому, что долго эксплуатируемая система стала давать сбои (по многим и разным причинам, часто объективного свойства): иначе старая система не пригодна для новых задач: новые задачи просто не решаются старой системой и выводят старую систему из строя. В этой ситуации нужна новая система, а не перезагрузка старой. Но Россия, в силу ментальности, испытывает генетическое смущение сделать свои принципиальные замечания по поводу «перезарузки отношений», проигрывая во всём, в том числе запаздывая с инициативами самого разного уровня и сложности. Кстати такое состояние МИД России – исторично. МИД России всегда опаздывал в своей работе, а в итоге способствовал потере, достигнутого Россией на международной арене (Например, наш проигрыш, на мирной арене деятельности, в эффективном использовании   для России, результатов Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов).               

И всё-таки, кто приведёт результат человеческого труда, как пример совершенства?.. В своё время молодой Пётр Первый, в последствии – Отец нации, Император (ему понравилась история России - империи недалёкого, для него, прошлого) ввёл и определил существо и понятие административного языка для своего Правительства, отказавшись от древнего славянского языка, как и от Домостороя и Стоглава. Но мы сегодня (и уже давно) называем этот язык – языком Пушкина.
Надо признать (и человек это признал) что началом всего и совершенством является только Бог. Бог – источник и предтеча любой мысли человека. Вот Бог и создаёт условия для развития человека, и останавливает человека (до времени) во всём - … учит... И прежде всего в понимании себя: дав через Писание определение, что человек создан по образцу и подобию Бога. Но каковы точность подобия? В примитивных примерах: подобие треугольников, окружностей? Ну, а, если будем иметь дело с множественными сочетаниями, даже простейших по форме, множеств? То становится ясно – подобие, в условиях сочетании множества подобных, даёт результат полного несоответствия истока и его модели: Бога и человека. И в качестве, и в количестве? Когда говорят: «Мудр, как Бог» - это гипертрофированное определение или (если хотите, аллегория (Илле – Хория = божественно-божественное). Это желание приукрасить, а точнее ПЕРЕукрасить, от неуёмного желания сделать человеку приятное, но в ущерб объективности – правды.

Но Поэт, в своих исканиях и амплитуды, и красок для действия или описания образа склоняется (именно склоняется) и всегда (наверное, не ошибусь – именно всегда) склоняется к гипертрофированию, к гиперболе, к максимализму (эдакая программа мини-макса; минимальным количеством слов дать максимум информации в стиле поэтики):

Много будет… ещё… декабрей…
Много будет белых метелей!
Откружусь в… этом вихре… страстей
И влечу… в половодье… апрелей…

Это ошибка и не ошибка пишущего: писателю всегда хочется, чтобы его читали и признали; читали все, читали много, лучше – всё, всегда, везде. И поэт ищет приёмы привлечения читателя; писатель хочет оставить неизгладимое впечатление о себе: например, как в жизни, мужчина хочет, чтобы любимая женщина узнавала его по звуку шагов: радовалась, когда звуки приближаются и печалилась, когда шаги удаляются. Мужчина хочет владеть женщиной, писатель хочет владеть читателем.  Мужчина «льёт»  женщине в уши всё из самого лучшего, что он имеет в запасе (в том числе, и в душе): это преамбула построения взаимоотношений. И от её качества зависит – состоятся или не состоятся взаимоотношения, и какими взаимоотношения станут на первых порах. Это предтеча – преамбула  - план – силок, с помощью, которых мужчина или заинтересует, или не заинтересует женщину: писатель – читателя. Тоскливо слушать удаляющиеся шаги и не слышать приближающихся.
Уже сама Поэзия выступает именно преамбулой построения отношений между автором и читателем. И активную сторону представляет именно поэт. Другого не дано:
я отреагировал на это стартовой строфой, в одном из стихотворений, так:

… изданные книги, как…ушедшие жёны…
Я – … не люблю их.
Может от того, что… кураж стих?
И чувство… бывшее, когда-то жа;ркое, -
… ныне - … чистое, но очень уж… жалкое…

Я хотел вызвать возмущение и вопрос. Поэтому я записал мысль так резко.

Первая задача поэта – мотивировать внимание читателя к своему произведению. Вторая задача поэта – добиться комплиментарной реакции читателя на свою поэзию. Совместное решение первой и второй задач даёт, как принято говорить в философии и физике, СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ эффект: творческая гиперактивность писателя и массовая читаемость. А вот всегда ли получается синергетический эффект? И сколько выбрасывает поэт из созданного или сколько работает (хотя я это слово «работает» для поэта не люблю и не применяю)? Я не затрагиваю в этих рассуждениях действия и результатов действия внешней рекламы. И вопроса торговли – маркетинга и менеджмента реализации «продукции».
       
