Митр. Иларион о наших Предках

Митр Иларион (11 в.) с позиции библии о Предках – народе русском: «Мы были подобны зверям и скотам»
О ЗАКОНЕ, ДАННОМ ЧЕРЕЗ МОИСЕЯ,
И О БЛАГОДАТИ И ИСТИНЕ, ЯВЛЕННОЙ ИИСУСОМ ХРИСТОМ,
И О ТОМ, КАК ЗАКОН МИНОВАЛ,
А БЛАГОДАТЬ И ИСТИНА НАПОЛНИЛА ВСЮ ЗЕМЛЮ
И ВЕРА РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ВО ВСЕХ НАРОДАХ
ВПЛОТЬ ДО НАШЕГО НАРОДА РУССКОГО;
И ПОХВАЛА ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ НАШЕМУ ВЛАДИМИРУ,
КОИМ МЫ БЫЛИ КРЕЩЕНЫ;
И МОЛИТВА К БОГУ ОТ ВСЕЙ ЗЕМЛИ НАШЕЙ

“БЛАГОСЛОВЕН ГОСПОДЬ БОГ ИЗРАИЛЕВ”, БОГ ХРИСТИАНСКИЙ, “что посетил народ Свой и сотворил избавление ему” (Лк. 1, 68)! Ибо вовсе не попустил творению Своему пребывать во власти идольской тьмы и погибать в служении бесовском. Но прежде скрижалями и законом оправдал род Авраамов, затем же Сыном Своим спас все народы, Евангелием и крещением путеводя их в обновление возрождения, в жизнь вечную.
И кто столь велик, как Бог наш (Пс. 76,14)? Он, “един творящий чудеса” (Пс. 71,18), уставил закон в предуготовление истины и благодати, чтобы пестуемое в нём человеческое естество, уклоняясь языческого многобожия, обыкло веровать в единого Бога, чтобы, подобно оскверненному сосуду, человечество, будучи, как водою, ОМЫТО ЗАКОНОМ И ОБРЕЗАНИЕМ, смогло воспринять млеко благодати и крещения. Принёс же и Моисей с Синайской горы закон, а не благодать, тень, а не истину (Исх. 32,15—16; 34,29). Когда же век сей близился к концу, посетил Господь род человеческий. И сошёл Он с небес, войдя в лоно Девы. И приняла Его Дева с поклонением в телесную скинию Свою, неболезненно, молвив ангелу, вещавшему Ей: “Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему” (Лк. 1,38)!
В иудействе тем самым — оправдание, а в христианстве — спасение. И оправдание — в сем мире, а спасение — в будущем веке. прежде пребывала по всей земле сушь, потому что все народы лежали во зле идольском и не принимали росы благодати. И ЛИШЬ В ИУДЕЕ ВЕДОМ БЫЛ БОГ, и “У ИЗРАИЛЯ ВЕЛИКО ИМЯ ЕГО” (Пс. 75,2), и о Иерусалиме едином славим был Бог.
вера благодатная простёрлась по всей земле и достигла НАШЕГО НАРОДА РУССКОГО. И езеро закона пресохло. Евангельский источник, исполнившись воды и покрыв всю землю, разлился и до наших пределов. И уже не капища сатанинские воздвигаем, но церкви Христовы созидаем; уже не друг друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, закалаем и раздробляем в Жертву Богу и Отцу. И уже не как прежде, жертвенную кровь вкушая, погибаем, но, пречистую Кровь Христову вкушая, спасаемся.
Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел Он: восхотел — и спас нас и привёл в познание истины (1 Тим. 2,4)!
Тогда как пуста и иссохша была земля наша, ибо идольский зной иссушил её, внезапно разлился источник Евангельский, напояя всю землю нашу. Тогда как слепы были мы и не видели света истины, но блуждали во лжи идольской, к тому же и глухи были к спасительному учению, помиловал нас Бог — и воссиял и в нас свет разума к познанию Его (1 Ин. 5,20), по пророчеству: тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат (Ис. 35,5).
И когда мы претыкались на путях погибели, последуя бесам, и пути, ведущего к жизни, не ведали, к тому же БОРМОТАЛИ (ГУГНИЛИ) языками нашими, молясь идолам, а не Богу своему и Творцу, - посетило нас человеколюбие Божие. И уже не последуем бесам, но ясно славим Христа, Бога нашего, по пророчеству: "Тогда вскочит, как олень, хромой, и ясен будет язык ГУГНИВЫХ".
И когда МЫ БЫЛИ ПОДОБНЫ ЗВЕРЯМ И СКОТАМ, не разумели, (где) десница, (где) шуйца, и земному прилежали, и нимало о небесном не заботились, послал Господь и нам заповеди, ведущие в Жизнь Вечную,
Хвалит же гласом хваления Римская страна Петра и Павла, коими приведена к вере в Иисуса Христа, Сына Божия; восхваляют Асия, Ефес и Патмос Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены православной вере.
Согбены были мы, подпав БЕСОВСКОМУ ПРЕЛЬЩЕНИЮ, но тобою исправлены и вступили на путь жизни вечной; СЛЕПЫ БЫЛИ МЫ СЕРДЕЧНЫМИ ОЧАМИ, ЛИШЕНЫ ДУХОВНОГО ВИДЕНИЯ, но поспешением твоим прозрели, увидев свет Трисолнечного Божества; немы были мы, но тобою возвращён нам дар слова, — и ныне уже все мы, малые и великие, славим единосущную Троицу.


Рецензии