Держись, старлей! Глава 8

Вечером следующего дня Дэйв Корниш позвонил старлею и коротко сообщил: «Я нашел очень интересные документы. Беру тайм-аут на подготовку, встретимся в четверг на старом месте!»

Несколько дней прошли в томительном ожидании. Моряки слонялись по городу в надежде найти что-нибудь соответствующее их настроению. Старлей давно мечтал сходить вживую на Нью-Йоркский филармонический оркестр, который он слышал по телевизору еще в России. «Эксу» было все равно, и он согласился составить компанию.
Заговорщики сошли с подземки на 62-й улице и в районе Амстердам-авеню на площади с фонтаном увидели величественные здания Линкольн-центра. Кроме как полюбоваться архитектурой снаружи ничего другого у моряков не получилось. Все три здания, в том числе и городская филармония, были закрыты. Афиши с премьерами концертов и репертуары на 2013 год на информационных тумбах отсутствовали. На площади было безлюдно.

Изнывающие от скуки люди отправились в Гринвич-Виллидж. Но перед зданием Радио-Сити мюзик-холла тоже царило запустение. Хоть шаром покати!

Они прошлись вдоль Ист-Ривер и между 42-й и 48-й улицами стали любоваться 39-этажной зеркальной стрелой Секретариата ООН, приземистым куполообразным зданием Генеральной ассамблеи и дворцом конференций в окружении пышного паркового оазиса. Но по всему периметру комплекса плотной цепью стояли солдаты в камуфляже, касках и автоматами на груди, и русские моряки поспешили уйти.

Потеряв всякую надежду попасть хоть куда-нибудь, они стали шататься по городу просто так. Заходили попить пивка в какую-нибудь забегаловку, покупали вкусное мороженое в киосках, а один раз даже прокатились на огромном колесе обозрения в Баттери-Парке.

Наконец, на неширокой и уютной Сайт-Стрит моряки наткнулись на настоящую булыжную мостовую, которая и привела обоих праздношатающихся в бывший морской порт. Все прилегающие к Сайт-Стрит улицы тоже были вымощены булыжником.
В отличие от центральной части острова, здесь было многолюдно. Магазины, рестораны и бары, музейные экспозиции и мастерские ремесленников буквально кишели людьми. Вместе с остальными зеваками моряки побывали на борту старинного парусного судна, прокатились на катере вдоль берега, посмотрели бесплатное представление уличных актеров.
Люди отдыхали, щелкали фотоаппаратами, покупали сувениры на память и весело смеялись. Казалось, что этого места кризис совсем не коснулся.

Наши герои прошли насквозь южную часть Манхеттена и среди домов на набережной Гудзона наткнулись на высокую металлическую сетку, ограждающую огромный котлован. Рядом на плите лежали букетики живых цветов. Оба моряка долго стояли здесь и молча смотрели на разбросанные за ограждением обломки строительных конструкций бывшего Всемирного торгового центра.

«Как же так!» - недоумевал старлей, вспоминая облетевшую весь мир видеозапись катастрофы. – «Почему самые современные технологии не помогли зданиям устоять?»

«Какая-то ерунда получается с этими башнями!» – причитал его мысли «Экс» - «В 1945 году в Эмпайр-Стейт-Билдинг на уровне 79-го этажа на скорости 430 км/час врезался средний бомбардировщик В-25 «Митчелл». На борту было полторы тонны бомб и полные баки авиационного бензина …»

«И что?» - заинтересовался старлей.

«И ничего!» - ответил всезнающий «Экс» - «Здание до сих пор стоит!»

Хоть время и текло медленнее, чем обычно, но назначенный Корнишем день не мог однажды не наступить. И это, наконец, случилось.

За 30 минут до назначенного часа моряки прибыли к пешеходному переходу на углу Фултон и Ватер-Стрит. Оба немного нервничали. Еще бы! Ведь они так надеялись узнать что-то обнадеживающее. Сильное желание чуда препятствовало движению маятника времени, и он остановился в пустоте.

09.45 – прохожие висят в воздухе в самых нелепых позах, гудки автомобилей в затухающем ритме опускаются до немыслимо низкой ноты.

09.50 – воздух вокруг становится таким вязким, что трудно дышать.

09.55 – предел терпения иссякает, надежды тают на глазах ...