Я не ставлю перед собой всех этих задач: моя задача академична: я желаю мотивировать читателя-слушателя к размышлению и участию-соучастию, к разговору со мной, поиску своих продолжений к моим началам.
Если хотите, я могу признать себя многофункциональным просветителем. Конечно, не с энциклопедическим багажом сведений (всё это сегодня любому человеку нетрудно иметь «под рукой»), но с классическим системным образованием и щепетильной совестью: отсюда мои отточия и многоточия, как скромное приглашение к диалогу, отсюда шараханье от всяких попыток назидания и советов, как природное уважение к потенциально возможному чужому мнению, отсюда честность и открытость стихотворения, как врождённое чувство стыда за ложь, но которая есть, но которая  закрашивается иносказаниями.   
Я напомню об этом ниже фрагментами из моего стихотворения «Тебе мои осенние касанья…».
Это стихотворение: и осеннее (по сезону); и признание мужчины осеннего возраста женщине (по принятым в традиции – мужчина преклонного (осеннего) возраста; и осеннее (по принципу отмирания однолетнего); и осенние (по принципу возрождения – наступления весны).

Я представляю себя в нём  заводилой разговора о вечности. Той вечности, которая заложена (казалось бы в физиологической) во  фразе Бога «Плодитесь и размножайтесь», где корень жизни  – Бог, а ствол и ветви – дело человека. Это дерево жизни (Древо Жизни), на котором и страдал Христос, и под корнями которого традицией положен череп (лоб) Адама: лобное место, как начало жизни, а не как эшафот для её окончания (в неразвитом понимании наших заказных историков). Должен немного отвлечься, в связи с этим: Казанский собор в Москве, с пристроенной потом небольшой церковью Василия Блаженного, на Красной площади и назывался старой православной церковью  на Руси – Иерусалимом (нас заставили это забыть. И Лобное место (рядом с Иерусалимом) и было сооружено Годуновым, как символ дерева жизни, именно рядом с Московским  Иерусалимом. На нём оглашалось всё от власти:  «Несть власть, аще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены есть». В старых текстах именно так… Это теперь мы слышим фальсификацию первичной мысли. Проверьте сами. И это только один из примеров оголтелой фальсификации роли и места Имперской Московской Патриархии в тогдашнем (средневековом) мире. Отсюда трудности объединения (и думается непреодолимые трудности)  католицизма и православия. И отсюда агрессивная позиция католицизма к исторической совместности православия, несторианства и мусульманства. Это всё отслеживается на практике (внешней политики), и уже с первых Романовых, в частности и открыто, при Алексее Михайловиче:               

                … не впервые на Руси
                Гневу с дурью «колбасить»...
                Не впервые Божий крест
                Вешать курам на насест...
    
 … мы крутим Страну, как… девку в… постели,
 А… говорим: "… повороты… Истории... "
 
Но я предложу вам вернуться к причинам применения мною отточий, многоточий, самоЭПИграфов, самоДИАграфов, самоЭНДграфов  и комментариев (иногда в конце, иногда после самоэпиграфа, иногда после или перед самоЭНДграфа).
Всё-таки, основная причина лежит в области неуёмного личного желания пригласить читателя к самостоятельности в многосюжетную сеть размышлений. Мне хочется собственной субъективной душевной потребностью, конечно, замешанной на амбициозном чувстве «смогу – не смогу»,  смотивировать у читателя собственную потребность вспомнить своё и сделать это лучше, ярче и неожиданней моего случая. Я хочу, если позволите так выразиться, разбудить в читателе творческую агрессию к такой теме в моём стихотворении, которая (эта тема) ему оказалась комплиментарна, к которой легла его душа и отозвалось его сердце:               

… и солнце, сквозь теснины туч,
Пробилось, чтоб тебе свой луч
Преподнести… Ах, миги б эти
Да строчкой…  зависти  в поэте...

… пусть мучается… бедогала…
Пусть ищет… строй… забытых слов.
Пусть окунётся в мир… основ.
Пусть ищет… Я ему не враг,
Но не слуга я… бедолаг…

… моя строка летит, как лист,
В паденье с кроны… Как прощанье
С пространством мира… Как касанье
К клавирам ту;чевых небес,
Под  просинь… мимолётных грез...   

