Шутка

Вы проснулись утром и понимаете, что жизнь прекрасна... пока спишь.
Это пессимизм?
Нет. Это юмор. Тонкий.

В одной мудрой Книге сказано: «В начале было слово».
Это философия?
Может быть. Если только у Вас есть чувство юмора. Тогда Вы, действительно, сможете увидеть в этом глубокий смысл. Примерно такой же, как и в высказывании: «Вначале была уздечка, а потом появились конь и всадник».
Чтобы оценить божественность шутки, мало обладать умом. Нужно обладать мудростью. А мудрость тождественна умению понять шутку. Только оценив тонкость юмора, можно раскрыть сакраментальность глубоких философских высказываний. Своего рода замкнутый круг.

Это уже вторая шутка за утро. Божественная.

Третья поджидает на кухне. Банальная.
Вы открываете холодильник, и из него вываливается лоток с яйцами. Прямо Вам под ноги.
Кряк!
Негодование кипучей волной пробегает по Вашему телу, глаза застит лютая злоба на кого-то невидимого, но явно присутствующего рядом, руки непроизвольно сжимаются в кулак. Еще миг и Вы совершите непоправимую ошибку: пытаясь дать по морде этому самому незримому, разобьете кулаком экран ни в чем неповинного телевизора. И останетесь не только без утренней яичницы, но и без любимой передачи «С добрым утром!»

Есть вариант в такие моменты попытаться успокоить себя легким поглаживанием руки в области сердца и мысленным прочтением какого-нибудь заклинания, например: «В лесу родилась елочка... Спокойно, Сережа. Спокойно...»
В общем-то, это лучше, чем ничего. И уж тем более, лучше, чем бить телевизоры. Но не радикально. Ибо дальше вслед за яйцами может выпасть еще и незакрытый Вами пакет с молоком. И заклинание про елочку не возымеет эффекта.
Что же тогда?
Только чувство юмора способно радикально все изменить.

Должно оцените весь комизм ситуации. Мысленно выставьте оценку произошедшему по шкале:
5 – божественно;
4 – тонко;
3 – смешно;
2 – банально;
1 – пошло.
Приберите разбившиеся яйца и садитесь пить кофе с пряниками, не забыв включить передачу «С добрым утром!». Срабатывает на все сто! Причем, пакет с молоком, уже приготовившись выпадать, в момент оказывается прижатым к стенке холодильника батоном вареной колбасы.

«Что наша жизнь? – Игра!» – сказал как-то один великий Поэт.
«Такая пустая и глупая ШУТКА!» – тут же добавил про жизнь другой не менее великий классик.
Неужели такая, уж, пустая и глупая, Михаил Юрьевич? Вы серьезно, или у Вас просто яйца из холодильника выпали? Не обижайтесь. У меня сегодня шутливое настроение, и я не могу с этим справиться.

Ладно. Вот Вы уже позавтракали и отправляетесь на работу. Заводите мотор своей машины, выезжаете на дорогу и... На заднем стекле впереди идущей машины читаете очередную «тонкую» шутку: «Не уверен – не обгоняй!»
Это что ж получается?
Только дураки полагают, что они могут быть в чем-то уверенными. Умный человек никогда ни в чем не уверен. Значит, дураки пусть обгоняют, а умные должны пристроится друг дружке в хвост и ехать стройной вереницей? Что это: парад абсурда или опять глубокая философия? Может, дураки на самом деле и есть самые мудрые, а умные – истинные глупцы?
Как там, у господина Грибоедова: «Горе от ума»?

Нет-нет. Здесь что-то не так. Пошутили и хватит.
Теперь серьезно...
Однозначным представляется здесь лишь то, что ум и мудрость – это разные понятия. Ум подразумевает наличие знаний и умение с ними обращаться, но не подразумевает уверенности в своей безошибочности. Ум не гарантирует принятия истинно правильного решения. И иногда лишние знания только играют с нами злую шутку, уводя в сторону от него.
Мудрость же есть тот перст, что указует нам на, пусть не всегда логичное, но правильное (порой единственно правильное) в конкретной ситуации решение. И она невозможна без уверенности. Если мы хоть чуть сомневаемся в том, что намерены делать, то, может, мы и умно поступим, но никак не мудро.

Только где нам обрести эту самую уверенность? Как научиться поступать не просто умно, но еще и мудро? Или человеку не дано быть мудрым?
Чувство юмора. Может, оно есть мерило мудрости? Когда мы оказываемся способными разложить ситуацию на множество тонких шуток, оценив всю их прелесть, может быть, тогда приходит уверенность, и открываются нам мудрые решения?
«Не уверен – не обгоняй!» Скажем по-другому: «Если то, что Вы собираетесь сделать не смешно – не делайте этого!» Шутка?
Еще один афоризм: «Кто сердится, тот не прав».
А кто тогда прав? Тот, кто не сердится? Или даже так: всегда прав тот, кто смеется? Даже если ему в этот момент всего-навсего щекочут пятки?!
Вот, уж действительно, шутка!