Ровно в 10.00 рядом с теряющимися в догадках моряками остановился синий «Опель». Из окна высунулась сияющая физиономия Дэйва Корниша. Дверь автомобиля гостеприимно качнулась навстречу людям, впустила их внутрь прохладного салона и тотчас возвратилась на прежнее место. Маятник двери запустил таинственный часовой механизм, и время вновь потекло в привычном ритме.

«Вот, посмотрите!» - проводник развернул на заднем сиденье несколько небольших эскизов и стал водить по ним указательным пальцем. – «Здесь показан «загрузочный» тоннель, по которому из морского грузового терминала в подземку доставляют рельсы, шпалы, технику и прочую строительную «приблуду».

Корниш перевел палец на другой рисунок: «Если ваш чертеж не мистификация, то нижний тоннель заканчивается здесь!» - Он сделал ногтем вдавленную отметину. – «В этом месте удаление одного тоннеля от другого составляет не больше 60-ти футов по горизонтали и 20-ти по вертикали!»

Андрей, сколько ни старался связать изображенное на одном листе с другими эскизами, так и не смог составить общую картину.

«А что», - потеряв надежду разобраться в карандашных линиях, сдался старлей. – «Не существует ли единой схемы коммуникаций? В изометрии?»

«Даже таким подробным схемам нельзя верить на все сто!» - уверенно ответил Корниш. – «Люки на поверхности земли – это единственное, что имеет точные координаты, а ниже – как Бог на душу положит! Тем более нет и пространственных схем!»

«А это что за труба?» - спросил «Экс», показывая на семифутовую магистраль под «загрузочным» тоннелем. – «Случаем, не канализация?»

«Проложена давно. Кто выполнял работу – неизвестно, документация утрачена!» – лаконично ответил подземщик. – «Русло всегда сухое».

«А что находится над этой точкой на поверхности земли?» - показал в начало неопознанной трубы дотошный «Экс».

«Район пересечения Платт и Голд-Стрит!» - прикинул по карте Дэйв. – «Там 
наверху стоит очень приличный японский ресторанчик!»

При упоминании знакомого места старлей ощутил во рту нежный вкус креветок в чесночном соусе и подумал, что талант настоящего повара распространяется даже на остывшее блюдо. Еще он вспомнил, что ресторанчик находится всего в квартале от банка, и труба эта может быть очень даже интересна. Но пока он раскрывал рот, чтобы сделать предложение, его опередили.

«А давайте-ка, пройдемся по трубе!» - скороговоркой выдохнул «Экс», и в его серых глазах блеснула надежда ...

Экскурсию решили не откладывать, тем более, что проводник был готов к такому варианту развития событий. Корниш переставил автомашину подальше от пешеходного перехода, - вплотную к задраенному входу в подземелье и стал выставлять на тротуар стойки ограждения ...

На этот раз снаряжения было так много, что оно едва поместилось в три огромных рюкзака. Тем не менее, до ниши с дверью в старинный штрек добрались быстрее, чем в прошлый раз. Корниш шел, не останавливаясь и изредка подсвечивая прожектором на стены. За ним двигался «Экс», и замыкал колонну старлей. Ему было не привыкать таскать на себе серьезный вес. Что мог значить этот тяжеленный рюкзак по сравнению с подъемом на перевал с полуторакилометровым перепадом по высоте? Передвигаться по горизонтали несравненно легче, даже принимая во внимание постоянно хлюпающий пОтом и сбивающий дыхание противогаз.

Проводник прошел мимо входа в штрек, даже не взглянув на него, и вскоре нырнул в неширокое ответвление с одной парой рельсов. Через полчаса группа остановилась у решетчатой чугунной крышки в полу, под которой был виден штурвал герметичного люка. Дэйв снял рюкзак, сдвинул в сторону чугунную крышку и стал открывать люк. Затем он привязал за кабельный кронштейн в стене веревку и сбросил бухту в отверстие люка. Было слышно, как веревка ударилась о твердую сухую поверхность. Каждый из подземщиков достал из своего рюкзака костюм из прорезиненной ткани, облачился в него и прицепил на грудь небольшой баллон с маской.

«Использовать только в крайнем случае, рассчитан на полчаса!» - сказал Дэйв и показал, как управляться с аппаратом для дыхания.