… не… торопись, читая стих…- 
- осенней музыки изысканные ноты…
Как берегут на счастье божьи квоты,
Промысливая многоточья за словами,
Так я… между стихом и Вами…

… вы напрягитесь… лёгкостью ума…
Расслабьте,  суето;ю сжатый, опыт.
Пусть темы, словно конский топот,
Рождают ощущенье буйства,
Тогда для вас мораль – … холуйство…
 
… не чищу я эмоции души.
Не занимаюсь перебором слов.
Рука готова.  Взгляд готов.
И занавес осеннего тумана
Родит,  чарующие ум, обманы…

…принять палитру октября,
Как  гимн уставшему Поэту.
Пусть где-то что-то… Осень эту
Прими и сердцем, и… умом.
Печаль?..  Она для нас… потом!

                *      *       * 
… к тебе моё осеннее сказанье -
… минорный стиль  изысканных картин.
Из сказок лета – уж… былин -
Макаю… взгляд в палитру октября…
И… чувствую… - не зря… Не зря… Не зря.

Конечно это признание. Но без назиданий: Вот этого я не могу переносить не отрицательно. Я отрицаю назидания вообще. И в Поэзии в особенности. Простите за резкость фразы и откровенность: И стараюсь почувствовать назидательные мотивы, этой тленной продукции опыта, оттолкнуться от них, как от чужого берега веслом и уйти в плавание на открытой воде.
Назидание, даже с позиции логики, - … окончание мысли. А я не хочу заканчивать стихотворение. Я хочу, чтобы это сделал читатель. И не важно, когда: толи – не понравилось и закончил чтение, толи – понравилось и сам будет продолжать думать. И спорить со мной. Вот тогда я понимаю – моя цель достигнута: не мной, а читателем: читатель сам становится созидателем. 

И так я предлагаю моему читателю мои стиль и язык.

В отдельных случаях  мною даются графические рисунки для тех стихотворений, для которых они были созданы по моим эскизам художником Дворецким Сергеем Ивановичем. За что я ему благодарен. Иначе читатель сразу бы обратил внимание на вопиющий факт потери мною навыков в графическом рисунке, а я не хочу, чтобы за меня краснел, теперь ушедший из жизни,  выдающийся советский художник Дейч, который давал мне уроки живописи и выбора места для этюда на родной мне Воробьёвке.

Прошу извинения у читателя, и за удлинённые пояснения, и за повторения в тексте. Но книгу я печатаю на свои средства, а издательство «У Никитских ворот» заинтересовано в бо;льшем объёме материала. Поэтому пусть моё многословие  будет для них источником дохода: я за процветание издательского  дела. В том числе и за мои деньги. Может быть, у меня найдутся и союзники в этом, полезном, для Союза писателей России и рынка России, деле.
Я – надеюсь.         

6.3. Резюме.
Резюме – от русского «взять в ум, взять в память, держать в уме ». С латинской приставкой «re», восстановить или вытащить из ума (памяти):
 
… мне не нужны… мнения
На мои стихи,
Как… соловьиному пению
Не нужны «петухи».

Пусть живут на… свободе,
Как живу сам -
- при любой погоде,
По планетным часам…

… остаются – сердешными,
В голове - без царя,
И с дальними, и здешними
В небесах паря;:

Прикасаясь к звёздам -
- крадя тепло;
Посещая  гнёзда,
Чтоб гнезду… везло...

Слово «мнение»… Оно от «мне» или от «мню»? А «мню» - это что;? Беру для себя, в себя, себе. Рисую в сознании. Своём. Вот и пусть человек, высказывающий своё мнение о чём-то моём, и останется рационализатором, а я останусь изобретателем, автором. Если хотите – … творцом.

По существу, всегда любое сделанное тобою  - твой малинник для человека.
Поэтому и получается, что человек в твоём малиннике, не только кушает твою малину, но и удобряет почву для крапивы,  но и своим вниманием находит червя в твоей малине – дабы не съесть червя… и (или) предъявить его на обозрение. Ну, а какая малина без червя?.. Другое дело, с каким чувством он ищет и находит червя? С чувством торжества (понимай – критика)?.. С чувством дружеским – предотвратить в последующем? Или делает вид, что очищает малину от червя, а на самом деле – уничтожает… «товарный вид» малины?  Как гриб: чем слаще гриб, тем вероятней наличие в нём червя. А вот в бледной поганке червей нет. Но и червь в малине или грибе  -  не тот червь, который нас… ест…
Критик всегда там, где… есть в… чём «поковыряться»?..
Пусть идёт в мой малинник – он для всех: пу;гало я не поставил.