Нет-нет. Чувство юмора. Опять мы упираемся в него. Когда щекочут пятки – это смех физиологический. В нем нет духовного начала. Нет идеи. Юмор же – это оценка качественности идей. Он показывает, в какой мере та или иная идея жизненна. Способна ли она быть двигателем развития мира, заставляя его рождать новые формы, при этом не приводя к необратимым разрушениям, к безвозвратной утере уже добытых качеств.
Последнее очень важно. Именно этим юморная шутка отличается от злого розыгрыша. Настоящая шутка не должна быть разрушительной. Она всегда должна предусматривать возможность возврата назад к тому, что было до нее, на точку равновесия добра и зла. После шутки не должно оставаться пострадавших. Каждый должен оказаться в выигрыше.

Чувство юмора – это тонкая грань между добром и злом. Это точка гармонии. Указатель того положения, когда можно качнуться в ту или другую сторону, чтобы дать очередной толчок развитию жизни, но при этом всегда иметь возможность отыграть все назад и, воздав в должной мере добра пострадавшим, в итоге заставить всех одинаково посмеяться над случившимся. И радостно захлопав в ладоши, закричать:
«Даешь новую шутку!»
Кто сердится, тот не прав. А правы те, кто способны над всем посмеяться, в том числе и над собой. И чтобы, в конце концов, весело стало всем. Наверное, это и есть истинный девиз всякого процесса творения.

Перекресток. Остановка на светофоре. На лобовое стекло падает пушистый снег. Кругом белым-бело. Очень красиво!
Красиво? А что значит красиво?
Сегодня день вопросов и ответов... И шуток.
Красота – это гармония форм. Идеал воплощения комбинации не противоречащих друг другу идей, подразумевающей их стабильное равновесие и бесконечность развития, то есть возможность смены этих самых форм на другие при сохранении прежних идей и добавлении к ним новых.
Это я хорошо сказал!

Попробуем попроще. Вот журнал. Гламурная фотография какой-то девушки. Обворожительные формы; макияж, подчеркивающий все достоинства лица и скрывающий его недостатки; до мельчайших подробностей продуманный фотографом задний план; таинственная игра света, теней и красок. Но что-то во всем этом не так. Картинка не греет душу. Любуетесь ровно три минуты, после чего становится не интересно, и в первый момент вспыхнувшие чувства и желания проходят без следа.
В чем причина?
Ответ приходит: картинка «мертвая». В ней нельзя ничего дофантазировать. Все формы в ней доведены до той точки, в которой дальнейшее развитие воплощенных идей неминуемо приводит к фарсу, к опрокидыванию красоты в уродство. И оттого становится неинтересно.

«И прожили они долгую и счастливую жизнь, и умерли в один день».
Все – точка. Вот пример гламурности в сказочных окончаниях.
Начинаете понимать, что картинке не хватает небольшого исправимого или пригодного к трансформации в достоинство изъяна. Не хватает шутки. Фотограф – большой мастер. Но явно без чувства юмора. Картинка получилась гламурной, но никак не красивой.
Гламур и красота – разное. Гламуру до красоты не хватает поправимого изъяна, который будоражил бы нашу фантазию и заставлял бы творчески развивать уведенное.

А разве поправимый изъян – не есть шутка?
Она самая. И именно она оживляет приготовившийся умереть сюжет. Более того, делает его бессмертным. Именно шутка делает красоту красотой.
...В начале было слово...
...В начале была уздечка...

Вы смотрите из окна автомобиля на заснеженный скверик и видите прогуливающуюся влюбленную парочку. Мысленно до Вас долетают их пылкие признания:
– Я твой навсегда.
– Я твоя навеки.
«Ну вот, еще одни Ромео и Джульетта. Боже! Хватит шутить! Я устал от этих шуток! Дай мне покоя!»
– Нет!
Влюбленные. Минуты пылкой страсти – это самое прекрасное, что есть в жизни. Каждое мгновение здесь растягивается в вечность. Тысячелетие без любви не стоит и миллионной доли мига любовного упоения.

О, Вильям (наш) Шекспир! Ты великий шутник!
Тебе ли не знать, что в мире нет ничего вечного?! (Если только это не очередная шутка...) Но ты презрел эти истину! Ты позволил своим героям с упоением насладиться мгновением вечной любви! Чем навсегда осчастливил их и сделал бессмертными!
Они живут теперь в наших сердцах!
Так, почему бы не позволить и этим двум влюбленным немного пошутить?
– Я твой навсегда...
– Я твоя навеки...

«Шутить всегда, шутить везде, до дней послед...»
Стоп!
Товарищ Маяковский писал про «светить». Это светить можно до какого-то там «донца»! А уж если шутить, то бесконечно и в бесконечность!
– К Черту всякие там донца!
– Не поминай Хмурого!
– Ты про кого это? Про того, кого сам создал, а потом пошил в предатели? Хорошие у тебя шутки!
– Замолчи. Это уже не шутка.

– Почему же?
– Нельзя шутить над несчастными.
– Ты его несчастным называешь? Чем же это он несчастен?
– Он самый несчастный из всех! Ему не дано СМЕЯТЬСЯ!
– Вот как? А шутить... шутить он может?
– Не хуже моего. Но он не знает от этого радости. Поэтому не поминай его... Грех над Хмурым смеяться... грех.
– Хорошо... я понял. Извини. Только ответь мне. Тут, вот, написано: «В начале было слово»...
– Шутка.

04.02.10


Рецензии