После детального инструктажа проводник нацепил через плечо сумку с каким-то прибором и спустил в люк своих любопытных экскурсантов. Рюкзаки остались лежать на рельсах. Корниш тщательно задраил вход изнутри, подсветил в обе стороны, выбирая направление, и пошел по небольшому уклону вверх. Старлей осмотрелся вокруг. Внутренний диаметр трубы соответствовал размеру на чертеже и позволял идти в полный рост, не рискуя удариться обо что-нибудь головой. В трубе было сухо, - никаких грунтовых наносов, которые бы говорили о подземной реке.

Труба вела в сторону почтового тоннеля, в этом старлей был уверен, по крайней мере, сначала. Но после нескольких крутых поворотов он потерял ориентировку и теперь шел, теряясь в догадках. Под ногами была гладкая бетонная поверхность, из стен кое-где торчали металлические скобы, никаких боковых ответвлений или дополнительных верхних люков не наблюдалось. Все это в конце-концов перестало ему нравиться. Старлей остановился, преодолевая внезапный страх, и вдруг услышал странный звук, похожий на спуск унитаза.

Шум нарастал с большой скоростью. По ушам больно ударила воздушная волна. Сомнений не было: в лобовую атаку на них мчался водяной вал. Как потом невесело вспоминал старлей, он в этот момент чувствовал себя с тараканом, случайно оказавшимся в канализации. Из ступора моряка вывел нечеловеческий крик, сравнимый по силе с трубным гласом Архангела.

«Делай как я!» - дико взревел Корниш и рванул с головы противогаз.
 
Старлей очнулся и, повторяя движения учителя, закрепил маску дыхательного аппарата на лице и покрепче ухватился обеими руками за скобу.

«Экс» проделал то же самое, но, не имея ничего существенного под рукой, уцепился за брезентовый пояс проводника.

Едва они закрепились, как поток воздуха уплотнился настолько, что сшиб людей с ног. Понизу ударил бурлящий поток. Уровень воды моментально поднялся до середины сечения русла и, постепенно сводя верхний просвет на нет, быстро заполнил всю трубу. Скорость воды нарастала, и мощное течение вытянуло тела людей вдоль бетонного ствола трубы, как внезапно вздувшийся весенний паводок прижимает к земле застигнутый врасплох прибрежный кустарник.

Что-то сильно стукнуло старлея по голове. Он открыл глаза и удивился, что вода была достаточно прозрачной. Перед глазами болтались чьи-то ноги в ботинках. Темные обувные шнурки развязались и длинной лапшой извивались в воде.

Моряк стал задыхаться, но не запаниковал и быстро сообразил, в чем дело. Он отцепил от скобы левую руку, нащупал баллончик на груди и повернул барашек вентиля. После нескольких судорожных вздохов дыхание восстановилось.

Так продолжалось некоторое время. Но сколько, - никто потом не мог сказать с уверенностью. Напор струи ослаб и, наконец, вода быстро сошла на нет. Под ногами оказалась все та же чистая бетонная труба.

«Не забудьте закрыть кран!» - крикнул Корниш, вытряхивая воду из противогаза и надевая его силиконовый чепец на голову. – «Может еще пригодиться!»

Не говоря больше ни слова, проводник исчез за поворотом. Старлей отметил, что подземщик торопится.

«Оно и верно!» - понятливо рассудил старлей. – «Пора поскорее заканчивать с этой трубой! Не ровен час …»

Так и додумав мысль до конца, он зашлепал по мокрому бетону вслед за Дэйвом и вскоре застал его задравшим голову вверх. С «потолка» свисали две трубы, каждая в полметра диаметром. Из одной тонкой струйкой продолжала все еще вытекать вода. Старлей прошелся по бетону дальше и через 50 шагов уткнулся в глухую стену. Когда он возвратился назад, то увидел своих товарищей рядом с расстеленной на бетонной стенке схемой подземных коммуникаций. Проводник закончил высчитывать их местоположение под землей и сделал пометку карандашом на карте города.
«Мы находимся в районе пересечения Майден и Вильям-Стрит!» - прохрипел переговорным устройством Корниш. – «Теперь попробуем узнать, откуда пришел этот потоп!»