А с другой стороны (на утреннюю мысль) к, мною представленному, материалу невозможно предъявлять какие – либо требования: эти материалы не есть моя работа. Я хронический бездельник и лентяй.  Они, эти материалы, просто запись (если хотите – считывание. А образно говоря, в продолжение малинного примера, так подробно изложенного выше, – это… дикий… малинник… в лесу… жизни…): Это и есть (если вы признаёте) МОЯ ПОЭЗИЯ:

Безоблачно сегодня утро…
Так… ветерок с Востока, как… привет.
Восход… по… душам - вещий свет -
Прошелся… тихо: в ритм включилась Русь.
И я - с желаньем - за перо… берусь…
             
                *    *    *

… не всем мои стихи… Я знаю мир…
Средь солитона звёзд мои исканья.
Там… звуки, так мне близких лир.
И там родятся… все… мои… касанья…

Я знаю, как, далёкие друг – другу,
Безмолвные, в горящей темноте,
Касаются, скользя по кругу,
Звезда с звездой и… льнут ко… мне…

… пусть не завидует мне мир… То – участь.
Открытый для пространств, я… ширю… их…
Вот потому… под Богом  и не мучаясь -
Творю (как шалость в… детстве) стих…
   

23.10.08.
Фрагмент стихотворения из третьей книги. 


6.4. Самоэпиграфы и самодиаграфы.
       (Применение авторам разрешено).
               
               

Когда душа святую рифму
Не признаёт... и целый день
Рождает белую мигрень
Твой мозг, уставший от метаний,
... шагни... в страну... воспоминаний...

20.01.92.               
               

Я вас не утомлю… В мои ли годы:
Мешать движенью облаков;
Творить сознанью мир оков;
Истёртой кистью  крыть пейзаж?
Я… – за природный ваш кураж…

12.05.03.               
               

Мне нравится быть с вечером вдвоём.
Чтоб… я… и… вечер...  И меж нами
Эссе.  И с добрыми кивками.
Условно - ска;зы… без названия.
И цель одна - исповеда;ние…
               
22.11.06.
               
 
Мне жаль, что два прошедших дня-
- дожди и холод… Ну, какие дачи?
 Мечты промокли! А леса - до пня.
И вид Москвы и сер, и мрачен…
               
… я спою тебе… колыбельную…               
6.06.05.               

               

Вновь осень… Вновь кро-но-спа-да-нье…
И падающий лист родит… мотивы…
И настроенье, словно… назиданье…
Стихи - туманны, ироничны и…  игривы…               
               
18.06.07.
 
               
               
Вновь без тебя…  Вращаю время…
Зачарованно смотрю на телефон,
Когда ж его «вечерний звон»
Мне донесёт твой голос: – «Я»..?
И вновь, как… вместе… Вновь друзья…

… ты не звони;шь… И я в тоске.
               
16.07.05.
               
               
Зачарованный грёзами осени,
Под гипнозом её картин,
Загляделся я нынче в просинь,
Между хмарью небесных седин.

14.10.07.               
               
               
Весна… Дожди… Освоили Россию,
Европою рождаемые, грозы.
В Нескучном задышали розы,
Хихикуют от радости зонты
И уж при деле белые порты;…

12.05.07.
               
               
               
Безоблачно сегодня утро…
Так… ветерок с Востока, как… привет.
Восход по… душам - вещий свет -
Прошелся тихо. В ритм включилась Русь.
И я - с желаньем - за перо берусь…
               
… играем, как… дети в… детском саду…

10.05.05.
               

               
               
Гуляет дождь… вокруг и около…
Залил (молва) окрест и  глушь.
А на Москве - тоска (под сушь),
;На смену… земляничной  зи;мке
И Путин ищет недоимки…
 
               
22.04.07. 
 

               
               
За окном – подзабытые трели…
На Москве долгожданный апрель.
На балкон, отоспавшись в метелях,
Свою ветвь протянула ель...
               
… привет тебе, апрель… Привет!               
               
               

               

Ты прости, что в этот твой день,
Холод, ветер, зануда мокрень.
Ты прости, что я здесь, а ты –  где-то
И, лишь стих для тебя от Поэта.
       
    … отвернусь от коричневых радуг.

 30.10.07.
               
               
А на окне герань...
И радость и надежды,
Что скоро, в летние одежды,
Родных лесов, родных полей
Влечу и кликну: «… со-ло-вей!...»…

3.05.94.               
               
               

Посиди со мной, дорогая.
Погляди, как колдует снег
И послушай: душа замирая
Просит… солнца и… майских нег...

