Парадоксы воспитания

Как вы  знаете, все проблемы во взрослую жизнь мы тащим из детства. Если в детстве нас любили безмерно, захваливали и исполняли все наши причудливые желания, то во взрослой жизни трудно нам будет дружить и любить, потому что никто и не собирается продолжать мамину политику и бежать по первому движению бровей  готовить  нам обед и стирать трусы и носки. А если нас гнобили и давили, то и здесь ничего хорошего не жди  - привычка ждать затрещину  и слышать, какой ты дурак и неумеха, приводит к пассивности и желанию забиться куда подальше и не высовываться. В прямом и переносном смысле. Отсюда и застенчивость наша. И комплексы, о которых так понятно и хорошо объяснил нам дедушка Фрейд. Он ко всему этому еще и пришпандорил природные сексуальные интересы, но мы об этом не будем.
        Поговорим о воспитании детей младшего возраста.

        Моя дорогая мама, работая с утра до вечера, не особенно утруждала себя тонкими подходами к нежной детской психике. Как что не по ней – сразу три прута из метлы и по мягкой детской попе. Так, чтобы остались хорошие красные рубцы. То есть, чтобы помнила, что домой надо возвращаться в 8! И не важно, что девочки из твоего класса еще катаются на горке, что веселье в самом разгаре и что уроки уже сделаны! Сказано в восемь, значит в восемь. Часов нет? А вот сейчас получишь, как следует,  и потом будешь каждые пять минут спрашивать у тети Раи, сколько времени!
        Этот ужас продолжался аж до 13 лет. Причины экзекуции были разными, но результат почти один и тот же – несчастная попа страдала от сильного маминого гнева.
        Злополучная метла, несмотря на выщипывание из неё страшных прутьев, долго стояла в углу кухни,  и я ненавидела её так же, как ненавидят живое существо.
        Понятно дело, когда я вышла замуж и у меня появилась собственная дочь, я твердо решила, что никогда не подниму на неё руку. Я буду к ней очень ласкова, буду всё объяснять ей вежливым, приятным голосом, она будет слушаться меня, и моя жизнь станет чудесной сказкой. Ведь это так замечательно, когда мама и дочка дружат и любят друг друга!
       Однако, реальность была совершенно непохожа на мои приятные мечты. Ребенок меня совершенно не слушался. Сколько бы раз я не повторяла просьбы собрать игрушки, или пойти помыть руки перед обедом, или съесть приготовленную по всем правилам кашу, в ответ дочка моя или  делала вид, что не слышит, или убегала да так быстро, что догнать без специальной тренировки было невозможно.
        Здесь я задумалась. Шлепать не хотелось, но ни тарзаний крик, ни тихие увещевания - не помогали.
        Пошла в библиотеку. Стала читать Спока, Никитиных, Ушинского, каких-то еще классиков. Ни один из приемов не работал.
        Работал только именно шлепок. Конечно, дело не доходило до прутьев, но иногда она доводила меня до такого бешенства свой вредностью, что хотелось ее именно побить.
Что это?  Память тела? То есть боль лучше помогает запомнить, что можно, а что нельзя или это своего рода  психологическая зависимость?
        Каждый раз я её спрашивала, - почему ты доводишь меня до такого состояния, что мне приходится тебя наказывать силой? Ты что даже с третьего раз не понимаешь?
        Любимая моя дочка с хрустальными слезами в больших глазах смотрела на меня молча. И продолжала гнуть свою политику: тебе надо, ты и убирай. Тебе надо, ты и учись. Тебе надо, ты и мой свою дурацкую посуду. Ну и всё в таком же духе.
        Однажды она взяла у бабушки деньги. Мы обыскали весь дом. Нигде их не было. Муж клялся и божился, что не брал. Я тоже. Даша, глядя на нас своими невинными синими глазами, в свои пять лет играла сцену, как настоящая народная артистка: «Нет. Не брала!»
        В конце концов, я отдала бабушке свои деньги, чтобы не слышать её вопли, что в доме завелось ворьё.
         Через два дня я нашла эти деньги в дочкиных игрушках. Начался допрос с пристратием.  Но мы, как настоящие партизаны, не признались. Слезы катились из правдивых глаз. Щеки пылали. Но на все вопросы и крики ответ был один: «Это не я!»
Потом я решила провести в жизнь ставшую вдруг модной  западную систему  воспитания. За каждый полезный поступок – ребенок кроме обычных слов «Молодец», получал еще и денежную премию.
         Будете смеяться, но дело пошло. Постирала свои колготки – получила 10 копеек (мороженое стоило 11).
        Убрала игрушки еще столько же. Так что к концу недели в кошелечке скапливались приличные деньжата. Я радовалась безмерно и хвалила капиталистов за правильный подход к воспитанию.
         Но вот наступил Новый год. Мы поставили настоящую большую ёлку. Она стояла в углу и поначалу очень нас радовала и запахом, и пушистостью. Через три дня иголки стали сыпаться на ковер. Тогда еще у нас не было пылесоса. Ковер подметали метелкой, было это не очень удобно, но что делать? Не собирать же их по одной.
         Я вначале подметала сама, а потом решила подключить к этому малоинтересному делу и девочку нашу. И, как всегда, пообещала премию.
         А надо сказать, что на праздники Даше бабушки, тети и дедушка надарили довольно много денег. Она с гордостью открывала свой кошелечек и показывала всем подарочные рублики.
         И когда я предложила шестилетней Дашуле подмести пол,  она вдруг гордо мне сказала: «Хочешь заработать? Подмети вместо меня, я заплачу…»
         После этого я перестала использовать в тонком процессе воспитания все эти модные системы и отдалась природному чутью.
         Честно признаюсь, иногда оно меня подводило. О чем смиренно прошу прощения у своей уже взрослой дочери.
         У которой тоже теперь есть дочь.
         Слава Богу она её не бьет!
         Но кричит и ругается.

      А я каждый раз беру ручки маленькой четырехлетней девочки в свои и говорю: «Ты – самая добрая, ты самая хорошая, ты  - моя хозяюшка, ты – очень красивая, умная, и ты так много понимаешь».
      И это – чистая правда. Почему я этого не говорила своей дочери? Обычно, когда хвалила, всегда было слово – молодец, без восторженных эмоций, просто приятные слова.       
       Может, поэтому она вредничала?

    И вот теперь вопрос,  когда появится  у моей внучки  её дочка, т.е. через 15-20 лет, обойдется ли она без  криков и шлепков ?!


Рецензии
Галина, отлично написали.
Сам не раз думал о воспитании.

Вячеслав Вячеславов   30.01.2015 15:12     Заявить о нарушении
Воспитание - это такая непредскаемая история, что никогда не знаешь, что на самом деле вырастет из ребенка.
Особенно, когда ты уже перевалишь за 50, а твоё дитя всё еще детское в душе да и в реальности тоже!

Галина Кириллова   30.01.2015 21:42   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.