С этими словами проводник снял с плеча сумку и вытащил свитый кольцами упругий трос. Он раскатал его вдоль бетонного русла, присоединил к приборчику в сумке, а свободный конец с небольшим утолщением на торце, ввел в мокрую от воды трубу. После этого Дэйв щелкнул переключателем, и на приборчике засветился небольшой экран.

«Видеозонд!» - определил старлей, и его сердце забилось в ожидании чуда.

Однако, ничего внятного он не увидел. На экране мелькала только подсвеченная крохотным светодиодом темная поверхность водостока. А вскоре 15-ти метровый зонд закончился, так и не достигнув конца отверстия.

Дэйв перенес свое подглядывающее устройство в сухую трубу, и вскоре тот уперся в невидимую преграду. Подземщик сделал несколько вращательный движений упругой оболочкой, нащупал проход и продвинул зонд глубже. Тотчас на экране возникла какая-то неясная картинка. Дэйв поколдовал над ручками управления прибором, и ему удалось добиться четкого изображения. Во весь экран располагался кусок стального рельса. Подземщик вернулся к трубе, протиснул видеоглаз дальше и вновь отрегулировал резкость.

То, что отобразилось на экране, взволновало старлея больше, чем развалины «Близнецов» или «Медный шар». Высокая, никак не меньше пяти метров до потолка, широкая часть тоннеля была перегорожена поперек монолитной глухой стеной. Проложенные по основанию помещения три пары рельсов заканчивались под обрезом стены. Разглядеть подробнее, к сожалению, не позволяла техника. Инфракрасная подсветка давала возможность получить контрастное изображение не дальше шести метров.

Вдруг картинка ожила: вспыхнул свет, и стена стала медленно подниматься вверх, открывая снизу вверх силуэты двигающихся людей.

«Экс» спохватился первым и ловко выдернул упругую оболочку из трубы.

Корниш одобрительно кивнул своему сообразительному помощнику и моментально убрал зонд в сумку. После этого все трое побежали по трубе в сторону выхода, быстро поднялись по веревке в тоннель и аккуратно возвратили на место герметичную заглушку и решетчатую чугунную крышку. Не переодеваясь, навьючили на мокрые еще спины рюкзаки и побежали по обратному маршруту.

«Четыре шага - вдох, четыре – выдох!» - машинально считал старлей, продолжая переживать недавние события в трубе.

Уже пробежав нишу перед старинным штреком, их проводник, словно вспомнив что-то важное, резко остановился, вернулся назад и привел моряков в почтовый тоннель. Только там он позволил себе снять прорезиненный костюм с бахилами, потом достал чистый лист бумаги и стал рисовать пространственную схему.

Оба моряка, не дожидаясь команды, тоже разоблачились, потом уселись на свои рюкзаки и стали с интересом ждать окончания процесса.

А Дэйв не очень-то и торопился. Испытывая их терпение, он часто прерывал рисование и задумчиво грыз кончик карандаша. Наконец, подземщик оторвался от листа бумаги, повернул свой прожектор поудобнее и стал комментировать эскиз.

«Мы находимся здесь!» - указательный палец уперся в верхний угол карандашного наброска. – «А вот тут находится нижний край бетонной пломбы, который был виден через сухую трубу в момент включения света!» - палец опустился в нижний угол листа.

Старлей попытался воспроизвести по памяти увиденную на экране видеозонда картинку, но как ни старался, ничего похожего вспомнить не смог. «Экс» сидел с закрытыми глазами и шевелил губами, шепча то ли молитву, то ли заклинание. Наконец, он открыл глаза и произнес короткую фразу: «Слева, за тельфером, в потолке!»

Дэйв во второй раз одобрительно кивнул головой и добавил: «Если это одна и та же пломба» - он похлопал рукой по бетонному пятну в полу. – «То между тоннелями может быть только такая картинка! …»

Рука Дэйва Корниша забегала по бумаге, выполняя набросок со скоростью опытного чертежника.

«Разница по вертикали известна!» - продолжал подземщик. – «И составляет около 20-ти футов. Сколько по горизонтали, можно только предположить, а по сему решаем задачу с несколькими неизвестными!»

Дэйв замолчал, продолжая рисовать в том же темпе. Наконец, он положил карандаш на бумагу и молча откинулся спиной на насыпь у замурованной лестницы.