… отшептались и кроны, и травы.
25.10.05.

               
   
Я… обломал… весенние бутоны
С, освоившей окно, герани…
Не… жадность, а… улыбка Моны
На лицах женщин с… самой… рани…               
               
17.06.05.
               

Я снова с замиранием слежу,
Как небо, отогретое и влажное,
Раскрылось быстрокрылому стрижу.
И он кричал стрижихе… что-то… важное…

              *    *    *               
… июнь балует… Солнце – не насмотрится…

8.06.07.
               
               

Я знал Вождей… Авторитеты… Культы…
Я… был -  могущество. Я стал – … разо;р.
Советский свой мундир, как… вор,
Осматриваю нынче по ночам,
Пристроив… оптику к очам…

23.02.94.

               
 
Мы с Вами в мае вдвоём.
Лес нас на вальс приглашает.
Друг соловей нам споёт,
А солнце ему подыграет…

8.05.05.
               
   
Теперь уж вечера не для меня…
Усталость дня кривит сознанье.
И… вечер-память, словно назиданье,
Колышет дивные картины,
Ероша редкие седины...

1.03.06.
               
   
…вновь… осень на ладони… Тучный плен
Скрывает хлопоты уставших звёзд.
И тишина, недавно шумных, гнёзд,
Среди ещё… беспечных крон,
Прислушивается к… шорохам… ворон...

30.07.07.               

               
               
… и жизнь… спустя, в угоду сладкой мысли,
В громадах компиляций от вождей,
Мы опустились в суету корысти,
Верстая  мир из крови и костей.

27.01.07.

               
       
… и опять я ранняя птаха -
- отоспался под снег и метель.
Снов улыбчивых, канитель,
Намотал на мозги - «…загрузился…»
Вот бы… вспомнить, где в… них я… носился?..
               
26.05.07.               
               
               
               

Оторвусь от суеты и хло;пот,
Окунусь в природную спираль.
И предвыборные вопль и топот
Заплету в лирическую… сталь...
         
25.11.07.
               
               

                Стриж в небе… Высоко;… С утра…
                Он мне кричит; «Привет, дружище!
                Сегодня корм наш, мошкара,
                Поднялся в небо метров с… «тыщу»…

                *     *     *            
                … в небесах ни тучки… Солнце – в радость…
               
20.06.07.


               

Тебе… мои осенние касанья,
Холодный стиль осеннего стиха,
Без суеты;, без боли, без… греха…
Прими их… в память летних дней
И жди весну… в надежде – всё за ней…         
               
       … природа милая, прими мои касанья… 

23.10.07.
               
               

Я давно уж брался за перо.
Душа металась в суете и боли…
И я - послушник шалой воли,
Уйдя из мира серых  грёз,
Увлёкся запахом берёз…   
15.05.07.

               

Гуляет ветер по Руси;.
Простор… Аж, ще;мит дух…
Ну, как тут про себя? Всё – вслух…
… и от души - восторг и гнев…
И… сердце – на охоте  лев...

22.07.08.
               
               
Кругом глаза – дитя Светила…
Кругом добро – дитя сердец…
И тела грех – концу отец…
И антинома Богу (… с пьянки) –
Хо-хо-чущ -ие… обезъянки…

20.06.90.
               

Сквозь время… памятью, как острой сталью,
Чтобы... продлить наш… давний разговор,
Давайте с Вами… посидим, товарищ Сталин,
И... выкурим... Герцеговину Флор...               
               
22.06.95.               
54 года с начала
Великой Отечественной войны.




6.5. Самоэндграфы.
       (Применение авторам разрешено).               
               
               
   
… посидим… в октябре, дорогая…
И припомним весенний вальсок.
Я хочу, обернувшись к… маю,
Прислониться к тебе на… чуто;к...

               
22 октября 2005 год.

               
               
… посиди со мной, дорогая…
Оторвись от утренних нег…
Погляди, как луна… не мигая
Околдовывает… сонный… снег…
 
 25.10.05.
               
   
…  тебе моё осеннее сказанье -
Минорный стиль  изысканных картин.
Из сказок лета – уж… былин -
Макаю… взгляд в палитру октября…
И чувствую… - не зря… Не зря… Не зря...

23.10.07.
               
   
…Твой дом растёт… Теперь он… твой
Ты и хозяин, и строитель…
А я, как отставной воитель,
Смотрю на свой старинный меч
И… вспоминаю силу… плеч…

12.05.03.
Конец четвёртой книги.   


Рецензии