Старлей сидел с раскрытым ртом, понимая, что на его глазах только что произошло долгожданное чудо! Где-то не очень далеко по горизонту в недрах завала и шестью метрами ниже находится секретный выход из хранилища!

«Экс» воспринял сообщение Корниша как должное и внимательно рассматривал эскиз проводника, то и дело сравнивая его со своими чертежами.

«А мы можем отсюда пройти в загрузочный тоннель?» - спросил «Экс».

«Придется далеко обходить!» - ответил Дэйв. – «Проще начать от грузовых терминалов на Норт-Ривер. Если не ошибаюсь, ближе всего к загрузочному тоннелю находится Howland Hook Marine Terminal».

«А если зайти с другого конца?» - не унимался дотошный «Экс» - «Ты же сам говорил, что между нашими тоннелями расстояние небольшое?»

Дэйв резко сел, словно его ткнули в спину чем-то острым.

«Как это я сразу не сообразил?!» - пробормотал он, разворачивая объемистый сверток со схемами и чертежами.

Он нашел нужный лист, развернул и придавил по краям камнями.

«Вот здесь находится специальный тупиковый тоннель для аварийной остановки поездов!» - подземщик показал на короткий прямой отрезок подземной выработки. – «В нем располагается устройство для гашения инерции движущегося состава до полной остановки! Ваш тоннель упирается в тупик с обратной стороны!»

«Но ведь это слишком далеко!» - возразил «Экс».

«Я уже говорил, что все эти чертежи достаточно условны!» - объяснил Дэйв. – «Они дают лишь общее направление тоннелей. Чаще всего в делах такого рода к положительному результату приводит опыт и интуиция!»

«Пошли, посмотрим на месте?» - предложил заинтригованный «Экс».

Ответа не последовало, и старлей, взглянув на проводника, впервые увидел, как тот колеблется. На лице старого подземщика, прошедшего огонь, воду и всякие трубы, ясно читалось сомнение, словно, он находился на распутье.

«Раз уж я обещал, то покажу по схеме и объясню, как удобнее пройти, но идти туда не советую!» - сказал, наконец, Дэйв Корниш. – «Мы случайно вторглись на частную территорию, и все дальнейшие наши действия будут расцениваться как нарушение Закона! Вы должны это понимать!»

«Нам нужно только заглянуть в тупик!» - попробовал уговорить подземщика «Экс». – «Одним глазком!»

«Без меня!» - коротко ответил Дэйв и встал. – «Надо уходить!»

Они молча спустились по штреку до конца, и проводник вдруг остановился перед дубовой дверью, словно увидел что-то новенькое.

«Кто из вас закрыл эту дверь?» - не оборачиваясь, спросил Дэйв.

«Экс» посмотрел на друга. Старлей вспомнил, как он входил в штрек последним и отрицательно покачал головой.

Дэйв недоверчиво хмыкнул и взялся за ручку двери, но «Экс» удержал его за плечо и протиснулся вперед. Встав на колени, он осторожно приоткрыл дверь, затем просунул в образовавшуюся щель раскрытую ладонь, нащупал что-то и кивнул проводнику. Дэйв ударил в кованую преграду ногой и быстро шагнул вперед, на ходу вытаскивая из-за спины какой-то темный продолговатый предмет.

Старлей шагнул вслед за Корнишем и увидел, что ладонь «Экса» прижимает к стене боевую «лимонку», а от дверной ручки вниз свисает проволока. Моряк жестом попросил стоящего на коленях товарища пододвинуться, отцепил от проволоки предохранительную чеку и зафиксировал спусковой рычаг запала.

«Экс» осторожно разжал руку и медленно встал, а согласившаяся с отсрочкой Смерть осталась дожидаться своего часа на конце едва заметного ржавого штыря.

Все это время Дэйв Корниш стоял за спиной старлея  и с интересом наблюдал за нехитрым процессом разминирования растяжки. Когда экскурсанты повернулись к проводнику, то увидели в его руках ружье необычной формы.

Спросить проводника, что это за штука, они не успели. Из темноты блеснуло пламя, и прогремел оглушительный выстрел. Пуля отколола кусок бетона над головой старлея и шмелиным рикошетом ушла в сторону.

Дэйв развернулся и выстрелил из своего ружья в сторону вспышки. Звук его выстрела был едва слышимый, шипящий. Тотчас в темноте кто-то громко вскрикнул.


Рецензии